Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Карманный Т-34 в шведском исполнении

Strv ca 13t и другие проекты модернизации шведского легкого танка Strv m/41, датированные 1943 годом В ходе Второй мировой войны нередко получалась ситуация, когда новые танки, принятые на вооружение, уже вскоре начинали стремительно устаревать. Особенно это стало заметно где-то с 1941 года, когда опыт первых лет войны стали реализовывать в виде более защищенных танков, имевших более мощное вооружение. Больше всего страдали те страны, которые имели ограниченную мощь танкостроительной промышленности. Например, Швеция, когда средние танки приняла на вооружение к концу 1941 года, а в серию они пошли ближе к 1943 году. Так что основу шведских бронетанковых сил в наиболее кризисный период составляли легкие танки, которые уже в 1941 году имели весьма сомнительную ценность. Ситуация усугублялась тем, что шведская промышленность еще и не могла выпускать даже легкие танки в больших объемах. Поэтому, наряду с Strv m/40, запустили выпуск еще одного легкого танка - Strv m/41. Лицензионный вариант

Strv ca 13t и другие проекты модернизации шведского легкого танка Strv m/41, датированные 1943 годом

В ходе Второй мировой войны нередко получалась ситуация, когда новые танки, принятые на вооружение, уже вскоре начинали стремительно устаревать. Особенно это стало заметно где-то с 1941 года, когда опыт первых лет войны стали реализовывать в виде более защищенных танков, имевших более мощное вооружение. Больше всего страдали те страны, которые имели ограниченную мощь танкостроительной промышленности. Например, Швеция, когда средние танки приняла на вооружение к концу 1941 года, а в серию они пошли ближе к 1943 году. Так что основу шведских бронетанковых сил в наиболее кризисный период составляли легкие танки, которые уже в 1941 году имели весьма сомнительную ценность.

Strv m/41 стали поступать в шведскую армию к 1943 году. Они уже весьма так устарели.
Strv m/41 стали поступать в шведскую армию к 1943 году. Они уже весьма так устарели.

Ситуация усугублялась тем, что шведская промышленность еще и не могла выпускать даже легкие танки в больших объемах. Поэтому, наряду с Strv m/40, запустили выпуск еще одного легкого танка - Strv m/41. Лицензионный вариант чехословацкого LT vz.38 был более удачным танком, с большими перспективами по модернизации. Помимо реализованных вариантов танка, включая самоходные артиллерийские установки, Strv m/41 оказался основой для нескольких проектов модернизации. Одним из них стал безымянный проект легкого танка на основе Strv m/41, который весьма напоминал советский средний танк Т-34.

Между тем, уже в июне 1942 года шведы узнали о Т-34.
Между тем, уже в июне 1942 года шведы узнали о Т-34.

Первые Strv m/41 SI сдали только в декабре 1942 года. К тому моменту танк уже устарел, его собрата, Pz.Kpfw.38(t), уже прекратили выпускать. Впрочем, шведам особо терять было нечего, а хотя бы такой танк - уже танк. Так или иначе, но данное шасси было всё равно более перспективным, чем Strv m/40. Между тем, еще летом 1942 года из Финляндии стала поступать информация о танках, которые состояли на вооружении Красной Армии. В том числе и о Т-34, некоторое число этих танков попало финнам в руки. Появление этого танка стало неприятной новостью для шведов, впрочем, реагировать на появление Т-34 шведы стали позже. В 1942 году им было слегка не до того.

Близкое знакомство с танком их совсем не порадовало.
Близкое знакомство с танком их совсем не порадовало.

Весной 1943 года стала поступать новая информация о зарубежных танках, в том числе английских и немецких. Также весной 1943 года состоялось очное знакомство в Финляндии с Т-34. И оно точно шведов не порадовало. Фактически советский танк обнулял их усилия по созданию не то, что легких танков, а даже Strv m/42. У шведов СССР находился в списке потенциальных противников далеко не на последнем месте. Так что наличие на вооружении Красной Армии такого танка стало для шведов очень неприятным сюрпризом. Landsverk получила задание на разработку модернизированной версии Strv m/42, эта работа позже привела к появлению проектов LAGO V и Pricken.

Исходный проект модернизации Strv m/41, датирован 7 мая 1943 года.
Исходный проект модернизации Strv m/41, датирован 7 мая 1943 года.

Что же касается Scania-Vabis, то в мае 1943 года она начала работу над модернизированным легким танком. Согласно проработкам, датированным 7 мая 1943 года, предполагалось разработать два варианта модернизации. Первый, боевой массой 13 тонн, планировали оснастить тем же самым двигателем, что и Strv m/41 SII. Вторая, 15-тонная версия, должна была получить 220-сильный мотор и механическую коробку передач. Оба варианта должны были иметь в качестве вооружения 57-мм пушку с длиной ствола 45 калибров, броню с максимальной толщиной в лобовой части 60 мм, экипаж составлял 3 человека, из них двое в башне.

Скорее всего, ставилась та же пушка, что рассматривалась как вооружение для Lansverk LAGO.
Скорее всего, ставилась та же пушка, что рассматривалась как вооружение для Lansverk LAGO.

Данный проект, к сожалению, не сохранился в виде эскиза, по крайней мере, пока таковой обнаружить не удалось. Впрочем, скорее всего он мало отличался от того предложения, которое Scania-Vabis представила 21 июля 1943 года. Как и ранее, предлагалось два варианта модернизации Strv m/41. Сейчас они порой обозначаются в этих ваших интернетах как Strv m/41 S-III, но это не более чем попытка выдать желаемое за действительное. В лучшем случае данные проекты можно обозначать как Strv m/41 Alternativ 1 и Strv m/41 Alternativ 2. По крайней мере, так они именовались в представленных вместе с макетами описаниях.

Strv m/41 Alternativ 1, первый, он же приоритетный вариант модернизации.
Strv m/41 Alternativ 1, первый, он же приоритетный вариант модернизации.

Оба варианта модернизации Strv m/41 откровенно напоминали Т-34. Забавным выглядит тот факт, что оба проекта модернизации копировали размещение экипажа в отделении управления Т-34. В случае Strv m/41 Alternativ 1 максимально сохранялся корпус исходного танка, двигатель и элементы трансмиссии. Боевая масса должна была составить 13 тонн, при этом экипаж, в отличие от исходной концепции, сохранили в прежнем составе (то есть четверо). Переделке подвергались боевое отделение и отделение управления, которые получали рациональные угля наклона брони и в целом становились похожи на Т-34. Полностью переделывалась башня, получавшая 57-мм пушку. Толщина лобовой брони корпуса составляла 35 мм, а башни 50 мм.

Позже он именовался как Strv ca 13 ton.
Позже он именовался как Strv ca 13 ton.

В целом получался вполне современный легкий танк, с вооружением, вполне способным поражать Т-34. Кроме того, такую версию было проще пустить в серийное производство. Второй, 15-тонный вариант (Strv m/41 Alternativ 2), предполагал гораздо более серьезную переделку. Если 13-тонная версия была попыткой скрестить Strv m/41 и Т-34, то тут уже Т-34 читался однозначно. Особенно это касается башни, которая оказалась практически скопирована с советского среднего танка. Значительно оказался переделан и корпус, также здорово напоминавший Т-34. Толщина брони корпуса вырастала до 40 мм, усиливалась броня бортов корпуса и башни. В качестве силовой установки предполагалось использовать 220-сильный двигатель, с ним ожидалась максимальная скорость 45 км/ч.

Strv m/41 Alternativ 2, он еще больше напоминал Т-34.
Strv m/41 Alternativ 2, он еще больше напоминал Т-34.

В конце 1943 года Bofors начала работу над улучшенным вариантом танковой пушки калибра 57 мм. Первоначально речь шла об удлинении ствола до 55 калибров, но в январе 1944 года появился еще один вариант. На сей раз предполагалось установить магазинное питание. Судя по всему, башня по данному варианту должна была чем-то напоминать Delat Torn, то есть башню с магазинным питанием орудия, которую разработали (и даже построили) для Strv m/42. Впрочем, в случае с Strv m/41 дело ограничилось только пожеланиями, оставшимися на бумаге.

Впрочем, от него отказались в первую очередь.
Впрочем, от него отказались в первую очередь.

Что же касается проекта модернизации Strv m/41, то он существовал как минимум до лета 1944 года. KATF вполне резонно выбрала первый вариант как наименее проблемный с точки зрения запуска в производства. Эта машина фигурировала в переписке как Strv ca 13 ton. Вместе с тем, Scania-Vabis и KATF стало слегка не до перспектив. Во-первых, выпуск базового танка задерживался, а во-вторых, существовали другие, более полезные способы освоить шасси Strv m/41. Так что Strv ca 13 ton оставался на скамейке запасных.

В конце 1943 года появилась идея установки аналога Delat Torn, с 57-мм пушкой, длину ствола которой увеличили до 55 калибров
В конце 1943 года появилась идея установки аналога Delat Torn, с 57-мм пушкой, длину ствола которой увеличили до 55 калибров

Последний раз Эрик Гиллнер, один из ключевых людей в KATF упоминал 13-тонный легкий танк в декабре 1944 года. К тому моменту стало ясно, что угроза вторжения (что немецкого, что советского, что английского) миновала, кроме того, было решено сконцентрироваться на самоходных установках. По этой причине модернизация Strv m/41 дальше масштабных макетов не продвинулась. Кстати, один из этих самых макетов не так давно нашелся в архиве. Его, конечно, надо реставрировать, но тем не менее.

Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала

Список источников:

tanks.mod16.org

Архив Карла Бломстера

Другие статьи по шведским легким танкам и машинам на их базе:

История Strv m/21, первого танка шведской армии

История Strv m/21-29, модернизации шведского легкого танка Strv m/21

Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике

Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии

История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны

Landserk L-100 и L-110, попытка создать аналог английского "патрульного танка"

История Landsverk L-120, "патрульного" танка, которому не нашлось места в шведской армии

Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком

История создания Landsverk L-60 S, опытных образцов танка для шведской армии, а также всех их метаморфоз

Удивительная история Landsverk L-60-S Nr.62, который неоднократно переделывали в различные боевые машины

Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60

История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии

История Strv m/40, последней и самой массовой версии шведского легкого танка Landsverk L-60-S

Шведский легкий танк Strv m/40 и машины на его базе в послевоенный период

Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, зенитная самоходная артиллерийская установка, ставшая серийной, но не в шведской армии

История шведского легкого танка Strv m/41, лицензионной версии LT vz.38

Шведское танкостроение в период с 20-х по конец 40-х годов