Что не так с этой картиной? Вроде абсолютно нейтральное название. Написана в годы самого, что ни на есть, застоя. По всем признакам - типичный соцреализм.
Но это только на первый взгляд. Не зря этот холст после всесоюзного триумфа вместо заслуженной Третьяковки «сослали» в запасники провинциального музея.
В СССР ежегодно проводились республиканские и Всесоюзные выставки молодых (до 35 лет) художников. Тематика представленных произведений не отличалась разнообразием – войны (Гражданская и Великая Отечественная), строительство светлого будущего, коммунисты и комсомольцы, люди труда, бытовые сцены. Никакой чернухи или понятного только самому автору авангарда.
Жанр только один – реализм. Или как преподносили в СССР – социалистический реализм!
Первую премию сначала на Всероссийской, а потом и на Всесоюзной выставке (где были представлены 542 работы) в 1976 году получила картина под названием «Бело-голубой день». Иногда в каталогах работу называют «Новый день». Чтобы было понятно, ее размер составляет 191х151 см.
Автор картины – уфимский художник Ян Юлианович Крыжевский (1948-2024). После выставки он переедет жить в Вологду, а в 1991-м эмигрирует в США. Где из успешного живописца, чьи работы продавались на «Кристис» и «Сотбис», он превратился в бомжа. В 2014 ему, при поддержке МИДа, помогли вернуться на родину, в Уфу.
Впрочем, последние его годы жизни нельзя назвать радостными и осмысленными. В местной прессе писали, что Крыжевский жил в нищете, ни с кем не общался и, кажется, не всегда адекватно воспринимал реальность.
Вот, для примера, еще несколько работ этого автора из советского времени.
Кстати, стиль Яна Крыжевского сегодня принято называть трансреализм, чтобы это ни значило…
Но прежде чем мы расскажем о полотне «Бело-голубой день», давайте сначала посмотрим еще одну необычную работу со Всесоюзной выставки 1976 года. Совершенно жуткая картина будущего Народного художника РФ Татьяны Назаренко «Партизаны пришли» (1975), ныне находящаяся в Третьяковской галерее.
К сожалению, понятная сцена, из тяжелых военных лет. Партизаны и местные жители снимают с эшафота жертв нацистских карателей. Но даже не сильно подкованному в живописи зрителю сразу приходят на ум аналогии с картинами Старых Мастеров на тему «Снятие Иисуса с креста».
Я не случайно обратил внимание на работу Назаренко, потому что скрытые религиозные смыслы нашли и в картине «Бело-голубой день», о которой наш рассказ.
Победа Яна Крыжевского на выставке была триумфальной. Репродукции картины оказались во всесоюзных журналах «Юность» и «Огонек». Молодого автора тут же приняли в Союз художников СССР. Полотно собиралось приобрести Государственная Третьяковская галерея, как вдруг идеологически подкованные зрители разглядели настоящий вызов советской власти.
На первый взгляд с сюжетом все понятно. Девушка-строитель во время какого-то перерыва на стройке. Белые конструкции на фоне почти безоблачного голубого неба.
Зрителей 70-х несомненно привлек творческий стиль художника. Героиня картины не «робот», как это бывало в соцреализме, а живой человек.
Даже поза, в которой она сидит на бетоне, какая-то неловкая, неудобная, ёрзающая. Словно не статический рисунок, а выхваченная в моменте фотография. Никакого плакатного пафоса и торжественности.
Но кроме девушки важны и другие элементы. Давайте, посмотрим повнимательнее.
Сразу бросаются в глаза крестообразные сваи, или опоры, или колонны, или что это за конструкции? Уж очень они похожи на кресты, на распятия.
И опять если обратиться с классической европейской живописи, то вспоминается популярный у Старых Мастеров евангельский сюжет «Три распятия». Если кто забыл, то на Голгофе распяли Христа и двух преступников.
Так вот на картине Крыжевского тоже три конструкции. На третьем «распятии» как раз и уселась девушка.
Также не нужно забывать, что белый цвет в христианстве – символ святости и духовности, а еще цвет всех праздников, связанных с именем Иисуса, в том числе и Пасхи. Синий (голубой) цвет в христианстве несет несколько значений, в том числе это символ самой веры и символ Богородицы.
Ну и самое главное – веточки. Если присмотреться, то они совсем не простые. Это ветки распускающейся весной вербы.
А теперь смотрим на девушку и задаем очевидный вопрос – почему она на стройке коммунизма не в строительной каске, а в платке?
Да потому что в платке женщины ходят в церковь!
Намек на посещение храма в Вербное воскресенье виден невооруженным взглядом. Для тогдашнего антирелигиозного советского общества – настоящая провокация!
А можно пойти еще дальше!
Что мы видим теперь уже «вооруженным» взглядом: три железобетонных «распятия», юная дева на голубом (цвет Богородицы) фоне и верба, ставшая в русском православии атрибутом христианского праздника Вход Господень в Иерусалим (именно так называется Вербное воскресенье правильно). Событие, после которого случатся Страсти Христовы, Распятие и Воскрешение.
Уж ли не Богородицу в кирзовых сапогах изобразил советский художник Ян Крыжевский? В день, когда ее сын въезжает в священный Иерусалим, жители его встречают как мессию, а Матерь Божия, прекрасно зная, что произойдет дальше, уже ждет Иисуса у пока еще пустых распятий?
Сам автор религиозный смысл картины (если он, конечно, есть) никак не комментировал публично.
Третьяковка картину-победительницу так и не купила. Сегодня это шедевр соцреализма, а это, несомненно, шедевр, хранится в Вологодской областной картинной галерее. Вот только не знаю, выставляется ли в постоянной экспозиции.