*прежде чем читать статью, поставь лайк и подпишись на канал автора, это помогает развитию канала🙏🏻
Прямоугольное одноэтажное здание московского Манежа — яркий пример архитектуры классицизма. Его длина составляет 166 метров, ширина — 44 метра, а высота — около 20 метров. Это было огромное сооружение для своего времени. Манеж занимал площадь более 7000 м². Торцы здания украшены аркадой из семи арочных проёмов с полуколоннами и гладкими фронтонами без декора. Тройные деревянные ворота находятся под фронтонами торцевых фасадов и в средней части боковых стен. Главный фасад выходил к Кутафьей башне — одному из четырех входов в Кремль. Интерьер Манежа хорошо освещён дневным светом благодаря окнам, которые занимают около трети площади стен. Монументальность здания подчеркивают укрупненные пропорции, колонны, пилоны и сдержанная цветовая гамма.
История Манежа связана с московским пожаром 1812 года, который уничтожил бо́льшую часть деревянной застройки города. В 1813 году Комиссия для строений Москвы решила превратить выгоревшие районы в единый классицистический ансамбль. Манеж построили на месте купеческих лавок.
В 1816 году Александр I приказал построить Экзерциргауз (так называли манежи в те времена). После возвращения русских войск из Парижа в 1814 году император остался доволен их слаженностью, поэтому часто устраивал парады и смотры. Здание предназначалось для строевой подготовки до двух тысяч человек. Его расположение рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни было удобным для размещения полков.
В 1817 году проектирование Манежа поручили архитектору Августину Бетанкуру. Ему нужно было создать огромное здание, где мог бы свободно маневрировать конный полк. Уникальная конструкция стропил и 30 деревянных ферм позволили сделать здание шириной 45 метров без внутренних опор, поддерживаемых только стенами. Внутреннее пространство было открытым и полностью просматриваемым. Иностранные инженеры приезжали в Москву, чтобы изучить необычную систему перекрытий Манежа. Считается, что столь необычная конструкция заинтересовала одного британского офицера, для которого российский посол ходатайствовал в Москву о присылке ему плана и чертежа здания.
Весной того же года, ещё до официального утверждения проекта, началась подготовка к строительству. Руководил работами главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, инженер Л. Карбонье. Ему помогали архитектор Карл Ламони и инженер-поручик Кашперов. В июле проект и предварительная смета в 964 038 рублей 56 копеек были утверждены Александром I. Финансирование планировалось получить от Комиссии о строении. Для уникального проекта требовались длинные стропила, и со всей России свозили вековые лиственницы. Из-за сжатых сроков потребовалось большое количество рабочих. К июлю 1817 года их число составляло около 600 человек, а позже было увеличено до 800.
В октябре закончили строительство стен и кровли, а в ноябре уже начали остеклять окна. Отделочные работы отложили на несколько лет и завершили только в 1824–1825 годах. Во время строительства чердак здания засыпали махоркой на полметра, чтобы защитить деревянные конструкции от грызунов и насекомых. По словам музейных сотрудников, всю махорку выкурили либо революционные солдаты после Октябрьской революции, либо в голодные годы Великой Отечественной войны. Чердак засыпали опилками, которые хуже защищали дерево от вредителей и сырости.
В 1817 году, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз торжественно открыли в присутствии императора и при параде войск. В «Московских ведомостях» писали: «Сие здание начали строить весной нынешнего года. Длина строения 81, ширина 25 сажен, стены же в 5 аршин толщины; но всего удивительнее потолок, который на столь обширном здании ничем внутри не поддерживается и утверждён только на стропилах, по плану господина генерал-лейтенанта Бетанкура. Все с любопытством смотрят на сие необыкновенное здание». На мемориальной доске на фасаде указано: «Здание манежа построено в 1817 году в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года». По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, «строительная программа» Александра I и возводимых при нём зданий в стиле русский ампир заключалась в демонстрации преемственности с Римской империей.
Однако поспешность, с которой велось строительство, повлияла на качество работ и дальнейшую судьбу здания. Уже в июле 1818 года стропильные фермы манежа дали трещины. Основной причиной повреждений называли жару, но исследователи предполагают, что на состояние здания повлияли также ошибки в расчётах проекта и упущения при его реализации. Осенью 1819 года Бетанкур обратился к Александру I с просьбой перестроить кровлю здания. Правительство выделило дополнительно 140 тысяч рублей на ремонт.
В 1823 году создали специальную группу, чтобы проверить крышу Манежа. В 1823–1824 годах крышу серьёзно перестроили по плану военного инженера полковника Рафаэля Бауса. Помогал ему А. Я. Кашперов, который собирал и устанавливал новые стропила. Баус увеличил число опор крыши с 30 до 45 и улучшил некоторые детали конструкции.
В 1819 году архитектор Карбонье предложил украсить фасад Манежа лепниной, но этот проект не был реализован из-за перестройки стропил. В 1824 году работу продолжил Осип Бове, который также был архитектором. Он предложил украсить здание скульптурой на тему античных военных доспехов. Эти детали, изображающие оружие римских солдат, были установлены на фасаде и внутри Манежа летом 1825 года. Бове планировал также поставить 12 больших скульптур, но их не сделали из-за отсутствия средств. Царь Николай I не поддержал этот проект. Так Манеж и остался в том виде, в котором мы его знаем, за исключением добавленной позже круглой пристройки.
В 1838 году, по указу императора Николая I, старинную церковь Николая Чудотворца в Сапожке разобрали. Её алтарь переместили в ротонду, спроектированную архитектором Константином Тоном. Эта ротонда, выполненная в стиле Манежа, хорошо вписалась в общий архитектурный ансамбль. Однако в советское время сооружение было уничтожено, чтобы освободить место для трамвайных путей на Манежной улице.
Сам Манеж со второй половины XIX века использовался в основном для проведения в нём различных мероприятий, приуроченных к народным праздникам. Несмотря на то, что здание Манежа числилось за военным ведомством, оно сдавалось в аренду под праздничные гулянья, но только при условии, что мероприятия должны проводиться благотворительными организациями и только с благотворительными целями. Чтобы провести какое-либо мероприятие в Манеже, было необходимо получить на то разрешения:
- от Военного министерства,
- от Московского генерал-губернатора,
- от Московского обер-полицмейстера,
- от Дирекции Императорских театров
Да, бюрократические сутолоки были в нашей стране, по всей видимости, всегда… Среди благотворительных организаций Военное министерство предпочтение отдавало больше тем, которые либо относились к военному ведомству, либо занимались помощью военным раненым или инвалидам.
Организация увеселительных мероприятий в Манеже всегда была очень сложным, замороченным делом. Также, риском тут было и возможность отсутствия интереса со стороны городских обывателей. В таком случае мероприятие не окупалось, но с другой стороны, единовременно в помещении Манежа не могло находиться больше 5000 человек в целях обеспечения безопасности. Однако вплоть до революции 1917 года гулянья в Манеже проводились регулярно, что говорит об их популярности у москвичей, а также, об окупаемости для организаторов.
В 1904 году здание Манежа восстановили по проекту Ивана Рерберга, который изначально использовался как конюшни для военных смотров, парадов и учений. С 1830-х, когда император редко появлялся в Москве, в Манеже стали проводить концерты и выставки. Одной из самых значимых стала выставка 1867 года, на которой Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн дирижировали перед 12 тысячами зрителей. В том же году прошла этнографическая выставка с фигурками из папье-маше, изображающими быт народов России. Согласно некоторым источникам, Александр II посетил это мероприятие, но был недоволен и вскоре покинул его. В 1872 году в Манеже прошла Политехническая выставка, а в 1879-м — антропологическая.
Помимо этого, здание использовали для народных гуляний на Пасху, Масленицу и Рождество. В остальное время в Манеже устраивали конные состязания и тренировки по верховой и велосипедной езде. В 1894 году здесь проходило прощание с Александром III.
После Октябрьской революции в Манеже разместили казарму, а позже — гараж для правительственных автомобилей. Существует легенда, что московский генерал-губернатор хотел украсить фронтоны Манежа скульптурами, но Осип Бове не поддержал эту идею, оставив их гладкими. В советской историографии это событие интерпретировали как противостояние художника и власти.
К 1920-м годам здание оказалось в плачевном состоянии: деревянные балки просели почти на метр. В 1930 году их укрепили металлическими элементами и колоннами, что изменило первоначальную планировку.
Во время Великой Отечественной войны в Манеж попала немецкая бомба, но серьёзных повреждений она не нанесла. В 1953 году началась реставрация под руководством архитектора Д. Н. Кульчинского. Были восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Работы вели строители московского метро под руководством Василия Полежаева.
С 1957 года Центральный выставочный зал «Манеж» стал местом для проведения выставок, концертов и других массовых мероприятий. В 1960-х здесь прошла знаковая выставка авангардного искусства «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность». 1 декабря 1962 года её посетил и раскритиковал Никита Хрущёв. В 1967 году «Манежу» присвоили статус главного выставочного зала столицы. За период с 1967 по 1981 год здесь организовали более 110 художественных экспозиций, которые посетили около 22 миллионов человек.
После распада Советского Союза функции «Манежа» остались прежними. В 1990-х здесь регулярно проводилась Московская международная художественная ярмарка «АРТ-МИФ». Она стала символом возрождения авангардного арт-рынка в постсоветской России.
14 марта 2004 года, в день президентских выборов, в «Манеже» произошел крупный пожар. Пожарные присвоили ему высшую категорию сложности. Во время тушения погибли двое огнеборцев. Пламя уничтожило большую часть произведений 92 российских театральных художников с выставки «Итоги сезона», а также коллекцию современных художников галереи «Манеж». Кровля полностью сгорела, но массивные наружные стены уцелели.
Во время тушения пожара мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия о поджоге исключена, не дожидаясь следственных мероприятий. Он также отменил результаты инвестиционного конкурса по реставрации здания и объявил о новом проекте восстановления, финансируемом из городского бюджета. По словам заместителя мэра, после пожара здание требовало не реставрации, а полного воссоздания. Это решение вызвало бурную общественную дискуссию.
Архитектурный критик Григорий Ревзин предположил, что пожар мог быть поджогом, инициированным действующей московской властью: «Тогда я был убеждён, что Манеж подожгли, возможно, даже по приказу Лужкова (это моё личное мнение). После пожара стоимость реконструкции упала почти вчетверо, контракт с австрийскими подрядчиками был расторгнут, и все работы выполнены за счёт городского бюджета».
На следующий день Комитет по архитектуре и градостроительству объявил о начале разработки нового проекта восстановления Манежа. Он предусматривал создание двух подземных уровней с автостоянкой. До начала работ Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику предложенного проекта. Суд удовлетворил иск телеканала, но дело против Комеча было проиграно.
Восстановление здания поручили мастерской архитектора Павла Андреева из бюро «Моспроект-2». Открытие Центрального выставочного зала после реконструкции состоялось 18 апреля 2005 года. Здание получило эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения и выразительные слуховые окна на крыше. Архитекторы полностью восстановили внешний декор, используя чертежи и рисунки Осипа Бове.
Одним из ключевых условий реконструкции стало сохранение ферм Бетанкура. Эти конструкции из клеёных брусьев были изготовлены в 1817 году и пропитаны огнестойким составом. В здании установили стеклопакеты, современные системы пожарной безопасности и кондиционирования.
Под влиянием общественного мнения проект скорректировали: вырыли только один этаж, увеличив полезную площадь выставочного пространства, а идея подземной автостоянки была отменена. В Манеже открыли кафе, ресторан и конференц-зал.
Некоторые архитекторы и искусствоведы считают, что изменения исказили первоначальный замысел Бетанкура, превратив здание в «новодел».
Для работы над материалом помимо прочих источников использовалась научная статья В. Подорвановой и А. Шевырёва "Народные гулянья в московском Манеже во второй половине XIX - начале XX веке".