Найти в Дзене

МОСКОВСКИЙ МАНЕЖ: барак с 200-летней историей

*прежде чем читать статью, поставь лайк и подпишись на канал автора, это помогает развитию канала🙏🏻

Прямоугольное одноэтажное здание московского Манежа — яркий пример архитектуры классицизма. Его длина составляет 166 метров, ширина — 44 метра, а высота — около 20 метров. Это было огромное сооружение для своего времени. Манеж занимал площадь более 7000 м². Торцы здания украшены аркадой из семи арочных проёмов с полуколоннами и гладкими фронтонами без декора. Тройные деревянные ворота находятся под фронтонами торцевых фасадов и в средней части боковых стен. Главный фасад выходил к Кутафьей башне — одному из четырех входов в Кремль. Интерьер Манежа хорошо освещён дневным светом благодаря окнам, которые занимают около трети площади стен. Монументальность здания подчеркивают укрупненные пропорции, колонны, пилоны и сдержанная цветовая гамма.

В первую очередь Манеж предназначался для проведения в нём построений и учений войск
В первую очередь Манеж предназначался для проведения в нём построений и учений войск

История Манежа связана с московским пожаром 1812 года, который уничтожил бо́льшую часть деревянной застройки города. В 1813 году Комиссия для строений Москвы решила превратить выгоревшие районы в единый классицистический ансамбль. Манеж построили на месте купеческих лавок.

В 1816 году Александр I приказал построить Экзерциргауз (так называли манежи в те времена). После возвращения русских войск из Парижа в 1814 году император остался доволен их слаженностью, поэтому часто устраивал парады и смотры. Здание предназначалось для строевой подготовки до двух тысяч человек. Его расположение рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни было удобным для размещения полков.

План фасада Манежа с торцевой и боковой стороны
План фасада Манежа с торцевой и боковой стороны

В 1817 году проектирование Манежа поручили архитектору Августину Бетанкуру. Ему нужно было создать огромное здание, где мог бы свободно маневрировать конный полк. Уникальная конструкция стропил и 30 деревянных ферм позволили сделать здание шириной 45 метров без внутренних опор, поддерживаемых только стенами. Внутреннее пространство было открытым и полностью просматриваемым. Иностранные инженеры приезжали в Москву, чтобы изучить необычную систему перекрытий Манежа. Считается, что столь необычная конструкция заинтересовала одного британского офицера, для которого российский посол ходатайствовал в Москву о присылке ему плана и чертежа здания.

Августин Августинович Бетанкур (1758-1824), российский военный инженер испанского происхождения, разработавший инженерный проект московского Манежа. Уникальное решение спроектировать крышу здания без внутренних опор приписывается именно ему.
Августин Августинович Бетанкур (1758-1824), российский военный инженер испанского происхождения, разработавший инженерный проект московского Манежа. Уникальное решение спроектировать крышу здания без внутренних опор приписывается именно ему.

Весной того же года, ещё до официального утверждения проекта, началась подготовка к строительству. Руководил работами главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, инженер Л. Карбонье. Ему помогали архитектор Карл Ламони и инженер-поручик Кашперов. В июле проект и предварительная смета в 964 038 рублей 56 копеек были утверждены Александром I. Финансирование планировалось получить от Комиссии о строении. Для уникального проекта требовались длинные стропила, и со всей России свозили вековые лиственницы. Из-за сжатых сроков потребовалось большое количество рабочих. К июлю 1817 года их число составляло около 600 человек, а позже было увеличено до 800.

Кута́фья башня (1516 г.п.) - единственная сохранившаяся башня-стрельница Московского Кремля, примыкающая к задней части Манежа.
Кута́фья башня (1516 г.п.) - единственная сохранившаяся башня-стрельница Московского Кремля, примыкающая к задней части Манежа.

В октябре закончили строительство стен и кровли, а в ноябре уже начали остеклять окна. Отделочные работы отложили на несколько лет и завершили только в 1824–1825 годах. Во время строительства чердак здания засыпали махоркой на полметра, чтобы защитить деревянные конструкции от грызунов и насекомых. По словам музейных сотрудников, всю махорку выкурили либо революционные солдаты после Октябрьской революции, либо в голодные годы Великой Отечественной войны. Чердак засыпали опилками, которые хуже защищали дерево от вредителей и сырости.

Архитектор Осип Иванович Бове (1784-1834) - автор декоративного оформления Манежа в стиле ампир
Архитектор Осип Иванович Бове (1784-1834) - автор декоративного оформления Манежа в стиле ампир

В 1817 году, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз торжественно открыли в присутствии императора и при параде войск. В «Московских ведомостях» писали: «Сие здание начали строить весной нынешнего года. Длина строения 81, ширина 25 сажен, стены же в 5 аршин толщины; но всего удивительнее потолок, который на столь обширном здании ничем внутри не поддерживается и утверждён только на стропилах, по плану господина генерал-лейтенанта Бетанкура. Все с любопытством смотрят на сие необыкновенное здание». На мемориальной доске на фасаде указано: «Здание манежа построено в 1817 году в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года». По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, «строительная программа» Александра I и возводимых при нём зданий в стиле русский ампир заключалась в демонстрации преемственности с Римской империей.

"Гулянье в городском манеже днём и вечером полно публикою, готовой заплатить рубли и полтинники, чтобы не подвергаться ни снегу, ни ветру, и при этом видеть для себя удовольствие, заключающееся в разнообразных увеселениях и в приличной обстановке их" - писала газета "Московский листок" в 1887 году.
"Гулянье в городском манеже днём и вечером полно публикою, готовой заплатить рубли и полтинники, чтобы не подвергаться ни снегу, ни ветру, и при этом видеть для себя удовольствие, заключающееся в разнообразных увеселениях и в приличной обстановке их" - писала газета "Московский листок" в 1887 году.

Однако поспешность, с которой велось строительство, повлияла на качество работ и дальнейшую судьбу здания. Уже в июле 1818 года стропильные фермы манежа дали трещины. Основной причиной повреждений называли жару, но исследователи предполагают, что на состояние здания повлияли также ошибки в расчётах проекта и упущения при его реализации. Осенью 1819 года Бетанкур обратился к Александру I с просьбой перестроить кровлю здания. Правительство выделило дополнительно 140 тысяч рублей на ремонт.

Инженер Лев Львович Карбонье д'Арсит (1770-1836) осуществил проект Бетанкура и Бове на практике
Инженер Лев Львович Карбонье д'Арсит (1770-1836) осуществил проект Бетанкура и Бове на практике

В 1823 году создали специальную группу, чтобы проверить крышу Манежа. В 1823–1824 годах крышу серьёзно перестроили по плану военного инженера полковника Рафаэля Бауса. Помогал ему А. Я. Кашперов, который собирал и устанавливал новые стропила. Баус увеличил число опор крыши с 30 до 45 и улучшил некоторые детали конструкции.

Военные экзерции (учения и построения войск) в Манеже
Военные экзерции (учения и построения войск) в Манеже

В 1819 году архитектор Карбонье предложил украсить фасад Манежа лепниной, но этот проект не был реализован из-за перестройки стропил. В 1824 году работу продолжил Осип Бове, который также был архитектором. Он предложил украсить здание скульптурой на тему античных военных доспехов. Эти детали, изображающие оружие римских солдат, были установлены на фасаде и внутри Манежа летом 1825 года. Бове планировал также поставить 12 больших скульптур, но их не сделали из-за отсутствия средств. Царь Николай I не поддержал этот проект. Так Манеж и остался в том виде, в котором мы его знаем, за исключением добавленной позже круглой пристройки.

Кутафья башня и церковь Николая Чудотворца в Сапожках
Кутафья башня и церковь Николая Чудотворца в Сапожках

В 1838 году, по указу императора Николая I, старинную церковь Николая Чудотворца в Сапожке разобрали. Её алтарь переместили в ротонду, спроектированную архитектором Константином Тоном. Эта ротонда, выполненная в стиле Манежа, хорошо вписалась в общий архитектурный ансамбль. Однако в советское время сооружение было уничтожено, чтобы освободить место для трамвайных путей на Манежной улице.

Слева - задняя часть Манежа, в центре - Кутафья башня Московского Кремля, справа - церковь Николая Чудотворца в Сапожках, разобранная в 1838 году по приказу Николая I
Слева - задняя часть Манежа, в центре - Кутафья башня Московского Кремля, справа - церковь Николая Чудотворца в Сапожках, разобранная в 1838 году по приказу Николая I

Сам Манеж со второй половины XIX века использовался в основном для проведения в нём различных мероприятий, приуроченных к народным праздникам. Несмотря на то, что здание Манежа числилось за военным ведомством, оно сдавалось в аренду под праздничные гулянья, но только при условии, что мероприятия должны проводиться благотворительными организациями и только с благотворительными целями. Чтобы провести какое-либо мероприятие в Манеже, было необходимо получить на то разрешения: 

- от Военного министерства,

- от Московского генерал-губернатора, 

- от Московского обер-полицмейстера, 

- от Дирекции Императорских театров

Цветочная выставка в Манеже
Цветочная выставка в Манеже

Да, бюрократические сутолоки были в нашей стране, по всей видимости, всегда… Среди благотворительных организаций Военное министерство предпочтение отдавало больше тем, которые либо относились к военному ведомству, либо занимались помощью военным раненым или инвалидам.

Организация увеселительных мероприятий в Манеже всегда была очень сложным, замороченным делом. Также, риском тут было и возможность отсутствия интереса со стороны городских обывателей. В таком случае мероприятие не окупалось, но с другой стороны, единовременно в помещении Манежа не могло находиться больше 5000 человек в целях обеспечения безопасности. Однако вплоть до революции 1917 года гулянья в Манеже проводились регулярно, что говорит об их популярности у москвичей, а также, об окупаемости для организаторов.

Как пишут авторы статьи "Народные гулянья в московском Манеже во второй половине XIX - начале XX века" В. Подорванова и А. Шевырёв: "Привлекательности Манежа способствовали и праздничные декорации. Например, на Пасхальных гуляньях в 1887 г. внутреннее пространство было украшено поставленной напротив входа иллюминированной эддисовскими лампами и освещённой электрическими солнцами большой роскошной картиной, изображающей панораму швейцарского вида на озеро Лаго-Маджоре с террасой в мавританском стиле".
Как пишут авторы статьи "Народные гулянья в московском Манеже во второй половине XIX - начале XX века" В. Подорванова и А. Шевырёв: "Привлекательности Манежа способствовали и праздничные декорации. Например, на Пасхальных гуляньях в 1887 г. внутреннее пространство было украшено поставленной напротив входа иллюминированной эддисовскими лампами и освещённой электрическими солнцами большой роскошной картиной, изображающей панораму швейцарского вида на озеро Лаго-Маджоре с террасой в мавританском стиле".

В 1904 году здание Манежа восстановили по проекту Ивана Рерберга, который изначально использовался как конюшни для военных смотров, парадов и учений. С 1830-х, когда император редко появлялся в Москве, в Манеже стали проводить концерты и выставки. Одной из самых значимых стала выставка 1867 года, на которой Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн дирижировали перед 12 тысячами зрителей. В том же году прошла этнографическая выставка с фигурками из папье-маше, изображающими быт народов России. Согласно некоторым источникам, Александр II посетил это мероприятие, но был недоволен и вскоре покинул его. В 1872 году в Манеже прошла Политехническая выставка, а в 1879-м — антропологическая.

Получается, что РУССКИЙ Манеж построили три иностранца: испанец Бетанкур, француз Карбонье и итальянец Бове...
Получается, что РУССКИЙ Манеж построили три иностранца: испанец Бетанкур, француз Карбонье и итальянец Бове...

Помимо этого, здание использовали для народных гуляний на Пасху, Масленицу и Рождество. В остальное время в Манеже устраивали конные состязания и тренировки по верховой и велосипедной езде. В 1894 году здесь проходило прощание с Александром III.

После Октябрьской революции в Манеже разместили казарму, а позже — гараж для правительственных автомобилей. Существует легенда, что московский генерал-губернатор хотел украсить фронтоны Манежа скульптурами, но Осип Бове не поддержал эту идею, оставив их гладкими. В советской историографии это событие интерпретировали как противостояние художника и власти.

К 1920-м годам здание оказалось в плачевном состоянии: деревянные балки просели почти на метр. В 1930 году их укрепили металлическими элементами и колоннами, что изменило первоначальную планировку.

Во время Великой Отечественной войны в Манеж попала немецкая бомба, но серьёзных повреждений она не нанесла. В 1953 году началась реставрация под руководством архитектора Д. Н. Кульчинского. Были восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Работы вели строители московского метро под руководством Василия Полежаева.

Манеж во время Великой Отечественной войны
Манеж во время Великой Отечественной войны

С 1957 года Центральный выставочный зал «Манеж» стал местом для проведения выставок, концертов и других массовых мероприятий. В 1960-х здесь прошла знаковая выставка авангардного искусства «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность». 1 декабря 1962 года её посетил и раскритиковал Никита Хрущёв. В 1967 году «Манежу» присвоили статус главного выставочного зала столицы. За период с 1967 по 1981 год здесь организовали более 110 художественных экспозиций, которые посетили около 22 миллионов человек.

Манеж в советское время
Манеж в советское время

После распада Советского Союза функции «Манежа» остались прежними. В 1990-х здесь регулярно проводилась Московская международная художественная ярмарка «АРТ-МИФ». Она стала символом возрождения авангардного арт-рынка в постсоветской России.

Горящая крыша Манежа в 2004 году. Тогда в ходе тушения пожара погибло двое пожарных
Горящая крыша Манежа в 2004 году. Тогда в ходе тушения пожара погибло двое пожарных

14 марта 2004 года, в день президентских выборов, в «Манеже» произошел крупный пожар. Пожарные присвоили ему высшую категорию сложности. Во время тушения погибли двое огнеборцев. Пламя уничтожило большую часть произведений 92 российских театральных художников с выставки «Итоги сезона», а также коллекцию современных художников галереи «Манеж». Кровля полностью сгорела, но массивные наружные стены уцелели.

Расчистка остатков сгоревшей крыши
Расчистка остатков сгоревшей крыши

Во время тушения пожара мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия о поджоге исключена, не дожидаясь следственных мероприятий. Он также отменил результаты инвестиционного конкурса по реставрации здания и объявил о новом проекте восстановления, финансируемом из городского бюджета. По словам заместителя мэра, после пожара здание требовало не реставрации, а полного воссоздания. Это решение вызвало бурную общественную дискуссию.

Расчищенный Манеж после пожара
Расчищенный Манеж после пожара

Архитектурный критик Григорий Ревзин предположил, что пожар мог быть поджогом, инициированным действующей московской властью: «Тогда я был убеждён, что Манеж подожгли, возможно, даже по приказу Лужкова (это моё личное мнение). После пожара стоимость реконструкции упала почти вчетверо, контракт с австрийскими подрядчиками был расторгнут, и все работы выполнены за счёт городского бюджета».

-20

На следующий день Комитет по архитектуре и градостроительству объявил о начале разработки нового проекта восстановления Манежа. Он предусматривал создание двух подземных уровней с автостоянкой. До начала работ Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику предложенного проекта. Суд удовлетворил иск телеканала, но дело против Комеча было проиграно.

Восстановление здания поручили мастерской архитектора Павла Андреева из бюро «Моспроект-2». Открытие Центрального выставочного зала после реконструкции состоялось 18 апреля 2005 года. Здание получило эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения и выразительные слуховые окна на крыше. Архитекторы полностью восстановили внешний декор, используя чертежи и рисунки Осипа Бове.

Одним из ключевых условий реконструкции стало сохранение ферм Бетанкура. Эти конструкции из клеёных брусьев были изготовлены в 1817 году и пропитаны огнестойким составом. В здании установили стеклопакеты, современные системы пожарной безопасности и кондиционирования.

Под влиянием общественного мнения проект скорректировали: вырыли только один этаж, увеличив полезную площадь выставочного пространства, а идея подземной автостоянки была отменена. В Манеже открыли кафе, ресторан и конференц-зал.

Некоторые архитекторы и искусствоведы считают, что изменения исказили первоначальный замысел Бетанкура, превратив здание в «новодел».

Для работы над материалом помимо прочих источников использовалась научная статья В. Подорвановой и А. Шевырёва "Народные гулянья в московском Манеже во второй половине XIX - начале XX веке".

ПОРАДУЙ АВТОРА ЛАЙКОМ И ПОДПИСКОЙ НА КАНАЛ😉