Мы тут сыграли в «Фейю» на троих и на четверых — можно завести разговор об игре.
Во-первых, конечно, скажу, что ждала игру, потому что фамилия Остертага на коробке для меня не пустой звук, ведь «Терра Мистика» — она из любимых моих евроигр.
Во-вторых, игру иллюстрировал Димитриевски, которого я впервые вижу как художника, рисующего животных. И, по-моему, это триумф (но об этом ещё поговорим во впечатлениях).
ПРАВИЛА
«Фейя» не самая сложная игра. Она состоит из 4 раундов, в каждом из которых игроки по очереди выставляют по 1 рабочему в места на игровом поле.
Перед стартом партии игроки выбирают себе фракцию (лягухи, крокодилы, саламандры или черепахи) и сторону планшета этой фракции (симметричная или оригинальная). И лидера на первый раунд, который определяет ваши вводные на начало игры (в том числе порядок хода).
Потом игроки выставляют первые три поселения на три разных острова, на 2 из них ставя свои лодки — можно начинать.
Перед фазой действий игроки получают доход — все открытые места с доходов на вашем планшете и даже на выбранном лидере приносят очки и плюшки в виде ресурсов.
Итак, в свой ход вы выставляете 1 рабочего.
Действиях на поле есть водные и есть действия на суше — и от этого будет зависеть, при каких условиях их можно выполнять.
Все водные действия осуществляются при помощи лодок, которые на старте находятся у вас на игровом поле. В каждом случае водного действия ваша лодка должна иметь возможность доплыть до места, где вы хотите выполнить водное действие. Дальность плавания складывается из показателя на вашем планшете (его можно прокачивать по ходу игры) и умений вашего лидера.
Первый вариант водного действия — построить поселение. Если ваша лодка смогла доплыть до места, где вы хотите строиться, вы можете возвести рядом с ней поселение.
Стоимость возведения опять же зависит от вашего лидера и от числа божеств на острове, за каждое из которых надо заплатить 3 монеты. То есть если на острове, где вы строитесь, два божества, а ваш лидер строит за 2, поселение на этом острове обойдётся вам в 8 монет.
Строительство поселений прокачивает ваш планшет, открывая там ячейки с доходом, новыми рабочими и даже лодкой, улучшает ваши навыки рыбалки.
Рыбалка — следующее водное действие. В игре 4 раунда, и в каждом есть свои рыбные места. Для того, чтобы порыбачить, ваша лодка должна находиться или доплыть до места с рыбой цвета текущего раунда (например, синие или розовые). Улов равен числу лодок, умноженному на показатель рыбалки на вашем планшете. Базово он равен одному, но потом можно прокачать до 3 — это значит, что каждая лодка может поймать по 3 рыбы.
Поймали рыбу — теперь есть что продавать, поэтому логично следующим рассказать про действие торговли.
Сначала, как и обычно, вы можете продвинуть вашу лодку на самое выгодное место для торговли, до которого вы доплываете. Далее вы начинаете выкладывать рыбу на соседние с вашей лодкой поселения. За каждую первую рыбу на чужом поселении вы получаете 4 монеты, вторую — 3, третью — 2. Если кладёте рыбу себе, монет вы не получите, но после можно будет получить за неё победные очки.
Последнее действие на воде — либо просто плыть, перемещая лодку на возможную дальность, либо доплыть таким образом до факела: такие жетоны приносят игрокам очки и ресурсы.
Действия на суше более простые.
Праздновать — выбрать остров и съесть всю рыбу на нём. Игрок, начавший празднование, получает по 1 ПО за каждую клетку острова, где лежит рыба + во время празднования по 1 ПО за каждую рыбу на своём острове получают все игроки.
Ещё один действием суши можно прокачать дальность плавания своей лодки и получить за это очки.
Также действием суши можно выставить идола и дополнить остров божеством — то есть удорожить его.
Но нужно иметь в виду, что в конце игры каждый участник получит очки по числу своих поселений, умноженных на количество идолов на каждом острове.
Также в игре есть общие цели, первый выполнивший которую получит 15 ПО, второй — 10 и так далее (разнятся от партии к партии).
В конце партии вы получаете очки не только за территории, но и за оставшуюся на ваших поселениях рыбу, оставшиеся монеты и кристаллы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Я довольно долго уже мурыжу впечатления по игре — даже не знаю почему. Как будто хочу какие-то вещи для себя понять, но даже сейчас послевкусие по ощущениям не улеглось до конца, хотя мы сыграли и втроём, и вчетвером.
Раз уж я завела речь о составах, давайте разберёмся с масштабированием, тем более что здесь есть отличия в партиях на 3-4 участников от партий вдвоём.
Вдвоём используется другая сторона поля, где меньше бесплатных мест для выставления рабочих и меньше само по себе игровое поле и число мест для рыбалки. Также вдвоём на поле меньше очков — буквально пару мест, куда можно ставить миплом, чтобы дополнительно получить ПО.
Я не уверена, что «Фейя» у меня будет когда-то играться вдвоём (по ощущениям я не уговорю Виталю, а если уговорю, то скорее он выберет для партий на двоих что-то другое), и думаю, что всё-таки игра в большинстве про жёсткое соперничество, а потому лучше всего играть втроём или вчетвером.
Мы осваивали игру на троих — и ребятам так понравилось, что они захотели сыграть ещё раз большим составом. Вчетвером и втроём игра ведётся на одной и той же стороне поля, и вчетвером становится прям душно: не хватает мест для выставления миплов, не хватает кристаллов, не хватает хороших мест для вашей лодки на поле — в общем, кислорода:)
Вообще всё это делает партию интересной и эмоциональной, и градус конкуренции на четверых мне зашёл. Зато не понравился даунтайм — часть ходов длилась прям много, и если я думала, что на четвёртого игрока надо добавлять полчаса времени, то вышло чуть ли не + 1,5 часа в сумме.
Основная конкуренция, на мой взгляд, разворачивается на поле, потому что выгодных мест для строительства не так уж и много, и рыба нужна всем (а ещё нужно успеть до неё доплыть — поэтому чаще всего вы начинаете с одних и тех же регионов, а потом синхронно отстраиваетесь вместе там, где сейчас клюёт, и это тоже работает на соперничество).
Но на местах для выставления рабочих бывает не менее жарко, ведь бесплатные места для рыбалки, строительства и прокачки дальности плавания быстро заканчиваются, а кристаллов редко когда бывает в партии много.
Учитывая то, что в игре есть ещё и общие цели, а места для выкладывания рыбы не резиновые, то соперничество в игре прям напряжённое и чувствуется по всем фронтам.
Что касается кроя игры, я прям во многом вижу уши «Терры Мистики», в которую в своё время наиграла ой как немало и которую считаю до сих пор одной из своих любимых настолок.
Во-первых, очень похожа манера паса: когда вы пасует, выбираете карту лидера на следующий ход. Но справедливости ради — в «Терре» вы выбираете бонус и скоринг, а здесь ещё и порядок хода, что делает игру даже поинтереснее именно в этом аспекте, потому как лидер содержит больше показателей, чем жетон бонуса в «Терре». Кстати, из «Терры» также приём с тем, что на невыбранных лидеров кладётся рыба.
Что ещё очень похоже с «Террой» — прокачка планшета. Поселения и торговые посты, которые вы снимали в «Терре» для получения дохода, стали здесь просто поселениями — но зато плюшки планшета довольно разнообразные. Новые миплы, доплодки, улучшенная рыбалка, прокачка дальности плавания и, конечно, доход.
Вообще в целом у меня сложилось ощущение ещё с самой первой партии, что это «Терра Мистика» на минималках — с более простым порогом вхождения, не с таким прям жёстким кризисом, с отсутствием рандома (его в игре просто нет, у вас есть вводные на партию — за что будете скориться в конце, какие есть цели — и погнали).
Ещё из «Терры» перегнана идея позитивного взаимодействия, когда там было очень выгодно соседствовать, чтобы строить торговые посты. Здесь вы продаёте соперникам рыбу, чтобы получить монеты на постройку, а конкуренты получают за это очки. Этакий круговорот рыбы, который нравится всем.
Здесь напрочь убран слой с маной и культами и добавлено выставление рабочих — но выглядит это не как плохое копирование, а как переработка игры таким образом, чтобы она была доступна более широкой аудитории. При этом «Фейя» до сих пор стратегия — если вы настроены на семейную игру, здесь сложно её представить, даже если вы гик: слишком много точек пересечения интересов.
Мне кажется, что вышла по ощущениям другая игра, особенно из-за возможностей с лодками и рыбалки — это интересная (а ещё, кстати, тематичная) механика, которая мне даёт в игре свои точки фана.
Нравится ли мне «Фейя» больше «Терры Мистики»? Нет. «Терра» для меня в топе слишком давно, и вряд ли что-то это может кардинально изменить.
Значит ли это, что «Фейя» мне не зашла? 100% нет, мне прям зашла конкуренция на четверых и время партии на троих (пока выбираю играть втроём, потому что вчетвером был ппц по времени, даунтайм подубил удовольствие от последней партии).
Я не знаю, как у меня сложится с игрой дальше, но ещё для меня «Фейя» стала прям большим удивлением в плане оформления, потому как такого Димитриевски (художник, оформлявший всю серию «Западных королевств) мы ещё не видели: по-моему, земноводных у него вышло нарисовать крайне круто! А ещё тут, конечно, добавили визуала прям в яблочко попавшие наклейки от Holy Stickers. Для меня игра выглядит по-особенному необычно, и этой добавляет ей в моих глазах баллов.
Что касается недостатков, то про даунтайм и время и душность партии на четверых я уже сказала, но ещё стоит отметить белые пятна в правилах: они написаны довольно подробно и с примерами, но на некоторые вопросы я ответов так и не нашла (например, можно ли построить поселение под корабль, если это не закрывает его путь — а под чужой?) — даже на bgg, перерыв кучу веток форума.
В целом я оцениваю «Фейю» как возможную стратегию для вовлечения новичков и просто хорошую стратегию для не самых матёрых настольщиков — благодаря высокой тематичности правила усваиваются довольно быстро (смотрела по Ксюше, которая довольно оперативно разобралась, что к чему, и очков в итоге набрала немало), но нужно понимать, что соперничество здесь острое и нет намёка на семейность: если вы играете в компании, которая больше про копание в своём огороде, такая игра точно мимо кассы.
Зато как мидкорное плотное по соперничеству евро — хороший вариант для любого игрока!
Но вот если вы ищете прям глубины и комбинаций, то эта игра скорее похожа больше по вайбу даже на пик ап энд деливери, чем на настолки с комбо-вомбо — благодаря простой траектории действий типа «наловил-привёз и продал-построил», и сложность именно в том, чтобы выбрать правильного лидера и последовательность этих действий, чтобы попасть в собственные тайминги возможностей и не промахнуться в конкуренции на местах для рабочих.