Всем привет, на связи Анкико:) В настоящее время система сформировалась таким образом: если ты инди разработчик и хочешь выпустить свой маленький проект, - иди в Steam. Если у тебя есть проект немного большего масштаба, иди в Steam. Если у тебя крупный проект ААА класса, то можешь идти в Steam, либо продать свой проект крупному издательству, который также потащит проект в Steam.
Предыстория
Платформа Steam привлекает своей доступностью, своей библиотекой, своей экосистемой, где можно узнать об игре больше положенного, где есть центр сообщества и многое другое. Разумеется, всё это не появилось моментально, а постепенно. С одной стороны Valve перестала практически вкладываться в разработку собственных игр, просто давайте посмотрим на график выпусков: В 2012 году выходит CS:GO, затем в 2013 DotA 2, в 2016 году The Lab в качестве демонстрации возможности движка Source 2 для VR Шлема HTC, в 2018 карточная онлайн игра Artifact по вселенной DotA 2, и лишь в 2020 году вышла чуть ли не крупная игра от Valve также для шлема VR под названием Half Life Alyx. Спустя три года вышло обновление CS:GO под названием CS2, где было обновлено всё.
С другой стороны, Valve не просиживала просто так в офисе, беря деньги от сторонних разработчиков и издателей за продажу игр в Steam. И сделать игровую платформу настолько удобной и распространённой, что ни одна корпорация не способна обогнать Steam даже в ближайшее десятилетие. В общем, всё зависит от самого Гейба Ньюэлла, который пока на своём посту не сделал больших ошибок, а наоборот прагматично смотрит на проблемы и вызовы, касаемые Steam.
ЕА пытался...
Разумеется, были со стороны других попытки возразить Steam'у. Или же пытались выехать на своих лаунчерах. К примеру, как только EA обновила свой лаунчер под названием Origin, стала выпускать игры только там. Была ещё не большая шумиха относительно удаления Crysis 2 из Steam (EA утверждает, что Valve сама удалила игру из платформы) на фоне новостей о выходе игр только в Origin. Дальнейшие релизы, начиная с Battlefield 3, выходили именно там.
EA потребовалось 8 лет для того, чтобы понять, как это жить без Steam, но со своей платформой. Видимо, как у нас говорят "эксперимент признан неудачным", или тут дело играет жадность капиталиста, но в 2019 году с момента релиза игры "Звёздные Воины: Джедаи Павший Орден", ранние и будущие игры стали выкладываться в Steam. Вот таким макаром у нас один из крупных издателей пришёл туда, откуда уходил. Справедливости ради, EA не хлопал громко дверью перед уходом, как это сделали другие.
Эксклюзивно в Epic Games Store!
Под конец 2018 года Epic Games презентовал и запустил свой игровой лаунчер. Создатель и глава Epic Games Тим Суини прямо сказал, что их EGS - это желание побороться со Стимом за прибыль для разработчиков, ибо сам Суини считает, что 30% комиссии с выручки, которые Valve берёт себе, это грабительские и они должны быть ниже. Суини подсчитал, что даже если Valve брала 8% комиссии, то всё равно бы получала прибыль.
Правда в своём магазине Тим Суини выставил комиссию в 12%, но это мелочи по сравнению с тем, что было дальше. За 2 недели до релиза игры "Метро Исход" выясняется, что на ПК игра будет распространяться эксклюзивно через EGS. После выхода новости у игроков было буквально несколько часов, чтобы сделать предзаказ игры в Steam. Игроки недовольно встретили новость об эксклюзивности, пусть хоть и годовой.
В дальнейшем практика только усугубилась. Epic Games Store либо обращалась к крупным издателям, давая чемоданы в руки и прося выпускать новинки у них. Хотя бы годик попридержать, а потом можете в Стиме выкладывать. Либо они выискивали проект среди топа вишлистов в Стиме и обращались к разработчикам с заманчивым предложениям. Многие соглашались, но находились даже и те, кому репутация была дороже денег.
Игроки продолжали негодовать такой политике EGS, и их можно понять: когда разработчики делают игру и готовят её к выпуску в Стиме, и сообщают об этом игрокам, и даже лепят логотип Стима в конце трейлера игры, а потом получают чемодан с деньгами от EGS и говорят своим потенциальным покупателям "так получилось, не в стиме даже лучше", то несомненно возникает ощущение того, что тебя кинули. Причём очень жестоко кинули. Как минимум вопросы были по The Outer World, где разработчики ещё очень натянуто показывали, что им никто не заносил чемоданы. Ещё пример был с игрой Shenmue III. Как только игра не оправдала ожидания среди фанатов, то разработчикам припомнили многое, в том числе и об эксклюзивности в EGS, и то, как разработчики отвечали недовольным пожертвователям, которые хотели свою копию игры в Стиме.
Период эксклюзивности продолжался как минимум до 2023 года. То бишь прошло 5 лет, а Epic Games сделала выводы, которые игроки сделали ещё в 2019 году. Ещё тогда игроки говорили, что своими эксклюзивами EGS сделает хуже только себе, а владельцы магазина убеждали, что такими действиями они могут заставить Стим снизить комиссию и, воздвигнув себя главными, самим диктовать условия. Но в 2024 году Тим Суини пересмотрел свои взгляды по поводу эксклюзивам и пришёл к выводу, что денег это не принесло. Однако не отказался от подхода с эксклюзивами, сказав, что будет предпочтение отдаваться крупным тайтлам, и "на долго".
По сути, EGS своего не добился. Стим так и не снизил процент комиссии, а глава Valve на проделки EGS ответил почти спустя полтора года. Но и то ничего важного не сказал, лишь отметил, что конкуренция это хорошо. В общем, гонору было много, а по факту "неасилили". Следует отметить, что кошелёк у Epic Games был в виде P2W игры Fortnite, которая приносила постоянный доход. Именно с этих денег Epic Games могла себе вести такую политику, но не всегда такое может быть, что мы и увидели на примере заявления самого Суини в 2024 году.
Сейчас EGS, как уже было сказано ранее пересмотрела свою стратегию, можно сказать в немного лучшую сторону. Она профинансировала разработку некоторых игр, а это уже, согласитесь лучше, чем купить эксклюзивность готовой игры. Таким образом игры по типу Alan Wake 2 вышли в EGS, и там будут очень долгое время.
А чем наши хороши, то есть плохи?
И у нас есть игровые лаунчеры. Пожалуй самым известным будет Игровой Центр Mail.ru, откуда запускались Аллоды Онлайн, Warface и другие игры. Скажем так, игровой лаунчер от Mail.ru, чуть позже от VK (компания, не соц.сеть) никогда не пытался конкурировать со Стимом, что даже в их действиях отчётливо видно.
В 2022 году Игровой Центр внезапно подвергается ребрендингу, теперь он стал называться VK Play. Для развития игрового лаунчера VK даже продали свою компанию My.Games и инвестировали в развитие своего нового игрового движка. Правда, ребрендинг многим геймерам запомнился одной новостью, которая разочаровала многих.
В сентябре 2022 года разработчики из Mundfish объявили, что их будущая игра Atomic Heart в СНГ будет распространяться эксклюзивно в VK Play. Секрета тут нет: VK занесли разработчикам чемодан (как оказалось позже, эксклюзивность стоила 7 млн долларов), а те его приняли. И как мы можем видеть, VK выкупила полную эксклюзивность, раз Atomic Heart на момент 2025 года до сих пор не доступна для россиян в Стиме.
На разработчиков игры и платформы кто только не лил грязь, причём где-то заслуженно, а где-то натянуто. Были и те, кто не видел проблем касательно выхода игры в другом лаунчере. Своё мнение я уже высказал в соответствующей статье 3 года назад. Отмечу, что релизом игры я был доволен, и сам сервис в целом меня не подвёл, хотя он реально на момент релиза игры чуть не упал. С тех пор VK Play изменил подход, либо ситуация с AH была единоразовой для того, чтобы дать о себе знать, либо встретив эксклюзив негативно, VK решила пересмотреть стратегию. Чисто теоретически ещё можно учесть такую штуку, что доход от игры не оправдал ожидания VK, хотя по тем же слухам VK заработал от продажи игры 10 млн долларов, против 7 млн на эксклюзивность.
В любом случае VK Play начал развитие своей платформы, хотя это немного громкое слово. Начали появляться игры от других разработчиков и издателей (пускай их и мало), компания запустила Лабораторию, которая даёт возможность молодым талантам заявить о себе, опубликовав их проект в VK Play. Также существует и направление с облачными играми, это как замена ушедшей из России Geforce Now. С недавнего времени в VK Play продают ключи к играм в Стиме. В общем, если не все, то многие считают VK Play как альтернатива, на которую не желательно заходить или вообще иметь, но в некоторых случаях именно там можно найти игры тех авторов, которые по тем или иным причинам не публикуются в Стиме. Но в целом отечественные авторы публикуются на обоих площадках.
А что... Титов Игры Ростелеком?
Ещё в 2015 году Ростелеком (РТК) пытались зайти на игровой рынок, но весьма странным способом. Сначала они выпустили свой лаунчер на ПК, где продавались игры... Точнее ключи к играм в Стиме. Зачем нужен был для этого отдельный лаунчер, мало кто мог понять, особенно когда цена не сильно отличалась от той, что в Стиме. По слухам, РТК имел большие планы на свой лаунчер и хотел через него же распространять игры. Но что-то не срослось и в 2017 году РТК прекратило поддержку лаунчера. В дальнейшем РТК делала ставку на облачные игры посредством интеграции с ранее упомянутым сервисом Geforce Now, а с 2023 года по понятным причинам с VK Play Cloud.
В 2025 году РТК подумали, что VK Play будет недостаточно. Ведь этот лаунчер геймеры с трудом приняли (и то не до конца). Он обладает недостатками, а вот нам, россиянам, нужен будет тот лаунчер, который покажет всем и вся как надо действовать! Правда дела обстоят ещё намного хуже, чем было у VK Play в 2022 году.
В конце ноября 2025 года РТК официально анонсировали свой игровой лаунчер, который станет частью развития игрового направления. Обещают поддерживать проекты малых студий, давая им специальные условия и всё такое прочее.
Но как в случае с редизайном VK Play, Игры РТК стали известны не своим появлением, а новости об эксклюзивности одного российского проекта, - Pioner. Эта игра чем-то напоминает S.T.A.L.K.E.R. с примесью Escape from Tarkov, делается компанией GFA Games, для которой проект является дебютным. И хотя разработчики обещали когда-то не говорить даже приблизительно дату релиза, но как минимум один раз они не сдержали своё обещание.
Справедливости ради разработчик обещал, что свою игру он не выпустит в VK Play. В принципе, своё обещание он сдержал, но есть один нюанс... А теперь давайте посмотрим на сам сервис Игры Ростелеком.
Что из себя представляет Игры Ростелеком?
Присутствует магазин, как бы это странно ни звучало, есть профиль, также можно посмотреть активность и достижения. Есть две вкладки: магазин и библиотека. Страница с игрой подозрительна похоже на то, как выглядит такая же страница в VK Play, однако в РТК отсутствует панель с отзывами от обычных игроков.
Также в Игры РТК можно купить себе ключ для игры в Стиме и на консолях, подписку на игровые сервисы как свои, так и западные. Продают карты для пополнения Nintendo Switch, PlayStation и Xbox. И... На этом всё. Самое удивительное, что раздел с играми, которые нужно скачивать с лаунчера РТК, идёт посередине либо четвёртым, либо пятым. До этого раздела сервис будет предлагать купить ключи к играм в Стиме, пополнить кошелёк в Стиме без комиссии мгновенно, ну и сама игра Pioner, которая является эксклюзивом площадки и рекламируется везде где только можно. А некоторые пользователи домашнего интернета РТК сообщают, что даже в почтовых рассылках приходит уведомление, что мол Pioner доступна у них.
И вот здесь Ростелеком либо не понял, с чем столкнулся, либо уверенно думают, что "по недовольствуют, а потом придут как миленькие". Дела обстоят ещё хуже, чем когда была новость об эксклюзивности Atomic Heart в VK Play. Достаточно почитать комментарии хотя бы в официальном сообществе игры Pioner в VK, а также на других ресурсах. Конечно есть и те, кто заинтересовался новым лаунчером и купит игру там, однако таких людей ОЧЕНЬ МАЛО. В то время как большая часть как заинтересованных покупателей, так и ждавших эту игру долгое время, решила проигнорировать её релиз, посчитав поступок разработчика предательством.
Осталось ждать релиза игры... Точнее бета-версии игры, которое стоит 1500 рублей. Напоминаю, игра должна была выйти в 2024 году, а в итоге она выходит 16 декабря 2025 года в ранний доступ. Совсем не то, что ожидали игроки. Однако разработчики уже получили деньги за эксклюзивность, а Ростелеком вовсю рекламит игру где только можно. Выявилась ещё одна проблема, которую допустили VK Play в своё время. Игра продаётся эксклюзивно в Игры РТК не только на территории РФ, но ещё и в соседней Белоруссии. А белорусы не могут войти в лаунчер без российского номера. На момент написания статьи проблема всё ещё существует, и получается, не смотря на Союзное Государство, белорусы почему-то получают такие проблемы. Судя по выпуску мессенджера Max, который изначально был доступен с российских и белорусских номеров, проблем настроить такую функцию не должно быть, особенно для такого технологического гиганта как Ростелеком. Но видимо, когда покупали эксклюзивность, об этом никто не мог подумать.
Игры РТК ждёт гибель
Ситуация очень похожа на ту, что была с "Метро Исход" в EGS и одновременно на "Atomic Heart" на VK Play. Но есть разумеется отличия. VK Play не стал и дальше выкупать эксклюзивы, на этот счёт нет официальных комментариев, можно только додумывать. Есть ещё гипотетический вариант, что VK Play мог бы ещё что-нибудь выкупить... Только нечего стало покупать. Нашумевший проект "Смута" и так не мог выйти в Стиме, а другие проекты без проблем выходят либо в Стиме, либо в VK Play.
Однако у РТК виднеется тактика EGS. Не смотря на то, что даже Тим Суини спустя время признал её неэффективной, у РТК своё видение. Pioner не стал первой и последней рыбкой эксклюзива, такую учесть постигла и другой менее крупный проект Sea Walker Saga. Справедливости ради, игра имеет статус временного эксклюзива, то бишь через месяц игра станет доступна на VK Play и Steam. И ситуация опять похожая: нашли игру, которая вот-вот выйдет, и договорились об эксклюзиве. Поможет ли РТК такая тактика... Уверен, что нет.
Давайте посмотрим прямо в глаза. У нас не такой сильный игровой рынок, как в Китае или США. Есть конечно проекты, которые стоят внимания, но их мало. И даже с этим учётом пытаться играть в "эксклюзивно в нашем магазине", вот это точно поможет развитию нашей игровой индустрии. Получая деньги в чемоданах, разработчики получают также и негодование от потенциальных покупателей в свой адрес. Те деньги позволят в какой-то мере покрыть расходы на упущенную прибыль, но не стоит забывать, что чемоданы придут один раз, а народное осуждение будет постоянно. И выстрелит ли второй проект, если первый вышел эксклюзивно в РТК, вопрос с подвохом. Так получилось, что разработчики не всегда энтузиасты, и за свои работы хотят денег. Справедливое желание. Но будет ли он получать доход от покупателей, которые посмотрели на то, как этот разработчик берёт чемоданы и посчитали сие действие предательством? И другой вопрос, а много ли проектов, которые делаются в нашей стране, чтобы выкупать временную (или нет) эксклюзивность?
Ещё перейдём к тому, что РТК по сути не Epic Games. У последних есть подпитка в виде Fortnite, часть прибыли которая шла на эксклюзивные контракты. А что есть у РТК? Обслуживание и подключение высокоскоростного интернета, сервис видеонаблюдения, мобильная связь (Т2), а также онлайн кинотеатр Wink. Также не забываем, что РТК, - компания с госуправлением, поэтому иногда неудивительно, откуда могут появиться деньги на, к примеру, покупку эксклюзива. Не только этого, а дальнейшего.
Стим, прощай?
В рунете помимо негодования сразу появилась паника, что дескать с помощью Игры РТК государство будет бороться с западным Steam, чтобы все переходили на нашу, отечественную!
Скажем так, предпосылки с одной стороны небезосновательны. Лично от меня хвала и честь Гейбу Ньюэллу, что в 2022 году не повёлся на истеричные выпады из соседней страны и не стал отключать россиян от платформы, и даже закрывает глаза на всякие сервисы по пополнению кошелька в профиле (то, что нельзя теперь оплатить картой в Steam - вина санкций, а не Гейба). Однако, сколько Гейб будет держаться такой позиции, или придёт соответствующий сверху приказ, - никто не знает. Уже был пример того, как GitHub сначала не блокировал аккаунты россиян по политическим мотивам, но спустя месяц им помогли поменять решение на "правильное".
К Steam у нашего любимого Роскомнадзора если и появляются претензии, то администраторы площадки ВСЕГДА идут на контакт и удаляют контент, нарушающий законы РФ. Хотя некоторые думают, что у Steam скоро "деграднут сервера" по примеру замедления YouTube в нашей стране, но будьте уверены, популярную площадку РКН не забанит сразу. К Twitch, к примеру, много вопросов и штрафов от надзорного органа, но его долгое время не блокируют.
Может, в теории Игры РТК будет конкурентом VK Play? Нет, сами владельцы лаунчера не считают VK Play своими конкурентами. Тогда создаётся резонный вопрос: ради чего создано Игры РТК?
А ради чего, действительно?
Всё, что я скажу в этом разделе, чисто ИМХО (по моему скромному мнению). Оно может быть верным, а может я ошибаюсь, а может пошёл ты?
Я считаю, что Ростелеком хочет монетизировать игровое направление, чтобы деньги шли им в карман. В лаунчере мало скачиваемых игр, но зато полным полно игр для других платформ, в том числе и консольных. Продают там не безделушки за 200 р, а ценник вполне себе! Но РТК хочет, чтобы операция проводилась внутри их платформы. С этим можно было хоть как-то согласиться...
Однако мы уже имеем наш VK Play! Не идеальный, но зато наш, отечественный. А вот что может нам предложить Игры РТК, вопрос риторический. Что может сделать Игры РТК? Выкупать эксклюзивность готовых проектов, но походу никак не вкладываться в разработку своих. А деньги, которые идут на эксклюзивность, берутся из "тумбочки". Поэтому эти вложения, на случай если внезапно появятся другие готовые российские проекты, могут не прекратиться. Просто вангую, что потом пройдёт время, РТК поймут, что деньги пустили не туда, "эксперимент вышел неудачным" и закроют игровое направление. Чтобы по настоящему получать с этого прибыль, надо начинать с самых низов. А Игры РТК хотят и рыбку съесть, и на ёлку сесть. Но так не бывает. И статистика пользования лаунчером и продажи эксклюзива Pioner скажут, кто по итогу был прав.
Заключение
Печально, что Ростелеком решил снова зайти в игровое направление с не очень хорошей стороны. Они получат справедливое негодование в свой адрес, Pioner не сможет окупиться или же стать популярной игрой, следующих проектов на выкуп может и не быть. Сам сервис покажет не очень хорошую статистику, и "эффективные менеджеры" из Ростелекома решат, что зачем им игровой лаунчер.
Опять же, могу ошибаться, ведь все мы люди. Но у меня есть стойкое ощущение, что Игры Ростелеком не могут ничего ни предложить, ни навязать, ни свергнуть, а потому они спустя недолгое время сами придут к закономерному поражению. И их ничего не спасёт, даже если с завтрашнего дня Steam заблокируют в России, геймеры всё равно не перейдут на эту площадку. А если Ростелеком действительно хочет развивать российскую игровую индустрию, то мой вам совет: начните пожалуйста с кузницы кадров, а также созданию своего игрового движка. Это должно стоять в первую очередь, а не запил очередного лаунчера.
___________________________________________________________
Подписывайтесь на мои другие каналы и сообщества:
* Канал на YouTube
* Канал на RuTube
* Канал на ВК Видео
* Канал в Telegram
* Игровой канал в Дзене
* Финансовая поддержка (на развитие канала)