Новгородская область - регион, затерянный среди лесов и болот Северо-запада России. До Санкт-Петербурга рукой подать, однако история этих мест начинается задолго до основания города на Неве. Ещё больше тысячелетия назад Новгород был столицей - с 864 по 882 год. По реке Волхов и озеру Ильмень проходил знаменитый путь из Варяг в Греки. Через Новгородскую область в 15-17 веках проходил Ивангородский тракт, соединяющий центр страны с Прибалтикой. Позднее, через Новгородчину прошла дорога Санкт-Петербург - Москва. Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" достаточно подробно описал эти места. В 20 веке в регионе развернули невероятное по своим масштабам торфопредприятие. В Великую Отечественную войну на этих землях произошло немало событий, одно из которых - трагедия 2-ой ударной армии в Мясном бору.
Список событий можно продолжать долго, однако сегодня речь пойдёт о том, как увидеть Новгородскую область с необычного ракурса и познакомиться с этим регионом по-настоящему.
Как это часто бывает, самые популярные места находятся в столице региона. Если вы приехали в Великий Новгород, посетите Новгородский кремль, Ярославо дворище, Софийский собор, полюбуйтесь на реку Волхов, вдохновитесь памятником 1000-летия Руси.
Если вы добираетесь в Новгород по скоростной трассе или на "Ласточке", то скорее всего для вас дорога пройдёт незаметно и вы комфортно доберётесь.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что между Санкт-Петербургом и Новгородом довольно глухая местность: непроходимые болота, местами на 10 км нет ни дорог, ни населённых пунктов, ни мобильной связи. Встретить там человека порой вероятность меньше, чем дикое животное. При этом справа от этого всего проходят дороги на Москву: железная (по которой ездят "Сапсаны"), старая автомобильная, скоростная автомобильная. Там же вы, скорее всего, и поедете.
Однако Санкт-Петербург и Великий Новгород соединяет почти по линейке начерченная малодеятельная железная дорога, проходящая через глухие места. Это самый короткий путь - 165 км против 192 км по "нормальной" дороге. История её начинается в конце 19 века: тогда планировалось соединить юг страны со столицей, чтобы везти пропитание, а также с Прибалтикой, чтобы транспортировать топливо. Существующую уже на тот момент Николаевскую железную дорогу планировалось разгрузить и создать альтернативу. Однако, проекту не суждено было сбыться и в разные периоды дорогу построили лишь кусочно: от Петербурга до Новгорода, от Крестцов до Валдая, в Тверской области (Земцы - Жарковский), в Смоленской области (Смоленск - Сошно). Все эти участки либо являются малодеятельными, либо не эксплуатируются вовсе.
В 2025 году по дороге ходят 1-2 поезда в день. Это одно- или трёхвагонные составы рельсовых автобусов РА-1, РА-2 или уникальный состав ДТ, способный питаться и электричеством, и дизельным топливом, что для данной дороги актуально, т. к. она не электрифицирована.
Несмотря на небольшое расстояние, поезд пробирается сквозь лесов и болот больше 4 часов. Средняя скорость - около 40 км/ч.
1. Радофинниково
Это ещё Ленинградская область, до Новгородской остаётся около 10 км.
На скромном расстоянии друг от друга находится сразу 4 остановочных пункта - здесь располагается довольно крупный дачный массив, а также сам посёлок Радофинниково, до которого в лучшие времена доходила Тёсовская узкоколейка, о которой речь пойдёт ниже.
Радофинниково от всех населённых пунктов дальше отличает наличие автомобильной дороги, пролегающей почти параллельно железной, по которой добраться до Петербурга можно за 2 часа (100 км). По ней же ходит и автобус до районного центра - г. Тосно (50 км до Петербурга, 45 мин на электричке до центра города) целых 5 раз в день (по меркам этих мест это не ирония). В итоге, поезд здесь не является социально значимым транспортом - есть более удобная и быстрая альтернатива и многие предпочитают автомобиль или автобус.
2. Огорелье
Хоть садоводства возле Радофинниково и Огорелье разделяет всего 6,5 км - здесь уже совсем другая история. Во-первых, здесь начинается Новгородская область. Во-вторых, автомобильной дороги, дублирующей железную здесь нет и если вам понадобится преодолеть это расстояние на автомобиле, то придётся делать "крюк" в 146 км (напоминаю - по прямой всего 6,5 км).
Это сильно усложняет логистику и если из Петербурга до Радофинниково можно попасть почти по прямой, то с Огорелье уже так не пройдёт - придётся ехать через Любань, а затем по грунтовой дороге 41А-004. Это уже совсем другая система автомобильных дорог, соединяющая Тосенский и Лужский районы, затрагивая небольшой кусок Новгородской области как раз в районе Огорелье.
Иного общественного транспорта, кроме как поезда 1-2 раза в день в Огорелье нет. До ближайшего населённого пункта (Радофинниково не в счёт) 10 км - д. Жилое Рыдно в Лужском районе Ленинградской области. Там общественный транспорт, к слову, тоже не ходит. Поэтому поезд здесь выполняет очень важную функцию - фактически связывает Огорелье с "большой землёй". Официально на 2025 г. в Огорелье проживает 21 человек.
3. Рогавка. Торфоразработки
Здесь располагается посёлок Тёсово-Нетыльский - центр некогда существовавшего торфопредприятия. Сейчас здесь располагается музей Тёсовской узкоколейной железной дороги, по которой в выходные дни может проехать любой желающий (был здесь в 2016 году, см. статью). Но это лишь остатки от огромной сети - осталось лишь 12,5 км из ~200 км в лучшие годы (общая протяжённость одиночного пути). Причина упадка - торф стал не нужен в таком количестве, промышленность перешла на уголь, а после на газ. Однако инфраструктура той эпохи осталась. Многие разработки затопили и сделали болото. Напоминаю, что местность и без того заболочена. В итоге в радиусе 30 км вольготно чувствуют себе пресмыкающиеся, земноводные и насекомые. В самом деле, в окрестности это очень сильно чувствуется. О этом же свидетельствует огромное количество аистов.
Здесь же проходит фестиваль "Забытый подвиг - 2-ая ударная армия".
Сегодня Тёсово-Нетыльский и Финёв Луг (деревня по другую сторону от железной дороги) - агломерация с постоянным населением 3000 человек. Инфраструктура развита слабо, жители часто ездят в Великий Новгород. До него по автодорогам можно добраться за 1,5 часа (60 км). Автобус ходит 4 раза в день.
4. Кересть. Глухая Кересть. Горенка
После Тёсово-Нетыльского справа (если ехать от Петербурга) тянутся торфоразработки, а слева - незаселённая местность на 20 км до самого Московского шоссе. Лишь скоростная дорога М-11 нарушает тишину.
Остановки Кересть, Глухая Кересть, 137 км, Горенка. Пассажиры, в основном садятся и едут в Новгород. До всех этих пунктов, однако, можно добраться на машине.
5. Татино
Казалось бы, обычная деревня. Но вот проблема - до неё нет автомобильной дороги. Только некоторая тропа через лес, по которой можно проехать только на внедорожнике или тракторе. Железная дорога здесь - в принципе единственный способ добраться. При этом в Татино на 2010 г. официально числится 17 человек. И действительно, поезд для них - критически важный транспорт. При мне несколько человек вошли в поезд и доехали до Новгорода, а на вечернем рейсе вернулись обратно. В 2013 г. здесь отменили единственный поезд и жители испытывали серьёзные трудности - до магазина, врачей, работы, учёбы, развлечений было не добраться. Благо спустя время поезд вернули на маршрут.
6. Вяжище
Спустя всего каких-то 10 км ситуация вновь кардинально изменяется. В Вяжище по одну сторону от железной дороги находится Николо-Вяжищский женский монастырь, по другую - Новгородский металлургический завод. По сути это уже северный район Великого Новгорода. Здесь начинается "цивилизация" и так, незаметно, мы прибываем в Великий Новгород и "сливаемся" с основной веткой, по которой бы вы приехали на "Ласточке".
7. Великий Новгород
Итак, вы 4 часа провели в поезде, любуясь красотами региона и поражаясь, как разница в пару километров так сильно влияет на транспортную доступность и инфраструктуру в целом. При этом если вы - житель мегаполиса, то скорее всего не устанете от дороги, а наоборот погрузитесь на время в другой мир. Пришло время осмотреть достопримечательности Великого Новгорода. Если вы сделаете такое путешествие в среду, субботу или воскресенье, то у вас будет 6 часов перед отправлением обратно. Хотя, конечно, для полного знакомства с городом, рекомендуется взять гостиницу.
Дата поездки - 23.11.2025. Спасибо за прочтение статьи.