Найти в Дзене
Моя точка зрения

А.Н. Островский «Лес»: как комедия становится зеркалом пороков

Битва титанов сатирической прозы завершается, но пальму первенства я никому отдавать не хочу. Что Чехов, что Островский в своих произведениях мастерски подсвечивали проблемы общества и личности, которые переходят от поколения к поколению. Несмотря на общую базу, произведения авторов отличаются по атмосфере. У Антона Павловича рассказы и пьесы, по моим ощущениям, насыщены светом, а вот у Александра Николаевича превалирует мрачный и давящий вайб, который не обошел стороной сатирическую пьесу «Лес». Когда обсуждают пьесу, как правило, вспоминают цитату про сов и филинов. Но, на мой взгляд, более полно смысл пьесы передают слова Несчастливцева: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя заба

Битва титанов сатирической прозы завершается, но пальму первенства я никому отдавать не хочу. Что Чехов, что Островский в своих произведениях мастерски подсвечивали проблемы общества и личности, которые переходят от поколения к поколению. Несмотря на общую базу, произведения авторов отличаются по атмосфере. У Антона Павловича рассказы и пьесы, по моим ощущениям, насыщены светом, а вот у Александра Николаевича превалирует мрачный и давящий вайб, который не обошел стороной сатирическую пьесу «Лес».

Источник: сеть Интернет
Источник: сеть Интернет

Когда обсуждают пьесу, как правило, вспоминают цитату про сов и филинов. Но, на мой взгляд, более полно смысл пьесы передают слова Несчастливцева: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.»

Помещичьи угодья Гурмыжской своеобразная арена, где главный шут сама Раиса Павловна. За маской благодетельницы скрывается взбалмошная самодурка. Для нее домочадцы не люди, а статисты, за счет которых она показывает свою добродетель. Для нее сосватать бедную родственницу Аксюшу за слабоумного Буланова благое дело. Ради этого не жаль продать кусок леса и выделить деньги на приданное. Но «благодарный» зритель не ценить игры главного шута. Купец Восмибратов пытается обмануть Гурмыжскую и ужулить 300 рублей, а верный Карп осуждает за расточительство: «Добрые люди прикупают, а мы все продаем. Что одного лесу продано, что прочего! Набьет барыня полну коробку деньгами и держит их, и гроша никто не выпросит; а тут вдруг и полетят тысячи, и полетят.» Поклонник у Раисы один – Буланов. Хотя, чего лукавить, Алексис поклоняется только деньгам, а Гурмыжская всего лишь идет в нагрузку к ним.

Актер Несчастливцев стал «зеркалом для обитателей леса». Слетели социальные маски, и показались уродливые личины. Лицемерие, жадность и эгоизм правят балом у власть имущих, а про любовь и честь помнят только «бедные родственники».

Но, что печальнее всего, «лес» не отпускает своих жертв. Счастливцев и Несчастливцев ушли, а на арене остались все те же шуты. Аксюша и Петр Восмибратов тоже часть этого лесного общества. Они еще не инфицированы, но долго ли смогут сопротивляться законам «леса»?