Найти в Дзене
Наше доброе кино

Черт побери! Как Гайдай обманул КГБ, взорвал ядерную бомбу и снял главную комедию СССР. Тайны «Бриллиантовой руки», о которых молчали 55 лет

«Семён Семёныч...» Если вы прочитали это с интонацией милиционера Володи, значит, вы наш человек. Фильм «Бриллиантовая рука» — это не просто кино. Это ДНК советского человека. Мы цитируем его, когда идем в булочную (не на такси), когда пьем шампанское (по утрам) и когда видим человека с гипсом. В 1969 году, когда картина вышла на экраны, её посмотрели 76 миллионов человек. Это абсолютный рекорд. Леонид Гайдай создал блокбастер, в котором смешались детектив, эротика, сатира и сюрреализм. Но знаете ли вы, что Семен Горбунков мог быть совсем другим? Что легендарной сцены стриптиза могло не быть? И при чем тут ядерный взрыв в финале? Сегодня мы раскопаем все тайники контрабандистов. Присаживайтесь поудобнее, дичь (то есть, статья) не улетит! Многие думают, что сюжет фильма — чистая выдумка. Ну какие бриллианты в гипсе в СССР?
На самом деле, идея родилась из газетной заметки.
Сценарист Яков Костюковский вычитал в зарубежной прессе (да-да, сценаристам разрешали читать «загнивающие» газеты) и
Оглавление

«Семён Семёныч...»

Если вы прочитали это с интонацией милиционера Володи, значит, вы наш человек. Фильм «Бриллиантовая рука» — это не просто кино. Это ДНК советского человека. Мы цитируем его, когда идем в булочную (не на такси), когда пьем шампанское (по утрам) и когда видим человека с гипсом.

В 1969 году, когда картина вышла на экраны, её посмотрели 76 миллионов человек. Это абсолютный рекорд. Леонид Гайдай создал блокбастер, в котором смешались детектив, эротика, сатира и сюрреализм.

Но знаете ли вы, что Семен Горбунков мог быть совсем другим? Что легендарной сцены стриптиза могло не быть? И при чем тут ядерный взрыв в финале? Сегодня мы раскопаем все тайники контрабандистов. Присаживайтесь поудобнее, дичь (то есть, статья) не улетит!

Глава 1. «Руссо туристо» и швейцарские корни сюжета

Многие думают, что сюжет фильма — чистая выдумка. Ну какие бриллианты в гипсе в СССР?
На самом деле, идея родилась из газетной заметки.
Сценарист Яков Костюковский вычитал в зарубежной прессе (да-да, сценаристам разрешали читать «загнивающие» газеты) историю о швейцарских контрабандистах. Они придумали гениальную схему: перевозили драгоценности в гипсовых повязках, изображая переломы.

Костюковский прибежал к Гайдаю: «Лёня, это бомба!».
Правда, изначально сценарий назывался
«Контрабандисты». И роль главного героя писалась не под Никулина. Точнее, образ был размыт. Но Гайдай сразу сказал: «Горбунков — это Никулин. И точка».
Ради съемок Юрию Владимировичу пришлось взять в «Союзгосцирке» отпуск на полгода, чего раньше не делал никто. В правительстве сказали: «Никулин — национальное достояние, пусть снимается».

Глава 2. Стамбул в Баку и «Цигель-цигель, ай-лю-лю»

«Заграницу» снимать за границей, естественно, никто не разрешил. Денег нет, валюты нет.
Поэтому
«Стамбул — город контрастов» нашли в Баку.
Знаменитая сцена падения у аптеки снималась в старом городе (Ичери-Шехер) на улице Кичик Гала.

Факт, от которого больно:
Юрий Никулин падал на брусчатку честно. Раз десять. Подкладывали маты, учили группироваться, но выглядело ненатурально. В итоге в кадре мы видим... ноги Леонида Каневского (того самого контрабандиста-аптекаря)!
Каневский надел брюки и туфли Никулина и поскользнулся так виртуозно, что Гайдай закричал: «Снято!». Так что, когда вы видите ноги, взлетающие вверх, знайте — это ноги будущего ведущего «Следствие вели...».

Кстати, язык, на котором говорят контрабандисты, — полная абракадабра. Его придумал Каневский.

  • «Крок ус морд!» — означало что-то вроде «Черт бы тебя побрал».
  • А слово «Мордюк» (в фразе, которую кричит второй бандит) — это привет Нонне Мордюковой, с которой у Гайдая были сложные отношения на площадке. Режиссер так «увековечил» актрису в инопланетном ругательстве.

Глава 3. Миронов против Папанова: Битва титанов

Дуэт Геши Козодоева (Миронов) и Лёлика (Папанов) — это учебник актерской химии. Но в жизни они были антиподами.

Андрей Миронов был перфекционистом. Он страшно переживал из-за своей внешности. У него была экзема, которая обострялась от жары и грима, но он терпел и всегда был элегантен.
Анатолий Папанов же был человеком простым, фронтовиком, который ненавидел пафос.

Легендарная импровизация «Идиот!»:
Сцена на рыбалке, где Геша и Лёлик сидят в воде.
Вода была ледяная (снимали осенью). Миронов и Папанов мерзли жутко. После очередного неудачного дубля, когда технический персонал что-то напутал, вынырнувший Папанов в ярости рявкнул на ассистента:
«Идиот!!!».
Это было сказано так мощно и так натурально, что Гайдай решил оставить этот крик в фильме, адресовав его Геше.

Кстати, в этой же сцене под водой на крючок Никулину насаживал рыбу водолаз. Чтобы рыба клевала «активно», водолаз дергал за леску. В какой-то момент он перестарался и прицепил не рыбу, а собственные штаны. Никулин вытащил их из воды с непередаваемым выражением лица. Жаль, этот дубль не вошел в фильм.

Глава 4. Ядерный взрыв: Главная хитрость Гайдая

Вот мы и добрались до самой гениальной аферы режиссера.
Гайдай понимал: фильм у него получается «антисоветский».

  1. Милиция показана беспомощной (Горбунков сам всех победил).
  2. Пьянство («Песня про зайцев»).
  3. Проститутки («Руссо туристо, облико морале»).
  4. Стриптиз Светличной.

Цензура («Госкино») готовила ножницы. Они требовали вырезать сцену с пьяным Никулиным, убрать «бесовщину» со Светличной и сделать милицию более героической.

Что сделал Гайдай?
Он приклеил в самый конец фильма
документальные кадры ядерного взрыва.
Комиссия Госкино, посмотрев комедию, в финале онемела.
— Леонид Иович, это что?!
— Это, — спокойно сказал Гайдай, — аллегория сложности нашего времени. Ядерная угроза, так сказать.
— Убрать немедленно!
— Ни за что! Это концепция! — уперся Гайдай.

Три дня они торговались. В итоге чиновники взмолились: «Лёня, убирай взрыв, и черт с тобой, оставляй свой стриптиз и пьяного Никулина!».
Гайдай, скрепя сердце (а на самом деле ликуя), вырезал взрыв. Он изначально вставил его только для того, чтобы отвлечь внимание от всего остального. Гений!

Глава 5. «Не виноватая я!»: Секс-символ СССР

Светлана Светличная сыграла Анну Сергеевну — первую роковую женщину советского кино.
Ее роль длится всего 10 минут, но эффект был разорвавшейся бомбы.
В СССР секса не было, а тут — халат с перламутровыми пуговицами, который расстегивается, и...

Светличная жутко стеснялась. Снимали сцену с лифчиком в присутствии минимума людей.
Интересный факт: фразу
«Не виноватая я, он сам пришел!» Светличная позаимствовала у Льва Толстого (это слова Катюши Масловой из «Воскресения»). Вложив фразу трагической героини в уста соблазнительницы, Гайдай создал комический эффект невероятной силы.

Но вот голос... Озвучивала Анну Сергеевну не Светличная, а Зоя Толбузина. Гайдаю показалось, что голос Светланы недостаточно «секси» и загадочен. Светличная обиделась на режиссера смертельно. Единственная фраза, которую она говорит своим голосом: «Не виноватая я!».

Глава 6. Труп в гостинице «Горизонт»

Во время съемок в Адлере (гостиница «Горизонт») произошла история, достойная отдельного детектива.
В подвале гостиницы хранили реквизит. Уборщица, спустившись туда, наткнулась на... тело Юрия Никулина, накрытое простыней.
Она с диким криком выбежала на улицу. Через час слух о смерти любимого клоуна разлетелся по всему городу. К гостинице начали стекаться люди.

Оказалось, это был манекен Горбункова, сделанный для сцены выпадения из вертолета в финале. Манекен был настолько качественным, что даже вблизи его трудно было отличить от живого Никулина. Пришлось актеру лично выходить на балкон и махать толпе: «Я живой!».

Глава 7. Песни, которые пела вся страна

Музыку к фильму написал Александр Зацепин. Но утверждение песен шло со скрипом.
«Остров невезения» вообще хотели выкинуть. Худсовету показалось, что Миронов кривляется, а текст «на лицо ужасные, добрые внутри» — это намек на советских людей.
Гайдай отстоял песню только благодаря тому, что она идеально вписывалась в хронометраж, а резать было уже нечего. Миронов, кстати, придумал все танцевальные па для этого номера сам. Это чистый джаз, импровизация!

А «Песню про зайцев» Никулин пел с огромным трудом. Он не был певцом. Ему было сложно попадать в ноты. Но именно это несовершенное, «народное» исполнение сделало песню гимном всех застолий. Трын-трава стала символом русского дзена: «А нам всё равно!».

Глава 8. Детали, которые мы не заметили

Гайдай был мастером «пасхалок» еще до того, как это стало мейнстримом.

  1. Мальчик с сачком. Помните нимбатого мальчика, идущего по воде, которого пинает Миронов? Это сын Никулина — Максим. Миронов (интеллигентнейший человек!) никак не мог пнуть ребенка по-настоящему. Дубль за дублем он бил мимо или слабо. Гайдай орал: «Бей сильнее!». В итоге режиссер пообещал Максиму премию, а Миронову сказал, что мальчик наглый. Андрей Александрович разозлился и отвесил такого пинка, что Максим упал в воду по-настоящему, обиженный. Зато кадр вошел в историю.
  2. Пистолет в мороженом. Семен Семенычу пистолет кладут в авоську, а потом его жена находит там пистолет. В ранних версиях сценария пистолет должны были спрятать в буханке хлеба. Но решили, что хлеб — это святое, трогать нельзя.
  3. Рука Бога. В сцене кошмара Козодоева, когда ему снится черная рука, хватающая его за шею... эта рука принадлежит самому Леониду Гайдаю. Он никому не доверял такие ответственные «камео».

Глава 9. Финал, которого не поняли

Финал фильма, где Горбункова поднимают на кране с загипсованной ногой, а потом он едет с семьей на катере, — очень символичен.
Обратите внимание: крюк крана бьет его по шее. Это было не по сценарию! Никулин реально получил удар тяжелым крюком, но доиграл сцену, скорчив гримасу боли. Гайдай это оставил.

Это фильм о том, что простой, наивный, «маленький» человек способен на подвиг. Он может быть смешным, нелепым, может прятать пистолет в авоську, но он не продастся.
Горбунков — это идеальный советский супергерой. Без плаща, но с гипсом.

Почему мы смотрим его до сих пор?

«Бриллиантовая рука» — это таблетка от депрессии.
Она показывает мир таким, каким мы хотим его видеть: солнечным, ярким, где злодеи смешные и обаятельные (ну кто не любит Гешу?), а добро побеждает, даже если оно «под мухой».

Этот фильм — энциклопедия жизни.

  • Хочешь узнать цену дружбы? Смотри на Лёлика и Гешу.
  • Хочешь узнать о верности? Смотри на Надю Горбункову.
  • Хочешь узнать, как жить в России? «Сядем усе!»

Так что, дорогие читатели, если вам станет грустно — включайте «Бриллиантовую руку». И пусть весь мир подождет.
Ведь, как говорится:
«Куй железо, не отходя от кассы!»

А какая фраза из фильма — ваша любимая? Пишите в комментариях!
(Лично я голосую за: «Наши люди в булочную на такси не ездят!»)

Ставьте лайк, если тоже пересматриваете этот шедевр хотя бы раз в год!