Друзья, это сейчас в «Динамо» в игровых видах спорта — раздрай.. А ведь было другое время! Галину Воронину запомнил навсегда. Году в 65-м зимой в Новогорске спускался с горы на лыжах, а за мной мчалась Галина. Стал притормаживать, чтобы её пропустить, да упал. А Воронина на меня. Так лёжа мы и спустились вниз. И смех, и грех. Но, слава Богу, обошлось без травм. С тех пор я стал её болельщиком. А недавно попросил коллегу встретиться с Галиной и написать о её житье-бытье...
Евгений Богатырев
В Крылатском на матчах женской баскетбольной команды МБА-МГУСиТ, выступающей в премьер-лиге, на трибунах пусто. Поболеть за своих приходят только родные и близкие друзья. Случайно заглянувшие на игру люди даже не узнают в высокой, стройной женщине на тренерской скамейке московской команды легендарную центровую московского «Динамо» и сборной СССР Галину Воронину.
А ведь на играх чемпионата СССР ей рукоплескали заполненные до отказа трибуны Дворцов спорта в Москве и Ленинграде, в Киеве и Риге! Во всесоюзном чемпионате практически всегда игры проводились по туровой системе: в одном городе собирались 6 или 12 команд. Особенно везло тем болельщикам, которые могли воочию наблюдать за матчами между московским «Динамо» и рижским ТТТ. Не только в СССР, но и во всем мире Воронина была единственной центровой, справлявшейся с опекой рижанки Ульяны Семеновой. Баскетболистка латвийской команды была выше москвички на 30 см.
«На первых порах Семенова нам привозила даже по 50 очков, и была полная безнадега: как сдержать такую машину? — вспоминает Воронина. — Понадобились годы, чтобы изучить манеру игры Ули, научиться пользоваться подсказками одноклубниц, которые видели, куда ей последует передача. Это был настоящий вызов — найти ключик к уникальной баскетболистке!»
Ведь Семенова не только ростом выделялась, она была умнейшим игроком, тонко чувствовавшим баскетбол. Никогда Ульяна не перетягивала одеяло на себя. За счет этого играла вся команда, как ТТТ, так и сборная СССР.
«Физически было очень тяжело, — подчеркивает Воронина. — Нужно было постоянно держать концентрацию, чтобы Семенова чувствовала: и против нее есть оружие. Всё было, как говорится, на тоненького, ни на миллиметр нельзя было уступать ей позицию под кольцом».
Без баскетбола свою жизнь Воронина не представляла. Она родилась в деревне в Воронежской области в победном 1945-м. Своего отца Галина не знала, а мама оставила дочку на попечение бабушки и дедушки, завербовавшись на стройку в Москву. Другой возможности вырваться из деревни в город в те времена не было.
«Мама долго сомневалась, но бабушка и дедушка убедили ее, сказали: “Нужно ехать, а Галю мы берем в свои руки”, — делится воспоминаниями о своем детстве Воронина. — Так и стала в их семье одиннадцатым ребенком. Из семьи Ворониных пятеро мужчин, которые приходились мне дядями, прошли войну. Мама нас часто навещала, очень беспокоилась обо мне. Воспоминания о деревенской жизни остались замечательные. Носилась по просторам, но к труду бабушка и дедушка приучили меня с раннего детства».
После окончания начальной школы встал вопрос, где Галине учиться дальше. Первый год она ходила за шесть километров в соседнюю школу, где были четыре ученика 1945 года рождения, два мальчика и две девочки.
«Эти 12 километров ежедневных походов сослужили хорошую службу в укреплении ног, — отметила Воронина. — После пятого класса, чтобы я продолжала учиться, хотели даже снять комнату в ближайшем райцентре. Только мама нашла возможность взять меня в Москву. Устроилась дворником, а им предоставлялась служебная жилплощадь».
Эту жилплощадь даже комнатой назвать было сложно. В бывшем овощехранилище полуподвальное помещение разделили фанерными перегородками, разместив там четыре семьи. Впрочем, о каких-то неудобствах и трудностях девочка не думала, нужно было учиться. Ворониной повезло: ее определили в прекрасную школу № 729, где на уроке физкультуры Галина и познакомилась с такой замечательной игрой, как баскетбол.
«В лучшую в мире игру с мячом влюбилась сразу, — вспоминает Воронина. — Хотя ростом не выделялась, стояла четвертой в строю среди девчонок в классе. Правда, была быстрой, резкой, подвижной, да и характер был. Все отмечали, что Воронина взрывная, импульсивная и никогда не даст себя в обиду на площадке».
О том, как Галина попала в спортивную школу, можно написать детективную историю. Начинала она в школьной секции, где тренировки проходили три раза в неделю. Некоторые девчонки из школьной команды тренировались еще и в детской спортивной школе Москворецкого района. Воронина попросила их взять ее с собой, а в ответ услышала: «Да ты что! Мы два с половиной года тренируемся, а ты хочешь в нашу команду!»
Только влюбившуюся в баскетбол девчонку было уже не остановить. Галина узнала, какой дорогой едут в спортшколу ее партнеры по школьной команде, и однажды сама приехала, и на пороге ее встретил тренер Юрий Яковлевич Равинский, имя которого сегодня носит столичная школа «Тринта».
«Равинский внешне не напоминал баскетболиста, — вспоминает Воронина. — Невысокий, в очках, но тренер от бога. Он сразу же спросил: “А что ты умеешь?” Честно призналась, что ничего. Позже Равинский “раскололся”, что не смог отказать, увидев мои горящие глаза. Сказал, чтобы приходила осенью, когда девчонки вернутся из спортивного лагеря».
Как раз в это лето Галина выросла на 20 см. На летние каникулы уехала погостить к бабушке и дедушке. Вернулась в Москву — и все ахнули! Рост в баскетболе, конечно, важен, но Ворониной нужно было догонять тех, кто уже занимался в спортивной школе несколько лет. Помогли в этом ее сумасшедшая любовь к баскетболу и тренерский дар Равинского.
Вся клубная карьера Ворониной связана с московским «Динамо». И начиналась она... с машинописного бюро динамовского стадиона. «У меня появилась младшая сестренка, и мама одна нас поднимала в маленькой комнатенке в бывшем овощехранилище, — рассказывает о начале своего трудового пути Воронина. — Вкалывала мама на трех работах. Мне пришлось уйти в вечернюю школу, чтобы помогать ей. Поступила на курсы машинописи и стенографии. На выпускниц присылали заявки со всей Москвы, можно было выбрать престижные места работы, но была заявка со стадиона “Динамо”. Для меня выбор был очевиден, хотя даже не знала, где находится этот стадион».
В отделе кадров Воронину встретили с распростертыми объятиями, определили в машбюро в республиканском совете ДСО «Динамо», выделили новую машинку. Она успевала и работать, и учиться в вечерней школе, и тренироваться в спортивной. Да и маленькая сестренка скучать не давала. Всю зарплату Галина отдавала маме, а у машинисток она была невелика.
После пяти лет работы в машбюро Воронину поставили на ставку в команде мастеров «Динамо», которая была в два раза выше зарплаты машинистки. Да еще и не нужно было к девяти утра бежать на работу на стадион! Мама Галины долго не могла поверить, что за занятия баскетболом еще и деньги платят. Решила, что дочка связалась с плохой компанией, и инкогнито приехала на стадион. В ДСО «Динамо» ее визит все запомнили надолго.
«Благодарна “Динамо” за свою карьеру, — подчеркивает Воронина. — В рядах “бело-голубых” стала заслуженным мастером спорта, вызывалась в сборную страны. Меня окружили заботой и вниманием с первых дней пребывания в команде. Когда мне было 20 лет, старший тренер Василий Колпаков увидел условия, в которых жила, и добился, чтобы молодой баскетболистке предоставили 14-метровую комнату. После подвала она казалась хоромами!»
В «Динамо» Воронина с полуслова и с полувзгляда понимала разыгрывающую Татьяну Овечкину, и именно эта связка определяла игру московской команды. «Не могу сказать, что мы были закадычными подругами в жизни, но на площадке испытывали потрясающее уважение друг к другу, — говорит Воронина. — Просто чувствовали друг друга в каждом игровом эпизоде и знали, как нужно взаимодействовать. Вот и казалось всем, что Татьяна отдает мне передачу, не глядя. В редких матчах мы на двоих набирали меньше 40 очков».
После завершения игровой карьеры Воронина и Овечкина практически одновременно пришли работать в школу «Динамо» детскими тренерами. Будущая звезда НХЛ Александр Овечкин в летнем спортивном лагере вертелся под ногами у мамы и тети Гали, когда они тренировали девчонок. Было ему тогда два года от роду.
В составе сборной СССР Воронина стала трехкратной чемпионкой Европы, но сыграть на Олимпиаде так и не довелось. Конкуренция за место в сборной в те времена была такой, что попасть в состав было сложнее, чем в отряд космонавтов. Сыграть на московской Олимпиаде нашей героине помешала травма, полученная на туре в Риге.
«В клинику к лучшему в то время в столице советской Латвии хирургу в буквальном смысле приползла, — вспоминает Галина Георгиевна. — Он оказался болельщиком рижского ТТТ и, увидев меня, воскликнул: “Батюшки! Сама Воронина к нам пожаловала”. Изучив снимок, врач сразу же вынес вердикт: “Если попытаетесь сейчас вернуться на площадку, то, скорее всего, вернетесь в инвалидном кресле”. Мир сразу же перевернулся, но жизнь продолжалась, и без баскетбола ее себе не мыслила».
Еще выступая за команду мастеров, Воронина поняла: тренер и игрок — это две разные ипостаси. Тренеры «Динамо», сначала Василий Колпаков, а затем Евгений Гомельский, исподволь подводили ее к профессии. «На турах всем командам предоставляли по часу тренировочного времени, — говорит Воронина. — Лидерам давали отдохнуть, а на площадку запускали молодежь. Тренеры поручали мне проводить занятия с молодыми одноклубницами».
Уже тогда Воронина понимала, что предстоит многому учиться, ведь пока сама играла, было некогда. Только судьба распорядилась так, что тренерское ремесло пришлось осваивать на ходу. После торжественных проводов из команды, которые состоялись перед началом очередного чемпионата СССР, руководители «Динамо» сообщили: «В дубле сейчас нет ни одного тренера, вот ты с девчонками и поработаешь. Приказ уже подписан».
С детскими и молодежными командами Воронина проработала больше сорока лет и каждый год вспоминает как счастливую пору в своей жизни. Под руководством Ворониной молодежная сборная России дважды побеждала на чемпионатах Европы. Признанием заслуг Галины Георгиевны стало присвоение ей звания заслуженного тренера России.
В 2013 году после создания профессионального клуба МБА Воронина возглавила команду, выступающую в Детско-юношеской баскетбольной лиге, а сейчас работает в тренерском штабе главной команды клуба. «Когда руководство МБА пригласило меня в тренерский штаб, исполнилась давняя мечта, и это не высокопарные слова, — подчеркнула Воронина. — Если удастся вложить в девчонок хотя бы частичку того, что вложили в меня, буду счастлива. Значит, не просто так продолжается жизнь в баскетболе!»
В свои 80 лет Воронина в прекрасной форме.
«Каких-то секретов сохранения работоспособности у меня нет, — говорит она. — Кроме одного: любви к своему делу. Радуюсь тому, что моя преданность баскетболу позволяет работать сейчас. Может быть, еще сезон, и еще, и еще...»
Автор: Борис ХОДОРОВСКИЙ
Оформляйте подписку на печатную журнала «ФИС»
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Ещё больше материалов на сайте