Найти в Дзене

Его книга о войне, которую он писал 23 года - самый настоящий шедевр. Четыре экранизации "по мотивам" и близко рядом не поставить

На экранах страны с большой помпой прошел (вроде еще и идет) фильм "Август", снятый, как написано - по мотивам романа писателя Владимира Богомолова "Момент истины".
Честно говоря, читал много отзывов об этом фильме, по большей части негативных. Сам не смотрел, по этой причине даже не собираюсь его обсуждать, да и цели такой не стоит. С другой стороны всегда какое-то отторжение идет от обилия навязчивой рекламы, когда из каждого утюга по несколько раз в день несутся восторженные слова о каком-то фильме, характеризуя его исключительно, как шедевр, не меньше. Сколько уже было такого рода "шедевров" ... Так что фильм оставим в стороне, а статья будет, как Владимир Осипович Богомолов писал свой знаменитый роман, с которым фильмам, снятым по его мотивам, даже и близко не сравниться. Ибо книга - и есть шедевр. В.О.Богомолов (1924-2003).https://www.culture.ru/events/1212435/literaturnoe-znakomstvo-vladimir-osipovich-bogomolov Стоит сказать, что Богомолов по характеру был человеком непублич

На экранах страны с большой помпой прошел (вроде еще и идет) фильм "Август", снятый, как написано - по мотивам романа писателя Владимира Богомолова "Момент истины".
Честно говоря, читал много отзывов об этом фильме, по большей части негативных. Сам не смотрел, по этой причине даже не собираюсь его обсуждать, да и цели такой не стоит.

С другой стороны всегда какое-то отторжение идет от обилия навязчивой рекламы, когда из каждого утюга по несколько раз в день несутся восторженные слова о каком-то фильме, характеризуя его исключительно, как шедевр, не меньше. Сколько уже было такого рода "шедевров" ...

Так что фильм оставим в стороне, а статья будет, как Владимир Осипович Богомолов писал свой знаменитый роман, с которым фильмам, снятым по его мотивам, даже и близко не сравниться. Ибо книга - и есть шедевр.

В.О.Богомолов (1924-2003).https://www.culture.ru/events/1212435/literaturnoe-znakomstvo-vladimir-osipovich-bogomolov
В.О.Богомолов (1924-2003).https://www.culture.ru/events/1212435/literaturnoe-znakomstvo-vladimir-osipovich-bogomolov

Стоит сказать, что Богомолов по характеру был человеком непубличным, фотографий с ним сохранилось довольно мало. В конце жизни ему часто присуждали разные премии, от которых он регулярно отказывался.
Тут важен мотив - Богомолов всегда отстаивал свою непубличность. В его понимании публичность превращалась в ангажированность, ты уже не принадлежишь себе. А ему этого было совсем не надо.

Свой знаменитый роман он писал долго и очень тяжело, о чем сам отмечал в своем дневнике. Там есть такие слова - "Пишется тяжело...".

Чтобы у читателей сложилось понимание - от возникновения идеи и до первой публикации романа в журнале "Новый мир" прошло 23 года! Столько лет шла работа над романом!

Начало было положено в октябре 1951 года, когда у Богомолова созрело намерение написать приключенческую повесть. Он сразу даже определил для кого собирается написать - для юношества, для молодежи. То, что в итоге это станет шикарной книгой больше для взрослых понятно будет позднее.

Первоначально, в задумках Богомолова, повесть называлась "Осенью сорок четвертого". Но при этом, после того, как идея повести к него оформилась, он никак не мог заставить себя сесть за стол - писать часами. Так сам и комментировал -

"... Горы бумаги, все, кажется, ясно, а за «стол» сесть трудно. Нужна повседневная тренировка, хотя бы — два часа, но каждый день.
Пишется тяжело, самое трудное — биографические экспозиции (прошлое) героев. Как ни стараюсь, получается публицистика (язык очерка) ..."


Время идет, но литературный процесс никак не складывается, идет все также трудно. Богомолов огорчен, что все двигается очень медленно, всего по несколько строк в день. Он пишет, к примеру - страничку, но потом, спустя время, переделывает - не понравилось уже написанное.

Видимо, от неудовлетворенности от самого процесса, Богомолов делает перерыв в несколько месяцев, и возвращается к работе уже 16 сентября 1953 года.
Причина была в следующем. Богомолов неожиданно узнает о событии, связанным с местом действия планируемой им повести. Оно у него задумывалось на границе Белоруссии и Литвы - левобережье Немана. А в это время в тех местах отдыхала его сестра. Вот это стало новостью, послужило для Владимира Осиповича своего рода неким толчком к работе. Он сразу пишет сестре письмо, где просит -

"... внимательно посмотреть, запомнить и записать то, что мне пригодится для работы, и не со слов экскурсоводов, а как живое восприятие очевидца:
1. Характерные черты, детали, приметы тех мест (в строениях, селениях, дорогах и людях). Характерное и типичное только для тех мест.
2. Лес. Какие породы деревьев, густота и вид его в начале и конце сентября.
3. Характерное во внешнем виде маленьких станций (Поречье, Саново, Марциканцы, Варена и т.д.).
4. Внешний вид деревень, особенно характерные признаки домов этой местности. Отличие от России.
5. Правобережье и левобережье Немана в этом районе.
6. Фотографии тех мест, любые открытки — современные или старинные ..."


Но только спустя 3 года после возникновения идеи написания произведения,
в ноябре 1954 года Владимир Осипович Богомолов наконец определился со своими героями, о чем так и написал -

"... Окончательно определил основные персонажи: Алехин, Таманцев, Блинов, Егоров, наделив каждого плотью, характером, мыслями и конкретными действиями. Ну, ребята, — теперь работайте! ..."


Он поменял название будущей книги - теперь это
"Позывные КАОД". Составил план, композицию, основные мысли повести. Расписывает, кто и что должен делать -

Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html
Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html

Работа продолжается и в последующие годы. И не только написание новых глав, но и изменение, а то и вовсе переделка уже написанного. Так, к примеру, в декабре 1955 года Богомолов отмечает, что не только написал восемь глав, но и переделал первые три.

Он работает в библиотеках, собирает материал, но и параллельно читает книги о войне, о разведчиках. Увы, отмечает, что совсем не впечатлен прочитанным, считает, что книги в художественном отношении слабые. На взгляд Владимира Осиповича сюжеты какие-то малоправдоподобные, поверхностные, в них очень бледное изображение действительности.
Говоря о языке, отмечает, что встречаются затасканные сочетания слов, какие-то серые,
"кабинетные" пейзажи, весьма громкие и неверные диалоги. А описание действия разведчиков в тылу врага отдает, на взгляд Богомолова, дурным сочинительством, литературщиной.

В июле 1956 года, спустя 5 лет после появления замысла, Владимир Осипович определил для себя главные положения, которым должен следовать и придерживаться при написании повести, чтобы избежать штампов в такой литературе. Он составляет план основной работы по написанию повести.

Богомолов считал, что часто встречающийся недостаток современной приключенческой литературы это отсутствие человека, точнее - героя. Надо стремиться, чтобы предлагаемый читателям диалог был жизненным, естественным, а не носил, как часто бывает в литературе, служебный, информационный характер. Надо раскрывать характеры людей, чьи решения при выполнении поставленных задач должны возбуждать интерес у читателя и, по возможности, наделять героев большими чувствами и глубокими мыслями.

Богомолов настаивал на предельной достоверности в описаниях даже характерных мелочей быта и природы. Поэтому он решил смоделировать и проиграть описываемую ситуацию на местности.

Для этого Богомолов в августе-сентябре 1956 года едет в Белоруссию, чтобы на месте все посмотреть и оценить.

В поездке он был две недели. 23 августа 1956 года поехал в Лиду и в поезде пообщался с бывшим полицаем, осужденным после войны и амнистированным уже при Хрущеве. Интересный получился контакт.

Стоит сказать, что в Лиде с Богомоловым случился неприятный инцидент. Он вживался в роль своих планируемых отрицательных персонажей - шпионов. Бродил по окрестностям, запоминал местность, записывал ... Словом, привлек к себе внимание "бдительных".
Богомолов обнаружил, что в его вещах в номере кто-то рылся - были перевернуты листки с его пейзажными зарисовками леса, дорог, одна из карт лежала совсем в другом месте и т.д. Хотя ничего из вещей не пропало.

Когда Богомолов обратился к заведующей гостинице с вопросами, она заявила, что ничего не знает, вместе с дежурной копала картошку, посторонних не видела.
А вскоре в номер к Богомолову пришел лейтенант милиции, поинтересовался, какие еще документы, кроме паспорта, есть у Богомолова. В это время зашел еще один человек, в гражданском, он предъявил удостоверение сотрудника Управления КГБ по Гродненской области. В итоге все прошли в отделение для выяснения, как говорится. Там стали выяснять - цель приезда? Зачем карты нужны? Что в лесах ищет и т.д.
Богомолов все разъяснил, рассказал о работе над повестью. С документами у него было все в порядке -
с осени 1944 года он служил в звании лейтенанта оперуполномоченным Управления Контрразведки МГБ в частях и подразделениях Красной Армии в Белоруссии, Польше, Германии, Маньчжурии, Южном Сахалине до конца 1949 года.

Все разрешилось, никто больше им не интересовался. Владимир Осипович ездил по району, обошел лес, посетил несколько сел. Он описывал в тетрадке дороги, деревья, когда светает и когда, наоборот - темнеет. Где и какой лес, что в нем растет, отмечал по времени, как движется солнце. 31 августа 1956 года Богомолов был уже в Гродно.
Он составил варианты описания следов, описание окурка (как вещдока), определяет даты пеленгации радиостанции и дни поисков, какие дни недели были
в августе 1944 года.

Работа над повестью шла, но тяжело. В апреле 1958 года Богомолов пишет, что готово уже 18 глав. Но он снова перечитал написанное и много ему не понравилось, стал переделывать.

Богомолов за работой. Источник - https://lgz.ru/article/vne-stai/
Богомолов за работой. Источник - https://lgz.ru/article/vne-stai/

Видимо это отразилось, в том числе и на желании работать над повестью, ибо до 1964 года он работал с большими перерывами. К примеру, еще 31 декабря 1961 года Богомолов отмечал, что прошедший год был очень неудачным, даже нерабочим. Затем снова перерыв. Летом 1964 года Владимир Осипович записал, что повесть разрастается и все больше и больше занимает его мысли. Вчерне уже было подготовлено 22 главы.

Богомолов снова сетует на то, что написание идет туго. Вот, к примеру, такая запись -

"... 28 марта 1965 г. — Медленно, туго идет работа. Надо больше думать о повести, и думать, как бы глядя со стороны. А не упираться в отдельный эпизод, мучаясь над ним неделями и, по существу, буксуя на одном месте.
Это повесть, только повесть, а не роман. Даже если сочтут, что это роман, все равно подзаголовок — повесть.
Просматривать планы, наброски, готовые эпизоды и тем самым давать «толчок мыслям», записывать схематично и затем развивать ..."


В марте 1971 года, спустя 20 лет после появления замысла, Владимир Богомолов передает первый экземпляр рукописи в журнал "Юность". Название при этом снова было изменено - "Убиты при задержании". В своем письме главному редактору журнала он написал, что все события и персонажи вымышлены, все "оперативные документы" сочинены, архивными документами и материалами или закрытыми источниками автор при написании не пользовался. При это Богомолов представил 47 глав из запланированных 72.

Работа продолжалась и почти через 3 года - в январе 1974-го Богомолов снова изменил название. Теперь это был уже роман, а не повесть - "Возьми их всех!..". И сдал в "Юность" второй, расширенный вариант рукописи. Правда, с "Юностью" так и не сложилось. Об этом будет ниже.

В феврале 1974 года издательство "Молодая гвардия" сообщило Богомолову, что хочет выпустить роман отдельной книгой сразу после журнальной публикации.
Тогда Богомолов направил экземпляр рукописи романа с условным названием
"Позывные КАОД (В августе сорок четвертого...)".

Но только в июле 1974 года появляется всем известное название романа "Момент истины". Правда, в отделе культуры ЦК писателю настоятельно рекомендовали второе из предложенных названий - "В августе сорок четвертого...".

Наконец, в 1974 году роман выходит в свет - печатается в журнале "Новый мир". В № 10, 11, 12 он печатается под названием "В августе сорок четвертого...". А в 1975 году выходит в известной в СССР "Роман-Газете".

Источник - https://cont.ws/@fan077/2361739/full
Источник - https://cont.ws/@fan077/2361739/full

Именно в такой публикации лично я первый раз и прочитал в свое время просто залпом эту сильнейшую книгу.

В 1979 году роман выходит под своим окончательным названием "Момент истины. (В августе сорок четвертого...)".

Источник - https://www.ozon.ru/search/?deny_category_prediction=true&from_global=true&text=Момент+истины+%7C+Богомолов+Владимир+Осипович&product_id=1784933169
Источник - https://www.ozon.ru/search/?deny_category_prediction=true&from_global=true&text=Момент+истины+%7C+Богомолов+Владимир+Осипович&product_id=1784933169

В дневниках Богомолова есть Глава романа, не вошедшая в окончательный вариант. Ее фрагмент -

Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html
Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html

В этой главе этот самый майор Кирилюк предлагает "группу Алехина" от дела отстранить и передать дело в военный трибунал. Как бы в целях воспитания других - чтобы шевелились, землю рыли и т.д. Хотя в трибунал можно и не передавать, но пусть побудут в "подвешенном положении" дней несколько, это, мол, тоже пойдет на пользу

Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html
Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html

Но закончилось все очень даже любопытно - ретивому майору предложили самому показать ... как надо ловить диверсантов. Критиковать - самое безопасное дело -

Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html
Источник - https://militera.lib.ru/prose/russian/bogomolov/13.html

Богомолов также описывает свое сотрудничество с журналом "Юность", главным редактором которого был известный писатель Борис Полевой.

Журнал первым получил рукопись романа и был заключен договор на его публикацию. При этом в договоре было указано, что содержание повести должно удовлетворять следующим условиям -

"Рассказать о работе советских контрразведчиков в годы Великой Отечественной войны в пределах, доступных для опубликования в открытой печати"


В январе 1974 года Богомолов сдал рукопись. А дальше дело затормозилось, его пригласили к главному редактору. При разговоре присутствовал первый заместитель Полевого поэт-песенник Андрей Дементьев.
Полевой сказал Богомолову, что сам был на фронте и поражен той компетентностью, тем знанием войны, деталей и даже воздуха того времени, как это написал Богомолов. Но ...
Слово самому Владимиру Осиповичу Богомолову из его дневника о словах Бориса Полевого -

"... Все это удивительно здорово, но... лишь на уровне дивизии! Как только вы поднимаетесь выше, — это уже написано не Богомоловым ... Я имею в виду прежде всего главу «В Ставке», изображение Сталина, наркомов, маршала Баграмяна и эпизоды с генералами. Ко всему прочему, эти места, да будет вам известно, делают роман практически непроходимым.
Противопоставление ваших героев, розыскников, уполномоченным контрразведки в частях — это ненужная драматургия, от нее тоже надо избавиться. И спорить тут просто нелепо!.. Поверьте моему опыту! Вы ведь Сталина если и видели, то только на Мавзолее во время демонстрации, а я с ним встречался лично, разговаривал не раз вот так, как с вами, я себе его отчетливо представляю и как человека, и как руководителя. С Иваном Христофоровичем Баграмяном я в дружеских отношениях с сорок первого года и должен заметить, что вы сочинили на него шарж, причем не лучший. Эти образы у вас искажены. От эпизодов со Сталиным и с генералами надо избавиться без колебаний и без малейшего сожаления ..."


Богомолов от услышанного находился в немалом недоумении и ответил, что не согласен с замечаниями, что-либо убирать или переделать не станет. Раз возникло такое непонимание, то лучше "по-хорошему разбежаться", он готов немедля вернуть аванс. Полевой в ответ сказал, что это нормальный рабочий диалог, мол, внимательно обдумайте сказанное, позже встретимся и все еще раз обсудим. Но с журналом отношения были разорваны.

Тогда Богомолов передал рукопись в журнал "Новый мир". У него была переписка с Генеральным Штабом Минобороны СССР, с КГБ, получено несколько заключений от них.
Наконец, была поставлена точка. Вот, как пишет сам Богомолов -

-9

Вот такая очень нелегкая и долгая судьба у этого просто замечательного произведения!
Может поэтому Владимир Осипович Богомолов очень трепетно относился к нему и очень придирчиво к экранизациям своего такого выстраданного романа.

Если по экранизациям, то всего их было четыре.

Первая - режиссера Витаутаса Жалакявичуса, 1975 года. Уже после получения режиссерского сценария разгорелся конфликт между Жалакявичусом и Богомоловым, который очень жестко спорил по поводу съемок фильма на военную тематику. В итоге по решению руководства, работа над практически снятым фильмом (как читал, отсняли уже 5/6 фильма) была прекращена, весь материал уничтожен.

Затем был был фильм Михаила Пташука 2000 года. Богомолову опять не понравилось, он потребовал убрать свое имя из титров. На его взгляд - слишком вольно режиссер обращался с материалом.

Третья экранизация - 5-серийная "Операция "Неман" Сергея Виноградова в 2023 году. Такой мини-сериал. Ну, это точно - по очень отдаленным мотивам. Муть какая-то.

Теперь четвертая экранизация - "Август" Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева. Комментировать не буду.

Но представляется, что если говорить о шедевре - это, безусловно, только книга. А попытки экранизировать - все портят. Это личное мнение. Может читатели будут с ним не согласны, их право.


Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.