Найти в Дзене
Наше доброе кино

Страшная тайна Фроси Бурлаковой. Почему фильм «Приходите завтра» стал реквиемом для великой актрисы?

Оглавление

«А вдоль дороги мертвые с косами стоят... И тишина!» — нет, это не отсюда. Но фразу «Маменька, так ведь я не одна чай пью, а с сахаром!» или «Я это... по поводу таланта!» знает каждый, кто родился в СССР.

В 1963 году на экраны вышел фильм «Приходите завтра». Зрители хохотали до упаду над простоватой сибирской девушкой Фросей Бурлаковой, которая приехала покорять Москву в огромных валенках и с мешком еды. Мы смеялись, когда она громила квартиру скульптора, когда пела, перекрикивая рояль.

Но мало кто знал, что за этим безудержным весельем скрывалась одна из самых страшных трагедий советского кино. Режиссер Евгений Ташков снимал этот фильм не ради комедии. Он снимал его, чтобы спасти жизнь своей жене — Екатерине Савиновой.

Сегодня мы узнаем, как стакан парного молока убил карьеру гения, почему Фросе на самом деле было почти 40 лет и за что актрису внесли в «черный список» Мосфильма. Присаживайтесь поудобнее (можно с шестью стаканами чая), мы начинаем.

Глава 1. Фрося — это не роль, это биография

Сценарий фильма написал сам Евгений Ташков. Но, по сути, он просто записал рассказы своей жены.
Екатерина Савинова (Фрося) действительно приехала из глубокой сибирской деревни Ельцовка. Она действительно опоздала на вступительные экзамены во ВГИК. И та самая сцена, где она пытается поступить в институт, — это почти документальная хроника.

Интересный факт: Помните, как Фрося в фильме говорит, что приехала из села Ельцовка? После выхода картины почту реальной Ельцовки завалили письмами со всего Союза: «Передайте Фросе, что она молодец!». Люди верили, что это реальный человек.

В реальной жизни Савинова, как и Фрося, обладала уникальным, просто космическим голосом. На вступительных экзаменах ее слушали с открытыми ртами. Но, в отличие от кино, ее путь был куда тернистее.

Глава 2. Голос, в который никто не верил

Многие зрители до сих пор уверены: «Ну не может простая актриса так петь! Наверняка ее озвучивала какая-нибудь оперная дива из Большого театра».

Разрушаем миф: Екатерина Савинова пела сама. Всё. От народных частушек до сложнейших оперных арий.
У нее был уникальный диапазон голоса — три с половиной октавы. После окончания ВГИКа ей предлагали бросить кино и идти в Большой театр. Ей пророчили мировую оперную славу.
Но она выбрала кино. И, как оказалось, кино ее не выбрало.

В фильме есть момент, когда Фрося поет «Вдоль по Питерской», и стекла в окнах дрожат. Это не спецэффект. Мощь ее голоса была такова, что звукорежиссеры мучились, пытаясь записать ее без перегрузок аппаратуры.

Глава 3. Месть Ивана Пырьева: Почему гения не снимали?

Вы никогда не задумывались, почему такая яркая, талантливая, смешная актриса почти не снималась в главных ролях? Кроме «Приходите завтра» и эпизодических ролей в «Кубанских казаках» и «Женитьба Бальзаминова» вспомнить почти нечего.

Причина имеет имя и фамилию — Иван Пырьев.
Всемогущий директор «Мосфильма», царь и бог советского кино. На съемках «Кубанских казаков» он положил глаз на молодую Катю Савинову. Он сделал ей недвусмысленное предложение.
Но Савинова была девушкой с характером (как и Фрося!). Она не просто отказала мэтру, она влепила ему пощечину при всей съемочной группе.

Пырьев такого не прощал.
Он внес ее в негласный «черный список». Савинову не утверждали на роли годами. Режиссеры хотели ее снимать, но «сверху» приходил отказ: «Типаж не подходит».
Именно поэтому ее муж, режиссер Евгений Ташков, решил: «Если ее не снимают другие, я сниму ее сам!». Он создал «Приходите завтра» специально для нее. Чтобы она могла прокричать всему миру:
«Я есть! Я талантлива!».

Глава 4. Возрастной парадокс: 37-летняя студентка

В фильме Фрося — юная, наивная девушка, лет 18-20.
На момент съемок Екатерине Савиновой было
37 лет.
Вдумайтесь! Она играла девочку, будучи взрослой женщиной, матерью.
Чтобы скрыть возраст, гримеры шли на ухищрения, но главное — это игра Савиновой. Ее глаза, ее пластика, ее детская непосредственность заставляли нас верить. Мы не видели морщинок, мы видели душу ребенка.

Кстати, именно из-за возраста съемки были под угрозой закрытия. Худсовет кричал: «Ташков, ты с ума сошел? Какая студентка? Ей под сорок!». Ташков отстаивал жену с боем.

Глава 5. Роковой стакан молока

Почему же этот фильм называют реквиемом?
Во время съемок «Приходите завтра» Екатерина Савинова уже была тяжело больна. И эта болезнь — самая нелепая и трагичная случайность в истории кино.

За несколько лет до этого, на съемках в Крыму, Савинова купила на рынке парное молоко. Она любила все деревенское, натуральное.
Молоко оказалось заражено бруцеллезом.
Инфекция поразила нервную систему и мозг. Врачи долго не могли поставить диагноз, думали — переутомление, нервный срыв. Время было упущено.
Бруцеллез дал осложнение в виде вялотекущей шизофрении. Актриса начала слышать голоса.

На съемках «Приходите завтра» у нее часто держалась температура 37,2–37,5. Она быстро уставала. Периоды просветления сменялись депрессией. Ташков оберегал ее как мог, подстраивал график съемок под ее самочувствие. Фрося на экране полна жизни, а актриса за кадром медленно угасала.

Глава 6. Анатолий Папанов: Рождение драматического актера

Нельзя не упомянуть партнера Савиновой — великого Анатолия Папанова (скульптор Николай Васильевич).
До этого фильма Папанова считали чисто комедийным актером, клоуном. Ташков увидел в нем глубину.
В «Приходите завтра» Папанов играет человека, который предал свой талант ради денег и комфорта. Встреча с Фросей переворачивает его мир. Он понимает, что разменял свою жизнь на «заказные бюсты».

Папанов очень боялся этой роли. Он говорил: «Женя, я же комик, какой из меня скульптор-интеллигент?». Но дуэт получился гениальным. Именно после этого фильма режиссеры поняли: Папанов может играть всё (вспомните потом его Серпилина в «Живых и мертвых»).

Глава 7. Легендарные сцены и импровизации

Фильм полон моментов, которые стали культовыми.

1. Шесть стаканов чая.
Сцена в ресторане, где Фрося выпивает шесть стаканов чая с вареньем, снималась без дублеров (шутка). Савинова действительно ела и пила с таким аппетитом, что вся съемочная группа сглатывала слюну. Кстати, фраза про «маменьку» была чистой импровизацией.

2. Александр Ширвиндт и Станиславский.
Молодой Ширвиндт сыграл студента Вадима, который представляется Станиславским.
«Костя... Константин Сергеевич».
Эта крошечная роль стала шедевром. Ширвиндт с каменным лицом троллит наивную деревенскую девушку, а она верит. Это столкновение циничной Москвы и искренней провинции.

3. Разгром мастерской.
Когда Фрося «убирается» и разбивает работы скульптора, это не просто комедия положений. Это метафора. Живая жизнь (Фрося) врывается в мертвый мир фальшивого искусства и крушит его.

Глава 8. Финал: В кино и в жизни

В конце фильма Фрося уезжает, а скульптор бежит за машиной. Мы не знаем, вернулась она к нему или нет. Финал открытый, но светлый. Она нашла себя, она учится.

В жизни финал был страшным.
Болезнь прогрессировала. Савинова понимала, что теряет рассудок. Она не могла больше играть, не могла петь. Для нее это было равносильно смерти. Она мучилась от того, что становится обузой для мужа и сына.

В 1970 году, в возрасте 43 лет, Екатерина Савинова уехала к сестре в Новосибирск.
Там она пошла на вокзал и бросилась под поезд.
Жуткая, мистическая рифма с Анной Карениной, монолог которой она читала на вступительных экзаменах (и в фильме тоже).
Она заранее все решила. Она вымыла полы в доме сестры, написала прощальное письмо:
«Простите меня, дорогие мои, но я так больше не могу...».

Почему мы любим этот фильм?

«Приходите завтра» — это не просто комедия. Это гимн таланту. Настоящему, пробивному, неудобному таланту, который невозможно скрыть за ватником и валенками.

Мы пересматриваем его, потому что там все настоящее.

  • Настоящий голос.
  • Настоящая любовь режиссера к своей музе.
  • Настоящая боль, спрятанная за улыбкой.

Фрося Бурлакова осталась с нами навсегда. Она все так же идет по Москве своей размашистой походкой, ест бублики и поет «Вдоль по Питерской». А мы смеемся. И плачем.

Интересные факты одной строкой:

  • Фильм сначала запретили цензоры, обвинив в том, что скульпторы показаны «рвачами и халтурщиками».
  • Сын Савиновой и Ташкова — Андрей Ташков — тоже стал известным актером.
  • Знаменитые туфли Фроси, которые ей малы, — это реальные туфли Савиновой. У нее был большой размер ноги, и найти обувь было проблемой.

Друзья, а какая сцена в фильме ваша любимая?

  1. «Станиславский» и Ширвиндт?
  2. Ресторан и чай?
  3. Или прослушивание у профессора: «Вдоль по Питерской!»?

Пишите в комментариях! Давайте вспомним великую актрису добрым словом. И обязательно подписывайтесь на канал — у нас тут душевные разборы великого кино!