Сравнивать современную журналистику с Советской в принципе бессмысленно. Это все равно, что сравнивать ширину с высотой. Вроде и единицы измерения одинаковы (миллиметры, сантиметры, метры) и попадают под одно определение «габариты». Но сравнивать бессмысленно, потому что высоту надо сравнивать с высотой, а ширину с шириной.
При попытки сравнить Советскую и современною Российскую журналистики, убеждаешься, что их объединяют только термины. А так они отличаются практически по всем пунктом сравнения. Но все равно попробуем провести сравнение.
Современная Российская журналистика, это копия западной либерально-демократической журналистики. Журналистика капитализма. Журналистика диктатуры денег.
Во времена Советского Союза западная либерально-демократическая журналистика вела информационную войну против социалистической системы. А Советская журналистика вела информационно-пропагандистскую войну против капиталистической системы. Это было идеологическое противостояние. Противостояние двух взглядов на будущее человечества. После развала Советского Союза произошел полный слом системы Советской журналистики, и её место заняла новая, созданная по лекалам западного мира. Идеологические противоречия исчезли. и информационная война должна была прекратиться. Но не прекратилась. Как только Россия заявила о себе как суверенное государство, информационная война вспыхнула с новой силой. В этот раз она базируется на дикой русофобии западного общества. Для должного ответа пропагандисткой атаки на Россию и Русский народ в России не нашлось сил и средств. В России не было единства в её системе массовой информации. Внутри журналистского сообщества нашлась значительная группа поклонников запада. Сторонников либерально-демократических взглядов и ценностей. Противников патриотических настроений и взглядов. Своеобразная пятая колонна, готовая продать Россию и Русский народ.
Правительство России вынуждено было начать с ней борьбу не только в информационном поле, но и в законодательном. В 2012 году появилось понятие «иноагент». С начало СВО в 2022 году информационная борьба против России со стороны западных стран достигла не бывалых размеров. Российские патриотические СМИ вступили в эту борьбу. Сказать, что они эту информационную борьбу выигрывают пока нельзя.
В данной статье автор (Изящный гиппопотам) будет сравнивать современную Российскую патриотическую журналистику с Советской журналистикой. Именно патриотическую, а не либерально-демократическую. Зачем на эту помойку тратить силы и обращать внимание.
Автор (Изящный гиппопотам) будет сравнивать традиционную систему Советской пропаганды с современной системой патриотической Российской пропаганды. При этом сознательно упуская из виду другие направления Советской и современной Российской журналистики.
1. Цели пропаганды.
Советская журналистика занималась пропагандой построения социализма и коммунизма в СССР. Именно построения. С самого начала речь шла о строительстве. «Мы наш, мы новый мир построим», это строка из текста «Интернационала», гимна революции.
Современная журналистика не предлагает в своей пропаганде ясную цель. Пропаганда строится вокруг идеи величия, единства, целостности, уникальности и неповторимости, «особой исторической миссии» Российского государства. Очень похоже, что используется перелицованный либеральный принцип «за все хорошее, против всего плохого».
2. Организация пропаганды.
Советская журналистика была частью государственной системы. Все СМИ полностью принадлежали государству. Существовали специализированные государственные и партийные органы по управлению СМИ, управлению культурой и искусством. Именно управлению, а не контролю. Контроль подразумевает наличие чего-то самостоятельного, независимого. А независимой и самостоятельной журналистики в Советском Союзе не существовало. Существовал единый центр, определяющий задачи пропаганды на текущий момент.
Современная российская пропаганда осуществляется в массе своей негосударственными, формально независимыми СМИ. Для их финансирования и управления информационной и культурной политикой применяются различные схемы. Система управления непонятна и неочевидна. Если внимательно читать военкоров и блогеров, осуществляющих освещение СВО, то нет ощущения единства, не чувствуется твердая рука управления. А без этого трудно одерживать победу в любой войне, а в информационной подавно. В работе западных СМИ, жесткая рука управления информационной войной ощущается, даже на международном уровне. Они в большинстве своем реагируют на события одновременно и одинаково. Вот и говорите после этого про независимость и непредвзятость западной либерально-демократической журналистики.
3. Финансирование.
Советская журналистика имела государственное финансирование. Средств на пропаганду не жалели.
Источники финансирования современной Российской журналистики очень разнообразные и как правило не оглашаются.
4. Кадры.
Советские журналисты являлись частью системы пропаганды. Они были сторонниками марксизма-ленинизма, многие были членами КПСС. Образованные, прошедшие через жесткий кадровый контроль. Их репортажи и статьи были выполнены на высоком профессиональном уровне.
Современные журналисты как правило отличаются низким уровнем общей культуры. Слабые знания истории, географии, общественных наук. Современные журналисты ставят своей главной задачей привлечение аудитории и развлечения аудитории. Их работы увлекательны, эмоциональны, разнообразны, выполнены с использованием современных технологий.
5. Цензура.
Советская журналистика существовала в рамках жесткой цензуры. Цензура начиналась с самоцензуры. Каждый журналист знал, о чем можно писать, а о чем нельзя. Затем материалы проверял главный редактор. Очень часто материалы для печати проверялись кураторами из парткомов и исполкомов. Ну и в завершение официальная цензура. Эта структура и давала окончательное разрешение на печать.
Современная журналистика лишена официальной цензуры, но ограничена рядом законодательных актов. Есть закон об иноагентах. Сейчас, когда проходит СВО, очень много уголовных дел по поводу распространения запрещенной информации. Была бы цензура, до судов и реальных сроков заключения могло бы и не дойти.
6. Приоритеты.
Советская пропаганда была устремлена в будущее. Она вовлекала аудиторию в строительство этого будущего. Приоритетом было построение социализма и формирование культурных и нравственных ценностей строителей этого светлого будущего.
Современная российская пропаганда устремлена в прошлое. Как там было хорошо. Никакой картины собственно будущего не предлагается в принципе. А про настоящее без критики писать невозможно, пропагандировать нечего.
7. Декларируемые ценности.
Советская журналистика главной задачей ставила воспитания нового человека. «Моральный кодекс строителя коммунизма», вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятый в 1961 году XXII съездом, документ, где были сформулированы принципы коммунистической морали. Общественные интересы ставились выше личных. Долг перед народом и страной превыше всего. Ценность индивида определялась не его материальным положением и должностью, а его индивидуальными качествами (уровнем образования, общественной позиции, честностью, смелостью, справедливостью и так далее).
Современная российская журналистика ориентируется прежде всего на обывательские инстинкты «маленького человека». Пропаганда «потребления», получения материальных благ стоит на первом месте. Существование у гражданина каких-либо самостоятельных политических убеждений, общественной позиции, духовных целей и ценностей считается совковой позицией, отрицается, высмеивается и всячески дискредитируется. С началом СВО началось развиваться движение пропаганды патриотизма и любви к Родине. Попытки пропаганды долга перед Страной. Но это выглядит как-то не системно и тонет море СМИ, распространяющих «ценности» западного образа жизни.
8. Достоверность информации.
С первых дней Советской журналистики, начиная свою деятельность с информационной войны, желая одержать в ней, в этой войне победу, было принято решение, что информация должна быть абсолютно честной. Ложь, обман, искажения фактов не допускались. И не потому, что органы пропаганды Советской власти состояли из кристально честных людей, а потому, что найти недостоверные факты в информации распространяемой вражеской стороной, и потом на основание этих лживых фактов объявить, что вся вражеская пропаганда, это ложь и вранье, один из главных приемов ведения информационной войны. Поэтому ложь и вранье были исключены из практики Советской журналистики. Если какие-то события могли навредить общей пропагандисткой картине, то их просто не упоминали, замалчивали. Но не в коем случае не перевирали или искажали.
Современная российская журналистика, будучи копией либерально-демократической журналистики, честностью не отличается. Главная цель большинства статей, репортажей и прочих продуктов деятельности современных СМИ, это привлечь аудиторию. Главная цель, это заработать деньги. “Ради красного словца не пожалеет и родного отца”. Лживая, неправдивая информация обычное, рядовое явление в современной журналистике. Появилось такое понятие как фейк. Фейк, это что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное с целью ввести в заблуждение. А еще: фейковые новости, фото-фейк (фотожаба), виртуал (в интернете), дипфейк (замена лица). При обилии лжи в современных СМИ ждите еще новых понятий.
9. Реклама.
Советская журналистика практически рекламой не занималась. В местных СМИ встречались разделы с программами радио и телевидения, с информацией о фильмах, идущих в кинотеатрах, о спектаклях, которые ставились в театрах. Но это нужно расценивать как справочную информацию, а не как рекламу. Денежная составляющая в таких публикациях отсутствовала, или была ничтожна.
Современная российская журналистика живет за счет рекламы. Для многих изданий это основной источник дохода. Мы наблюдаем засилье рекламы.
10. Обратная связь.
Советская журналистика была народной журналистикой. Настоящей народной. В каждой редакции были отделы писем, которые занимались письмами, приходящими в редакцию от читателей. Их нужно было разобрать, систематизировать и отреагировать. Отреагировать, это значит ответить, объяснить, разъяснить. А во многих случаях решить какой-нибудь вопрос, правовой, бытовой, иногда личный. Люди писали в редакции газет и журналов надеясь на журналистов, веря в их порядочность и честность. Это была настоящая обратная связь между прессой и народом. А раз пресса была неотъемлемой частью власти, то это был еще один канал связи властных структур с народными массами. Очень надежный и эффективный канал связи.
Современная российская журналистика в рамках традиционных каналов связи (пресса, радио, телевидение) таких контактов и такой обратной связи с народом, как Советская журналистика, не имеет. Хотя пытается изобразить, что они есть.
Новые средства коммуникации, основанные на интернете, создали такие коммуникационные каналы между пользователями интернета, что сравнивать их с ранее существующими бессмысленно.
Появились:
Мессенджеры (приложения для обмена мгновенными сообщениями, отправки фото, видео, аудиозаписей, осуществления голосовых и видеозвонков). Примеры: Telegram, WhatsApp, Signal. Социальные сети (интернет-платформы, где пользователи создают личные профили, общаются, обмениваются контентом и объединяются в сообщества по интересам).
Форумы и блоги (интернет-площадки, где пользователи публикуют сообщения, комментируют их и обсуждают различные темы).
Мобильные приложения для знакомств (для подбора потенциальных партнёров, упрощая процесс знакомства и общения).
Виртуальная реальность (VR). Технология создания искусственной трёхмерной среды, с которой может взаимодействовать пользователь.
Голосовые помощники (интеллектуальные программы, которые могут воспринимать речь, отвечать на вопросы и выполнять различные задачи по голосовым командам пользователя).
Платформы для создания сайтов и блогов (предоставляют инструменты для быстрого и эффективного построения веб-ресурсов без глубоких технических знаний).
А сейчас говорят наступила эра искусственного интеллекта. Никто не может предсказать, что ждет человечество на этом пути.
11. Доверие населения.
Советская журналистика добилась такого доверия населения к прессе, которого не было в истории СМИ никогда. Что написано в газете, это абсолютно правдивая информация. Так думало большинство граждан СССР.
Современная российская журналистика доверием не пользуется от слова, совсем. Только отдельные пожилые граждане по инерции продолжают верить прессе. Телевидение за счет авторских программ и телешоу продолжает в какой-то мере оставаться в зоне интересов зрителей. А значит и в зоне доверия.
12. Отношение к читателям.
Советская журналистика очень внимательно, можно сказать трепетно относилась к своей аудитории. Существовало такое понятие как «этика интервью». В журналистской среде существовала строгая этика, согласно которой считалось недопустимым задавать «неудобные» вопросы, касающиеся личной жизни человека.
Современная российская журналистика лишена каких-либо моральных и нравственных ограничений при контактах со своей аудиторией. Главное получить информацию, которая может привлечь читателей, а то, что эта информация не предназначалась для всеобщего обозрения и обсуждения, современных журналистов не волнует. Главное тираж. Главное деньги. Так называемые «свобода слова», «свобода печати». Главное здесь соблюдение моих прав на прибыль. Диктатура денег во всей красе.
13. Результативность.
Советская журналистика показала высочайшая эффективность ее мобилизационной роли, беспрецедентный охват населения страны. За все время своей деятельности, Советская журналистика постоянно помогала решать государственные программы. Путем пропаганды, убеждения, разъяснения, непрерывных контактов с народом, журналисты вовлекали народ в активное участие в этих программах. Которые в принципе не могли быть выполнены без всенародной поддержки и участия. Это в принципе вся история страны. Победа в гражданской войне. Коллективизация, Индустриализация. Борьба с врагами народа. Победа в Великой Отечественной войне. Восстановление страны после войны. Атомный проект. Покорение целины. Космический проект. Великие стройки страны.
Современная российская журналистика результативностью похвастаться не может. Может быть это не её вина. Никто цели четкой не ставит. Нет программы на будущее. Не знаем мы куда идем и что будет. А очень хотелось бы знать. Ну очень, очень.
Но это вопрос не к журналистам. Они всего лишь инструмент в руках тех, кто сидит в Кремле.
Может все-таки нам озвучат конечную цель. Ясно и четко, как не боялась делать это Советская власть, даже в самые трудные для России моменты.
Post scriptum: Автор (Изящный гиппопотам) в настоящее время проходит обучение по программе «Журналистика». Данная статья является учебной работой, выполненной в рамках этой программы.