Найти в Дзене
Историк-технарь

Из чего начала расти Берлинская стена

Этой осенью как-то пропустил одну существенную дату. В октябре минуло ровно 35 лет, как Германия стала объединенной. Историю написали победители в лице ФРГ и даже в нашей стране учили в 90х, что Восточная Германия - ГДР –была инициатором разделения страны после войны. А точнее, страшный и ужасный СССР, который хотел насильственно там насадить коммунизм и потом даже отгородился стеной от своих процветающих демократических немецких соседей из ФРГ. При этом СССР нещадно эксплуатировал бедную страну и толпы немцев бежали через стену к своим западным родственникам. Несмотря на то, что дата прошла, думаю, все же будет интересно заглянуть на 80 лет назад и посмотреть, как же все обстояло в послевоенной Германии и кто стал «разводить немцев врозь». Разделение бывшего рейха 8 мая 1945 г. Германия после подписания ее высшими военными представителями Акта о безоговорочной капитуляции была лишена суверенитета как страна и государство, а также политического нацио­нального руководства. Подобного п
Оглавление

Этой осенью как-то пропустил одну существенную дату. В октябре минуло ровно 35 лет, как Германия стала объединенной. Историю написали победители в лице ФРГ и даже в нашей стране учили в 90х, что Восточная Германия - ГДР –была инициатором разделения страны после войны. А точнее, страшный и ужасный СССР, который хотел насильственно там насадить коммунизм и потом даже отгородился стеной от своих процветающих демократических немецких соседей из ФРГ. При этом СССР нещадно эксплуатировал бедную страну и толпы немцев бежали через стену к своим западным родственникам. Несмотря на то, что дата прошла, думаю, все же будет интересно заглянуть на 80 лет назад и посмотреть, как же все обстояло в послевоенной Германии и кто стал «разводить немцев врозь».

Разделение бывшего рейха

8 мая 1945 г. Германия после подписания ее высшими военными представителями Акта о безоговорочной капитуляции была лишена суверенитета как страна и государство, а также политического нацио­нального руководства. Подобного прецедента в истории международ­ных отношений еще не было. Союзники уничтожили германское го­сударство и все его институты. Собственно, в Германии не было даже местного самоуправления. После развязывания двух мировых войн мир не мог себе позволить оставлять немцам государственность, с этим были согласны все.

Согласно Потсдамскому соглашению от 2 августа 1945 г. были об­разованы четыре зоны (одна советская — восточная, и три западные).

Оккупационные зоны Германии и Берлина. Из открытых источников
Оккупационные зоны Германии и Берлина. Из открытых источников

В Английскую зону входила Северо-Западная Германия — земли Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург, Нижняя Саксония, Северный Рейн- Вестфалия.

В Американскую зону входила Юго-Западная Германия — зем­ли Гессен, Вюртемберг-Баден, Бавария и выделенный из английской зоны анклав — Бремен.

Во Французскую (Рейнскую) зону входили Рейнланд-Пфальц, Вюртемберг-Гогенцоллерн, Баден.

Саарская область (Саар) была целиком передана Франции, как вла­дение включена в состав французской национальной территории и на­ходилась в составе Франции с 22 декабря 1946 г. по 27 октября 1956 г., когда она решением союзников, НАТО и правительства Франции была вновь возвращена Германии, то есть передана в состав ФРГ.

Советская (Восточная) зона включала в себя Мекленбург, Бранден­бург, Саксен-Ангальт, Тюрингию и Саксонию.

Столица Германии, город Берлин, была разделена также на четыре зоны — восточную советскую и три западные (для союзников), позд­нее объединенных в одну: Западный Берлин (1 октября 1950 г. по Кон­ституции Западного Берлина).

Была ли при этом «экспроприация имущества побежденных»? Глупо отрицать, такое конечно имело место в стане союзников. При чем дело касалось не только материальных ценностей. Сотни военных и граждан­ских предприятий демонтировались и вывозились в западные страны и в СССР.Только в США были «добровольно-принудительно» вывезены уче­ных и инженеров Третьего рейха около тысячи человек, не отставал СССР. 27 июля 1946 г. 27 бывших союзных государств подписали в Лондо­не соглашение, согласно которому, все немецкие патенты, находящие­ся вне пределов Германии и зарегистрированные до 1 августа 1946 г., были экспроприированы.

Налаживание мирной жизни

Но это - одна сторона медали, причем учитывая преступления нацизма на территории СССР ни у кого до 90х годов не хватало совести сравнивать эти вещи. Была и другая сторона, которую сейчас забывают. Уже 28 апреля 1945 г. назначенный комендант Берлина Н.Э. Берзарин рас­порядился организовать продажу населению продовольствия по кар­точкам. В мае в Берлине открылись продовольственные ма­газины.

8 мая 1945 г. проблемой снабжения населения освобожденных Красной Армией районов Германии, прежде всего Берлина, занимал­ся Государственный комитет обороны СССР. Он обсудил предложе­ния Военного совета 1-го Белорусского фронта о снабжении берлин­цев основными продуктами питания.

ГКО СССР распорядился немедленно отправить из Советско­го Союза в Берлин кофе и чай, а продовольствие выделить из резервов 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

Раздача горячего питания на улицах Берлина. Из открытых источников
Раздача горячего питания на улицах Берлина. Из открытых источников

Как пишет А.Широкорад: «В целом до 1 августа 1945 г. советской стороной было предоставлено Берлину продовольствия на сумму 41 586 457,75 рейхсмарки (в опто­вых ценах). Поданным советской комендатуры, в период с 10 мая по 1 августа 1945 г. Советское командование передало немецким органам 58 771,2 т. муки, 8199,6 т мяса, 97 589,6 т картофеля, 382,6 т кофе (на­турального), 804,7 т. кофе (суррогата), 11 015,9 т. крупы, 2116,2 т. жиров, 5221,3 т сахара, 161,3 т. чая.

К середине июня 1945 г. удалось, в основном, наладить систему ме­дицинского обслуживания населения в Берлине и открыть почти все лечебные учреждения, насчитывавшие 31 780 койкомест.

Более того, приказом Н.Э. Берзарина № 3 от 18 мая 1945 г. была разрешена частная торговля. Да, в советской зоне! К августу 1945 г. в Берлине работало уже 17 523 тор­говых предприятия.

Советское командование передало магистрату 1142 грузовые авто­машины, ставшие основой нового городского автопарка. В июле 1945 г. работало уже 600 промышленных предприятий. Были закрыты свыше 150 прежних частных банков и создан единый город­ской банк, который стал важным финансово-экономическим рычагом в восстановлении и развитии Берлина. Чтобы обеспечить нормальную работу магистрата, советские оккупационные власти предоставили ему кредит на сумму 25 млн рейхсмарок.

Оживала в Берлине и культурная, и общественно-политическая жизнь. Так, 13 мая возобновила свои передачи немецкая радиостан­ция «Берлинер Рундфунк», и в тот же день состоялся первый после­военный концерт берлинского камерного оркестра. Начали работать театры, кабаре, литературные кружки и т.д. 15 мая увидела свет первая в Германии немецкая газета «Теглихе рундшау». К 17 мая в Берлине работали уже 30 кинотеатров, а к концу июня — 127. 20 мая состоял­ся первый футбольный матч». Жизнь в Берлине постепенно входила в обычную колею, и СССР был в этом заинтересован!

Тем временем в «западных областях»

А что происходило в несоветских зонах оккупации? Обычно рисуется благостная картина расцветшей свободной и демократической экономики, в которую толпами бежали из Восточной Германии. При ближайшем рассмотрении, конечно же, это не так. Любопытно, что первые рабочие восстания произошли в англий­ской оккупационной зоне. Английские оккупационные войска «вы­жимали» все возможное из своей зоны. Трудности распадавшейся империи вызывали падение морального духа британских войск: среди них в первые годы оккупации было самое большое количество дезертиров и перебежчиков, в том числе и в со­ветскую оккупационную зону. У англичан было и самое большое же­лание «выжать» из Германии как можно больше под лозунгом: «Немцы за все заплатят».

Вид на рейхстаг в западном секторе оккупации. Здание не восстанавливали очень долго. Из открытых источников
Вид на рейхстаг в западном секторе оккупации. Здание не восстанавливали очень долго. Из открытых источников

Немецкие рабочие, доведенные до отчаяния беспределом англий­ской администрации, подняли восстание. Беспорядки начались в марте 1947 г. и продолжались, по данным советской разведки, целых три ме­сяца. Демонстранты нападали на английских военнослужащих. Целью захватов были офицерские и солдатские столовые. Там немцы забирали продовольствие и уносили его по домам. А в английских солдат и офи­церов летели камни и тухлые помидоры.

Немецкая полиция оказалась бессильной, ничего не смогла сделать и английская полиция. И только введение в Брауншвейг английской пехоты и танков, установка пулеметов у зданий военной администра­ции в определенной мере успокоили ситуацию. Подействовали и угро­зы расстрелов.Об этих событиях ничего не писалось, они просто замалчивались. Не лучше дело обстояло и во французской зоне оккупации, где «настрадавшиеся» французские военные также позволяли себе достаточно много.

Попытки нормализации и сепаратная денежная реформа

Нас учили, что СССР в Германии сразу же отгородился и политически, насаждая во власть своих представителей. А между тем 10 июня 1946 г. В.М. Молотов выдвинул «План поэтапного создания в Германии представительной (выборной) местной адми­нистрации, проведения демократических парламентских выборов, организации государственной власти из немецких политических и го­сударственных деятелей и заключение с правительством демократиче­ской Германии мирного договора».

Дети играют на руинах. Западный Берлин, 1946ой год. Из открытых источников.
Дети играют на руинах. Западный Берлин, 1946ой год. Из открытых источников.

Однако на этот документ последовал категорический отказ запад­ных держав от проведения согласованной политики всех четырех со­юзников в отношении Германии. В результате западная и советская зоны оккупации постепенно отдалялись друг от друга в политическом и экономическом отношении. В связи с этим возникла проблема Бер­лина, также разделенного на зоны оккупации.

Границы секторов в Берлине не охранялись. Так, к примеру, из Восточного в Западный сектор можно было проехать на метро. Есте­ственно, начались спекуляции в невиданных для Германии масштабах.

Только в мае 1948 г. через Берлин в западные зоны было вывезено свы­ше 1000 т алюминия, 500 т меди, большое количество других цветных металлов и т.д. Кстати, подобное происходило и у нас в начале 1990-х годов на границах с вновь образованными республиками, когда, например, прибалты стали крупнейшими экспортерами нефти и цветных металлов.

1 января 1947 г. США и Англия перевели расчеты по торговле за­падной и советской зон с марок на доллары, то есть установили такой режим во внутригерманской торговле, который практиковался только в межгосударственной торговле.

Затем они пошли еще дальше. Отвечая на запрос фракции Социалистической единой партии Гер­мании (СЕПГ) в городской палате депутатов Берлина по поводу со­общений в западной печати о намерении западных держав провести сепаратную денежную реформу, В.Д. Соколовский 18 июня 1948 г. за­явил: «Советский Союз стоит за проведение именно общегерманской денежной реформы, так как сепаратная денежная реформа в одной или нескольких зонах Германии означала бы завершение раскола Гер­мании. Советская военная адми­нистрация в Германии готова поддержать поэтому всякое мероприя­тие, которое служило бы осуществлению общегерманской денежной реформы».

Однако западные державы были категорически против единой фи­нансовой системы. В тот же день на пресс-конференции американ­ский генерал Клей откровенно заявил: «Об общегерманской реформе не может быть и речи». А на следующий день западные державы про­вели сепаратную денежную реформу в своих зонах оккупации. В офи­циальном письме, направленном Соколовскому всего за несколько часов до ее обнародования, администрация западных зон сообщала, что реформа не затронет западных секторов Берлина. Но вскоре стало ясно, что это наглая ложь.

На черном рынке в Берлине 26 июня 1948 года. Через несколько дней после проведения денежной реформы.
На черном рынке в Берлине 26 июня 1948 года. Через несколько дней после проведения денежной реформы.

Проведение сепаратной денежной реформы создавало угрозу наводнения советской оккупационный зоны, включая Берлин, обе­сцененными денежными знаками. Чтобы не допустить дезоргани­зации экономики советской зоны, были необходимы экстренные меры.

С 19 июня 1948 г. прекратилось движение пассажирских поездов между советской и западными зонами, закрылся доступ из западных зон в советскую зону для всех видов гужевого и автомобильного транс­порта, в том числе и по основной автостраде Гельмштедт — Берлин. Движение товарных поездов разрешалось лишь при условии тщательной проверки всех грузов и личных вещей поездных бригад сопровождения и охраны составов.

23 июня 1948 г. оккупационные власти США, Англии и Франции незаконно распространили сепаратную денежную реформу на запад­ные сектора Берлина и начали вводить в них западную марку с особым клеймом «Б». Одновременно банкам и сберкассам, расположенным в западных секторах города, было запрещено давать любую бухгалтер­скую и статистическую отчетность каким-либо органам магистрата, находящимся в советском секторе.В конце июня 1948 г. бывшие союзники объявили об организации так называемого воздушного моста (люфтбрюкке) из западных зон в Берлин для обеспечения его западных секторов продовольствием, топ­ливом и сырьем.

Окончательная сепарация на государственном уровне

10 апреля 1949 г. западные держа­вы тайно и без согласия СССР передали часть своих полномочий так на­зываемому Парламентскому совету в Западной Германии. 8 мая в Бонне этот совет принял кон­ституцию нового государства — Федеративной Республики Германия. 15 сентября 1949 г. был избран глава нового государства (канцлер). Им стал 73-летний Конрад Аденауэр, который в первом же интервью заявил, что «его правительство не может занимать дружественную по­зицию в отношении СССР».

Флаг ГДР. Из открытых источников
Флаг ГДР. Из открытых источников

Создание ФРГ окончательно закрепило раскол Германии. Теперь СССР и восточногерманским левым силам ничего не оставалось де­лать, как создать свое правительство в Восточной Германии. 7 октября 1949 г. на 9-й сессии Немецкого народного конгресса были принято решение о создании Германской Демократической Республики (ГДР). Немецкий народ­ный совет, избранный 30 мая 1949 г. Конгрессом, провозгласил себя Временной народной палатой. В тот же день открылось первое (учре­дительное) собрание Палаты, которая единогласно приняла закон об образовании правительства и утвердила Конституцию. 11 октября 1949 г. состоялось учредительное заседание Временной палаты земель. В тот же день на совместном заседании обеих палат председатель прав­ления СЕПГ Вильгельм Пик был избран президентом республики.

Таким образом, Германия перестала существовать как единое целое и фактически, и юридически. Лидеры ГДР неоднократно заявляли, что у ГДР с ФРГ общий только язык, на котором говорит население. Впереди были годы все углублявшегося раскола и отнюдь не по инициативе СССР. Но это уже материал для другой статьи.