Найти в Дзене

Смотрим пронзительные экспонаты из коллекции ГМПИР в память о ледовой дороге, спасшей блокадный Ленинград

22 ноября 1941 года начала работать ледовая дорога, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей. Сразу после замыкания вермахтом кольца окружения, снабжение осажденного города шло по воде через Ладожское озеро. Но с наступлением холодов подвоз грузов этим маршрутом стал невозможен; на какой-то момент необходимая продукция поступала в блокадный город только по воздуху. Несмотря на привлечение к воздушному мосту новых сил транспортной авиации и включение в грузы пищевых концентратов, грузопоток для снабжения города был недостаточным. Ситуацию спас быстрый ледостав. Для того чтобы выдержать вес грузовика с тонной груза, и чтобы он мог пройти от начальной до конечной точки этого вынужденного осенне-зимнего маршрута, толщина льда по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при средней температуре воздуха -5 °C или за шестеро суток при температуре -10 °C. 17 ноября 1941 года толщина льда была 10 см, 20-го – у

22 ноября 1941 года начала работать ледовая дорога, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей.

Сразу после замыкания вермахтом кольца окружения, снабжение осажденного города шло по воде через Ладожское озеро.

Но с наступлением холодов подвоз грузов этим маршрутом стал невозможен; на какой-то момент необходимая продукция поступала в блокадный город только по воздуху. Несмотря на привлечение к воздушному мосту новых сил транспортной авиации и включение в грузы пищевых концентратов, грузопоток для снабжения города был недостаточным.

Ситуацию спас быстрый ледостав. Для того чтобы выдержать вес грузовика с тонной груза, и чтобы он мог пройти от начальной до конечной точки этого вынужденного осенне-зимнего маршрута, толщина льда по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при средней температуре воздуха -5 °C или за шестеро суток при температуре -10 °C. 17 ноября 1941 года толщина льда была 10 см, 20-го – уже 18 см.

Проведенные заранее организационные работы по подготовке ледовой трассы позволили запустить движение уже 22 ноября. Самым первым рейсом сразу удалось доставить в осажденный город 70 тонн продовольствия; в следующие дни ежедневный грузопоток вырос до 100 тонн, к началу декабря пропускная способность ледовой трассы увеличилась до 300 тонн в сутки, а концу месяца – уже до 1000 тонн.

С 10 декабря 1941 года, в соответствии с постановлением Военного совета Ленинградского фронта, предполагалось начать эвакуацию жителей по зимней дороге, доведя к 20 декабря число вывозимого населения до 5 тысяч человек в сутки. С декабря 1941 года по 22 января 1942 года через Ладожское озеро было эвакуировано 36 тысяч человек. 22 января 1942 года ГКО принял постановление об эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда.

Запуск ледовой трассы уже в декабре 1941 года позволил повысить нормы выдачи продовольствия осажденным горожанам; следующее повышение норм выдачи произошло меньше чем через месяц – в январе 1942 года.

Также в 1942 году по дну Ладожского озера будут проложены кабель и трубопровод.

Таким образом, принятые меры по организации ледовой трассы помогли выстоять блокадному Ленинграду в самую страшную зиму; уже через год после прорыва блокады, в январе 1943-го, в осажденный город титаническими усилиями будет проложена железнодорожная ветка, и нужда в ледовой трассе отпадет.

В коллекции ГМПИР есть пронзительный эскиз плаката, созданного Николаем Муратовым – художником-плакатистом, свидетелем блокады.

Предлагаем вам ознакомиться с ним.

Плакат «Дорога жизни», эскиз. 1942 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика
Плакат «Дорога жизни», эскиз. 1942 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика

На фото: Плакат «Дорога жизни», эскиз. 1942 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика

Быстрый штрих, которым пользуется художник, передает атмосферу тревожной ночи: как будто у мастера нет времени, чтобы заниматься прорисовкой деталей; как будто летит из-под колес грязный наезженный снег, лежащий поверх спасительного толстого льда; как будто люди во время войны и блокады лишились индивидуальностей, слившись в единую и неразборчивую серую массу; как будто главное – успеть добраться по колючей зиме до ближайшего пункта помощи и там совершить передышку, отогреться и немного отдохнуть. Все эти чувства и эмоции возникают у зрителя при взгляде на плакат, и в этом умении передать бессловесное, наболевшее быстрым штрихом – особый авторский талант художника. Искусствоведы особенно подчеркивают, что характерными чертами творчества Н. Е. Муратова являются лаконичность и доходчивость.


Николай Евгеньевич Муратов (1908–1992)– известный ленинградский художник-график, карикатурист, один из членов-основателей (в 1939 году) знаменитого творческого объединения «Боевой карандаш», Заслуженный художник РСФСР. Родом из Забайкалья. Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум, был востребован, сотрудничал со множеством популярных газет и журналов, например, «Чиж», «Смена», «Бегемот» и другими. С молодости в качестве скульптора создавал фарфоровую миниатюру, что уже в послевоенные годы привело к тиражированию ЛФЗ анималистической серии созданных им скульптур. Занимался оформлением детской литературы.

С первых дней войны влился в ряды защитников Ленинграда, став солдатом противовоздушной обороны; занимал свой боевой наблюдательный пост в самом центре города неподалеку от Медного всадника – на крыше родного Ленинградского отделения Союза Советских художников (ЛОССХ, ныне Санкт-Петербургский Союз художников), тушил падающие при авианалетах зажигательные бомбы. Будучи художником ярко выраженной сатирической направленности, в годы войны работал преимущественно над созданием серии политического плаката.

В коллекции Музея политической истории России содержится несколько десятков экспонатов, связанных с Н. Е. Муратовым. Это плакаты и открытки (ГМПИР, Фонд плакатов, Фонд филокартии), рисунки, автолитография, альбом эскизов (ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика). Представляем еще один экспонат, заслуживающий внимания в материале на данную тему:

Репродукция «Дорога жизни». 1985 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд плакатов
Репродукция «Дорога жизни». 1985 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд плакатов

На фото: репродукция «Дорога жизни». 1985 г. Муратов Н.Е. ГМПИР, Фонд плакатов

Текст: Павел Еремеев, Дарья Пфау / Пресс-служба ГМПИР

Фото: экспонаты из коллекции ГМПИР