Найти в Дзене
Мир комиксов

Карикатуры «на подумать» для взрослых от художника-шутника из Москвы

Мне не раз встречался такой такой вредный, но живучий стереотип: чтобы творить, быть художником, тебе обязательно нужна «бумажка». С печатью, подписью декана и запахом масляной краски из институтских коридоров. Мол, без диплома ты не художник, а так, любитель с карандашиком. Но история, к счастью, любит щелкать по носу снобов. Представьте себе советского школьника, который вместо того, чтобы зубрить формулы, разрисовывает поля тетрадей человечками. Обычное дело? Вполне. А теперь вообразите, что этот школьник настолько увлекается, что устраивает под своё увлечение настоящую мастерскую, только в масштабах одной отдельно взятой квартиры в Дзержинске. Сегодняшний герой нашего выпуска — Игорь Колгарёв. Человек, который на своем примере доказал: если тебя выгоняют в дверь академического искусства, нужно просто нарисовать на стене окно и войти через него. Три отказа и один Херлуф Бидструп Если бы мы снимали фильм про Колгарёва, начало было бы драматичным. 1980-е годы. Молодой парень из Го
Оглавление

Мне не раз встречался такой такой вредный, но живучий стереотип: чтобы творить, быть художником, тебе обязательно нужна «бумажка». С печатью, подписью декана и запахом масляной краски из институтских коридоров. Мол, без диплома ты не художник, а так, любитель с карандашиком. Но история, к счастью, любит щелкать по носу снобов.

-2

Представьте себе советского школьника, который вместо того, чтобы зубрить формулы, разрисовывает поля тетрадей человечками. Обычное дело? Вполне. А теперь вообразите, что этот школьник настолько увлекается, что устраивает под своё увлечение настоящую мастерскую, только в масштабах одной отдельно взятой квартиры в Дзержинске.

-3

Сегодняшний герой нашего выпуска — Игорь Колгарёв. Человек, который на своем примере доказал: если тебя выгоняют в дверь академического искусства, нужно просто нарисовать на стене окно и войти через него.

-4

Три отказа и один Херлуф Бидструп

Если бы мы снимали фильм про Колгарёва, начало было бы драматичным. 1980-е годы. Молодой парень из Горьковской области штурмует художественные училища. Сначала попытка в Горьком — провал. Затем попытка поступить на бутафорское отделение в театральное — снова неудача, «завалил» живопись. Казалось бы, Вселенная прямым текстом говорит: «Игорь, иди на завод».

-5

И ведь он почти послушал! Поступил в полиграфический техникум имени Ивана Фёдорова, получил надежную техническую профессию. Но вот в чем штука: настоящего комиксиста нельзя «вылечить» техническим образованием.

-6

Вы когда-нибудь держали в руках альбомы Херлуфа Бидструпа? Для советского ребенка это было всё равно что сегодня получить безлимитный доступ к Netflix. У Колгарёва было аж три альбома этого датского гения. Именно Бидструп с его гениальной пластикой и умением рассказать историю без единого слова стал тем «виртуальным учителем», который заменил Игорю профессоров из академии. Пока другие учились рисовать гипсовые головы, Колгарёв учился рисовать ситуации.

-7

Эпоха шариковой ручки и Студия «КОМ»

Колгарёв — это классический пример сделавшего себя автора той эпохи, когда комиксы в стране только выходили из подполья. Он начинал с того, что рисовал истории в общих тетрадях обычной шариковой ручкой. И это, друзья мои, отличная прививка от перфекционизма. Когда ты не можешь стереть линию резинкой, ты учишься рисовать сразу чисто, уверенно и динамично.

-8

Его звёздный час настал, когда в перестроечной Москве начала бурлить жизнь легендарной студии «КОМ». Это было уникальное время. Вчерашние инженеры, врачи и студенты вдруг поняли, что комикс — это не только «Весёлые картинки» для малышей, но и мощный язык для взрослых.

-9

Игорь оказался в эпицентре этого движения. Он был одним из тех, кто формировал лицо новой российской карикатуры. Его работы появлялись в «Московском комсомольце», «Вечерней Москве», журнале «Крокодил». Представьте уровень, человек без художественного диплома публикуется в главном сатирическом журнале страны!

-10

Особенно любопытно, как он работал со сценариями. С 1981 года Колгарёв взял за правило писать подробный скрипт к каждому комиксу. Это отличает профессионала от любителя, он не просто водил пером по бумаге, надеясь, что «кривая выведет», а конструировал историю как инженер. Видимо, полиграфический техникум все-таки оставил свой отпечаток — структурное мышление в творчестве еще никому не мешало.

-11

Смена вектора: от Крокодила до Евангелия

А теперь — о самом неожиданном повороте в его биографии. Обычно художники с годами становятся циничнее, их юмор чернеет, а линии становятся резче. У Колгарёва всё пошло по совершенно иному сценарию.

-12

В начале 90-х, на волне духовных поисков, которые тогда захлестнули многих, Игорь открывает для себя христианство. Но не спешите переключать канал, думая, что сейчас начнется скучная проповедь! Самое интересное здесь то, как это повлияло на его творчество.

-13

Колгарёв нашел уникальную, практически пустующую нишу. Он стал одним из пионеров христианского комикса в России. И здесь проявилась его главная фишка: он не стал рисовать пафосные иконы в «пузырях» с текстом. У него есть железный принцип — он никогда не изображает Бога или Христа. Это его личное табу.

-14
-15

Вместо этого он делает то, что умеет лучше всего — рассказывает истории про людей. Про их ошибки, сомнения, смешные ситуации в церковной жизни. По сути, он остался верным школе Бидструпа и своему ироничному взгляду, просто сменил декорации. Его герои — не святые с нимбами, а обычные ребята, которые пытаются жить правильно, но постоянно попадают впросак.

-16
-17

Сравните это с западной традицией, например, с известными (и пугающими) трактатами Джека Чика. Если у американцев часто все строится на страхе и нравоучении, то у Колгарёва сохраняется та самая теплая, «ламповая» интонация отечественной карикатуры. Это не агитка, это бытовые зарисовки, просто с другим смысловым подтекстом.

-18

Почему это круто?

Знаете, просматривая биографию Колгарёва, ловишь себя на мысли, что его путь — это отличный урок для всех нас. Он не прошел отбор в училище? Ок, он пошел в редакцию «Московского комсомольца». У него не было красок? Он взял шариковую ручку. Менялась страна и идеология? Он адаптировал свой стиль, не изменяя себе.

-19
-20

Он делал ремиксы своих старых работ, когда это еще не было мейнстримом, и создавал комикс-вселенные (как про деда Ефима или снеговиков) задолго до того, как Marvel захватил кинотеатры. Кстати, его книга «Война со снеговиками» 1992 года — это настоящий раритет, за которым сейчас гоняются коллекционеры.

-21
-22

Игорь Колгарёв — это не про академическую живопись и не про «высокое искусство» в золотых рамах. Это про жизнь. Про то, что если у тебя есть история, которую ты хочешь рассказать, инструменты найдутся.

-23

Даже если вы бесконечно далеки от тем, которые он поднимает сейчас, его ранние работы и вклад в развитие комикс-культуры 90-х заслуживают огромного уважения. Он доказал, что художник — это не тот, кто с дипломом, а тот, кто не может не рисовать.

-24
-25

А вы, друзья, храните свои детские рисунки? Кто знает, может быть, в тех старых тетрадках с кривыми человечками тоже скрывается начало большой истории? Напишите в комментариях, кем вы мечтали стать, пока учительница математики не видела, что вы там чертите на последней парте.

-26

Источник изображений: https://t.me/kolgarev

Больше интересного: