Найти в Дзене
ARTПатруль

Семирадский: «Христос и самаритянка»

Семирадский Генрих Ипполитович. Христос и самаритянка. Холст, масло. 183 х 101 см Дата создания: 1890 В Библии: Ин. 4:4-26 Оригинал: Львовская государственная картинная галерея История В течение продолжительного периода времени живописец жил в Италии, именно там он активно приступил к разработке серии картин на библейскую тематику. Одним из его первых произведений стала работа "Христос в гостях у Марфы и Марии", за которой последовала картина "Христос и самаритянка". Несмотря на впечатляющие размеры произведения, художник сумел завершить его в короткие сроки. Вечный город Рим служил источником вдохновения для художника, создавая благоприятную атмосферу для творчества. Сюжет В произведениях Генриха Семирадского нередко можно встретить обращение к образу Христа, в частности, к популярной в раннехристианском искусстве сцене – беседе Христа с самаритянкой у колодца. Этот эпизод описан в Евангелии от Иоанна: «Затем он прибыл в самарийский город, именуемый Сихарь, расположенный неподалеку от
Оглавление
Семирадский Генрих Ипполитович. Христос и самаритянка. Холст, масло. 183 х 101 см
Семирадский Генрих Ипполитович. Христос и самаритянка. Холст, масло. 183 х 101 см

Дата создания: 1890

В Библии: Ин. 4:4-26

Оригинал: Львовская государственная картинная галерея

История

В течение продолжительного периода времени живописец жил в Италии, именно там он активно приступил к разработке серии картин на библейскую тематику. Одним из его первых произведений стала работа "Христос в гостях у Марфы и Марии", за которой последовала картина "Христос и самаритянка". Несмотря на впечатляющие размеры произведения, художник сумел завершить его в короткие сроки. Вечный город Рим служил источником вдохновения для художника, создавая благоприятную атмосферу для творчества.

Сюжет

В произведениях Генриха Семирадского нередко можно встретить обращение к образу Христа, в частности, к популярной в раннехристианском искусстве сцене – беседе Христа с самаритянкой у колодца. Этот эпизод описан в Евангелии от Иоанна: «Затем он прибыл в самарийский город, именуемый Сихарь, расположенный неподалеку от земли, которую Иаков завещал своему сыну Иосифу. Там находился колодец Иакова. Иисус, утомленный дорогой, присел возле колодца. Было около полудня. Появляется женщина из Самарии, чтобы набрать воды. Иисус обращается к ней: дай мне напиться» (Ин. 4:5-7).

Женщина изумляется этим словам: «Как ты, будучи иудеем, просишь питья у меня, самаритянки? Ведь иудеи не общаются с самаритянами» (Ин. 4:9). Христос отвечает ей: «Если бы ты знала, что такое дар Божий и кто просит у тебя пить, то ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе живую воду… каждый, кто пьет эту воду, снова почувствует жажду, а кто будет пить воду, которую Я дам, никогда не будет жаждать; но вода, которую Я дам, станет в нем источником, бьющим в вечную жизнь» (Ин. 4:13-14).

Описание

На вершине славы и признания Семирадский создает свою знаменитую картину «Христос и самарянка», где искусно переплетает библейский рассказ с приемами пленэрной живописи. Такой синтез придает изображению ощущение реализма и правдоподобия. Художник виртуозно передает освежающую тень от платановой аллеи, где расположен колодец, позволяя зрителю ощутить вкус чистой, прохладной воды в жаркий полдень.

На горизонте легкая воздушная дымка сигнализирует о знойном дне. С глубоким пониманием исторического контекста автор детально изображает одежду самарянки, включая украшения – кисти, ленты, браслет, намекая на ее прежнюю, возможно, не очень добродетельную жизнь.

В самом центре картины – фигура Иисуса Христа. Он и его ученики направляются из Иудеи обратно в Галилею. Его лицо и взгляд, излучающие доброту и понимание, обращены к этой заблудшей женщине. Иисус открыто разговаривает с ней, раскрывая свою сущность как Мессии, и этот разговор глубоко затрагивает разум и сердце самарянки.

В отличие от многих художников того времени, Семирадский в изображении Христа придерживается традиционного иконографического типа, уходящего корнями в раннехристианское искусство, акцентируя внимание на внешней красоте Иисуса и Его духовной чистоте. Но он переносит действие евангельских сцен в конкретный пейзаж, почти с натуры воспроизводя все красочное разнообразие окружающей природы, все нюансы цветовых изменений, вызванных особенностями световоздушной среды. Это придает композициям необычайную лиричность, смягчает ощущение потусторонности и делает их более близкими, искренними и проникновенными.

Произведение Семирадского примечательно отсутствием дидактизма и морализаторства, часто присущих религиозным произведениям. Евангельские мотивы практически полностью устранены из полотна. Данный аспект вызвал немало споров среди критиков, однако публика, современные зрители, испытывает исключительно благоговение и восхищение мастерством и гением художника.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, знакомы мы ли вы с творчеством Семирадского!