На этой неделе стало известно, что испытательные лаборатории Владивостока лишились аккредитации на выдачу свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронных паспортов (ЭПТС). Автоэксперты сделали вывод: власть опять хочет запретить праворукие автомобили. Получится?
Виктор Левин
Детали конфликта между аккредитационными лабораториями и судами, которые лишают их лицензий, пересказывать не будем. Те, кому интересны подробности, могут пройти по этой ссылке.
Но те, кто живет в информационном пространстве не первый год, понимают, что речь идет о так называемом «баяне» — одном и том же повторяющимся событии. В нашем случае таковым событием в течение 35 лет выступает желание российских властей запретить праворульные автомобили из Японии, коих в регионах Дальнего Востока и центральной Сибири абсолютное большинство.
Главный аргумент данного баяна лежит в заботе о безопасности дорожного движения: левая фара на «японках» светит ярче, чем правая, а должно быть наоборот. При этом исправлять конструкцию фар нельзя, поскольку это не предусмотрено производителем и техрегламентами России.
Почему нельзя, никто толком обьяснить не может. Скорректировать фары нельзя, а вот переставить руль справа налево — можно! Правда, такой дорогостоящей процедурой стоимостью от 1,5 миллиона рублей мало кто занимается. Но поисковик Яндекса говорит о юридической возможности:
Однако и такая возможность не оправдывает ввоз праворульных машин в страну леворульного движения. Единственная причина, по которой федеральные власти терпели это противоречие, был жестокий дефицит «нормальных» автомобилей на Дальнем Востоке.
В январе 1993 года правительство Виктора Черномырдина с деликатностью голодного медведя на продуктовом складе запретили не только регистрацию праворуких машин (с 1 июля 1993-го), но даже и эксплуатацию «японок» (с января 1995-го). В ответ население приморских городов вышло на улицы и площади с акциями протеста. Решение Совмина отменял лично Ельцин.
19 мая 2005 года новое правительство решило наступить на старые грабли во имя развития отечественного автопрома. В день рассмотрения вопроса по всей России прошли массовые протестные автопробеги машин, украшенных оранжевыми ленточками. После этого глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил об отказе от этой меры, а основатель протестного движения Вячеслав Лысаков стал депутатом Госдумы. Он, к слову, ездил по Москве на старой «Тойоте» с правым рулем.
Спустя шесть лет, в июле 2011 года был подготовлен проект общего для стран Таможенного союза техрегламента, который предполагал введение запрета на эксплуатацию праворульных машин. Но правительство решило не искушать судьбу, памятуя о прошлом опыте. Против запрета выступило Минэкономразвития. На том и успокоились, отложив вопрос до лучших времен.
И такие времена настали в 2025 году, когда стало окончательно ясно, что потребности Дальнего Востока и Сибири в иномарках удовлетворяют Китай и Южная Корея, а не праворульная Япония.
— До последнего времени считалось, что «чистые» японцы вне конкуренции. Они и собраны лучше китайских аналогов, и ассортимент автомобилей самый широкий. — говорит автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Но массовый завоз машин из Китая и Кореи после повышения утильсбора открыл для российского бизнеса неисчерпаемый источник поставок.
И в самом деле, автопарк Южной Кореи 25 миллионов штук, в Китае насчитывается 360 миллионов легковых автомобилей. При этом в Поднебесной, как известно, собирают свои машины все ведущие японские компании. Да, у них, возможно, не такое безупречное качество, как у машин для внутреннего японского рынка. Но рули стоят там, где надо! И российские покупатели, включая крупный бизнес, наладили долговременные отношения с китайскими партнерами.
Ажиотаж на ввоз автомобилей перед подорожанием утильсбора 1 декабря показывает, что автобизнес справляется с резко выросшим спросом. Так, 30 ноября во Владивостоке и Уссурийске таможни перешли на режим 24/7 из-за рекордного наплыва машин. В одном только Уссурийске с 1 по 26 ноября оформили почти 11 700 автомобилей — в четыре раза больше, чем год назад.
Во Владивостоке картина похожая: с января оформили около 311,5 тысяч машин, а 26 ноября там побили суточный рекорд — 2020 автомобилей, сообщает агентство «Автостат».
На этом фоне уже не покажется «бесчеловечным» решение Москвы как-нибудь ограничить либо прекратить вовсе ввоз готовых машин из Японии.
В июле 2025 года МВД подготовило проект «Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в котором предлагается пересмотреть подходы допуска к движению праворульных машин с учетом оценки рисков их пребывания на дорогах. Позже МВД разъяснило, что о запрете на покупку и эксплуатацию таких авто речи не идет. Пока не идет. Но мы-то понимаем, что исполнять требования Стратегии придется.
---