Найти в Дзене

Дом-школа именитого архитектора Матвея Казакова в Москве

В центре Москвы, на углу Большого и Малого Златоустинских переулков, начались работы, которые ещё совсем недавно выглядели как подготовка к реставрации. Однако реальность оказалась иной: под видом «ремонта» идёт поэтапное разрушение памятника федерального значения — Дома-школы великого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Ситуация перешла в критическую стадию: до недавнего времени демонтировались надстройки XIX века, пристроенные архитектором Быковским, но последние выходные стали переломными — работы переместились на самое ценное, казаковское ядро памятника. Сейчас под угрозой — двухэтажный угловой корпус XVIII века, тот самый, что являлся частью архитектурной школы Казакова и изначально формировал угол квартала своим характерным полукруглым объёмом. Эта точка на карте Москвы хранит более чем трёхсотлетнюю историю, и сегодня, пока отбойные молотки стучат по стенам XVIII века, особенно важно понимать, какое наследие мы рискуем безвозвратно утратить. Домовладение у пересечения Златоу

В центре Москвы, на углу Большого и Малого Златоустинских переулков, начались работы, которые ещё совсем недавно выглядели как подготовка к реставрации. Однако реальность оказалась иной: под видом «ремонта» идёт поэтапное разрушение памятника федерального значения — Дома-школы великого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Ситуация перешла в критическую стадию: до недавнего времени демонтировались надстройки XIX века, пристроенные архитектором Быковским, но последние выходные стали переломными — работы переместились на самое ценное, казаковское ядро памятника. Сейчас под угрозой — двухэтажный угловой корпус XVIII века, тот самый, что являлся частью архитектурной школы Казакова и изначально формировал угол квартала своим характерным полукруглым объёмом.

Эта точка на карте Москвы хранит более чем трёхсотлетнюю историю, и сегодня, пока отбойные молотки стучат по стенам XVIII века, особенно важно понимать, какое наследие мы рискуем безвозвратно утратить.

-2

Домовладение у пересечения Златоустинских переулков сложилось на стыке двух участков, формально объединённых лишь в 1910-е годы, хотя их планировочная структура оформилась ещё в начале XIX столетия. Истоки же восходят к XVII веку: тогда оба участка входили в состав большой усадьбы, окружённой проезжими переулками. Композиция была типичной для допетровской Москвы — жилые хоромы стояли в глубине, а хозяйственные постройки тянулись вдоль красных линий застройки.

К 1780-м территория разрослась до стены Златоустовского монастыря. В то время на месте прежних хором уже значились каменные палаты — при этом по традиции они оставались глубоко отодвинуты от линии улицы. Градостроительные нормы требовали выдвинуть здания на красную линию и расчистить участок от разрозненной деревянной застройки, но эти намерения не были реализованы.

-3

Перемены произошли, когда во второй половине 1780-х годов усадьбу приобрёл именитый коллежский асессор и архитектор Матвей Фёдорович Казаков. Он разделил владение на две части: восточная предназначалась для его семьи, западная — для доходных корпусов. Первоначальный проект предполагал строительство большого двухэтажного корпуса с боковыми крыльями вдоль Большого Златоустинского переулка, но из-за ряда запретов проект пришлось изменить. Вместо единого объёма Казаков возвёл два корпуса.

Первый — северный, двухэтажный, в стиле «лопаточного классицизма», с ровным ритмом окон и сдержанным фасадом. Второй — угловой корпус на пересечении переулков (современное строение 1) предназначался для размещения архитектурной школы Казакова. К концу 1780-х зодчий не только обучал молодых архитекторов, но и предлагал совместить в своём доме училище каменных, плотничных и столярных мастеров. Здание имело характерную планировку с круглым вестибюлем в угловой части и залом на втором этаже — решение, перекликающееся с построенным Казаковым крылом Московского университета.

Среди тех, кто регулярно бывал в доме Казакова - Осип Бове, Иван Еготов, Евграф Тюрин и другие, а также сыновья мастера — Василий, Матвей и Павел. Здесь формировалась уникальная творческая среда, из которой вышла целая плеяда молодых архитекторов. Именно им вскоре предстояло взять на себя главную роль в восстановлении Москвы после разорительного пожара 1812 года.

-4

В 1790-е годы часть помещений сдавались внаём, в том числе купцу Валзеру, который арендовал весь угловой корпус с погребами.

После смерти Казакова западная часть усадьбы была продана и разделена на два самостоятельных участка. Южный участок к 1816 году включал двухэтажный угловой дом и одноэтажный хозяйственный корпус. Полвека композиция почти не менялась, пока в 1875 году не возникла необходимость повысить доходность: архитектор Константин Быковский разработал проект надстройки третьего этажа и строительства двух трёхэтажных флигелей вдоль переулков. Работы начались в 1877 году — именно тогда первоначальный казаковский фасад получил эклектичную обработку с классицистическими мотивами, сохранившуюся до наших дней.

-5

Внутренняя застройка также уплотнялась: в 1878 и 1886 годах во дворе появились новые корпуса и ремонтировались существующие. Но несмотря на эти вмешательства, основа здания конца XVIII века оставалась читаемой — его объём, планировка, угловой полукруг, раскреповки и общая типология почти не изменились.

Соседний северный участок развивался по своему сценарию, но также в направлении доходной недвижимости: в середине XIX века появились новые трёхэтажные корпуса, а изначальный двухэтажный дом был надстроен.

К началу ХХ века оба участка объединились и перешли к Торговому дому Баевых. В 1913 году северная застройка была снесена, и архитектор И.С.Кузнецов построил на красной линии Большого Златоустинского переулка новый трёхэтажный корпус. Годом позже он разработал амбициозный проект полной перестройки квартала в едином стиле, с пяти- и шестиэтажными зданиями по периметру, однако этот проект не осуществился из-за войны. В результате исторические границы усадьбы Казакова сохранились.

Фото: Архнадзор
Фото: Архнадзор

В последние годы дом-школа Казакова стояла заброшенной. Этим летом начались работы, которые в итоге привели к разрушению подлинных частей памятника.