Найти в Дзене

Лекция 3. ЭНЕРГОЭВОЛЮЦИОНИЗМ. Цели человечества.

Прежде чем переходить к прикладным аспектам социосистем, управления и политике, требуется немного пофилософствовать. Действо, нынче не у всех вызывающее пиетет, но без него в данном случае никуда. Нужно понять кое-какие моменты, никак не описанные в современных учебниках. Попробуем избегать зубодробительной философской терминологии насколько это возможно, но в случае чего не взыщите. Париж, однозначно, стоит мессы. Не будем касаться тем, которые в социальной философии не вызывают особых споров. Дадим ссылки на соответствующую литературу для самостоятельного изучения. Нам интересно то, чего данная наука не касается или касается не так, как того требует революционная сознательность масс. Давайте сразу возьмём профессора за конспекты. Поговорим о родовой сущности человека, т.к. исходя из правил системного анализа, нам нужно начинать этот самый анализ с самого верхнего уровня декомпозиции. Итак: «Гораздо сложнее дело обстоит с рассмотрением родовой сущности человека. Первое, что нужно з

Прежде чем переходить к прикладным аспектам социосистем, управления и политике, требуется немного пофилософствовать. Действо, нынче не у всех вызывающее пиетет, но без него в данном случае никуда. Нужно понять кое-какие моменты, никак не описанные в современных учебниках. Попробуем избегать зубодробительной философской терминологии насколько это возможно, но в случае чего не взыщите. Париж, однозначно, стоит мессы.

Не будем касаться тем, которые в социальной философии не вызывают особых споров. Дадим ссылки на соответствующую литературу для самостоятельного изучения. Нам интересно то, чего данная наука не касается или касается не так, как того требует революционная сознательность масс.

Давайте сразу возьмём профессора за конспекты. Поговорим о родовой сущности человека, т.к. исходя из правил системного анализа, нам нужно начинать этот самый анализ с самого верхнего уровня декомпозиции. Итак:

«Гораздо сложнее дело обстоит с рассмотрением родовой сущности человека. Первое, что нужно зафиксировать, это то, что функциональный подход не применим, когда мы имеем дело с филогенетическим аспектом, потому что вид homo sapiens, как и любой другой биологический вид, не имеет внешнего назначения. Поэтому вопрос «зачем существует человечество?» не имеет конкретного ответа в пределах науки». [1]

И выразим сразу своё несогласие с данной дефиницией. Тем более что на базе этого несогласия в дальнейшем будет строиться вся наша теория.

Опять же сущностный принцип данного несогласия придуман не нами, но мы будем его интегрировать в социологическую теорию, расширять и развивать в комплексном подходе.

В русскоязычной литературе данный принцип высказан и наиболее активно исследовался в двух местах. В рамках группы исследователей Синергетики под руководством Н.Н.Моисеева и писателем М.И.Веллером. В Синергетике он носит название «Негеэнтропийный процесс» у Веллера «Энергоэволюционизм».

Для общего обзора данных исследований порекомендуем книгу Назаретяна А.П. «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории», и Веллера М.И. «Всё о жизни». Прочитав их, вы будете иметь достаточно подробное представление об этом вопросе.

Назаретян А.П.: «Векторы, выделенные в социальной истории, оказываются, по существу, сквозными, пронизывающими все «дочеловеческие» стадии истории биосферы и космоса. Результирующая этих векторов – последовательные изменения от более вероятных к менее вероятным состояниям и структурным организациям. В эту линию вписываются как эволюция жизни от прокариот до высших позвоночных, так и эволюция общества от первобытных стад до постиндустриальной цивилизации.

Выходит, что на протяжении 13 – 15 млрд. лет мир становился все более «странным» (чтобы не сказать: «все менее естественным», с энтропийной точки зрения).»[2]

Веллер М.И.: «И вся история жизни на Земле – это история появления и развития живых существ, которые потребляли, перерабатывали и выделяли все больше энергии, все быстрее, все эффективнее»[3].

И у Веллера имеется прямой тезис о том, что внешнее назначение у человека всё-таки имеется.

«…Объективно мы можем с абсолютной определенностью констатировать только одно назначение человека, которому он неизменно соответствует – все большее переделывание мира…»

«…Человек – логично, целесообразно, необходимо – может являться тем самым этапом существования Вселенной, посредством которого оформится Ее конец и одновременно зародится новая Вселенная. Затратив минимальные усилия – Природа получит максимальный результат. Что ей и свойственно…»[4]

И это предназначение — поддерживать «негэнтропийную странность» (в терминах синергетики), т.е. всё время уходить от равновесного состояния системы в сторону неравновесного, вопреки второму закону термодинамики.

Печально, что данные идеи не нашли своего места в современной социальной философии, хотя в книге у того же Назаретяна имеется достаточный обзор научных источников, описывающих генезис негэнтропийного подхода.

И Веллер несколько томов написал, разбирая только эту ипостась – зачем человек существует. А социальная философия как бы и не видит всех его рассуждений. Может поэтому человек расстроился и уехал из России. Нужно исправлять ситуацию. Хотя, забегая немного вперёд скажем, что когда Веллер прядёт нить у него всё красиво и нить прочная, но как только он из неё пытается соткать полотно, оно начинает расползаться, нить путается и в итоге вся его теория лежит грузом смотанных бобин в ожидании следующего этапа их обработки. Потому то, как только М.И. переходит от теоретических философствований к прикладным тезисам (уже из-за рубежей родных просторов), эти его попытки не идут ни в какое сравнение с его теоретической составляющей. Писатель - одним словом!

Вопросы к семинарам.

Какие механизмы негэнтропийности описывает Веллер М.И. в своей теории? В чём неполнота этих описаний с философской точки зрения? Почему они не могут быть применены к общей теории негэнтропийности?

Но если мы потеряли основное (родовую сущность человека), то понятно теперь почему социальная наука не даёт конкретных результатов для общественного развития. Потому что очень тяжело при отсутствии скелета строить полноценный организм.

Итак выводы из вышесказанного по поводу негэнтропийности:

Цели существования человечества с научной точки зрения – борьба с энтропией на локальном участке его (человечества) присутствия.

Дадим определение данному принципу в приложении к социологии и назовём его - Законом роста энергопотенциала (ЭП) социосистем.

Определение: Основной целью существования любой социосистемы является перманентный рост её энергопотенциала.

Причём данное определение подходит для всех социосистем от отдельного человека до человечества в целом. Т.е. как и каждый отдельный человек стремится увеличить свой энергопотенциал, так и группы людей - община, род, союз, сообщества, нации, государства и т.д. И зачастую эти стремления противоречат друг другу. Война всех против всех – помним конечно. Имеется ввиду, что рост ЭП элемента системы (например отдельного человека) противоречит росту ЭП системы более высокого порядка (например общине), в итоге побеждает или отдельный человек (тогда община становится крепостными) или община (тогда человек становится изгоем). Разрешение таких противоречий и есть элемент исторического развития. Мы будем в дальнейшем рассматривать историю в том числе, как процесс разрешения данных противоречий.

Вопросы к семинарам:

Почему современные олигархи не могут успокоиться (хотя накопили активов на несколько десятков поколений вперёд) в эксплуатации трудового народа? Такой неуёмной тяги к стяжательству невозможно понять ни с точки зрения «здравого смысла», ни с точки зрения «экономической логики», ни с точки зрения «нормального человеческого бытия», ни с других точек зрения (Маркс и его 300% прибыли)?

После данного определения возникает множество вопросов:

1. Так какой же из двух законов правильный?! Закон возрастания энтропии или наоборот, возрастания негэнтропии, менее естественный с энтропийной точки зрения, как пишет Назаретян? Вроде и тот и другой подтверждаются практикой, причём как в живой, так и в неживой природе?

2. Каковы механизмы, запускающие (поддерживающие) первый или второй процесс?!

3. Можно ли каким-нибудь образом воздействовать на эти механизмы?!

4. Как данные механизмы реализуются в социосистемах?!

5. Можно ли повысить энергопотенциал систем? Какие существуют пути для этого?

6. Всегда ли КПД преобразования энергии меньше 1?

И т.д. В течении курса мы будем отвечать на данные вопросы.

Давайте пофилософствуем на эту тему.

Итак у нас имеется система, состоящая из элементов. Абстрагируемся - живая, неживая, нам это пока не важно, мы описываем общие законы. У нас имеется система, где элементы расположены на неких позициях. Она имеет некую структуру. Каждый элемент можно описать с помощью системы координат. Каковы принципы занятия каждым элементом своей позиции? Любые позиции они могут занимать?

Ответ: Элемент занимает наименее энергозатратную позицию в структуре.

Бесконечное количество таких структур?

Ответ: Нет. Т.к. помимо индивидуального позиционирования существует групповое позиционирование (количество и качество связей не может быть бесконечным), поэтому понятно что оно конечное.

Поиск этих структур ведётся с помощью эволюционных алгоритмов.

«…различие между генетическими и эволюционными алгоритмами кроется в организации процесса селекции. При реализации эволюционного алгоритма формируется промежуточная популяция, состоящая из всех родителей и некоторого количества потомков, созданных в результате применения генетических операторов. С помощью селекции размер этой промежуточной популяции уменьшается до величины родительской популяции за счет исключения наименее приспособленных особей. Сформированная таким образом популяция образует очередное поколение. Напротив, в генетических алгоритмах предполагается, что в результате селекции из популяции родителей выбирается количество особей, равное размерности исходной популяции, при этом некоторые (наиболее приспособленные) особи могут выбираться многократно. В то же время, менее приспособленные особи также имеют возможность оказаться в новой популяции. Однако шансы их выбора пропорциональны величине приспособленности особей. Независимо от применяемого в генетическом алгоритме метода селекции (например, рулетки или рангового) более приспособленные особи могут выбираться многократно. При реализации эволюционного алгоритма особи выбираются без повторений. В эволюционных алгоритмах применяется детерминированная процедура селекции, тогда как в генетических алгоритмах она имеет случайный характер…

…параметры генетических алгоритмов (такие, как вероятности скрещивания и мутации) остаются постоянными на протяжении всего процесса эволюции, тогда как при реализации эволюционного алгоритма эти параметры подвергаются непрерывным изменениям (так называемая самоадаптация параметров)»[5]

Т.е. запоминаем: ЭП системы повышается эволюционными алгоритмами путём занятия элементами системы наименее энергозатратных позиций. Понятно, что здесь речь идёт о потенциальной энергии системы и понятно почему она максимальна, системе не приходится делать работу по преодолению неэффективного (энергозатратного) расположения (координаты и связи) элементов. Они расположены максимально эффективно.

И здесь бы можно бы остановиться, если бы не одно но. Не существует абсолютно замкнутых систем. Любая система взаимодействует с внешним контуром. Меняются условия. При этом возможны два варианта или условия (внешние факторы) добавили энергии нашей системе либо забрали её.

У системы есть элементы и есть связи между элементами, которые так же стремятся занять сбалансированное положение, чтобы минимизировать энергозатраты. И занимается этим эволюционный алгоритм, который тоже требует энергозатрат.

Итак, есть система. Для того чтобы элементы и связи этой системы заняли наименее энергозатратные координаты требуется энергия. Эволюционный процесс потребляет эту энергию и создаёт максимально выгодную с точки зрения ЭП систему.

А что дальше – система отстроена, её ЭП максимизирован с точки зрения эволюционного процесса, ей нужно минимум энергии на поддержание гомеостаза. Обратная связь на возврат к состоянию оптимальному. Это требует не много энергии. Меньше, чем на эволюционные процесс.

Тут вмешиваются два фактора окружающей среды. Которая нестабильна. В ней есть системы с ещё более неустойчивой структурой, они требуют энергозатрат и отбирают энергию этой системы. Энтропия. Устойчивая и максимально оптимизированная система начинает разрушаться. Ей не требуется уже много энергии. А «несовершенная» система, наоборот начинает эволюционировать путём занятия элементами нужных положений и совершенствования связей. Её энергопотенциал растёт. Негэнтропия.

Т.е. работают оба закона. Причём одновременно. Хотя глобально закон один – оптимизации энергозатрат, но он в зависимости от условий порождает как энтропийные так и негэнтропийные процессы.

В биологии эти процессы получили название «борьба за существование». Но ведь существование должно иметь свои цели, Существовать ради процесса абсолютно бессмысленно, зачем тогда создавать процесс, если его развитие в итоге приведёт к распаду, аннигиляции системы. Гораздо целесообразней было бы не создавать его вообще, энергозатрат ушло бы гораздо меньше.

Так же замечено, что система в ходе своего развития (роста ЭП в нашей терминологии) претерпевает структурные изменения, приводящие к её усложнению.

Почему система усложняется (увеличивается количество разнородных элементов и связей)?

Во-первых, потому что идёт эволюционный поиск наименее энергозатратной позиции, а это возможно только при усложнённой системе, при упрощённой системе это менее эффективно, т.к. элементы и связи взаимозависимы. А при взаимозависимости ЭП выше (энергозатрат на поддержание связей требуется меньше) если система достаточно сложная. Чем проще система, тем противоречия в ней сложнее сбалансировать. Борьба противоположностей требует меньше затрат при усложнении системы. (Пример: Юрист-медиатор в споре двух хозяйствующих субъектов. Если субъектов два, то обычно они готовы биться до смерти, даже если это приведёт к гибели их обоих. Но как только появляется третий субъект со своими интересами есть шансы минимизировать потери). Во-вторых, это усложнение системы путём специализации подсистем. Тоже известный факт, когда на конвейере каждый рабочий делает свою операцию. Это тоже приводит к повышению ЭП системы. Понятно, что завод с конвейером более производителен, чем завод без него.

Вопросы к семинарам:

Почему варвары победили Рим, а не наоборот? Почему средневековая неразвитая Европа победила мощный на тот момент и хорошо структурированный Китай? Почему Китай в 21 веке задал жару победившей Европе? Пояснить с точки зрения теории роста ЭП.

И как только система придёт в сбалансированное (минимальное энергопотребление) состояние сложность её прекратит возрастать.

Развернём определение: Основной целью существования любой социосистемы является перманентный рост её энергопотенциала за счёт изменения структуры данной системы.

Вопросы к семинарам:

Д-Т-Д’ Прокомментировать формулу обращения капитала К. Маркса через закон роста ЭП.

Вопросы к семинарам:

Проиллюстрировать закон роста ЭП путём анализа движения бизнес-стартапа к отраслевой монополии.

В принципе по такому пути шла природа долгое время. Совершенствовала (изменяла) структуру сначала неживых (неорганических) систем, потом создала живые (органические), потом продолжала совершенствовать структуры живых систем, каждая последующая из которых могла проделывать бо́льшую работу потребляя то же количество энергии и в итоге создала человека, который уже сам стал создавать системы (технические, социальные) и сам стал совершенствовать их структуру занимаясь регулярным повышением ЭП социосистем. А так как социосистемы являются частью ноосферы, то получается, что растёт и ЭП всей системы куда дотягивается присутствие человека. Т.е. природа эффективно переложила часть своих обязанностей на человека. «…И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… (Бытие́, глава 1, стих 26)»

Мы помним, что основной нашей задачей является ответ на вопрос, как построить более эффективную социосистему. Поэтому, пожалуй, на этом можно в основном завершить философскую часть курса и начать переход к части социально-прикладной. Но мы будем возвращаться не раз к тезисам данной лекции, работать с ними. Усложнять понимание и декомпозировать механизмы. Сейчас нам достаточно зафиксировать следующие аспекты:

Основной целью существования любой [социо]системы является перманентный рост её энергопотенциала за счёт изменения структуры данной системы.

Энтропийный и негэнтропийный процессы в природе и обществе – это две стороны работы единого механизма оптимизации энергетической структуры систем.

Усложнение любой системы – это механизм минимизации энергозатрат на устранение противоречий в системе. И как следствие роста её энергопотенциала.

Человек как базовый элемент социосистемы имеет особенности, существенно ускоряющие механизм действия эволюционного алгоритма и роста энергопотенциала ноосферы (всех подсистем куда распространяется воздействие человека).

Философское отступление (важно): Что есть энергия?! Это всего лишь свойство материи. Жонглирование терминами любимое занятие грантоедов. Нету никакой абстрактной энергии, есть лишь свойство материи производить работу. По сути, это изменение конкретных свойств конкретной материальной субстанции в конкретном промежутке времени. Всё остальное ненаучная фантазия. С этой точки зрения народное понятие «лярва» более научный термин – попытка изъять у носителя часть материальной субстанции №1 носителем материальной субстанции №2 путём обмена материей на соответствующем субстанциональном уровне – чем например научный тезис о том что «частицы материи и антивещества всегда образуются в паре и, если они вступают в контакт, аннигилируют друг с другом, оставляя после себя чистую энергию» (это всё равно что сказать – материя аннигилирует и превращается в «свойство материи т.е. в хрен знает что», только в отчёте так не напишешь, поэтому и прикрываются фиговым листком «чистой энергии»).

В следующей лекции мы будем рассматривать человека как элемент энергетической системы и его особенности как этого элемента.

[1] Момджян К.Х. Конспект лекций по социальной философии. МГУ.

[2] Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование).

[3] Веллер М.И. Всё о жизни.

[4] Веллер М.И. Всё о жизни

[5] Лешек Рутковский - Методы и технологии искусственного интеллекта.