Найти в Дзене

Bulería por soleá VS Soleá por bulería: в чём разница и почему это так запутанно?

«— Вы будете картошку с мясом или мясо с картошкой?
— Картошку с мясом.
— Извините, картошка с мясом закончилась. Мясо с картошкой будете?» Примерно так же ощущают себя любители фламенко, когда сталкиваются с терминами, которые уже много десятилетий вызывают споры: bulería por soleá и soleá por bulería, bulerías al golpe и bulería pa escuchar. Путаница, разногласия и противоречивые теории здесь на каждом шагу. Определения зависят от того, кто их дает, а идентичность — от контекста. Почему их так трудно различить — и есть ли между ними реальная разница? Разбираемся. Почему такая путаница? В пении фламенко (канте) слово "por" в названии формы означает, что первое слово (например, fandango) исполняется в ритме и структуре второго (например, soleá). Логично ожидать, что soleá por bulería — это стандартные куплеты и мелодии soleá, но в ритме bulería. А bulería por soleá — наоборот. Но на практике всё не так просто. Две переменные — музыка и регион — рушат эту логику, создавая неоднозначно
Оглавление

«— Вы будете картошку с мясом или мясо с картошкой?
— Картошку с мясом.
— Извините, картошка с мясом закончилась. Мясо с картошкой будете?»

Примерно так же ощущают себя любители фламенко, когда сталкиваются с терминами, которые уже много десятилетий вызывают споры: bulería por soleá и soleá por bulería, bulerías al golpe и bulería pa escuchar. Путаница, разногласия и противоречивые теории здесь на каждом шагу. Определения зависят от того, кто их дает, а идентичность — от контекста.

Почему их так трудно различить — и есть ли между ними реальная разница? Разбираемся.

Почему такая путаница?

В пении фламенко (канте) слово "por" в названии формы означает, что первое слово (например, fandango) исполняется в ритме и структуре второго (например, soleá). Логично ожидать, что soleá por bulería — это стандартные куплеты и мелодии soleá, но в ритме bulería. А bulería por soleá — наоборот. Но на практике всё не так просто. Две переменные — музыка и регион — рушат эту логику, создавая неоднозначность.

Каноническое объяснение от Маэстро

Многие гитаристы, певцы и танцоры (байлаоры) пытались объяснить разницу в интервью и мастер-классах. За точку отсчёта часто берут объяснение певца Antonio Mairena (1909–1983) — одного из главных теоретиков фламенко XX века. В своей классической книге "Mundo y Formas del Cante Flamenco" (1963), совместно с Ricardo Molina, он дал четкие определения:

  • Bulería por soleá: Это самостоятельный стиль канте, который сохраняет мелодическую структуру bulería, но замедляет темп и использует ритмический аккомпанемент soleá. («La bulería por soleá es un cante hecho y derecho…»)
  • Soleá por bulería: Soleá, которую поют в ускоренном темпе, подчиняя ритму bulería. Это не самостоятельный стиль, а переходная форма/манера исполнения («La llamada soleá por bulería no constituye cante independiente sino una forma de transición dentro del compás manteniendo el aire de la soleá aunque se encamine al compás buleriano.»).

Ритм и структура.

С точки зрения ритма оба гибрида основаны на 12-дольном компасе аналогичном "soleá" и "bulería", но с гибкими акцентами. Стандартный компас "soleá" подчеркивает доли 3, 6, 8, 10 и 12. "bulería" повторяет это, но ускоряет, иногда сжимая до ощущения в 6 долей.

Чтобы понять гибриды, нужно знать их «родителей».

Soleá — это медленный (60-90 уд./мин.), торжественный и глубокий стиль. Тематика — скорбь, любовь, самоанализ. Музыка весомая, с длинными, эмоциональными строфами.

Bulería — её полная противоположность. Это праздник, энергия и драйв. Темп быстрый (180-240 уд./мин.) с короткими, остроумными текстами (летрас), импровизацией и часто используется для финала выступлений.

Гибриды оказываются в среднем диапазоне — около 120–140 bpm, но с разными ощущениями:

soleá por bulería с акцентами на долях 3, 6, 8, 10 и 12 (или вариациях, таких как 3, 7, 8, 10, 12). Может ощущаться как ускоренная soleá.

bulería por soleá аналогична, может имитировать замедленную bulería (похожий диапазон, но с более расслабленной фразировкой). Может отдавать приоритет живой импровизации "bulería" в замедленном виде, с лаконичным гитарным исполнением.

Главный парадокс: на слух разница может быть минимальной, и даже эксперты часто спорят, как правильно назвать ту или иную композицию. Тонкие отличия в зависимости от контекста soleá por bulería может подчеркивать мелодии и строфы soleá, ускоренные до темпа, похожего на bulería , в то время как bulería por soleá может включать структуры bulería, замедленные с мелодичным чувством soleá. Однако это постоянно обсуждается, и некоторые источники утверждают, что нет значимых различий помимо названия или местных традиций (Херес VS Севилья).

В записях начала 20-го века они часто неправильно обозначались как простые "soleá" или "bulería", что приводило к путанице в названиях. Например, в качестве источника для "soleá por bulerías" приводится запись Tomás Pavón, в которой звучат те же ноты, что и в "alegrías", но с другим акцентом.

Тексты (летрас)

  • Soleá por bulería: Использует стандартные строфы "soleá" — более длинные, трех- или четырехстрочные строфы с глубоким эмоциональным содержанием , адаптируя их к более быстрому аккомпанементу bulería. Позволяет импровизацию.
  • Bulería por soleá: Короткие летрас bulería (куплеты, четверостишия, часто юмористические). Как видно в формах вроде "Bulería pa escuchar" (для прослушивания, не для танца).

Этот акцент в строфах очевиден на исторических примерах: "soleá de Carapiera" (в мажорном ладу алегриас) классифицируется как "bulería por soleá", несмотря на то, что не является истинной "soleá".

Как это ощущается на слух

Лучший способ понять разницу — это примеры.

Soleá por bulería

  • Исполнитель: Fernanda de Utrera Soleá por bulerías
  • На что обратить внимание: протяжная вокальная линия, тяжесть и глубина soleá, но импульс чуть живее, чем у классической soleá, мало «ответных» палмас, много воздуха.

Bulería por soleá

  • Исполнитель: La Paquera de Jerez bulerías por soleá
  • На что обратить внимание: пульс "bulería", но замедленный короткие фразы, «разговорность», чувствуются пульсация, внутренний ритм, больше jaleo-энергии.

Итог: так в чём же разница?

Данные формы во фламенко часто считаются взаимозаменяемыми или близкородственными, сочетающими характеристики "soleá” с живым, быстрым ритмом "bulerías".

Подведём краткий итог:

  1. Bulería por soleá — это самостоятельный стиль пения, где мелос булерии замедлен и наложен на ритм солеи.
  2. Soleá por bulería — это, скорее, манера исполнения, где солея ускоряется до ритмов булерии. Термин “soleá por bulería” как отдельный стиль стал широко употребляться после Antonio Mairena , особенно среди танцоров и гитаристов.

Если вы фанат фламенко, послушайте записи и почувствуйте разницу сами. А если путаница осталась — это нормально, фламенко живое искусство!

Использованные материалы:

====💥No sólo es baile. Es un latido. Es un grito. Es Flamenco💥====

Настоящая магия фламенко раскрывается постепенно.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение — следующая статья выйдет уже совсем скоро!