Киргиз - кайсаки, происхождение термина.
В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по одной из версий, уже тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками. На самом деле термин кайсак известен в истории и ранее. Применялся по отношению к кочевникам ираноязычным населением, заменяя тюркское каңглы - проживающие в кибитках, передвигающиеся в повозках. Каңға - повозка, телега в башкирском языке и в переводе на язык персов повозка - кайсак (kalskh). И киргиз-кайсаки это кочующие киргизы либо беглые. Это сближает семантику слов кайсак и казах - беглый и даже кипчак - злочастный, изгнанник.
Следует пояснить, что присутствие ротацизма (зотацизма) повлияло на чередование терминов "ҡара" и "каза", внося в последующем некую путаницу. Т.е. кара киргиз и казак-киргиз означают одно и то же - беглый, кочующий. К ним же не относятся каракалпаки, где также присутствует ротацизм. И только поздние историки стали переводить "кара калпак" - черная шапка, вместо "бьющий в колокол", находящийся на вышке. Надо сказать, что одним из переводов слова калпак является колокол. И термин кара калпак мог использоваться в значении "пограничник", присматривающий за окрестностями - караул. Либо применим термин телохранитель, но в этом случае каракалпаки близки к ногаям, где нөгәр - телохранитель, охранник. И их языки должны быть, практически, неотличимы, т.к. являются выходцами из одного сословия.
Близкими к киргиз-кайсакам могут быть по семантике племена канглы. Среда обитания каракалпаков и племени канглы это долина реки Сырдарьи. Практически там, где находятся Башкуртские горы, к тому же канглы имеются в составе башкир. Не стоит путать с кипчаками, хотя переселившись в начале XI в. на среднее течение Сырдарьи, кипчаки оказались соседями племен канглы и даже переняли имя канглы. По мнению С.Г. Кляшторного, принятие имени канглы первоначально кыпчакской знатью выражало их стремление, узаконить свои земельные права над указанными областями. Точно также поступали кипчаки, заселившись на землях башкир. Но также высока вероятность, что кипчаки подчинились канглы и как следствие правящей верхушкой оставались выходцы из племени канглы. К тому же канглы известны под именем тогары (не путать с тохарами, вернее с псевдотохарами). Термин тагар имеет то же значение, что и каңға - повозка, только в форме глагола "катится". Канглы присутствуют среди киргизов и известны как башкыргызы, есть они среди каракалпаков, казахов и даже армян ,т.к. последние проживали некоторое время в Бухаре, в долине Сырдарьи. Язык каракалпаков близок к казахскому, даже следует сказать, что это один язык, различающийся лишь диалектами. Насколько правомерно сближение киргиз-кайсаков с казахами и с казаками, неизвестно. Нечто общее, безусловно есть.
Термин казак применяли к беглым людям. В своей основе казаки беглые каторжане и крепостные, которые объединялись в ватаги и промышляли разбоем. Происходит от тюркского каза - бедствие. Если сопоставлять, например, с куз (око) и его вариантом кур (видь, видеть), то в результате ротацизма имеем глагол повелительного наклонения. Тогда каза - бедствие, кара - бедствуй, что по семантике близко к термину "кара" - наказание. Начальное "кара" в терминах часто означает "бедствующий", "бедняга", "несчастный", также "кочевник", вынужденный переселенец. Русское слово "беда" также имеет к этому отношение и своим происхождением обязано чередованию l > d, бәлә > беда. приставка "кара" в этнониме каракалпак означает "кочевой", "бедствующий", "странник". Если первая часть "кара" производное от "ҡаза" - бедствие, то вторая "пак" иранизм в значении чистый (таза). Иранизмом является и казахское определение "жуз", расслышанное и записанное буквально персидский термин "руз" - часть, доля. По аналогии с башкирским "ҡат" - слой, часть, пласт. Дело в том, что в персидском языке твердое произношение "р" отсутствует. Вместо "р" слышится нечто похоже на "ж" или французский прононс. Это же слышим и в китайском языке. В случае с казахами это может быть влиянием как найманов, выходцев из территорий Китая вместе с Елюй Даши, которые пришли на помощь караханидам. Так же может быть влиянием аргынов, часть которых были выходцами из территории Персии. Среди каракалпаков также было немало иранских (хивинских) беженцев и/или плененных. И все же, в большей части, каракалпаки, как и казахи это монгольские и китайские племена. Это показывает генетика, YДНК которых C3 (26 %), O3a2c1 (14 %). По существу, это потомки джунгар, т.е. те же ойраты, калмыки, исповедующие ислам.
Фламандский монах и путешественник Гильом де Рубрук не делал различий между терминами киргиз и черкес. Как ранее не существовало различий между казах и казак. Для различения кочевых и оседлых применялась приставка кайсак - повозка (перс.яз.). Черкесы/шеркеши и киргизы являются наименованием одного и того же средневекового тюркского племени, произносимое по разному у разных тюрок. Принято считать, что встречающийся у греческих историков название керкет относится именно к черкесам (киргизам). Греки их называли также зюхой или юхой (у Appianа). Именно для различения применили приставку кайсак (повозка) в отношении казахских кочующих племен. И это произошло еще до становления казахского этноса.
Что касается башкир, то термин "башҡорт" или "башҡарт"означает "глава", "начало" двора, по сути царь и/или царь царей. Как известно, ногаи являлись телохранителями башкир. Позднее русские историки XIX века хотели показать, что башкиры платили дань ногаям. На самом деле ногаи это охрана башкир, его военная сила, которые получали определенную плату за выполнение определенных услуг. И которые вдруг решили поднять бунт и были изгнаны. Среди ногаев немало потомков самих башкир. Для того, чтобы наказать ногаев, башкиры заключили союз с джунгарами. Даже некоторое время просуществовала Башкирско-Джунгарская федерация в XVII веке. В то же время с запада был заключен союз с московским царем, именно в виде федерации, т.е, формально в состав России башкиры не входили. Представлено же было все в виде правого и левого флангов. Отсюда и название Зюнгар от слова зәнгәр - синий, как правило левый фланг. А также "Аҡ батша" - белый (правый) фланг. Такое поведение можно усмотреть у династии караханидов, которые пригласили к себе в качестве защиты Елюй Даши и его воинов. Это являлось обычной практикой.
В последнее время пантюркисты много говорят о дружбе тюркских народов и их объединении. Можно напомнить, какова цена дружбы, к примеру, с казахами. Большую роль в подавлении восстания сыграл Абульхайр хан Младшего жуза. Вначале сообщал в Москву, что Османы побуждают его выступить на стороне башкир и заявлял, что не собирается им помогать. В качестве доказательства в 1736 году его воины напали на восставших башкир Ногайской и Сибирской дорог. Абульхайр весьма активно вел переписку с А. Тевкелевым и В. Татищевым. Он обещал им выдать за вознаграждение башкирских вождей. С целью заманить восставших в западню он приглашал к себе Кусяпа Султангулова, Юлдаша, Ак-Ходжу, Султан-Мурата. Единственное, казахский хан боялся, что 6 тысяч калмыков атакуют казахов, если он выступит на стороне башкир. Это говорит о том, что казахи плохие воины, способные воевать лишь с мирным, невооруженным населением. Казахи Шах-Мехмета, которые вторглись в Башкирию, были разбиты, многократно уступающими в численности, башкирами. Один из лидеров башкир Кусяп Султангулов был выманен Абулхайром в Оренбург. Татарский мулла принял присягу от Абульхайра на Коране, что Кусяпу «ничего не будет». Однако казах и татарин были в сговоре с И. Неплюевым, и как только Кусяп пришел в Оренбург, он был заточен в темницу. Подавлять восстание башкир русским помогли войска сыновей Абульхайра Нурали и Ерали. Русские вели переговоры с Нурали касательно башкир. А. Тевкелеву удалось добиться выдачи казахами более 5 тысяч восставших. Насчет Нурали - он за подарки Неплюева сражался даже с казахами, чтобы башкирских беглецов продать в рабство(причем и женщин с детьми). Во время башк. восстания 1755 г. его действия, по оценке Неплюева, породили «таковую вражду между народами (башкирами и казахами), что Россия навсегда от соглашения их может быть безопасна». Однако, позднее хан Нурали и султан Айчувак, не будучи в состоянии сдержать киргиз-кайсаков от „воровских" набегов обратились с просьбой к оренбургскому губернатору генералу Рейнсдорпу, послать в степь воинские отряды, чтоб сделать поиск в улусах киргиз-кайсаков и разгромить их „хищнические гнезда". В феврале месяце 1775 г., Рейнсдорп приказал послать в киргизские улусы отряды для наказания киргиз за „воровство. Два отряда казаков и драгун под командой Мансурова и Голуба, усиленные 500 башкир, вторглись в степь со стороны г. Уральска и г. Гурьева; они напали на зимовки киргиз, кочующих вблизи линии, и учинили „столь храбрый достохвальный поиск, что без всякого урону нескольких русских людей из варварских рук выручено, да и сей ветреный народ в такой страх привели, что и поныне они чувствуют". Карательная экспедиция русских отрядов в степь была неожиданна и произвела на киргиз потрясающее впечатление. Киргизы были терроризованы; они начали было выдавать из плена захваченных в годы пугачевского восстания русских и башкир. 8-го ноября 1775г. киргизы напали на две маленьких башкирских деревушки, сожгли их, захватили скот, имущество, 33 чел. башкир и скрылись в степь, где приступили к допросу пленников, стараясь выпытать, где находится „новый государь" (т. е. Пугачев). Взяв в плен которого, киргизы хотели поживиться, сдав его русским властям. Стоит обратить внимание на отсутствие термина казах по отношению к степнякам.
#этносы
#киргизы
#казаки
#история