В Москве с 2025 года 5% всех парковочных мест на объектах нового строительства должны быть оснащены зарядками для электромобилей. В 2026 году город планирует поднять это минимальное значение до 10%, в 2027 году – до 15%.
Требования есть, а нормативов … нет. Весь рынок с жгучим нетерпением ждет, когда же увидит свет обещанный Свод правил «Системы противопожарной защиты. Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности». Без него проектирование стоянок выполняется только на основании Специальных технических условий (СТУ), разрабатываемых для каждого объекта.
В этом году в СТУ по нескольким объектам стал фигурировать новый пункт, который, как мы полагаем, станет широко распространен:
«Помещения хранения электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей:
- Оснастить камерами с встроенным тепловизором с выводом сигнала в пожарный пост/диспетчерскую;
- На въезде (выезде) в автостоянку для пожарных подразделений оборудовать место, где будет расположен тепловизор».
Для чего нужны тепловизоры? Широкий круг специалистов, с кем мы разговаривали, не смогли дать уверенный ответ. Но мы продолжали искать информацию и кое-чего нашли.
Сделайте свои предположения, для чего же нужны тепловизоры на стоянке электромобилей?
Часть 1. Тушение пожара
В специальных технических условиях (СТУ) по пожарной безопасности, на которые мы ссылаемся, указываются только мероприятия «для тушения пожара подразделениями пожарной охраны». Ничего не говорится о будничном использовании видеокамер с тепловизорами, скажем для выявления потенциальных угроз и для профилактики возгораний. Об этом – чуть позже. А пока узнаем, как используются тепловизоры при тушении?
Что и где горит?
В заполненном дыму подземном паркинге непросто ответить даже на простой вопрос: какая машина охвачена огнем? С двигателем внутреннего сгорания? Электромобиль? Или гибрид? А какая модель конкретно? С каким расположением высоковольтного аккумулятора?
В некоторых моделях электромобилей батареи могут находиться в поддоне под полом, в других – на полу внутри салона. У гибридов могут быть и другие варианты – под задним сидением, за ним или непосредственно в багажном отделении. Все их тушат по-своему.
Тяговый аккумулятор может являться источником мощного пламени длительного действия, он продолжает и продолжает гореть, никак не унимаясь. Стационарная видеокамера с тепловизором позволяет диспетчеру/командиру пожарного расчета обнаружить источник огня (раскаленный аккумулятор) даже в условиях плохой видимости и по рации точно сориентировать пожарную команду, действующей в непроницаемом дыму.
Точное знание расположения аккумулятора в машине – это еще и вопрос личной безопасности пожарного. Ведь используя гидравлические ножницы, электропилы, резаки можно по ошибке вспороть или раздавить тяговый аккумулятор и получить фатальный удар током.
Кстати говоря, сохраненный на сервере видеоряд начала пожара позволяет диспетчеру определить точную модель аварийного автомобиля и передать ценнейшую информацию пожарному расчету, который еще находится в пути.
Цель – конкретный модуль аккумулятора
При тушении и охлаждении аккумулятора почти бесполезно «поливать» всю его поверхность целиком – она слишком большая для 1-2 пожарных рукавов. Необходимо обнаружить самую горячую точку батареи (конкретный модуль) и направить струю воды строго на нее. Беспрерывный поток должен быть сконцентрирован в этом месте на протяжении длительного времени, десяток минут – обычное значение.
В таком точном прицеливании тепловизор абсолютно незаменим.
Защита от повторного возгорания
Аккумуляторы любят самовозгораться и после завершения тушения. Чтобы не начинать всё заново, необходим длительный контроль температуры батареи. Тепловизор должен показать, что хотя бы в течение 45 минут аккумулятор имеет такую же температуру, что и окружающая среда. Только после этого останки электрокара можно отвозить «на карантин» – в безопасное место, где они должны храниться не менее, чем в 15 метрах от любых огнеопасных материалов.
Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы стационарные видеокамеры с тепловизором, а также переносные тепловизоры стали обязательным элементом оснащения подземных стоянок с местами для электромобилей и подзаряжаемых гибридов.
Обратим внимание, что пожарный расчет с помощью специальных опор приподнял край автомобиля, чтобы получить удобный доступ к аккумулятору под днищем – и для тушения, и для контроля температуры батареи.
Поэтому установка стационарных видеокамер с тепловизором должна выполняться с учетом такой конструктивной особенности размещения батарей, вплоть до расстановки камер у пола стоянки (пример ниже).
Часть 2. Профилактика пожаров
Про ежедневное использование видеокамер с тепловизорами в СТУ ничего не говорится. Но это не значит, что владелец объекта не может воспользоваться преимуществами, которые дает это оборудование (им в любом случае здание придется оснастить) для снижения рисков пожаров.
Программное обеспечение, устанавливаемое на серверах современных систем видеонаблюдения, имеет функцию видеоаналитики, которая решает уже привычные задачи по безопасности – распознавание лиц и номеров автомобилей, выявление оставленных без присмотра вещей, определение необычного поведения людей и так далее.
Добавить к этому дополнительный аналитический модуль по обработке изображений от тепловизоров – несложная задача, которая превращает «пассивное наблюдение» в «активную профилактику пожаров». И без участия человека.
Контроль температуры электрооборудования
80% возгораний электромобилей происходит в процессе зарядки, поэтому «тепловой» надзор за самой зарядной инфраструктурой стоит на первом месте. Он выявляет первые признаки тепловых аномалий (перегрева) кабелей, коммутационного оборудования, соединений и корпусов зарядных станций.
На основании этого у службы эксплуатации может внезапно появиться работа по профилактическому ремонту оборудования, находящегося в зоне риска. Но это намного более благодарная деятельность, чем восстановление стоянки после пожара.
Контроль температуры аккумуляторов
Вторая функция ежедневного использования камер с тепловизорами еще более очевидная – выявлять подозрительное тепловое поведение аккумуляторов электромобилей.
В обоих случаях, когда температура контролируемого объекта превышает допустимые значения, автоматика подает тревожный сигнал диспетчеру.
Обычно одна видеокамера с тепловизором контролирует 2-3 машино-места и зарядных станций. Для контроля состояния батарей рекомендуется устанавливать тепловизионные камеры ближе к полу (обычно со стороны зарядной станции), направив объектив на дно электромобиля. Настройка системы может быть такой: 100 градусов поверхности аккумулятора – привлечение внимания, 120 градусов – порог срабатывания аварийной сигнализации.
Цена камер
Камеры с тепловизорами могут определять температуру объекта размером от 20х20 см на расстоянии:
- недорогие модели (около 100 000 руб. за шт.) – до 3-7 метров,
- дорогие модели (около 350 000 руб. за шт.) – до 35 метров.
Максимальный порог определения температуры – 550 градусов.
Цены и характеристики приведены для камер Hikvision (Китай).
Вряд ли эти функции будут четко описаны в Своде правил, но бережливый заказчик, потратив совсем небольшую сумму на ПО, может повысить пожарную безопасность объекта и, кроме всего прочего, получить дополнительный козырь в переговорах о скидках на страховку здания.
Говоря о тушении никак не избавиться от вопроса...
Опасно ли тушить электромобиль водой?
Находится ли под угрозой пожарный, который тушит электромобиль? Хоть батарея и надежно защищена от воды, она может быть механически повреждена (вскрыта) или прогореть, а 800 В – не шутка.
Начнем с фактов
По статистике в США и Европе с 2018 года не было зарегистрировано ни одного случая поражения током пожарных во время тушения электромобилей.
Крупные производители электрокаров такие, как Tesla, Volkswagen, General Motors, Hyundai разрешают тушить электромобили обычной водой без всяких ограничений.
Так почему это безопасно?
Важный комментарий. Приведенное далее описание – это лично мое, Александра Иванова, мнение, которое вступило в противоречие со взглядом сотрудников профильного отдела компании. Они видят причину безопасности пожарных в других факторах, разобраться в которых можно только, глубоко разбираясь в основах электроснабжения. Я не решился свести пост к попыткам об этом рассказать. Поэтому, возможно, я ошибаюсь в своих доводах. Если вы можете меня поправить – напишите в комментариях. Надеюсь, что выдержу нападки.
Расстояние между каплями
Пожарные расчеты должны тушить огонь с большого расстояния, поэтому тугая у основания струя (на протяжении первых нескольких метров) постепенно распадается на капли. Более того, для тушения электромобилей рекомендуется использовать специальные распылители (работающие по технологии тонкораспыленной воды), которые создают туман из мелких капель, между которыми есть воздушное пространство, и электрический ток просто не может его преодолеть.
Электромобиль считается заземленным
Удар током можно получить только, если корпус автомобиля каким-то образом окажется под высоким напряжением. Однако, электромобиль оснащен автоматическими выключателями, которые при аварийных ситуациях мгновенно отсоединяют батарею от всех кабельных линий машины (из-за которых ее корпус может оказаться под напряжением).
Тем не менее не исключается ситуация, когда сама батарея будет повреждена, и ток попадет на корпус машины не по кабелям, а, скажем, по металлическим обломкам.
Но в этом случае приходит на помощь другой фактор: автомобиль стоит на мокрых колесах на мокром асфальте/армированном бетоне, а значит электрический ток уходит «в землю» и пожарный, который находится на должном удалении, в этой цепи не задействован.
Экипировка пожарного
Резиновые сапоги, боевая одежда, перчатки не пропускают ток. Вся экипировка имеет высокое электрическое сопротивление, дополнительно защищая пожарного. Даже если всё мокрое.
Основная инструкция для пожарных при тушении электромобилей такова – тушить можно и нужно большим количеством воды, и это безопасно, если находится на удалении.
Еще о заземлении
Перед началом тушения на объектах энергетической инфраструктуры, чтобы обезопасить пожарных при попадании водяной струи на электроустановки под напряжением, все противопожарное оснащение (в т.ч. пожарные стволы и рукава), оборудование и автомобили заземляют специальными устройствами. Это отводит угрозу от пожарных. В землю.
Приглашаем к обсуждению в наш телеграмм-канал «Инженерная улица»
Канал задуман, чтобы вызывать интерес к инженерии у архитекторов,дизайнеров, заказчиков и всех … нескучных людей