Найти в Дзене
НейроПульс

«Юдифь, обезглавляющая Олоферна»: когда библейский сюжет становится личным

Художник: Артемизия Джентилески.
Картина: «Юдифь, обезглавляющая Олоферна», ок. 1620. Флоренция начала XVII века. В моду входит караваджизм: резкий свет, густые тени, кровь, драма. Но в этой истории главное не мода, а то, кто держит кисть. Молодую художницу Артемизию Джентилески знают как «дочку Орацио», но она упорно пишет своё — женщин, которые не плачут в углу, а действуют. Сюжет старый как Ветхий Завет: военачальник Олоферн, город под осадой, красавица Юдифь, которая проникает к нему в шатёр и убивает во сне, спасая свой народ. Но у Артемизии это не благочестивая аллегория. На картине две женщины всем телом наваливаются на мужчину: одна перехватывает его за волосы, другая вжимает руку в грудь, чтобы он не вырвался. Ни жеманных складочек, ни «ой, я тут слегка режу грешника» — только тяжёлая физическая работа и концентрация. Биография добавляет громкий подзаголовок. В 17 лет Артемизию изнасиловал художник Агостино Тасси, друг её отца. Скандальный процесс длился месяцами: суд пыт
Артемизия Джентилески.  «Юдифь, обезглавляющая Олоферна», ок. 1620.                                         страница о картине на сайте Галереи Уффици: https://www.uffizi.it/en/artworks/judith-beheading-holofernes
Артемизия Джентилески. «Юдифь, обезглавляющая Олоферна», ок. 1620. страница о картине на сайте Галереи Уффици: https://www.uffizi.it/en/artworks/judith-beheading-holofernes

Художник: Артемизия Джентилески.
Картина: «Юдифь, обезглавляющая Олоферна», ок. 1620.

Флоренция начала XVII века. В моду входит караваджизм: резкий свет, густые тени, кровь, драма. Но в этой истории главное не мода, а то, кто держит кисть. Молодую художницу Артемизию Джентилески знают как «дочку Орацио», но она упорно пишет своё — женщин, которые не плачут в углу, а действуют.

Сюжет старый как Ветхий Завет: военачальник Олоферн, город под осадой, красавица Юдифь, которая проникает к нему в шатёр и убивает во сне, спасая свой народ. Но у Артемизии это не благочестивая аллегория. На картине две женщины всем телом наваливаются на мужчину: одна перехватывает его за волосы, другая вжимает руку в грудь, чтобы он не вырвался. Ни жеманных складочек, ни «ой, я тут слегка режу грешника» — только тяжёлая физическая работа и концентрация.

Биография добавляет громкий подзаголовок. В 17 лет Артемизию изнасиловал художник Агостино Тасси, друг её отца. Скандальный процесс длился месяцами: суд пытал жертву, чтобы «проверить правду» её показаний. Она выдержала и продолжила карьеру, стала первой женщиной в истории флорентийской Академии рисунка.

Неудивительно, что феминистские исследовательницы читают «Юдифь» как визуальную месть — будто в лице Олоферна она режет собственную травму. Это красивая версия, но важно честно: прямых доказательств «картина = месть Тасси» нет, есть контекст и очень говорящая энергия полотна. Кисть Артемизии явно на стороне героинь: они не аксессуар сюжета, а сила, которая меняет ход истории.

Посмотрите ещё раз: лица Юдифи и служанки не искажены истерикой, их губы плотно сжаты, как у людей, которые уже приняли решение. Свет падает прямо на их руки — на усилие, а не на кровь. И это, может быть, главный жест художницы: сделать женскую решимость центром картины.

Больше про женщин в живописи : https://dzen.ru/a/aS2HIaw9ZW3JKLCW?share_to=link