Найти в Дзене

Что стоит посмотреть к Катманду за пару дней? Часть 2.

Итак, я продолжаю рассказ о прогулке по столице Непала - Катманду и наиболее интересных объектах которые мы здесь увидели. Предыдущая часть здесь: Пашупатинатх – это храм в честь одной из реинкарнаций бога Шивы – в обличии Пашупати, царя животных. Его название «Pashupatinath» происходит от трех санскритских слов: «пашу» (животное), «Пати» (защитник) и «Натх» (владыка). В 1979 году долина Катманду, в которую входит храмовый комплекс Пашупатинатх, получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с растущим городом и бесконтрольной застройкой в 2003, храмовый комплекс занесён в Красный список исчезающих объектов. Храм Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, которая является притоком еще более священного Ганга, играет центральную роль в индуистских ритуалах. Именно здесь происходит спуск останков кремированных тел, омовение умерших и смывание мирских забот родственниками. Этот храм – главный индуистский храм Непала и один из самых известных в мире храмов, посвяще
Оглавление

Итак, я продолжаю рассказ о прогулке по столице Непала - Катманду и наиболее интересных объектах которые мы здесь увидели.

Предыдущая часть здесь:

Пашупатинатх

Пашупатинатх – это храм в честь одной из реинкарнаций бога Шивы – в обличии Пашупати, царя животных. Его название «Pashupatinath» происходит от трех санскритских слов: «пашу» (животное), «Пати» (защитник) и «Натх» (владыка). В 1979 году долина Катманду, в которую входит храмовый комплекс Пашупатинатх, получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с растущим городом и бесконтрольной застройкой в 2003, храмовый комплекс занесён в Красный список исчезающих объектов.

Храм Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, которая является притоком еще более священного Ганга, играет центральную роль в индуистских ритуалах. Именно здесь происходит спуск останков кремированных тел, омовение умерших и смывание мирских забот родственниками. Этот храм – главный индуистский храм Непала и один из самых известных в мире храмов, посвященных богу Шиве.

-2

Хотя первые упоминания о Пашупатинатхе относятся к 477 году, обряды в честь Шивы проводились здесь задолго до этого. Современный главный храм был возведен в XIX веке. Древнейшие сооружения на территории комплекса включают статую Будды VII века, находящуюся у кремационных гхат храма Радж Раджешвари, и лингам V века (символ мужского начала в индуизме), расположенные на террасах восточного берега реки.

Обширный храмовый комплекс раскинулся на обоих берегах Багмати. Основные храмы находятся на западном берегу, где вдоль реки расположены квадратные платформы (гхаты) для погребальных костров, а также ступеньки для омовения живых. Наклонные спуски, также называемые гхатами, предназначены для омовения умерших. На противоположном берегу расположены круглые гхаты – площадки для поминальных трапез, вмещающие 3-4 человека, где еда расстилается прямо на постаменте.

Река Багмати
Река Багмати

Ежедневно тысячи индуистских паломников из Непала и Индии посещают храм, стремясь получить благословение Шивы. Здесь также можно встретить странствующих йогов – садху.

По всему комплексу разбросаны 108 небольших «беседок», где бездетные пары молятся о рождении ребенка. Внутри каждой беседки находится лингам, а снаружи – бык, смотрящей на восток и на лингам.

-4

Бвк смотрящий на лингам
Бвк смотрящий на лингам

Комплекс Пашупатинатх также служит местом, где старики проводят последние дни своей жизни. Многие из них, получив предсказание о дате смерти от многочисленных астрологов, готовятся к кремации именно в этом священном месте. Здесь устроено что-то вроде «богадельни»: постиранное белье на ступенях храма и старики, проживающие в кельях-домах, являются непривычной, но характерной частью этого места.

-6

Кроме того, комплекс известен большим количеством обитающих здесь обезьян.

Обезьяна
Обезьяна

Пашупати — покровитель животных, поэтому обезьянам уютно у храмов комплекса. Есть также огороженные вольеры, которых пасутся пятнистые олени.

Вольер с пятнитыми оленями
Вольер с пятнитыми оленями

Вход на территорию комплекса Пашупатинатх стоит 1000 рупий с человека (для иностранцев), причем билет не дает права входить внутрь собственно храма неиндуистам (можно лишь попробовать заглянуть за ворота). О запрете входа предупреждают таблички.

Вход в храм
Вход в храм
Только для индуистов
Только для индуистов

Однако можно пройти на территорию комплекса и бесплатно, если заходиться с юга, со стороны кольцевой автодороги, в восточную часть. Там нужно зайти на парковку и сразу же повернуть вниз, к реке. Дойти до реки, пройти немного вдоль нее и снова вернуться на восток к дорожке, ведущей к комплексу. Проход, правда, мимо жилищ бедных местных жителей, которые смотрят на европейцев с некоторым удивлением.

Храм расположен недалеко от международного аэропорта Катманду. Самый простой способ добраться до него – на такси. Стоимость поездки из туристического центра Тамель составляет от 400 до 600 непальских рупий.

Площадь Дурбар

Площадь Дурбар, без сомнения, является самой притягательной достопримечательностью Катманду для туристов. Здесь, среди древних храмов, где молятся местные жители, и королевского дворца, ныне превращенного в музей, каждый может найти что-то свое: от восторга до полного разочарования. Главное, что предлагает эта площадь – возможность прикоснуться к самому духу Непала, прочувствовать его традиции, отраженные в самобытной непальской архитектуре.

Площадь Дурбар
Площадь Дурбар

Само слово «дурбар» переводится с санскрита как «дворец», и история этого места уходит корнями в III век, когда здесь располагались резиденции правителей. Интересно, что в Непале существует три площади с названием «Дурбар». Катмандская площадь, также известная как Хануман Дурбар, названа в честь индуистского божества Ханумана.

-12

Хотя строительство площади началось в III веке, основные сооружения были возведены в более поздние периоды. Внешний комплекс состоит из нескольких храмов XVI века, построенных во времена правления королей Малла. Эти здания украшены тщательно вырезанными фасадами, характерными для неварской архитектуры. Центральная площадь окружена дворцовыми комплексами, построенными в периоды правления Малла и Шаха. Самый известный из них — Науталле Дурбар, девятиэтажный дворец, построенный Притхви Нараяном Шахом в честь объединения Непала.

Дворец
Дворец

Центральное место на площади занимает величественный дворец Хануман-Дхока, чья история охватывает период с XV по XVIII век. Его многочисленные дворики, изящные колонны, искусные статуи, пагоды и мавзолеи сливаются в единый архитектурный ансамбль. Особое внимание привлекают башни, построенные ремесленниками по углам дворца, самая высокая из которых – башня Базантапур. Поднявшись на ее вершину, открывается захватывающая панорама старого города.

Башня Базантапур
Башня Базантапур

Вход во дворец украшают золотые ворота, которые охраняет монументальная статуя бога Ханумана, датируемая 1672 годом. Именно в честь этого антропоморфного божества и получил свое название дворец. Напротив главного входа возвышается восьмиугольная пагода Кришна-Баларам Мандир.

Двор Насал Чоук служил местом проведения всех королевских коронаций, а двор Мул Чоук был ареной для жертвоприношений во время праздника Дасайн. Богатое историческое прошлое дворца представлено в музеях, где собраны ценные коллекции царских реликвий.

В самом центре площади Дурбар находится Хануман Дхока - комплекс индуистских храмов, носящих имя царя обезьян Ханумана - весьма почитаемого индуистами друга и соратника Бога Рамы, одного из главных героев священного эпоса Рамаяна.

Комплекс индуистских храмов
Комплекс индуистских храмов
-16

На площади Дурбар находится дом, где живет юная Арьятара Шакья, известная миру как живая богиня Кумари. На момент написания статьи (2025 год) ей всего два года, и она проживает здесь с 30 сентября 2025 года, сменив на этом посту 11-летнюю Тришну Шакья, служившую с 2017 года и достигшую совершеннолетия. Правильнее было бы называть ее «королевской Кумари», поскольку в Непале существует несколько девочек, носящих этот титул. Ее дом, Кумари Бахал (или Кумари Гхар), расположенный прямо на площади Дурбар, несмотря на скромность, легко узнать – это трехэтажное здание, выложенное из красного кирпича.

Дом Кумари
Дом Кумари

Кумари имеет строгие ограничения: она может покидать дом только в дни священных праздников, и ее ноги не должны касаться земли. Ее одеяние всегда красное, и она не носит обувь. Внутри дома находится позолоченный трон, на котором она восседает во время официальных встреч. Увидеть ее можно во дворе, где люди собираются в ожидании, когда Кумари выглянет в окно. Считается, что ее взгляд способен изменить жизнь к лучшему. Говорят, она показывается между 16 и 17 часами дня. Любой желающий может присоединиться к ожидающим, если верит в это или просто готов провести время. Фотографировать ее запрещено под присмотром охраны.

Туристов внутрь дома не пускают ни при каких обстоятельствах, но во внутренний дворик зайти можно всем и полюбоваться на резные фасады.

Внутренний дворик дома Кумари
Внутренний дворик дома Кумари
Внутренний дворик дома Кумари
Внутренний дворик дома Кумари

Однако местные жители приходят на аудиенцию к Кумари, чтобы получить ее благословение, которое выражается в поцелуе ее ног. До недавнего времени эту традицию соблюдал и король Непала, каждый год испрашивая у нее благословения. После свержения монархии, вероятно, это благословение не помогло.

Напротив храма-дворца Кумари, стоит храм Шивы-Парвати. Самая почитаемая божественная пара взирает на городскую жизнь из окошка под крышей.

Храм Шивы-Парвати
Храм Шивы-Парвати

Для посещения площади Дурбар лучше всего выбирать дневное время. Вечером площадь также открыта, и раньше здесь действовал ночной рынок, привлекавший множество покупателей и торговцев. Сейчас рынок упразднен, а торговцы переместились на прилегающую площадь Басантапур (перед одноименной башней).

Тооговая площадь Басантапур
Тооговая площадь Басантапур

За проход на площадь в дневное время с иностранцев пытаются взять деньги – по 1000 рупий. местные жители, при этом проходят бесплатно. Просто идите бодрым шагом, не озираясь по сторонам, особенно туда, где написано «No Entry». И скорее всего вы пройдете бесплатно. А вот глазеющих по сторонам туристов отлавливают охранники и охранницы и отправляют к кассе, уплачивать за вход.

Касса
Касса
Охранница остановила туриста
Охранница остановила туриста

Но народу там много, а охранников мало. Проходов на площадь тоже много. У нас получилось проскочить без оплаты.

Garden of Dreams – Сад грёз

Рядом с Тамелем, на улице Tridevi Sadak, есть очень миленькое место, называемое Garden of Dreams – Сад грёз. Сад сочетает в себе элементы европейского неоклассицизма и традиционного непальского дизайна. Каждый из шести павильонов посвящён одному из шести сезонов Непала.

-24

Сад появился в 1920 году по заказу фельдмаршала Кайзера Шамшера Джанг Бахадура Раны. Сад, оформленный в эдвардианском стиле, считался одним из самых изысканных частных садов того времени.

Сад грёз
Сад грёз

После его смерти в 1964 году сад пришёл в запустение. В 1998 году старый неоклассический сад в Кешар-Махале должны были снести, чтобы построить на его месте торговый центр. Однако министр образования Арджун Нарсингха К.С. по совету Карны Шакьи немедленно остановил работы по сносу и объявил сад открытым для посещения под новым названием «Сад грёз». В 2000-2007 годах он был восстановлен при поддержке австрийского правительства и теперь является популярным местом отдыха. Однако сегодня, к сожалению, от первоначального сада осталась только половина.

Сад грёз
Сад грёз

В настоящее время это прекрасный сад со множеством уютных мест, лавочек с местными растениями, множество цветов, прудов, где плавают красивые рыбки и распускаются лотосы. Свежий воздух, приятные виды, качели; скульптуры слонов. По саду скачут бурундуки. Для того, чтобы лежать на лужайках, разложены специальные коврики.

Сад грёз
Сад грёз

В саду несколько туалетов в разных местах. Есть и ресторан, я бы не сказал, что цены сверх дорогие, они просто европейские. Например, чашка кофе стоит 375 рупий, чашка чая – 300. Но ведь и парк открыт при содействии австрийского правительства, как гласит табличка, скромно установленная в незаметном месте. Сад - это гармоничное соединение западной и восточной цивилизации.

Сад грёз
Сад грёз

Парк находится рядом с оживленной дорогой, но спрятан за высоким забором. Поэтому шум машин не слышен. Находясь там, кажется, что ты в другом мире: нет суеты, шума улицы. Вместо затхлых ароматов и уличной пыли, вы вдыхаете свежие ароматы цветов и листвы деревьев.

-29

Поразительно для Катманду, что на входе выдают билет, который затем сканируется охранником! Вход стоит 400 рупий для иностранцев, а местные жители платят по 150 рупий.

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!