Сегодня затрону тему художественной стороны дамасской стали, когда мастер кует не просто ножик «для построгать полешко» в лесу или порезать колбаску к обеду, но пытается сделать шаг и переступить грань ремесла и искусства. Несколько размытую, но – грань.
Для этого шага уже в старину при изготовлении дамаска иногда сваривали не обычную стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. Упорядоченные комбинации волокон и лент в исходном пакете приводят к образованию узоров мозаичного типа, отчего и сам металл получил название «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки не как попало, хаотично, а в строго заданном порядке – так, чтобы после сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаика.
Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. Некоторые элементы последовательно сваривают кузнечной сваркой из разнородных и, следовательно, разноцветных составляющих, другие изготавливают в виде сложных геометрических фигур вроде многолучевых звезд или призм. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока может быть сколь угодно сложным.
Насколько мне известно, впервые целенаправленно изготавливать дамаск со сложным узором стали в Индии, причем не для клинков, а для стволов ружей. Примечательно, что ружья были не декоративные, а вполне стреляющие, т.е. дамаск должен был быть прочным.
Узоры на стволах - цитроны, рулеты, плетеная корзинка
Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «звездчатый», иначе «крестовой».
Узор крученого «звездчатого» дамаска «Этуаль-Звезда».
Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими светлыми пластинками. В качестве таких пластин часто используют тонкий листовой никель, дающий в узоре в сочетании с углеродистыми сталями яркий белый цвет.
Также применяли и изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из «шрифтового» дамаска неплохо читаемые надписи.
«Шрифтовой» дамаск на стволе европейского ружья
Несколько более сложной техникой, применяемой современными мастерами, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых на проволочном электроэррозионном станке сделаны фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.
Применяют три основных способа проявления на клинке узора мозаичного дамаска, получая в итоге крученую, развернутую и торцевую мозаику.
«Крученая» мозаика фактически является разновидностью «турецкого» дамаска. «Крученой» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания-торсирования и дальнейшей сварки нескольких прутков с мозаичной структурой поперечного сечения, сложенных в узкую и высокую стопку. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся фигуры, заложенные в первичный блок, и чем глубже сошлифовывается, тем полнее проявляется узор.
Звездный узор «крученой» мозаики Марии Архангельской
Принципиально на другом принципе получения поверхностного узора основывается «развернутая» мозаика. При использовании этой технологии на заготовке клинка с двух сторон последовательно и со смещением делают глубокие надрезы, а затем растягивают ее в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. В зависимости от глубины надреза, на образующейся таким образом боковой поверхности проявляется часть узорчатой продольной структуры мозаичной пластины. Собственно, по своей сути «развернутая» мозаика представляет собой предельную разновидность «штемпельной» технологии.
«Развернутая» сетчатая мозаика Марии Архангельской
Самое широкое поле для формирования наиболее сложных и четких узоров предоставляет технология «торцовой» мозаики. Для ее изготовления с торца (отсюда и название) готового мозаичного блока поперек волокон срезают толстые узорчатые пластинки, которые либо наваривают с двух сторон на лезвийную пластину-основу, либо к краям мозаичной пластины приваривают твердое лезвие и прочный обух. В этом случае искажение сложного мозаичного рисунка минимальны, и в этой технике можно создавать самые замысловатые орнаментальные картины из разноцветного металла.
Первым такую технику в самом начале 90-х годов стал применять Хэнк Кникмэйер. Когда я тогда увидел в одном из журналов фото такого узора, то сначала подумал, что это нарисовано кислотой, художественное травление. Да, давно это было…
Торцовая мозаика Хэнка Кникмэйера
Торцовая мозаика. Через десяток лет после Кникмэйера
Занятно, но по неизвестным причинам наши нижегородские мастера «торцовым» дамаском (торцовкой, на их профжаргоне) именуют различные варианты крученного турецкого дамаска. Попытки переубедить… в общем, пока это так.
А лучшие мастера стараются достичь некого предела совершенства именно в технике торцовой мозаики, для чего проковывают исходные блоки предельно аккуратно. Иногда даже невероятно аккуратно... Так, Стивен Шварцер в 1993 году сварил мозаичный пакет для своего ножа «Мечта охотника» - который, по его словам, он ковал шесть месяцев с перерывами. За это время он «всего лишь» расковал брусок поперечником 130 миллиметров со вставленной в него многоэлементной фигуркой охотника так, что его «рост» уменьшился с 40 миллиметров до 12 и его стало возможным вварить в клинок ножа. Нюанс в том, что у фигуры охотника можно рассмотреть даже каблуки на сапогах и, что самое примечательное, после всех деформаций при сварке и проковке ствол у ружья остался прямым.
Я следил за его творчеством и отметил, что помимо «Мечты охотника» в том же 93-м году Шварцер сварил клинок с узором в виде собственной размашистой подписи, которая была настолько мала, что ее нужно было рассматривать в микроскоп. Даже после расковки пакета подпись была четкой, без искажений от пластической деформации металла при ковке.
И это уже слишком для версии сверхаккуратной ковки. Допускаю и даже предполагаю, что Шварцер (весьма хитрый человек, как говорили мне его знакомые) не ковал крупные заготовки, проверяя и исправляя возникающие искажения после каждого удара, а сразу, с помощью сверхтонкой проволоки и точной настройки станка, вырезал микрофигуры, которые оставалось лишь чуть опрессовать при сварке. Хотя могу и ошибаться. Действительно, не всегда то, что недоступно мне, не может быть сделано другими…
И тут я расскажу об одной загадке, которую решал довольно долго. В середине 90-х кузнец из Франции Пьер Реверди на одной из клинковых выставок в США долго и внимательно слушал пояснения Шварцера о технологиях мозаичного дамаска, что в сочетании с полученным ранее профессиональным кузнечным образованием и принесло ему свои плоды. Он не стал ни с кем состязаться в аккуратности, а пошел своим путем. Для изготовления сложных элементов мозаики он, подобно Шварцеру, купил дорогой станок электроэррозионной резки (даже два) и научился изготавливать элементы в виде фигур животных и цветов.
Например, не особо напрягаясь в аккуратности и не стараясь сохранить неискаженными исходные фигуры, он отковал клинок для складного ножа «Пэр Ноэль» (Дед Мороз по-нашему). Такой стиль он назвал «поэтическим» дамаском. Увидев его фотографию, я по привычке начал дробить узор клинка на составные части, чтобы понять, как он сделан, но преуспел далеко не сразу.
Ключом послужило то, что каждый четвертый олень в «крученой» по своей сути мозаике бежит в другую сторону. Теперь ответ доступно показан даже в графических программах ИИ, а тогда пришлось подумать – почему это он бежит не со всеми...
На эту тему можно привести еще и другую историю. Кузнец из Сум Дмитрий Шевченко (мы с ним встречались на фестивале кузнецов в Иркутске) прочитал мою давнюю статью о технике Реверди и «молча» ответил мне, сняв видео на Ютьюбе об изготовлении подобной мозаики.
Четыре одинаковых блока с дельфинами, но один развернут.
И вот итог – трое плывут в одну сторону, а четвертый – им навстречу.
Я спросил Дмитрия - ты, мол, это для чего? Он ответил – специально для Вас. Такое вот понятное обоим общение кузнецов получилось, через границы.
Чисто с технологической точки зрения в таком мозаичном дамаске по меркам сегодняшнего дня нет ничего особо сложного. Фигурные заготовки, две-три сварки и «поэтический» дамаск готов. Фактически, опытный мастер может воплотить едва ли не любой мыслимый узор, сколь сложным он бы ни был.
Ограничения, пожалуй, лишь в психофизических особенностях личности человека, в его склонностях и способностях к сосредоточенной аккуратности или вдохновленной поэтике. Уровень сложности, конечно, будет разный, но в общем и целом мозаичные клинки из разряда элитарного искусства быстро переходят, и даже уже перешли, в доступное ремесло. Ремесло – это когда знают «как», но не понимают «зачем».
Тема об этом «зачем», о грани между ремеслом и искусством, непомерно широка, да и глубока. Оставлю ее открытой…
А в следующий раз, если таковой воспоследует, я постараюсь рассказать о других видах и технологиях мозаичного дамаска. Об узорах «перо», «угол», «взрыв».
------------------------------------------------------------------------------------
Почта tigram.korolev@mail.ru
Сайт arhangelskie.com
Донат для помощи каналу,
карта СБ 2202 2069 2303 8132
Карта TINKOFF 5536 9138 9251 7489