Найти в Дзене

Мозаичная дамасская сталь, или куда бежит олень

Сегодня затрону тему художественной стороны дамасской стали, когда мастер кует не просто ножик «для построгать полешко» в лесу или порезать колбаску к обеду, но пытается сделать шаг и переступить грань ремесла и искусства. Несколько размытую, но – грань. Для этого шага уже в старину при изготовлении дамаска иногда сваривали не обычную стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. Упорядоченные комбинации волокон и лент в исходном пакете приводят к образованию узоров мозаичного типа, отчего и сам металл получил название «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки не как попало, хаотично, а в строго заданном порядке – так, чтобы после сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаика. Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. Некоторые элементы последовательно сваривают кузнечной сваркой

Сегодня затрону тему художественной стороны дамасской стали, когда мастер кует не просто ножик «для построгать полешко» в лесу или порезать колбаску к обеду, но пытается сделать шаг и переступить грань ремесла и искусства. Несколько размытую, но – грань.

Для этого шага уже в старину при изготовлении дамаска иногда сваривали не обычную стопку плоских пластин, а пучок тонких прутков или проволок. Упорядоченные комбинации волокон и лент в исходном пакете приводят к образованию узоров мозаичного типа, отчего и сам металл получил название «мозаичного» дамаска. Для его получения потребовалось лишь расположить разнородные прутки не как попало, хаотично, а в строго заданном порядке – так, чтобы после сварки на поперечном срезе образовалась своего рода стальная мозаика.

Для составления этой мозаики могли использоваться не только проволочки и узкие пластины, но и специально изготовленные прутки весьма сложного поперечного сечения. Некоторые элементы последовательно сваривают кузнечной сваркой из разнородных и, следовательно, разноцветных составляющих, другие изготавливают в виде сложных геометрических фигур вроде многолучевых звезд или призм. В зависимости от конкретного порядка расположения этих разнородных элементов узор поперечного среза сваренного узорчатого блока может быть сколь угодно сложным.

Насколько мне известно, впервые целенаправленно изготавливать дамаск со сложным узором стали в Индии, причем не для клинков, а для стволов ружей. Примечательно, что ружья были не декоративные, а вполне стреляющие, т.е. дамаск должен был быть прочным.

Узоры на стволах - цитроны, рулеты, плетеная корзинка

Наиболее простой в изготовлении узор образуется при наборе блока из прутков и пластин прямоугольного поперечного сечения. Наглядными примерами служат узоры типа «шахматная доска» и «звездчатый», иначе «крестовой».

-2
-3

Узор крученого «звездчатого» дамаска «Этуаль-Звезда».

Того же уровня сложности «сетчатая» мозаика, получаемая сваркой брикета множества стальных прутков квадратного поперечного сечения с проложенными между ними тонкими светлыми пластинками. В качестве таких пластин часто используют тонкий листовой никель, дающий в узоре в сочетании с углеродистыми сталями яркий белый цвет.

-4

Также применяли и изготовление блока с орнаментом в виде букв, многолучевых звезд и им подобных элементов. Например, восточные ружейные мастера любили узор в виде среза лимона или рулета, а их европейские коллеги даже ухитрялись проявлять на стволах из «шрифтового» дамаска неплохо читаемые надписи.

-5

«Шрифтовой» дамаск на стволе европейского ружья

Несколько более сложной техникой, применяемой современными мастерами, является сварка блоков мозаики с реалистичными фигурами людей, животных и т.п. Для составления исходного пакета применяются бруски стали, в которых на проволочном электроэррозионном станке сделаны фигурные вырезы. В эти бруски, служащие матрицами, вставлены точно соответствующие вырезам фигурки-вкладыши из другого, контрастного металла.

-6
-7

Применяют три основных способа проявления на клинке узора мозаичного дамаска, получая в итоге крученую, развернутую и торцевую мозаику.

«Крученая» мозаика фактически является разновидностью «турецкого» дамаска. «Крученой» мозаикой дамаск назвали потому, что его получают путем скручивания-торсирования и дальнейшей сварки нескольких прутков с мозаичной структурой поперечного сечения, сложенных в узкую и высокую стопку. После шлифовки на поверхности клинка проявляются повторяющиеся фигуры, заложенные в первичный блок, и чем глубже сошлифовывается, тем полнее проявляется узор.

-8

Звездный узор «крученой» мозаики Марии Архангельской

Принципиально на другом принципе получения поверхностного узора основывается «развернутая» мозаика. При использовании этой технологии на заготовке клинка с двух сторон последовательно и со смещением делают глубокие надрезы, а затем растягивают ее в горячем состоянии как гармошку, словно разворачивая топографическую карту или бумажный веер с орнаментом. В зависимости от глубины надреза, на образующейся таким образом боковой поверхности проявляется часть узорчатой продольной структуры мозаичной пластины. Собственно, по своей сути «развернутая» мозаика представляет собой предельную разновидность «штемпельной» технологии.

-9
-10

«Развернутая» сетчатая мозаика Марии Архангельской

Самое широкое поле для формирования наиболее сложных и четких узоров предоставляет технология «торцовой» мозаики. Для ее изготовления с торца (отсюда и название) готового мозаичного блока поперек волокон срезают толстые узорчатые пластинки, которые либо наваривают с двух сторон на лезвийную пластину-основу, либо к краям мозаичной пластины приваривают твердое лезвие и прочный обух. В этом случае искажение сложного мозаичного рисунка минимальны, и в этой технике можно создавать самые замысловатые орнаментальные картины из разноцветного металла.

Первым такую технику в самом начале 90-х годов стал применять Хэнк Кникмэйер. Когда я тогда увидел в одном из журналов фото такого узора, то сначала подумал, что это нарисовано кислотой, художественное травление. Да, давно это было…

-11

Торцовая мозаика Хэнка Кникмэйера

-12

Торцовая мозаика. Через десяток лет после Кникмэйера

Занятно, но по неизвестным причинам наши нижегородские мастера «торцовым» дамаском (торцовкой, на их профжаргоне) именуют различные варианты крученного турецкого дамаска. Попытки переубедить… в общем, пока это так.

А лучшие мастера стараются достичь некого предела совершенства именно в технике торцовой мозаики, для чего проковывают исходные блоки предельно аккуратно. Иногда даже невероятно аккуратно... Так, Стивен Шварцер в 1993 году сварил мозаичный пакет для своего ножа «Мечта охотника» - который, по его словам, он ковал шесть месяцев с перерывами. За это время он «всего лишь» расковал брусок поперечником 130 миллиметров со вставленной в него многоэлементной фигуркой охотника так, что его «рост» уменьшился с 40 миллиметров до 12 и его стало возможным вварить в клинок ножа. Нюанс в том, что у фигуры охотника можно рассмотреть даже каблуки на сапогах и, что самое примечательное, после всех деформаций при сварке и проковке ствол у ружья остался прямым.

-13
-14

Я следил за его творчеством и отметил, что помимо «Мечты охотника» в том же 93-м году Шварцер сварил клинок с узором в виде собственной размашистой подписи, которая была настолько мала, что ее нужно было рассматривать в микроскоп. Даже после расковки пакета подпись была четкой, без искажений от пластической деформации металла при ковке.

И это уже слишком для версии сверхаккуратной ковки. Допускаю и даже предполагаю, что Шварцер (весьма хитрый человек, как говорили мне его знакомые) не ковал крупные заготовки, проверяя и исправляя возникающие искажения после каждого удара, а сразу, с помощью сверхтонкой проволоки и точной настройки станка, вырезал микрофигуры, которые оставалось лишь чуть опрессовать при сварке. Хотя могу и ошибаться. Действительно, не всегда то, что недоступно мне, не может быть сделано другими…

И тут я расскажу об одной загадке, которую решал довольно долго. В середине 90-х кузнец из Франции Пьер Реверди на одной из клинковых выставок в США долго и внимательно слушал пояснения Шварцера о технологиях мозаичного дамаска, что в сочетании с полученным ранее профессиональным кузнечным образованием и принесло ему свои плоды. Он не стал ни с кем состязаться в аккуратности, а пошел своим путем. Для изготовления сложных элементов мозаики он, подобно Шварцеру, купил дорогой станок электроэррозионной резки (даже два) и научился изготавливать элементы в виде фигур животных и цветов.

Например, не особо напрягаясь в аккуратности и не стараясь сохранить неискаженными исходные фигуры, он отковал клинок для складного ножа «Пэр Ноэль» (Дед Мороз по-нашему). Такой стиль он назвал «поэтическим» дамаском. Увидев его фотографию, я по привычке начал дробить узор клинка на составные части, чтобы понять, как он сделан, но преуспел далеко не сразу.

-15

Ключом послужило то, что каждый четвертый олень в «крученой» по своей сути мозаике бежит в другую сторону. Теперь ответ доступно показан даже в графических программах ИИ, а тогда пришлось подумать – почему это он бежит не со всеми...

-16

На эту тему можно привести еще и другую историю. Кузнец из Сум Дмитрий Шевченко (мы с ним встречались на фестивале кузнецов в Иркутске) прочитал мою давнюю статью о технике Реверди и «молча» ответил мне, сняв видео на Ютьюбе об изготовлении подобной мозаики.

-17

Четыре одинаковых блока с дельфинами, но один развернут.

-18

И вот итог – трое плывут в одну сторону, а четвертый – им навстречу.

Я спросил Дмитрия - ты, мол, это для чего? Он ответил – специально для Вас. Такое вот понятное обоим общение кузнецов получилось, через границы.

Чисто с технологической точки зрения в таком мозаичном дамаске по меркам сегодняшнего дня нет ничего особо сложного. Фигурные заготовки, две-три сварки и «поэтический» дамаск готов. Фактически, опытный мастер может воплотить едва ли не любой мыслимый узор, сколь сложным он бы ни был.

Ограничения, пожалуй, лишь в психофизических особенностях личности человека, в его склонностях и способностях к сосредоточенной аккуратности или вдохновленной поэтике. Уровень сложности, конечно, будет разный, но в общем и целом мозаичные клинки из разряда элитарного искусства быстро переходят, и даже уже перешли, в доступное ремесло. Ремесло – это когда знают «как», но не понимают «зачем».

Тема об этом «зачем», о грани между ремеслом и искусством, непомерно широка, да и глубока. Оставлю ее открытой…

А в следующий раз, если таковой воспоследует, я постараюсь рассказать о других видах и технологиях мозаичного дамаска. Об узорах «перо», «угол», «взрыв».

-19
-20
-21

------------------------------------------------------------------------------------

Почта tigram.korolev@mail.ru

Сайт arhangelskie.com

Донат для помощи каналу,

карта СБ 2202 2069 2303 8132

Карта TINKOFF 5536 9138 9251 7489