В обширной всемирно известной коллекции Музеев Ватикана, где доминируют шедевры религиозного искусства эпохи Возрождения и барокко, уникальное, обособленное положение занимает творчество австрийского художника-анималиста Иоганна Вензеля Петера (1745–1829).
Музеи Ватикана традиционно ассоциируются с именами Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Караваджо. Их произведения, наполненные глубоким религиозным пафосом и гуманистической философией, составляют ядро папских коллекций. Однако в последнем зале Ватиканской Пинакотеки экспонируется собрание картин, посвященных не житиям святых или библейским пророкам, а скрупулезному, почти научному изображению животного мира. Это наследие Иоганна Вензеля Петера, художника, чье имя сегодня известно гораздо меньше, чем имена уже упомянутых великих живописцев, но чье мастерство в жанре анималистики не имеет себе равных в итальянской живописи рубежа XVIII–XIX веков.
Иоганн Вензель Петер родился в Богемии, в Карлсбаде (ныне Карловы Вары). В 1774 году, в возрасте 29 лет, Петер приехал в Рим, как это делали многие художники Европы. И если большинство его современников прибывали в Вечный город ради изучения античных руин и классической скульптуры, Петер сосредоточил свой взгляд на природе. Рим стал для Иоганна не просто школой, а домом до конца его дней. В отличие от многих представителей искусства, которые, совершив поломничество в Рим, возвращались на родину, обогащенные опытом, Петер остался здесь на всю жизнь.
В живописи того времени Петер занял уникальное место: он стал специализироваться на изображении животных. Жанр анималистики хотя и стоял в иерархии жанров того времени ниже исторической живописи, но пользовался огромным спросом у аристократии, желавшей увековечить своих любимцев, охотничьи трофеи или просто украсить загородные виллы сценами природы. Так Петер быстро завоевал репутацию самого знаменитого и востребованного художника-анималиста в Риме в период с последней четверти XVIII до первой четверти XIX века. Однако его успех объяснялся не только отсутствием серьезной конкуренции в этом жанре в Риме, но и исключительным качеством работ художника.
В середине семидесятых годов XVIII века князю Маркантонио Боргезе пришла идея превратить коллекцию произведений искусств, собранных ещё кардиналом Шипионе Боргезе на вилле Боргезе на холме Пинчо, в организованный музей. Тогда-то, в 1776-1777 годах, Петеру было поручено декорирование интерьера главного здания виллы - малого дворца Palazzina, или Casino nobile.
Художник должен был расписать стены фресками, изображающими животный мир. Результат превзошел все ожидания: Петер создал грандиозный ансамбль, включающий изображения 162 различных животных. Метод работы над фресками виллы Боргезе был уникальным, так как росписи выполнялись без каких-либо подготовительных рисунков - картонов. В технике фрески, которая требует быстрой работы по влажной штукатурке и не прощает ошибок, отказ от картонов является свидетельством феноменальной уверенности художника. Вероятно, Иоганн Вензель обладал глубоким знанием натуры, достигнутым многолетней практикой рисования, и способностью удерживать в памяти точнейшие детали анатомии сотен животных. Эти фрески закрепили за Петером славу виртуоза, но венцом его наследия стали именно станковые картины, написанные маслом в поздний период.
Вершиной официального признания заслуг Петера стало его назначение профессором престижной Академии Святого Луки в 1812 году. Принятие в ее ряды художника-анималиста в качестве профессора было неординарным событием. Это свидетельствовало о том, что мастерство Петера выходило за рамки простого ремесла и признавалось «высоким искусством».
После смерти Иоганна Вензеля Петера в 1829 году в его римской мастерской осталось значительное количество непроданных полотен. Среди них были как монументальные работы, над которыми он трудился годами, так и небольшие этюды. Судьба этого наследия могла бы быть печальной - распространение по частным коллекциям или утрата, однако в 1831 году, через два года после смерти художника и в первый год своего понтификата, Папа Григорий XVI (Мауро Каппеллари) принял решение приобрести двадцать работ Петера непосредственно у его наследников. Это приобретение стало одной из самых значимых закупок искусства XIX века для Ватиканских музеев.
Работы Петера предназначались для украшения Зала Консистории в Папских апартаментах - зала, в котором Папа встречается с кардиналами для принятия важнейших решений: назначение новых кардиналов или канонизация святых. Некоторые из них сегодня представлены на всеобщее обозрение.
Центральным элементом приобретенной коллекции и, безусловно, вершиной творчества Петера является монументальное полотно "Адам и Ева в Райском Саду", также известное как "Земной Рай" (холст, масло).
На полотне размером 336 на 247 см изображена панорама Эдема. Однако Райский сад представлен под иным углом зрения: фигуры Адама и Евы выписаны не в центре, а на заднем плане. Главные же герои картины - животные. Петер переворачивает традиционную иерархию религиозной живописи, где человек доминирует над природой. Здесь человек - лишь часть гармоничного целого.
В аннотации к картине ватиканские музеи отмечают высочайшую виртуозность художника, изобразившего на полотне более двухсот животных со всего света. Среди них экзотические хищники: бенгальские тигры, львы, леопарды. Их мех выписан настолько убедительно, каждый волосок кажется осязаемым.
Мирно пасутся травоядные: слоны, верблюды, зебры, олени, лошади, ослик.
Среди зверей нашлось место даже мадрилу и мартышке.
Адама и Еву окружают домашние животные.
Картина изобилует пернатыми: яркие попугаи, фламинго, павлины, пеликаны, орлы, лебеди и утки, домашняя птица. Каждое живое существо узнаваемо и соответствует биологическому виду.
Картина не только иллюстрация библейской истории об Адаме и Еве, но и аллюзия на пророчество Исаии 11:6 из "Ветхого Завета": «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком». Пророчество предрекает времена всеобщего мира и процветания, которые наступят для тех, кто идёт в своей жизни путём святости.
Действительно, хищники изображены в на картине спокойными и миролюбивыми. Тигр мирно лежит рядом с буйволом, львы медленно проходят мимо овечек, не выражающих никакого беспокойства. Это состояние мира до Грехопадения.
Животные не боятся Адама и Евы. Отношения человека и животных построены на любви и гармонии, а не на страхе и насилии.
На заднем плане библейские реки Эдема - источник жизни для всего сущего, на изумрудных берегах которых благоухают розы, лилии, ирисы, тюльпаны, гиацинты, шток-розы, анемоны, тагетес, репейник и плодоносят ананасы. Над мирными водами безмятежное небо в лёгких облаках, позолоченных лучами солнца.
Если «Райский Сад» воплощает гармонию, то другие работы Петера в коллекции Ватикана исследуют темную, драматическую сторону природы, соответствующую романтической эстетике «Возвышенного» (Sublime) — красоты, смешанной с ужасом.
Вторая работа - картина "Битва льва и тигра" (ок. 1809, холст, масло) - полная противоположность картине мирного Эдема. Два сильных хищника сцепились в смертельной схватке.
Оскаленные пасти, клыки, готовые вонзиться в соперника, свирепо блистающие глаза, вздувшиеся мышцы, встающая дыбом шерсть. Это не просто драка зверей - это эпическая битва сил природы. Здесь Петер показывает себя мастером изображения движения и анатомического напряжения.
Еще одна выдающаяся работа художника - "Леопард нападает на зебру" (холст, масло).
Выбор зебры в качестве жертвы позволил Петеру продемонстрировать мастерство в передаче сложного геометрического узора полос на изогнутом теле животного. Контраст между пятнистым леопардом и полосатой зеброй создает мощный визуальный эффект.
Жертва ещё жива, но уже чувствует неотвратимо надвигающуюся гибель и почти не сопротивляется, опираясь на будто подломленную левую переднюю ногу.
Леопард же не испытывает ничего, кроме жажды крови и стремления утолить голод. Его бесстрастные глаза словно остекленели. Всё, что когда либо владело его существом, подчинено животному инстинкту. Движимый им, хищник не замечает более ничего и никого вокруг.
Момент атаки запечатлен с фотографической точностью, будто сцена из реальной дикой природы Африки перенесена в римскую студию.
Также в коллекции присутствует работа "Рычащий тигр" (холст, масло).
В портрете хищника Иоганн Петер в очередной раз продемонстрировал необычайную живость кисти, сфокусировав внимание на экспрессии зверя.
Пасть хищника, широко раскрытая в грозном рыке, обнажает острые клыки; глаза горят диким огнем, отражая непокорность и силу дикой природы. Густая рыжевато-оранжевая шерсть с черными полосами переливается на свету. Мощная грудь тигра напряжена, мышцы лап, спины и шеи сжаты и вибрируют. Каждая деталь проработана с ювелирной точностью, создавая ощущение присутствия рядом со зрителем живого, дышащего существа, готового вырваться за рамки картины.
Картина "Сова с добычей" из коллекции Пинакотеки Ватикана (холст, масло) изображает сову, терзающую клювом жертву.
Голубь уже мёртв, он не может вырваться из цепких когтей ночной птицы, но сова кровожадно взирает вокруг, всем своим видом показывая, что никому не отдаст свою добычу. Зловещ взгляд голодной, почувствовавшей вкус ещё тёплых крови и плоти хищницы; напряжено её тело, готовое защищаться и дать отпор врагу.
Коллекция картин Петера в музеях Ватикана является не просто набором красивых изображений животных, а важным культурным и теологическим памятником изобразительного искусства. Теологически она утверждает ценность Творения и мирного сосуществования всех живых существ, отражая идеал «Мирного Царства» в сердце Католической церкви. Исторически она показывает, что Ватикан как XIX, так и XXI века открыт естественнонаучным веяниям времени. Художественно представляет вершину римской школы анималистики, демонстрируя виртуозную технику автора, основанную на глубоком знании анатомии и способности удерживать и предельно точно воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.
Современному зрителю полотна Иоганна Вензеля Петера, в особенности его "Адам и Ева в Райском Саду", служат напоминанием о потерянной гармонии между человеком и природой - теме, которая сегодня звучит еще более актуально, чем в XIX веке.
Читайте на моём канале статью "Музеи Ватикана. Три картины Сальвадора Дали" https://dzen.ru/a/aRmDXJYvOSbf43y7?share_to=link
Подписывайтесь на мой канал https://dzen.ru/samalena?share_to=link