Найти в Дзене
ВТБ Арена

Феномен русских фигуристов: как этот вид спорта стал символом и гордостью России

Фигурное катание для миллионов россиян — это искусство, национальная гордость и доказательство того, что в холодной стране умеют превращать лёд в поэзию. Уже несколько десятилетий Россия одна из сильнейших в этом виде спорта, рождая чемпионов, которые становятся легендами не только у нас, но и во всём мире. Фигурное катание зародилось не в России — в Европе. Первые упоминания о катании на льду относятся к XIII веку, когда жители Нидерландов использовали костяные лезвия, чтобы передвигаться по замёрзшим каналам. Но именно в Великобритании в XVIII веке катание превратилось из способа передвижения в искусство — Джексон Хейнс считается «отцом современного фигурного катания». Он первым соединил элементы танца и балета с техникой скольжения, что и стало началом нового направления. Свою историю в россии фигурное катание ведет с конца XVII века, когда Петр I привез коньки из Европы. Уже к середине XIX века танцы на льду перестали быть просто развлечением — появился первый каток в Санкт-Петербу
Оглавление

Фигурное катание для миллионов россиян — это искусство, национальная гордость и доказательство того, что в холодной стране умеют превращать лёд в поэзию. Уже несколько десятилетий Россия одна из сильнейших в этом виде спорта, рождая чемпионов, которые становятся легендами не только у нас, но и во всём мире.

Истоки: как лёд стал сценой

Фигурное катание зародилось не в России — в Европе. Первые упоминания о катании на льду относятся к XIII веку, когда жители Нидерландов использовали костяные лезвия, чтобы передвигаться по замёрзшим каналам. Но именно в Великобритании в XVIII веке катание превратилось из способа передвижения в искусство — Джексон Хейнс считается «отцом современного фигурного катания». Он первым соединил элементы танца и балета с техникой скольжения, что и стало началом нового направления.

Свою историю в россии фигурное катание ведет с конца XVII века, когда Петр I привез коньки из Европы. Уже к середине XIX века танцы на льду перестали быть просто развлечением — появился первый каток в Санкт-Петербурге, и фигурное катание стало самостоятельным видом спорта. В 1865 году в столице открылось Императорское общество катания на коньках, а уже через несколько лет российские спортсмены участвовали в международных турнирах. В начале XX века Россия вошла в число стран, где фигурное катание стало частью культурной жизни — зимние сезоны катков собирали светское общество, а первые соревнования проводились почти как театральные спектакли. Но настоящий расцвет пришёлся, когда в СССР фигурное катание превратилось в один из ключевых видов спорта. В 1964 году Лидия Скобликова завоевала золото на Олимпиаде в Инсбруке, а чуть позже имена Ирины Родниной и Александра Зайцева сделали советскую школу фигурного катания мировой сенсацией.

-2

Советская школа: где спорт стал искусством

Советская школа фигурного катания принесла десятки медалей и изменила само понимание спорта на льду. Если на Западе фигурное катание рассматривалось как артистическое состязание, где важна лёгкость, индивидуальность и шоу, то в СССР это стало системой, выстроенной по принципам науки и дисциплины. Советский подход был почти инженерным. Каждый элемент разбирался до мельчайших деталей: угол выезда, амплитуда прыжка, положение плеч. Тренеры буквально «чертали» траектории коньков на бумаге, анализировали инерцию и скорость. Использовались методы из биомеханики и физкультуры, что для того времени было революцией.

-3

Советская школа первой объединила спорт и искусство на государственном уровне. Каждая программа строилась как мини-спектакль: с сюжетом, музыкальной драматургией, актёрской работой. Спортсменов обучали хореографы Большого театра, педагоги по актёрскому мастерству и даже дирижёры.

Еще одно отличие от Европы — иерархия и преемственность. В СССР тренер был как педагогом, так и «вторым родителем». Отношения строились на доверии и подчинении. Эта модель создавала невероятную устойчивость: ученики, став взрослыми, передавали методику дальше. Так формировалась школа — от Анатолия Тарасова и Станислава Жука до Тамары Москвиной и Татьяны Тарасовой.

Запад учил кататься для зрителя, советская школа — для идеала. Каждый элемент отрабатывался до автоматизма. Ошибка воспринималась как вызов, а не как повод искать оправдание. Идея была проста: только полная отдача делает спортсмена великим.

Олимпийские вершины

Россияне и советские спортсмены не раз становились символами Олимпиад.

• Ирина Роднина — трёхкратная олимпийская чемпионка, рекордсменка, которую считают «иконой» парного катания.

• Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков — пара, чьи выступления называли «лирическим шедевром».

• Алексей Ягудин и Евгений Плющенко — два титана мужского катания, чьё соперничество в начале 2000-х вошло в историю.

• Татьяна Навка и Роман Костомаров — чемпионы Турина-2006 и воспитанники спортивного клуба «Динамо», показавшие, что русский танец на льду может быть страстным и зрелищным.

• В последние годы — Алина Загитова, Евгения Медведева, Анна Щербакова, Камила Валиева.

-4

Лёд для всех: от чемпионов к болельщикам

Сегодня фигурное катание в России — это часть массовой культуры. По всей стране заливаются катки, где каждый может почувствовать себя немного Ягудиным или Валиевой.

А в Москве крытый каток в Академии спорта «Динамо» даёт возможность прикоснуться к этой традиции на массовых катаниях: выйти на лёд, где проходят масштабные события, и ощутить атмосферу большого спорта. Также в Академии Спорта открыт сервис SharpMaster, который предоставляет разные услуги: заточка хоккейных и фигурных коньков, ремонт хоккейной формы, химчистка хоккейной формы. Расписание и билеты катаний можно смотреть на сайте в специальном разделе. Это опыт, который объединяет — будь ты ребёнок, катающийся с родителями, или взрослый, решивший вспомнить детство.