Найти в Дзене

Эрнан Кортес: дьявол во плоти или живой бог из легенд?

Медельин, Испания, 1485 год. В бедной семье мелкого дворянина рождается мальчик, которому суждено стать первым человеком, переплавившим целую империю в золото. Его имя — Эрнан Кортес. Люди, знавшие его в юности, говорили: он был слишком амбициозен для простой жизни, слишком смел для осторожности, и слишком честолюбив, чтобы остаться в тени. Когда в феврале 1519 года его флотилия отчаливала от берегов Кубы, на борту было всего 500 человек, несколько лошадей и пушки. Перед ними — неизвестный берег, где, по слухам, процветает империя, богатая золотом и серебром. За их спиной — только океан. Через два года эти 500 человек сотрут с лица земли государство, которое строилось веками. Они перепишут карту мира, переплавят богатства империи в золотые слитки и реалы, они изменят ход истории. Но цена этой победы будет такова, что века спустя люди всё ещё будут спорить: был ли Кортес героем или демоном? Это история не простого завоевания. Это история о том, как несколько сотен людей, используя сталь
Оглавление

На краю неизвестности.

Медельин, Испания, 1485 год. В бедной семье мелкого дворянина рождается мальчик, которому суждено стать первым человеком, переплавившим целую империю в золото. Его имя — Эрнан Кортес. Люди, знавшие его в юности, говорили: он был слишком амбициозен для простой жизни, слишком смел для осторожности, и слишком честолюбив, чтобы остаться в тени.

Когда в феврале 1519 года его флотилия отчаливала от берегов Кубы, на борту было всего 500 человек, несколько лошадей и пушки. Перед ними — неизвестный берег, где, по слухам, процветает империя, богатая золотом и серебром. За их спиной — только океан.

Через два года эти 500 человек сотрут с лица земли государство, которое строилось веками. Они перепишут карту мира, переплавят богатства империи в золотые слитки и реалы, они изменят ход истории. Но цена этой победы будет такова, что века спустя люди всё ещё будут спорить: был ли Кортес героем или демоном? Это история не простого завоевания. Это история о том, как несколько сотен людей, используя сталь, огнь, хитрость и жестокость, которая до сих пор отзывается эхом в костях древних пирамид, изменили ход целой цивилизации.

Человек из скромной семьи, который мечтал о большем

Эрнан Кортес родился примерно в 1485 году в городе Медельин в Эстремадуре — бедном и жёстком краю Испании. Это важная деталь: Эстремадура дала миру сразу несколько самых известных завоевателей — Писарро, Балбоа, Кортес. Земли мало, богатств нет.

-2

Его семья была из сословия мелких дворян. То есть титул есть, а денег нет. Родители думали, что сын станет чиновником, человеком при дворе короля. Кортес уехал учиться в Саламанку, но университетская жизнь его быстро утомила. Там, где другим было интересно спорить о праве и теологии, он думал о другом — о славе, войне, приключениях.

Около 1504 года молодой Эрнан отправился в Новый Свет. Испания ещё только обживала колонию Эспаньола (Гаити). Кортес там работал писцом, участвовал в мелких экспедициях, он получил кусочек земли и несколько индейцев-энкомьендос. Но быть плантатором ему не хотелось, это было скучно. Настоящая добыча, то зачем он приехал в Новый Свет, была не здесь.

Остров Гаити
Остров Гаити

В 1511 он участвовал в завоевании Кубы под началом Диего Веласкеса.

Диего Веласкес
Диего Веласкес

Здесь проявился его талант: настоящий воин, ни капли сострадания к туземцам. Он был награжден и получил должность алькальда (городского судьи) в новообразованном Сантьяго-де-Куба. На Кубе он стал «своим» для испанской колониальной элиты. Но Кортесу, как и Магеллану, мало роли второго плана. Ему нужно «своё великое предприятие».

-5

Слухи о стране золота и первые шаги в неизвестность

К этому времени до Кубы доходят всё новые и новые слухи: где-то на западе, за морем, существует огромная страна, где правит всесильный владыка, а золото используется как обычное украшение — как дерево или камень в европейских городах. Индейцы из Юкатана, с которыми сталкивались первые испанские экспедиции, приносили золотые статуэтки, маски, безделушки. Они показывали пёстрые книги —на коре и шкуре, исписанные иероглифами и рисунками, испанцы, не понимая ничего в их смысле, понимают – это знаки цивилизации.

Губернатор Кубы Диего Веласкес, видя эти знаки богатств, принимает решение: надо снаряжать исследовательскую экспедицию на запад. В 1518 году он её собрал и назначил главным Хуана де Грихальва, молодого, осторожного кабальеро.

Грихальва подходил к берегам Мексики, вёл торговлю с местными правителями, но ничего не завоевывал, не заводил конфликтов и врагов, просто исследовательская миссия. Веласкес недоволен: славы мало, прибыли мало, а слухи о золоте лишь усиливаются.
Грихальва подходил к берегам Мексики, вёл торговлю с местными правителями, но ничего не завоевывал, не заводил конфликтов и врагов, просто исследовательская миссия. Веласкес недоволен: славы мало, прибыли мало, а слухи о золоте лишь усиливаются.

Кортес, наблюдающий за всем из Сантьяго, понял: это его шанс. Но, к несчастью индейцев, он не просто скромный исследователь — он чувствовал, что там, на западе, не просто богатства, а целая империя, которую можно захватить, если действовать правильно. Если использовать не только испанское оружие, но и местные конфликты, местную вражду, местное недовольство.

Кортес стал просить аудиенции у Веласкеса. В конце концов Веласкес сдался и назначил его командиром новой экспедиции с формальной задачей «исследовать и торговать» с местными. По сути — это лицензия на приключение. Но затем, по неведомым причинам Веласкес стал сомневаться в своем решении. Кортес слишком амбициозен, слишком самостоятелен, непредсказуем. Эти люди из Эстремадуры опасны — они не знают, когда остановиться. Веласкес попытался отозвать свой приказ. Но флот Кортеса уже поднял якоря. В феврале 1519 года его флотилия — 11 кораблей, около 500 солдат, несколько пушек, лошади и горстка священников — отходит от берегов Кубы. Формально Кортес действует от имени губернатора Веласкеса. По сути — Кортес начал частную войну за новую империю, и вся ответственность — на нём.

Битва при Табаско

К флоту Кортеса море было благосклонно. Без больших потерь он дошёл до побережья Мексиканского залива. Первая высадка — близ города Табаско, в районе, который испанцы позже назовут Землёй Войны.

Здесь, в марте 1519 года, происходит первое серьёзное столкновение — Битва при Центле (или Табаско). Местные индейцы, под командованием нескольких вождей, увидев эти странные корабли и этих странных людей в железных доспехах, попытались прогнать захватчиков. Против испанцев собралось по разным подсчетам до 40 тысяч индейских воинов — астрономическая цифра по сравнению с 500 испанцев. Но здесь проявилось первое технологическое преимущество: огнестрельное оружие, стальные мечи и, самое главное, лошади. Для индейцев, которые никогда не видели ни лошадей, ни пушек, это выглядит как явление богов. Конница раз за разом врезается в индейские ряды. Звук пушек пугает больше, чем убивает. Испанцы потеряли всего несколько человек. Индейцы понесли потери в сотни.

-8

Полная победа Кортеса. Испанцы остаются на берегу. Местные правители, потерпев поражение, начинают переговоры. Они дарят Кортесу несколько женщин в знак мира, которых он распределил среди своих офицеров. Среди них — молодая индианка, родом из знатной семьи. Она говорит по-науатлю (язык ацтеков) и по-майя, и вскоре выучила испанский.

Её звали Малинцин. Испанцы назовут её Донья Марина (Lady Marina). Исторически её часто называют Ла Мальинче. Она стала переводчицей, советницей, компаньоном Кортеса и самой спорной фигурой во всей истории завоевания Мексики. Для испанцев она была ценным информатором. Для ацтеков впоследствии она стала символом предательства — имя «Мальинче» станет ругательством, означающим предателя. Но в этот момент, весной 1519 года, она — просто молодая женщина, оказавшаяся в руках завоевателей. Однако именно она дала Кортесу главное оружие, которое будет сильнее пушек и лошадей: информацию.

-9

Через Малицин Кортес узнаёт, что в глубине материка, в долине Мехико, на высоте 2200 метров, среди озёр, существует огромный город — Теночтитлан. Там правит император Монтесума II. Это город с населением 200-400 тысяч человек (больше, чем в Мадриде или Севилье той эпохи). Это центр империи, которая собирает налоги с полусотни вассальных племён. Но Малицин также поведала Кортесу о главной проблеме этой империи: её ненавидят. Множество покорённых народов платят ацтекам дань и отправляют людей на жертвоприношения. Ацтеки берут рабов, берут золото, берут кукурузу. Взамен они дают только войну, смерть и подчинение.

Кортес мгновенно понял: у этой империи полно врагов. Если действовать умно, можно использовать эти враждебные отношения для своих целей.

Основание Веракруса и точка невозврата

После победы при Тобаско Кортес отправился вдоль побережья и в апреле 1519 года основывал город, который назвал Вера Крус — Истинный Крест. Здесь нет ничего особенного — просто несколько деревянных домов на песчаном берегу. Но эта попытка основать испанское поселение, независимое от Кубы, содержал в себе огромный политический смысл. Кортес юридически переподчинил напрямую королю Карлу I в Мадриде. Тем самым он символически разорвал свою зависимость от Веласкеса. Если король его поддержит, то Веласкес не сможет ничего сделать. Это гениальный ход в политической игре.

Но часть его солдат оказалась недовольна. Они видели мощь местных племён, понимали риск, вспоминали о богатой и относительно безопасной Кубе. Стали слышны разговоры: может быть, стоит возвращаться? Может быть, это авантюра сведет нас всех в могилу. Кортес решил эту проблему радикально и безжалостно. Он приказал разобрать корабли — формально «чтобы не оставлять судна без присмотра и использовать дерево и железо для укреплений». По сути — он лишил людей возможности отступить. Теперь перед ними только два варианта: победить или погибнуть здесь.

Это чисто конкистадорский стиль: жестокость, помноженная на авантюру. Для драматического романа — эффектный жест. Для реальной истории — классический пример диктаторского мышления. Некоторые историки говорят, что корабли не полностью сожгли, а просто разобрали. Но суть одна: пути назад не было. Кортес пошёл в глубь континента с армией, у которой было только два выхода: победа или смерть.
Это чисто конкистадорский стиль: жестокость, помноженная на авантюру. Для драматического романа — эффектный жест. Для реальной истории — классический пример диктаторского мышления. Некоторые историки говорят, что корабли не полностью сожгли, а просто разобрали. Но суть одна: пути назад не было. Кортес пошёл в глубь континента с армией, у которой было только два выхода: победа или смерть.

От Веракруса к Теночтитлану: союзы, войны и скрытые враги

Летом 1519 года Кортес начинает свой марш в глубь материка. Но это не простой марш — это военный поход, сопровождаемый боями, переговорами и политическими интригами.

Первым серьёзным противником стали тлашкальцы — мощное относительно независимое государство, раскинувшееся на плато высотой около 2000 метров. Тлашкальцы долгие годы сопротивлялись ацтекской экспансии и сохранили относительную независимость. Но ценой этой независимости была вечная готовность к войне и торговля с врагами, включая испанцев.

-11

Сначала между испанцами и тлашкальцами вспыхнула ожесточённая война. С сентября по ноябрь 1519 года велись бои — Битвы при Тлашкале. Испанцы столкнулись с настоящей военной машиной. Тлашкальские воины собирали огромные армии, атаковали организованно, пытались захватить испанских лошадей (для них это самый ценный трофей).

Но испанцы держали оборону стойко. Хорошо подготовленная испанская кавалерия, несколько пушек и огнестрельное оружие медленно, но неумолимо истощали армию тлашкальцев. Вождь тлашкальцев Хикотенкатль со временем понял: при таких преимуществах испанцев долго они не выдержат. Кортес, как истинный стратег, не стал добивать врага. Вместо окончательного разгрома он предложил мир. Он пришёл к тлашкальским старейшинам и сказал им: «Мы враги ваших врагов. Мы враги ацтеков. Давайте объединимся, чтобы разрушить империю Монтесумы».

Тлашкальцы, уставшие от ацтекских набегов и налогов, согласились.

-12

Это ключевой момент завоевания. Теперь рядом с испанцами шагали тысячи тлашкальских воинов. Испанцы — мозг, тактика и технологии. Тлашкальцы — численность и знание местности. По дороге Кортес завоевал и другие индейские племена: тотонаков (которые и привели его в Тлашкалу), хуэксоцинков и другие племена, недовольные ацтекским господством. Его армия росла не за счёт испанцев, а за счёт индейских воинов. В конце концов, когда Кортес подошёл к Чолуле — священному городу, центру паломничества в империи Ацтеков — в его войске было уже 6 тысяч индейских воинов при 500 испанцах.

Чолула — это древний город, полный храмов, с населением около 100 тысяч человек. Здесь произошёл один из самых спорных эпизодов завоевания — Резня в Чолуле (октябрь 1519 года). По словам испанских хроников, Кортес получил сведения о заговоре. Якобы, ацтеки планировали заманить испанцев в Чолулу, окружить их и убить. Кортес решил действовать на упреждение. Он пригласил в центральный храм элиту Чолулы — дворян, священников, вождей — и устроил резню. Испанские солдаты и Тлашкальские воины врезались в толпу с мечами и копьями. Город охватила паника. За несколько часов погибло от 3 до 6 тысяч человек (испанцы называют разные цифры, варьирующиеся от 3 до 100 тысяч — явно преувеличивают). Население Чолулы в ужасе.

-13

Этой резнёй Кортес преследует две цели:

  1. запугать всех потенциальных врагов и союзников
  2. продемонстрировать Тлашкальцам и другим союзникам, насколько жестокими могут быть испанцы. Пусь все боятся.

После Чолулы путь к Теночтитлану стал проще. Местные вожди, прослышав о резне, решили не сопротивляться. Кортес продвигался с помощью дипломатии, страха и шантажа одновременно.

В ноябре 1519 года, после пяти месяцев похода из Веракруса, Кортес и его армия подошли к самой окраине долины Мехико — к краю озёр, на берегу которых стоит Теночтитлан.

Теночтитлан: город чудес и встреча с богом.

В ноябре 1519 года маленький отряд европейцев, окружённый тысячами союзных индейских воинов, подошёл к Теночтитлану — столице ацтекской империи. Несколько испанских хронистов, оставившие письменные свидетельства, позже признаются: они никогда не видели ничего столь же величественного, даже в самых прекрасных городах Испании.

Теночтитлан — это город, построенный на острове посреди озера Тескоко. Система дамб, акведуков, каналов соединяет его части. Население — от 200 до 400 тысяч человек (точные цифры учёные обсуждают до сих пор, но это был один из крупнейших городов мира той эпохи). Великолепные пирамидальные храмы, возвышающиеся над городом. На рынках продавалось всё, что только можно вообразить. Бернал Диас, солдат Кортеса, оставивший единственное подробное описание, написанное простым воином, вспоминает:

«Когда мы увидели все те города и поселения, построенные на воде, и мост, соединяющий их, то подумали о волшебных горах из книг о рыцарских легендах, так великолепно было всё это. И нужно сказать правду: многие сказали, что они ещё ничего подобного не видели».

Император Монтесума II решил встретить пришельцев не войной, а церемонией. По одной из версий, он боялся, что испанцы — посланцы бога Кетцалькоатля, чьё возвращение пророчила древняя легенда. По другой — он, как опытный политик, понимал, что одиноким врагом можно манипулировать лучше, чем со всей его армией.

Монтесума II
Монтесума II

Встреча произошла на дамбе, ведущей в город. Монтесума вышел в своём парадном одеянии: перья кецаля (священной птицы), золотые украшения, символы власти. Его сопровождала свита «дворян». Кортес, облачённый в испанский доспех, вышел ему навстречу. Произошёл обмен дарами.

Испанцы дарили стеклянные бусы, испанское вино (которое совершенно не нравится ацтекам). Ацтеки дарил золото, перья птиц, ткани с золотой нитью. По обычаям обеих сторон, происходило множество церемоний. За красивыми церемониями, однако, незаметно происходит главное: Кортес ощутил, что в этой империи власть держится на страхе и ритуале, а не на народной поддержке. Монтесума окружен не верными воинами, а бюрократией, налогосборщиками, жрецами, которые боятся потерять свои привилегии. Если выбить из-под Монтесумы этот пьедестал— всё может рухнуть.

Испанцы разместились в огромном здании. Обшаривая помещения, они нашли замурованную дверь. Кортес приказал вскрыть ее и обнаружил потайное помещение с богатейшим кладом из драгоценных камней и золота. Но испанцы понимали, что они заперты и окружены врагами в огромном городе, и решили захватить самого Монтесуму как заложника. Через несколько дней Кортес, используя предлог безопасности, предложил императору переселиться в здание, где «гостили» испанцы. Монтесума согласился — ошибка, которая стоила ему жизни. Испанцы фактически превратили его в пленника. С этого момента Монтесума остался правителем только номинально. Все его решения были решениями Кортеса. Города, которые раньше подчинялись только его слову, теперь получали приказы от испанцев, якобы идущие от Монтесумы. Это была политическая ловушка, захлопнувшаяся на правителе, который слишком поздно понял опасность. От имени Монтесумы Кортес стал распоряжаться во всей стране. Он заставил вождей ацтеков присягнуть испанскому королю, а затем потребовал от них, как от вассалов, уплаты дани золотом. Клад Монтесумы был так велик, что на его просмотр ушло три дня. Все золото, включая художественные изделия, было переплавлено в слитки, нагроможденные в три крупные кучи.

La Noche Triste: когда герой впервые узнает, что значит проиграть

Весной 1520 года, пока Кортес держал Монтесуму в плену в столице, до него дошла тревожная весть: к побережью Мексики должна прибыть карательная экспедиция под началом Панфило де Нарваэса. Его послал губернатор Кубы Веласкес, чтобы остановить Кортеса и забрать под свой контроль уже завоёванные земли.

-17

Кортес оказался в ловушке. С одной стороны — Нарваэс и его армия на берегу. С другой — растущее недовольство в Теночтитлане. Город медленно восставал против испанского присутствия. Среди ацтекской знати зрел заговор, это было очевидно. Кортес сделал смелый выбор: он оставил в Теночтитлане гарнизон под командованием Педро де Альварада, а сам с основной армией поспешил к берегу для встречи с Нарваэсом.

Испанцы встретили Нарваэса и его людей ночью. Бой длился всего несколько минут. Нарваэс был ранен, его отряд разбит. Но Кортес в очередной раз показал свою стратегическую гениальность: он не просто победил карательную экспедицию, он присоединил воинов Нарваэса к своей армии, обещая им добычу и золото. Вместо врага он получил подкрепление. Но пока он воевал с испанцами, в Теночтитлане произошло непоправимое.

Педро де Альварад, оставленный Кортесом за главного.

Человек, в отличие от Кортеса, не имеющий ни такта, ни политической хитрости, просто воин, привыкший решать проблемы мечом.
Человек, в отличие от Кортеса, не имеющий ни такта, ни политической хитрости, просто воин, привыкший решать проблемы мечом.

Во время одного из главных религиозных праздников Майкиналли, когда знатная молодёжь Теночтитлана собирается танцевать в Главном храме, Альварад приходит к выводу (или получает донос), что это собрание скрывает подготовку к восстанию. Может быть, это была правда, может быть — паранойя. Но его решение было страным: Альварад приказа устроить резню.

Испанские солдаты врезались в толпу танцующих воинов и знатных юношей с мечами. Безоружные люди падали. Храм был залит кровью. Всё действо длилось несколько часов. Погибло несколько тысяч ацтеков — первая волна убийства беззащитного населения в самом центре столицы. Весть о резне распространилась по городу с быстротой лесного пожара.
Испанские солдаты врезались в толпу танцующих воинов и знатных юношей с мечами. Безоружные люди падали. Храм был залит кровью. Всё действо длилось несколько часов. Погибло несколько тысяч ацтеков — первая волна убийства беззащитного населения в самом центре столицы. Весть о резне распространилась по городу с быстротой лесного пожара.

Теночтитлан просто вскипел ненавистью. Город восстал. Когда Кортес вернулся в столицу, он встретил не трепетное население, а враждебную толпу. Ацтеки окружили дворец-крепость, в котором засели испанцы. Непрерывный поток стрел, камней, копий обрушивается на стены. Тысячи ацтеков осадили позицию.

Кортес попытался использовать свою старую тактику — он вывел Монтесуму на балкон, чтобы тот приказал народу разойтись. Но это была его последняя карта. Толпа уже не слушала своего вождя. Люди видели в Монтесуме предателя. В него полетели камни. Император был ранен. Через несколько дней Монтесума умирает — либо от ран, либо его убили испанцы.

Сердце ацтекской империи — её символическое средоточие власти — исчезло.

Кортес понимает, что удержать город невозможно и принимает решение: отступать. Но им это отступление обошлось дорогой ценой.

Ночь 30 июня — 1 июля 1520 года. Эта ночь войдёт в историю как La Noche Triste — Ночь Печали.

-20

Кортес приказал войскам прорываться из города по дамбе, ведущей на материк. Но прежде, чем уходить, испанцы попытались загрузить золото. Они набивали сундуки, драгоценностями, украшениями, золотом. Солдаты засовывали золотые украшения под доспехи.

Дождь. Ночь. Узкие дамбы, по которым одновременно идут тысячи людей. Ацтеки атакуют с лодок, с берегов. Испанцы падают в воду, утягиваемые тяжестью доспехов и золота. Индейские союзники гибнут ещё в большем количестве. Тлашкальцы, тотонаки — те, кто помогал завоевателям. Тысячи их воинов погибают на дамбах в беспорядочном прорыве из города.

-21

К рассвету испанцы всё-таки вышли из города, но это уже не армия завоевателей — это беглецы. Многие испанцы погибли (точные цифры неизвестны). Кортес, по свидетельствам, сидел под деревом на краю озера и молча плакал. Годы авантюр, удач, блестящих побед — и вот такой конец. Его армия разбита. Его план рухнул. Золото — большая часть его, которое он планировал переслать королю — на дне озера.

-22

Но это не поражение. Это переломный момент.

Возвращение: новое оружие — оспа и бригантины

После Ночи Печали Кортес отступает к Тлашкале — верному союзнику. По дороге происходит ещё одно сражение, в котором испанцев едва не разбили окончательно — Битва при Отумбе (июль 1520). Испанская кавалерия в критический момент прорвала центр ацтекской армии, убив вождей. Ацтеки беспорядочно отступили.

Кортес попадает в Тлашкалу, где местные вожди дали ему ночлег, еду и, главное, — поддержку. Союзники остались верны. Они не бросили испанца в беде. Но в Теночтитлане происходит то, что будет иметь намного больший эффект, чем все военные расчёты. В город попала оспа. Для европейцев оспа — страшная болезнь, но многие имеют хотя бы частичный иммунитет, так как болезнь известна им веками. Для индейцев Америки, которые никогда не встречались с этой болезнью, оспа становится чумой. Болезнь распространяется с ужасающей скоростью. Оспа убила десятки тысяч, возможно, сотни тысяч в долине Мехико. Она косила и испанцев, и ацтеков, и союзников. Но процентное количество смертей среди ацтеков несравнимо выше.

Новые ацтекские правители умирали один за другим. Экономика города разрушена — слишком много людей заболели или погибли. Армия ослабла. Империя начала разрушаться изнутри, медленнее, чем от меча, но — неумолимо.

Кортес между тем, находясь в Тлашкале, использует время для подготовки. Он собирает оставшиеся силы. Испанские мастера под его руководством начинают строить бригантины — лёгкие деревянные боевые судна с парусами и пушками. Это стратегическое гениальное решение: если Теночтитлан стоит на воде, то господство на воде станет ключом к его захвату.

Летом 1521 года Кортес с девятью сотнями испанцев (захватывал подкрепление, которое отправляли карательной экспедиции из Кубы) и десятью тысячами воинов союзных племён начал новое, планомерное наступление на Теночтитлан. Но теперь он не гость. Он завоеватель, намеренный стереть город с лица земли.

Осада и падение: разрушение империи Ацтеков

Осада Теночтитлана, начавшаяся в начале августа 1521 года, продолжалась около 75-80 дней. Это была одна из самых драматичных осад в истории.
Осада Теночтитлана, начавшаяся в начале августа 1521 года, продолжалась около 75-80 дней. Это была одна из самых драматичных осад в истории.

Испанцы и их союзники окружили город с суши. Бригантины Кортеса господствовали на озере, не позволяя ацтекам получать поддержку и провизию. Артиллерия медленно, но методично разбивала стены зданий и храмов. Ацтеки сопротивлялись отчаянно. Они знали, что для них поражение означает конец — конец их государства, конец их богов, конец их цивилизации. Они сражались не за город, но за саму вселенную, в которую они верили.

День за днём испанцы и их союзники продвигались вглубь города, разрушая здания, забивая каналы землёй. Вода озера наполнялась трупами. Улицы были завалены телами умирающих. Голод и болезни косили больше людей, чем испанские мечи.

Новый ацтекский правитель Куаутемок — молодой военачальник, боец, а не политик — пытался возглавить сопротивление. Но он был обречён. Каждый день город терял целые кварталы. Каждый день армия защитников таяла на глазах. В августе 1521 года, после почти трёх месяцев осады, последние защитники города сдались. Куаутемок попал в плен.

-25

Теночтитлан — величественный город, который семь месяцев назад восхищал испанцев своей красотой и величием — теперь лежал в руинах.

Империя ацтеков пала.

-26

Кортес вошёл в развалины города как победитель, но то, что он увидел, — это не триумф в романтическом смысле. Это кладбище. Руины пирамид. Пепел. Голодающее население, потерявшее дом, веру, будущее.

По оценкам историков, во время всей кампании, с марта 1519 по август 1521 года, от битвы при Чолуле, до осады Теночтитлана, от голода и оспы, погибло от 100 тысяч до миллиона индейцев (точные цифры никто не знает). Население долины Мехико сократилось в несколько раз. Это не просто военное поражение. Это катастрофа, которая почти уничтожила целую цивилизацию.

После завоевания: создание Новой Испании и цена победы

После падения Теночтитлана начинается другая, менее романтическая часть истории — создание Новой Испании и раздел добычи.

Часть золота отправляют королю Карлу I в Испанию. Это золото окупило все расходы и принесло огромные прибыли. Кортес получил земли, титулы (маркиз долины Оахаки), право раздавать энкомьенды — участки земли вместе с живущими там индейцами, которые превращаются в практически крепостных рабочих на плантациях. Одновременно началась форсированная христианизация. Разрушались храмы ацтеков, на их месте строили церкви. Испанские монахи обращали индейцев в католическую веру.

Кортес пишет королю оправдательные письма, где описывает свои действия как «необходимые для Испании и Католической веры». В его собственных текстах он представляет себя как крестоносца, который уничтожил идолов и жестокие человеческие жертвоприношения (что отчасти правда — ацтеки действительно практиковали жертвоприношения, хотя испанцы, конечно, преувеличивали их масштабы). Но есть и другая сторона: для индейцев завоевание означало потерю земли, потерю веры, потерю языка, и — в конечном счёте — потерю жизни. Болезни, налоговое бремя, принудительный труд в серебряных рудниках, голод — всё это продолжение той же линии, начатой падением Теночтитлана.

Демография Мексики переживает катастрофический коллапс.

Последние годы: победитель, оказавшийся лишним

Парадокс судьбы Кортеса в том, что, завоевав империю, он вскоре оказался лишним.

В Мадриде и Севилье королевские советники и бюрократы опасались таких людей, как Кортес. Герои — это хорошо для легенд, но не для управления государством. Государству нужны управляемые чиновники, не конкистадоры, которые могут восстать против королевской власти.

Враги Кортеса подают жалобы королю. Его обвиняют в жестокости, в злоупотреблении властью, в грабежах, в том, что он присваивает себе больше, чем причитается ему по праву. Церковные люди обвиняют его в насилии против индейцев. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что священники сами не брезговали жестокостью в вопросах обращения язычников в веру.

Владения Кортеса в Мексике и Новой Испании
Владения Кортеса в Мексике и Новой Испании

Но Кортесу в общем было все равно. Он решил дальше осваивать земли Мексики.

Кортес решил заняться дальнейшим освоением континента. В 1524 г. он покинул Мехико и отправился с армией на север Гватемалы, где располагалось государство майя Тайясаль. В начале апреля 1525 г. Кортес добрался до побережья Карибского моря, где основал несколько поселений.
Кортес решил заняться дальнейшим освоением континента. В 1524 г. он покинул Мехико и отправился с армией на север Гватемалы, где располагалось государство майя Тайясаль. В начале апреля 1525 г. Кортес добрался до побережья Карибского моря, где основал несколько поселений.

Но во время его отсутствия в Мехико прибыл королевский наместник Алонсо де Эстрада. Он объявил Кортеса погибшим и принялся расправляться с преданными Эрнану людьми. Узнав об этом, Кортес передумал идти в Никарагуа, отправившись в поход на Мехико через Гавану и Веракрус. В конце лета 1526 г. он вернулся к своим обязанностям губернатора Новой Испании.

Портрет Кортеса XVII века
Портрет Кортеса XVII века

В ближайшие 2 года король предпринимал попытки расследовать деятельность Кортеса, для чего посылал в Мехико своих эмиссаров. Эрнан Кортес решил лично объясниться с Карлом V и летом 1528 г. встретился с ним в Толедо. Король не спешил признать его заслуги, но 1 апреля 1529 г. все же присвоил Кортесу титул маркиза, вернул ему звание губернатора и наделил правом распоряжаться недвижимым имуществом на захваченных у индейцев территориях. Но назначает верного короне вице-короля.

После создания в Новой Испании (вице-королевства) Кортесу не удалось установить нормальные отношения с вице-королем Антонио де Мендосой (1493-1552).

-30

Кортес прибыл в Испанию зимой 1539 г., чтобы объясниться с королем, и на следующий год принял участие в походе Карла V против алжирских пиратов. Проведя в Испании 7 лет, в 1547 г. Эрнан Кортес решил вернуться в Мексику. Он переехал в Севилью, где заболел лихорадкой и дизентерией. За два дня до смерти в декабре 1547 г. Кортес составил завещание, в котором просил похоронить его в Мексике, но его останки перевезли туда только через 15 лет.

Две стороны одной медали

Если смотреть через глаза испанца XVI века — Эрнан Кортес гений.

Он с ничтожными силами (500 человек против целой империи) уничтожил мощную империю. Он открыл для Испании огромную ресурсную базу - серебро и золото из мексиканских рудников. Он дал короне источник богатства на столетия. Его стратегия, его умение заключать союзы, его способность читать политические настроения и использовать их — это образец полководческого искусства.

Если смотреть глазами жителя Теночтитлана — он разрушитель мира.

Человек, который пришёл, как гость, а ушёл, как оккупант, который превратил прекрасный город в руины, принёс болезни и смерть, разрушил храмы и систему ценностей, которая существовала тысячи лет, поставил целые народы под власть чужеземцев, превратив коренное население в рабов.

Истина в том, что оба эти взгляда верны одновременно.

Кортес был не только завоеватель. Он был архитектор новой реальности. Не только герой испанских хроник, но и человек, чьё имя в Латинской Америке часто произносят как символ предательства и насилия.

Его жизнь — это портрет не человека, а эпохи. Эпохи, когда технология (огнестрельное оружие), политическая хитрость и беспощадность объединялись, чтобы переписать карту мира. После открытий Колумба, Васко да Гамы и Магеллана пришла эпоха завоеваний. Кортес — первый из них. После него будут Писарро, Де Сото, Алмагро. Каждый будет повторять одну и ту же формулу:

«Мы пришли с крестом и мечом. А ушли с золотом и чужими жизнями».

История Кортеса — это история, которую нужно рассказывать, но с пониманием: история не имеет чистых героев и чистых демонов. Она имеет людей, которые совершают великие деяния, но оставляют после себя катастрофические следы.