Найти в Дзене

Ситораи Мохи Хоса- «Дворец, подобный звездам и луне»

"Ах,как хорошо поехать летом на дачу"-так думали бухарские эмиры и не жалели средств на строительство загородных резиденций. Летнюю резиденцию должен был иметь каждый уважающий себя правитель. С прудом, садом и павлинами. В холодное время года они проживали на территории цитадели Арк, в летнее же время эмиры со всей своей свитой перемещались за город. Ныне сохранившаяся летняя резиденция называется Ситораи Мохи Хоса (в переводе – «Дворец, подобный звездам и луне») и расположена в нескольких километрах к северу от города. Если вы устали от древней одноцветной Бухары и душа просит ярких красок и новых эмоций - самое время съездить на загородную дачу эмира Бухары Мир Сайида Алимхана. Ведь именно по его приказу строилась эта резиденция в 1912-1918гг. К строительству дворца были привлечены лучшие бухарские мастера и два русских инженера - Маргулис и Сакович, состоявшие на службе при дворе последнего бухарского эмира. Они разработали уникальные проекты, сочетавшие в себе архитектурные элеме

"Ах,как хорошо поехать летом на дачу"-так думали бухарские эмиры и не жалели средств на строительство загородных резиденций. Летнюю резиденцию должен был иметь каждый уважающий себя правитель. С прудом, садом и павлинами. В холодное время года они проживали на территории цитадели Арк, в летнее же время эмиры со всей своей свитой перемещались за город. Ныне сохранившаяся летняя резиденция называется Ситораи Мохи Хоса (в переводе – «Дворец, подобный звездам и луне») и расположена в нескольких километрах к северу от города.

Если вы устали от древней одноцветной Бухары и душа просит ярких красок и новых эмоций - самое время съездить на загородную дачу эмира Бухары Мир Сайида Алимхана. Ведь именно по его приказу строилась эта резиденция в 1912-1918гг. К строительству дворца были привлечены лучшие бухарские мастера и два русских инженера - Маргулис и Сакович, состоявшие на службе при дворе последнего бухарского эмира. Они разработали уникальные проекты, сочетавшие в себе архитектурные элементы как восточного, так и западного градостроительства. Для отделки и оборудования дворца были привезены из России зеркала, кафельные голландские печи, хрустальные люстры, багет, мебель.

Как выбрать самое прохладное место, чтобы летом не страдать от жары? Существует довольно распространённая легенда о том, как выбиралось место для строительства будущего дворца. Архитекторы прибегнули к древнему методу – на возможные места постройки принесли разделанные туши баранов. Как-то расточительно...Может просто кусочки мяса. Или нам эмирам без разницы? Короче, то место, где мясо испортилось последним, и было выбрано для возведения загородной жемчужины Бухары.

Заходим через парадные ворота, где до сих пор сохранилась башенки дозорного, а по бокам караульные помещения. Необычность архитектуры уже видна в декоре парадного входа: в Бухаре обычно декорируют в сине- зеленых тонах, а тут очень много различных оттенков, включая даже неожиданный бордовый цвет. Отделочные камни кажутся мягкими, как шерстяные нити, из которых умелая мастерица соткала ковёр и плотно обтянула им вход.

Каменные, а словно вышитые цветными нитками.
Каменные, а словно вышитые цветными нитками.
-2

За первыми воротами - небольшая площадь. Приветственная. Она ещё век назад принимала высокопоставленных гостей. Встречали их почётный караул и музыканты. Инструменты не отличались от сегодняшних: карнай, сурнай, нагор и доира.

Сегодня здесь сувенирные лавки. Магниты, открытки, сумки, фенечки, статуэтки и прочая памятная атрибутика. Мастера продолжают творить…В давние времена здесь тоже размещались придворные ювелиры, медники, граверы, золотошвеи, гончары, резчики, вышивальщики и каллиграфы, которые выполняли заказы эмира и членов его семьи. Иностранные гости и послы могли наблюдать за их работой. Если кто-нибудь из них выражал своё восхищение каким-то изделием, его преподносили в дар от имени эмира.

Заходим во двор через крытую галерею.

-3

Прямо перед нами – приёмная его величества Мир Сеида Алимхана. Само здание дворца одноэтажное, построенное в форме буквы «П». Слева- огромный айван. Именно здесь каждое утро эмир появлялся перед своими подданными.

-4

Сам дворец был не жилым, а церемониальным.

-5

У входа в резиденцию нас встречают каменные львы- охранники главного входа. С ними эмир познакомился еще в Санкт-Петербурге,где он учился три года. Молодой эмир вряд ли проникся европейскими ценностями, но львы на Неве ему, видимо, понравились и он захотел себе таких. Местные мастера никогда львов не видели, сделали как сумели. Вот теперь и гадают туристы на кого похожи эти животные.

-6

Декорированная в национальном стиле комната ожидания считается одной из самых красивых. Стены и ниши, покрытые растительным орнаментом — результат кропотливого труда бухарских мастеров.

То, что называется «дорого-богато».
То, что называется «дорого-богато».
-8

По предположениям, для получения столь разнообразной и яркой палитры мастера изготавливали краски из фруктов, верблюжьего молока, яичного желтка, «золотой воды» (жидкий раствор золота), миндального и фисташкового масел, а в качестве лака — сок абрикоса и персика. Ну,в общем, рецепт я вам дала...

Из комнаты ожидания идем смотреть Белый зал. "Белый зал" получил свое название за белоснежную ганчевую отделку стен и потолков. В этой комнате эмир принимал своих гостей. В зал заходить нельзя. На полу ковер в красно- бардовых тонах, на вид немного "поистершийся", зато это оригинал, один из ценнейших экспонатов музея. Понятно, что по нему нежелательно ходить. А по торжественным дням, красный ковер меняли на белый. Вот уж поистине возникало царство белого волшебства! После долгого ожидания в пёстрой приемной прибывшие попадали в плен контраста — торжественно-белый гостевой зал казался им ещё роскошнее.

-9

Белый зал украшает самая большая люстра, изготовленная на заказ в Варшаве. Дворец был первым зданием в эмирате, имеющим электричество – его обеспечивал генератор мощностью 50 Вт. Электрический «движок» был завезён из Германии и подарен русским царем, так что со светом здесь проблем не было, в отличие от самой Бухары, где всяческие нововведения объявлялись духовенством «кознями шайтана". Кстати, и мебель здесь вполне европейская (всё это было специально привезено из Санкт-Петербурга, включая и зеркала).

-10

При украшении этой комнаты впервые была использована уникальная технология резьбы по ганчу на зеркальной поверхности. Так добивается эффект прозрачности стен. Это придумал непревзойденный мастер своего дела Ширин Мурадов еще будучи молодым. Эмир Алим-хан буквально запер Мурадова в новопостроенном дворце, не разрешая ему выходить за пределы резиденции. Ну, чтобы мастер не повторил своё творение на стороне. Благо,не ослепили,да и руки не отрубили,как зачастую случалось в те времена. Уже через считанные годы эмир бежал отсюда навсегда, а Мурадов ещё потрудился на благо Советского Узбекистана. Вместе со своими учениками он в этой технике украсил Бухарский зал в театре имени Алишера Навои в Ташкенте, за что, собственно, и получил Сталинскую премию. На территории дворца установлен ему памятный бюст.

-11

Здание внутри представляет собою анфиладу комнат, которые плавно переходят друг в друга. Игровая комната,банкетная комната,канцелярия,чайная... В них правитель принимал обычно близких людей. Каждая из комнат выполнена и оформлена в строгом соответствии со своим назначением. Вот,например,"игровая комната". Ее еще называют шахматной. Элементы декора связаны с этой древней игрой.

-12

Разноцветные стёкла из России и Франции на стенах и цветные витражи, наложенные поверх зеркал напоминают шахматную доску. Один и тот же орнамент почти не повторяется.

-13

Ну,а мы,пожалуй,перейдем в трапезную или Банкетный зал. В этом зале потрясающий потолок. По замыслу архитекторов такая конструкция потолков должна была собою напоминать «ханский шатёр». Более того, этот шатёр был рассчитан на все четыре времени года и стеновые панели здесь были сменные. Цветовая гамма соответствовала определённому времени года. Однако этому залу так и не довелось «сменить» одежду ни разу.

Евроремонты отдахают в принципе.
Евроремонты отдахают в принципе.

Благодаря цветным витражам в потолке и многочисленным зеркалам на стенах в солнечную погоду этот интерьер начинает светиться всеми цветами радуги. Все комнаты украшены огромными каминами, которые искусно и с изяществом обрамлены изразцовой плиткой и со смешанным орнаментом. Изразцы были привезены из Германии. Зачем печи в летней резиденции в Бухаре? Красиво!

Кафельные голландские печи.
Кафельные голландские печи.
-16

На стене-портрет последнего эмира. Шкафчики с посудой. Предметы интерьера теперь являются музейными экспонатами. Например, стеклянный холодильник: в его верхней части был заложен лёд, а по трубам в углах текла холодная талая вода. Где в летней Бухаре брали лёд?

Холодиильник.
Холодиильник.

А вот и Петр Первый! Информационная табличка рядом гласит, что это работа Фальконе, бронзовое литье конца 19 века.

 Из коллекции  подарков  эмиру.
Из коллекции подарков эмиру.

А это не Тамерлан и не Александр Македонский, а Ермак-покоритель Сибири.

-19

И последняя комната-веранда-это чайный павильон. Тонкие стены. Высокие окна. Много света. На застеклённой веранде выставлен китайский и японский фарфор — это действительно коллекция эмира рубежа XIX–XX веков. Все эти вазы – то немногое, что сохранилось здесь после поспешного бегства эмира в 1920 году. Говорят, что у эмира была привезенная из Китая чаша, которая меняла цвет, если в еде или напитках оказывался яд. Возможно, чаша смогла уберечь своего владельца от яда, но не от трагической судьбы изгнанника.

Японские и китайские купцы подарили более 100 ваз. За это получили право "торговать безданно, беспошлинно".
Японские и китайские купцы подарили более 100 ваз. За это получили право "торговать безданно, беспошлинно".
-21

А мы, тем временем, покинем дворец эмира и пойдем к гостевому дому. Это восьмиугольный, павильон в центре сада. Снаружи здание куда скромнее, чем его интерьер.

Домик с виду скромный
Домик с виду скромный

Изначально это строение предполагалось для размещения княгини Ольги (сестры Николая II),которая Алимхану очень нравилась. Княгиня Ольга Александровна вспоминала: «Приезжая в Санкт-Петербург, Эмир всякий раз навещал меня, привозя богатые подарки, что зачастую ставило меня в очень неловкое положение. Однажды он подарил мне огромное золотое колье со свисавшими с него, наподобие язычков пламени, рубиновыми гроздьями».

-23

Эмир, который по некоторым данным, был неравнодушен к этой особе неоднократно приглашал её в гости. Он надеялся на встречу с Ольгой в Бухаре и построил ей домик. Но в Бухару она так и не приехала, а потому здесь стали размещать многочисленных гостей эмира. Не приехал в Бухару и Николай II. Планировал в 14-м году, но тут война, потом революция, замотался, в общем, совсем.

На декорацию большой комнаты было использовано более 4 кг. позолоты. Один потолок, декорированный сусальным золотом, чего стоит.

-24
-25
-26

Сейчас это музей одежды конца 19 — начала 20 века. Здесь выставлена одежда бухарского горожанина XIX века,  золотошвейная одежда эмира, обувь. Судя по сохранившейся одежде, последний эмир Бухарского эмирата был большой модник: расшитые золотыми нитями халаты, вышитые штаны, кожаные сапоги…

-27

Халат эмира. Полностью покрытый золотым шитьём халат весил 10 кг! На приёмы под вышитый халат эмир надевал ещё 6 простых халатов: их он мог снять и подарить особо отличившимся поданным.

-28

Помимо халатов, здесь представлены и другие предметы одежды эмира с обязательной золотой вышивкой.

-29

Образцы местной обуви конца 19 века. Вот, по-моему, очень интересная пара:

-30
-31

Нам осталось посмотреть здание гарема эмира. Гарем от арабского «харам» — «запретный», означает ту часть дворца, которую эмир оставил для себя и куда строго запрещалось входить посторонним. Пойдем? Никто теперь не запрещает.

Идем по дорожке с виноградником.
Идем по дорожке с виноградником.

Напротив гарема стоит небольшая беседка. Она одновременно была и летней мечетью с минаретом, и "наблюдательным пунктом"эмира. Отсюда открывался прекрасный вид на бассейн,где плескались его многочисленные женщины.

-33
-34
-35

Собственно гарем располагался на втором этаже этого белого строения, стоящего возле бассейна, внизу же жили официальные жёны эмира.

-36
Молодая жена бухарского эмира Сейид Алим-хана, 1916 г.
Молодая жена бухарского эмира Сейид Алим-хана, 1916 г.

Теперь в 12 комнатах гарема – выставка всевозможных ковров, сюзане и прочих бухарских вышивок.

-38
-39

Каждому времени —  своя сказка. И в советское время на бывших владениях эмира Бухарского выстроили корпуса санатория "Ситораи Мохи-Хоса" (1962). Место-то хорошее. Зря что ли туши развешивали?

-40

Наша экскурсия по дворцу закончена. Осталось попрощаться с павлинами. Павлины в этот раз были в вольере и ни одного гуляющего по территории. Не сезон.

-41

Хвосты пушат они в основном по весне, когда у них брачный сезон. Ещё они в это время просто до одури мерзко орут. По легенде-это они жалуются на судьбу. Эти нарядные птицы были выгнаны из рая вместе с Адамом и Евой. У павлина после изгнания высохли ноги. И,когда взгляд сказочно красивого павлина падает на свои высохшие ноги, он вспоминает сады рая, изгнание, и стонет, и проклинает свою судьбу.

-42