ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПОВ НА АКТЕРСКУЮ ИГРУ И ЖИЗНЬ.
Как психология связана с актёрским мастерством, мы все понимаем прекрасно, но пора бы рассмотреть такой раздел как "архетип" из психологии если заглянуть глубже, что и как влияет, чему стоит задать вопросы. Речь пойдет о людях, а не образах героев пьес, ведь перенять мы их не сможем на себя, а понять да.
Архетип — это врождённый психологический паттерн, который, согласно теории аналитической психологии, существует в коллективном бессознательном человечества. Проявляется как универсальные сюжеты, символы и персонажи, которые человек интуитивно узнаёт, даже если никогда о них не слышал.
Вопросы на рассмотрение:
1. Кто такие архетипы и с чем их едят?
2. Их особенности и недостатки.
3. Характеристики.
4. Как работать на практике?
Архетип "герой"
– это сильный и верный человек своему делу, цели. Который будет поступать так, как ему этого захочется. У него свои принципы, морали, надежды на исход мечты. Такие люди не ждут подтверждения, они будут делать всё для того, чтобы добиться мастерства. Нежелание идти с толпой, тем более вести её за собой, но без общества не может находиться. Своё мастерство показывает через проекты, пассивное внедрение, контроль.Лидерские качества, готовность помогать другим (более слабым), ищет конкуренцию и врагов. То есть, этот человек не будет действовать под чей-то четкий указ, он делает то, чего жаждет всей душой несмотря даже на то, через что и чем придется пожертвовать.
В контексте актерской игры Герой — это не просто «положительный персонаж» или «победитель». Это архетип, олицетворяющий путь, борьбу, самопреодоление и жертвенность ради цели, превышающей личные интересы. В его основе лежит универсальная модель, описанная Карлом Густавом Юнгом и детализированная в «мономифе» Джозефа Кэмпбелла: Зов Приключения → Отказ от Зова → Встреча с Наставником → Преодоление Порога → Испытания → Главное Сражение → Возвращение с Эликсиром.
Особенности игры людей с таким архетипом: активная позиция, всегда держит на себе внимание, так сказать "заполняет" сцену, даже если там никого нету. Плавные, но грубые движения, "тяжёлый" вес тела.
*Вес тела – то, как мы воспринимаем себя здесь и сейчас. Это может быть как всё тело, так и некоторые части.
Таким людям особенно сложно играть неуверенных, слабых. Почему? Потому что это противоречит им самим. Не даёт полной свободы и в принципе никогда не даст, даже с полной проработкой. Всё потому что архетип = бессознательное состояние. Но сильные стороны всегда можно умело раскрыть. Как? Просто. Такие люди смогут раскрыть драматических героев,сложных и противоречивых для зрителя.
Например: человек, который поступает плохо, но при этом во благо чему-то(цель). Взгляд, осанка, жесты особенно помогают. Пластичность тела делает их "вес" чем то интересным и необычным.
Хорошая проработка и узнать свои сильные стороны: фотки, повторение известных картин, раскрытие себя в танцах. Голос – интонации.
Ключевые характеристики архетипа Героя:
· Миссия (Сверхзадача): У него есть высшая цель (спасти, защитить, добиться справедливости, добыть знание).
· Смелость и Решимость: Он действует, несмотря на страх и смертельный риск.
· Компетентность и Развитие: Герой редко бывает всемогущим от рождения. Он учится, растет и закаляется в испытаниях.
· Жертвенность: Он готов отказаться от комфорта, любви, личного счастья и даже жизни ради общего блага.
· Этический стержень: Им движет глубокое, пусть иногда и своеобразное, чувство справедливости.
Карл Густав Юнг: «Архетипы — это не унаследованные представления, а унаследованные возможности представлений, универсальные образцы, существующие в коллективном бессознательном».
Как работать с архетипом Героя в актерском мастерстве
Если вам близок или поручен этот архетип, главная задача — очеловечить его, а не сыграть схему. Герой без изъянов и сомнений скучен и не выразителен.
1. Найдите его «Тень».
Сила Героя проявляется в борьбе не только с внешним злом,но и с внутренними демонами. Задайте себе вопросы:
· Чего он боится больше всего? (Не только смерти, но и провала, позора, бессилия).
· В чем его внутреннее противоречие? (Например, жажда свободы против чувства долга).
· Как его главная сила становится слабостью? (Решимость граничит с упрямством, жертвенность — с саморазрушением).
Карл Густав Юнг: «Тень — это то, что человек не желает в себе признавать». Задача актера — признать и воплотить эту Тень своего Героя.
2. Определите Миссию и Цену.
Не играйте абстрактное«добро». Играйте конкретную, жизненно важную цель.
· Что случится, если он НЕ выполнит свою миссию? Ответ на этот вопрос даст вам энергию, драйв и чувство срочности.
· Какую цену он платит на каждом шагу? Покажите его усталость, боль, разочарование, моменты отчаяния. Герой, который не устает, — робот.
3. Проживите «Путь Героя» как трансформацию.
Ваша роль должна иметь дугу развития.Герой в финале не может быть тем же, что и в начале.
· Начало: Кто он? Обычный человек, не готовый к подвигу, или уверенный воин, не ведающий о грядущей жертве?
· Испытания: Как они меняют его? Физически (шрамы, усталость) и духовно (разочарование, обретение мудрости, потеря иллюзий).
· Финал: Что он потерял и что обрел? Часто «эликсиром» становится не сокровище, а знание или горький опыт.
4. Играйте не результат, а процесс.
Не показывайте«смелость», показывайте преодоление страха. Не играйте «силу», играйте усилие, чтобы ее проявить. Зритель верит не победе, а борьбе, которая к ней привела.
Константин Станиславский: «Не играйте результат. Играйте действие, стремление к цели в предлагаемых обстоятельствах». Герой не «хочет быть смелым», он «вынужден пересилить дрожь в коленях и сделать шаг вперед».
Примеры Героя в мировой литературе и кино
Русская классика:
· Петр Гринев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина): Его героизм — не в подвигах, а в сохранении чести и верности долгу и любви вопреки всем обстоятельствам. Он проходит путь от недоросля до человека чести.
· Князь Мышкин («Идиот» Ф.М. Достоевского): «Христоподобный» герой, чья миссия — нести добро и сострадание в жестокий мир. Его трагедия в том, что мир ломает его, демонстрируя цену и недостаток такой жертвенности.
· Тарас Бульба (Н.В. Гоголь): Герой-фанатик, чья миссия (служение Отчизне и вере) поглощает его целиком, заставляя принести в жертву даже собственного сына.
Зарубежные персонажи:
· Люк Скайуокер («Звездные войны»): Классический пример кэмпбелловского мономифа: от фермера до джедая, проходящего через искушение «Тенью» (отцом).
· Максимус Децим Меридий («Гладиатор»): Герой-мститель, чья личная месть сливается с миссией освобождения Рима от тирана. Его сила — в стойкости духа, а жертва — закономерный финал его пути.
· Фродо Бэггинс («Властелин Колец»): Антипод классическому герою. Маленький, слабый, но именно ему по силам нести тяжкое бремя Кольца. Его героизм — в endurance, в способности вынести ношу и продолжить путь.
Антигерой как вариация архетипа
Антигерой — это «Тень» классического Героя. Он наследует его структуру (у него есть миссия, он проходит испытания), но лишен его традиционных добродетелей. Он может быть циником, эгоистом, преступником или просто сломленным человеком.
Примеры:
· Родион Раскольников («Преступление и наказание»): Его миссия — доказать свою «исключительность», переступив через мораль. Он проходит все стадии пути героя (замысел-испытание-кризис-возрождение), но его «эликсир» — не слава, а покаяние и возможность начать жизнь заново через страдание.
· Дон Кихот (Мигель де Сервантес): Герой-безумец, чья миссия — восстановить рыцарство, абсурдна в глазах мира. Но его архетипическая суть — самоотверженное служение идеалу — делает его вечным Героем.
· Вальтер Уайт («Во все тяжкие»): Его миссия — обеспечить семью перед смертью — постепенно превращается в путь самоутверждения и власти. Он проходит классический путь, но его трансформация — это падение, а не возвышение.
Особенности и недостатки архетипа для актера:
Сильные стороны:
· Энергия действия: Роль заряжена мощным драйвом, что помогает выстроить энергию всего спектакля или фильма.
· Ясность цели: Сверхзадача Героя обычно четко определена, что облегчает построение сквозного действия.
· Эмпатия зрителя: Публика легко проецирует себя на Героя и сопереживает его пути.
Ловушки и недостатки:
· Риск одномерности: Самая большая опасность — сыграть «плакатного» героя, лишенного внутренних противоречий.
· Отсутствие изъянов: Идеальный персонаж неинтересен. Зритель верит тому, кто борется со своими слабостями.
· Эмоциональная бедность: Увлечение внешней «силой» и «решимостью» может привести к тому, что актер забудет показать уязвимость, страх и боль.
Вывод
Архетип Героя в актерской игре — это не инструкция по созданию безупречного спасителя. Это карта внутреннего путешествия, которую актер должен наполнить живой, пульсирующей человечностью. Успех роли заключается не в демонстрации силы, а в откровенном показе усилия быть сильным; не в отсутствии страха, а в мужестве действовать ему вопреки.
Такие люди чаще всего являются в произведениях антигероями, антагонистами, людьми которые идут вне общества, драматические, вплоть до главных героев (не всех).
Пишите в комментариях, спрашивайте подробнее.
Мой telegram-канал
Тест на архетип:
4