Ace of Base вошли в историю поп-музыки 90-х. Певица Дженни Берггрен рассказывает о несправедливой оплате, сестринской зависти и слишком раннем успехе.
Когда кто-то вспоминает Ace of Base, то, скорее всего, первым делом представляет её лицо: Малин Берггрен — светловолосую вокалистку шведской группы. В 90-е её видели буквально каждый час на MTV. «She leads a lonely life», — пела прекрасная Малин, глядя в камеру с серьёзным выражением. Это была первая строка хита Ace of Base «All That She Wants», и теперь так называется документальный сериал о поп-звёздах, который недавно вышел в Германии. Трёхсерийная лента показывает, как брат и две сестры — Малин, Джонас и Дженни Берггрен — вместе с другом Ульфом Экбергом в 1993 году буквально за одну ночь стали мировыми звёздами. И как этот проект начал распадаться.
Потому что Ace of Base в прежнем составе уже давно не существует. Ирония в том, что именно Малин — светловолосая, лицо группы — первой захотела уйти от всей этой суматохи. Причины её ухода всегда были предметом спекуляций, и даже эта документалка до конца не объясняет всё. Тем более что только Ульф Экберг и Дженни Берггрен дали согласие участвовать в проекте. В фильме упоминается страх полётов, из-за которого Малин тяжело переносила длительные поездки. А ещё — что она долго оставалась в роли фронтвумен, хотя ей это было всё тяжелее и она хотела уйти гораздо раньше, но осталась, и которую «все хотели видеть».
«Они хотели этот “эффект ABBA”»
«У Малин была настоящая аура», — восхищается в фильме музыкальный критик. Поэтому правило было таким: блондинка — впереди, брюнетка — рядом, а парни — позади. Так требовал лейбл, особенно когда группа начала штурмовать чарты США.
«Они хотели добиться такого же образа, как у ABBA», — вспоминает Дженни Берггрен в интервью. Младшая сестра была «той, у кого нет звёздной ауры», вторым голосом на бэк-вокале. Неужели это не было тяжело — сестрам стоять в прямой конкуренции?
«Я действительно чувствовала себя на втором плане», — говорит Дженни. Музыкальный бизнес был очень требовательным, это, естественно, вносило напряжение между ними. «Мы должны были разбираться с контрактами, вместо того чтобы смеяться, есть мороженое или обсуждать парней, как делали это раньше, до контрактов».
Тем не менее она утверждает, что никогда не завидовала. Особенно когда в 1998 году ей пришлось стать фронтвокалисткой — потому что Малин всё больше отстранялась.
«Если твоя сестра в центре внимания, хотя не хочет там быть, ты её подменяешь — это нормально», — говорит Дженни. И добавляет: «У меня не было выбора. Было ясно, что кто-то из нас должен выйти вперёд, иначе нас бы засудили».
Ace of Base и большие деньги
Что уход Малин создавал напряжение внутри группы — в фильме показано явно. Но документалка затрагивает и другую тему: сёстры не хотели постоянно быть “лицом” коллектива ещё и потому, что как вокалистки получали намного меньшую долю дохода, чем их брат и Ульф Экберг.
Дженни призналась, что удивилась, когда эта тема всплыла в док. фильме.
«Нам вообще запрещали когда-либо говорить об этом, но один человек с лейбла упомянул это в фильме».
И она честно признаёт: это был шок, когда они с Малин поняли, что означает подписанный контракт.
«Сделка была изначально неудачной. И это одна из причин, почему нам с Малин было всё более странно продолжать. Мы не могли заняться другой работой, а большие деньги шли не нам, а парням. Поэтому мы не горели этим делом — мы не хотели ломать себя, ведь работали на них, а не на себя».
Это, конечно, бросалось в глаза. В фильме, например, знаменитый американский продюсер Клайв Дэвис говорит, что «девушки не относились к делу так же серьёзно, как парни».
Дженни комментирует: «Клайв Дэвис ничего не знал о нашем контракте. Если бы он знал, он бы, наверное, устроил всем ад».
«Не пожелала бы никому такого раннего успеха»
В документалке видно, как Экберг и Джонас покупают дома и лодки, наслаждаются роскошной светской жизнью — в стиле jet-set. Сёстры же остаются в стороне. Частично потому, что у них не было таких средств, но и потому, что они хотели более спокойной жизни.
Дженни говорит, что тогда старалась сознательно не сравнивать себя с другими:
«Я была довольна тем, что мы всё равно зарабатывали хорошие деньги. Не буду говорить сумму, но я бы была дурой, если бы не радовалась этому».
Она объясняет, как возникла эта схема:
«Это соглашение появилось ещё до того, как мы подписали первый контракт. Джонас и Ульф фактически наняли нас как гостевых певиц. Я и представить себе не могла, что мы станем успешными. А парни работали над этим гораздо больше. Джонас старше меня на пять лет — он уже долго занимался музыкой. Я ведь тогда ещё училась в школе».
Позднее контракты изменились, но главный успех — альбом Happy Nation, один из самых продаваемых дебютных альбомов в истории — уже был выпущен по старой схеме.
В начале 2000-х лейбл настоял на введении второй вокалистки, парни тоже хотели этого. В этот момент Дженни ушла — она не хотела замены для своей сестры. Были наняты две новые молодые певицы — и группа провалилась.
«Лучший пример того, как можно разрушить группу», — смеётся Экберг в фильме над собой. Он был тем, кто больше всех наслаждался славой и деньгами. Но сегодня он больше не выходит на сцену.
Иронично, что в итоге именно Дженни оказалась той, кто остался. Она — та, что была «аутсайдером», та, у кого «не было поп-звездного гена», но кто вырос благодаря обстоятельствам. Сейчас она продолжает гастролировать с хитами Ace of Base и собственными песнями как Jenny from Ace of Base, а на Новый год будет выступать на ZDF в Гамбурге.
В документалке Ульф, Джонас и Дженни после многих лет встречаются на одном мероприятии. Смотреть на их неловкость довольно странно. Но Дженни уверяет: у них было много весёлых моментов.
«Но я бы никогда не пожелала никому такого раннего, стремительного успеха», — признаётся она.
Она уверяет: отношения между братьями и сёстрами Берггрен сейчас в порядке.
«Связь между нами никогда не была по-настоящему разрушена. Мы никогда в этом не сомневались. Сегодня у нас очень хорошее, тёплое семейное отношение».
©Ace of Base «Original»