Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Корни кризиса: как санкции первого призыва подорвали нашу нефтехимию

Наша предыдущая статья завершилась безрадостным выводом: «корабль» российского рынка моторных масел грандиозен сам по себе, но, увы, почти никуда не движется, поскольку лишен навигационной системы. Что мы имеем? Мощный производственный потенциал, рост технологичных игроков, волну импортозамещения. Но над всем этим — вакуум недоверия. Нет системы, которая могла бы дать потребителю простой и понятный маркер: «ДА, это масло безопасно для вашего дорогого мотора». А самое главное, что эта ситуация – не какой-то там внезапный недуг. Это хроническое заболевание, и диагноз был поставлен более десятка лет назад. Чтобы понять всю глубину сегодняшнего кризиса, стоит совершить экскурс в недавнюю историю, в год 2014-й, когда уже «грянул гром». Правда, тогда еще – не для всех. Пока макроэкономисты говорили о курсе рубля и ценах на нефть, для нефтехимической отрасли тот год стал «точкой невозврата». Именно тогда были введены первые ограничительные меры против «Роснефти», заблокировавшие доступ к ряду

Наша предыдущая статья завершилась безрадостным выводом: «корабль» российского рынка моторных масел грандиозен сам по себе, но, увы, почти никуда не движется, поскольку лишен навигационной системы.

Что мы имеем? Мощный производственный потенциал, рост технологичных игроков, волну импортозамещения. Но над всем этим — вакуум недоверия. Нет системы, которая могла бы дать потребителю простой и понятный маркер: «ДА, это масло безопасно для вашего дорогого мотора».

А самое главное, что эта ситуация – не какой-то там внезапный недуг. Это хроническое заболевание, и диагноз был поставлен более десятка лет назад. Чтобы понять всю глубину сегодняшнего кризиса, стоит совершить экскурс в недавнюю историю, в год 2014-й, когда уже «грянул гром». Правда, тогда еще – не для всех.

Кто бы мог подумать, что эта бомба была заложена более десятилетия назад...
Кто бы мог подумать, что эта бомба была заложена более десятилетия назад...

Упущенный момент истины

Пока макроэкономисты говорили о курсе рубля и ценах на нефть, для нефтехимической отрасли тот год стал «точкой невозврата». Именно тогда были введены первые ограничительные меры против «Роснефти», заблокировавшие доступ к ряду западных технологий. Это был «первый звонок», который, увы, в суматохе более громких событий услышали далеко не все.

Когда грянул первый гром, большинство предпочло просто сделать вид, что ничего не произошло. Коллаж: Hyundai XTeer
Когда грянул первый гром, большинство предпочло просто сделать вид, что ничего не произошло. Коллаж: Hyundai XTeer

До 2014 года российский рынок смазочных материалов пребывал в комфортной полудреме. Стратегия была проста и, как казалось, незыблема: «Мы все за рубежом купим!» (с). Крупнейшие нефтяные и нефтехимические компании и производители оборудования, та же «Роснефть», «Транснефть» и «Сибур», спокойно работали по стандартам американского института нефти (API), закупали импортные присадки, катализаторы и рецептуры, а главное – без проблем сертифицировали свою продукцию на международных стендах.

Инициативы, подобные созданию национального института стандартизации моторных масел, воспринимались как блажь. Зачем изобретать велосипед, когда можно купить готовый «Мерседес»? Система ГОСТ, доставшаяся в наследство от СССР, медленно, но верно морально устаревала, не успевая за стремительной эволюцией моторов и требований к экологии.

2014 год стал моментом истины, который все предпочли проигнорировать. Санкции против «Роснефти» ясно дали понять: ваша нефтехимия сидит на игле западных технологий, и эта игла в любой момент может быть извлечена. Но вместо того, чтобы консолидироваться и срочно начинать «стройку века» – создание собственной, суверенной системы испытаний и стандартов, – отрасль предпочла сделать вид, что гроза прошла стороной.

10 лет отрасль дремала, между тем как "фитиль" санкций медленно, но уверенно прогорал...
10 лет отрасль дремала, между тем как "фитиль" санкций медленно, но уверенно прогорал...

Запоздалое пробуждение

Лишь в декабре 2019 года – спустя пять лет! – Росстандарт, «Сибур», «Роснефть», «Транснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Северсталь» и ОМЗ на совещании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подняли тему создания национальных стандартов как альтернативы API и ACEA. Но и тогда дело сдвинулось с мертвой точки лишь на бумаге. Фактически, только после февраля 2022 года, когда связь с иностранными центрами была полностью прервана, процесс по-настоящему активизировался. Учредили ИНТИ – Институт нефтегазовых технологических инициатив. По озвученным учредителями планам, к середине 2025 года институт уже должен был разработать весь спектр требуемых отрасли стандартов. Однако год подходит к концу, проект все еще не готов, авторы инициативы молчат.

Получается горький парадокс: первые санкции 2014 года не разбудили, а усыпили бдительность. Тогда создалась иллюзия, что удар можно переждать, а проблема как-то сама собой рассосется. И вместо того, чтобы начинать активную борьбу, отрасль просто «спрятала голову в песок», пока гром не грянул повторно в 2022-м, но уже в полную силу.

Таким образом, нынешняя горькая действительность – это не следствие внезапно свалившихся проблем. Это результат стратегической близорукости и десятилетия упущенных возможностей. Пока Запад вовсю тестировал масла для двигателей стандарта Euro 6, мы «дремали». И лишь в 2025 году с надеждой вглядываемся в горизонт в ожидании своего первого национального стандарта.

Цена этой десятилетней задержки – отсутствие современной отечественной системы стандартов качества смазочных материалов. А если нет стандартов, то и соотнести качество производимой внутри страны продукции не с чем. У производителей нет возможности доказать, что они выпускают продукцию высокого качества. У потребителей – никаких гарантий, что им продают действительно качественное.