Найти в Дзене

Алла Маркова: "Искусство должно излучать свет, дарить счастье и всегда вызывать только хорошие эмоции"

Алла, Вы уже в детстве увлеклись творчеством? С чего всё начиналось и как Вы в итоге пришли к живописи? Какую роль в этом сыграла Ваша мама? Я рисую, сколько себя помню. И мне это всегда очень нравилось и увлекало. В детстве, как и все дети, я просто с увлечением рисовала, не задумываясь о существовании художников или о живописи как о виде искусства. А ещё у нас дома была библиотека с книгами для творческого развития, и я просто обожала их пролистывать и рассматривать. Мои родители дали мне очень многое, и особенно это касается моего творческого развития. В детстве я часто читала стихи и сказки на сцене, и моя мама активно поддерживала каждое мое выступление. Она учила меня тому, как правильно держать себя на сцене, как и с какой интонацией читать стихи. В это же время я сама писала стихи и сказки собственного сочинения. И у меня этого материала накопилось на небольшой сборник. Все мое творчество всегда поддерживалось и до сих пор поддерживается моими родителями. Надо сказать, что моя

Алла, Вы уже в детстве увлеклись творчеством? С чего всё начиналось и как Вы в итоге пришли к живописи? Какую роль в этом сыграла Ваша мама?

Я рисую, сколько себя помню. И мне это всегда очень нравилось и увлекало. В детстве, как и все дети, я просто с увлечением рисовала, не задумываясь о существовании художников или о живописи как о виде искусства. А ещё у нас дома была библиотека с книгами для творческого развития, и я просто обожала их пролистывать и рассматривать. Мои родители дали мне очень многое, и особенно это касается моего творческого развития. В детстве я часто читала стихи и сказки на сцене, и моя мама активно поддерживала каждое мое выступление. Она учила меня тому, как правильно держать себя на сцене, как и с какой интонацией читать стихи. В это же время я сама писала стихи и сказки собственного сочинения. И у меня этого материала накопилось на небольшой сборник. Все мое творчество всегда поддерживалось и до сих пор поддерживается моими родителями. Надо сказать, что моя мама является педагогом и воспитателем с большой буквы. Она по-прежнему гордится мной и радуется каждому рождению моих новых творений. Это очень необходимо и важно для творчества, если есть понимание и поддержка от самых близких тебе людей.

Что в Вашем понимании творчество? Как бы Вы могли его описать своими словами, исходя из собственного опыта?

Творчество – это внутренний порыв, который не переставая хочет выразить себя во что-то материальное в этом мире. И, выражая эти потоки, получаешь от всего этого удовлетворение. Слушая в детстве перед сном целые симфонические произведения, звучавшие множеством инструментов, я впервые осознала для себя то, что творчество – это поток, вливающийся в тебя. Музыка, симфонии, стихи – они сами писались и звучали внутри. Нужно было просто успевать все это записывать. Самая важная мысль о творчестве, которую я поняла из опыта, это то, что творческие идеи сами находят человека. Он лишь инструмент, способный передать этот посыл или не способный, или передать его частично, меняя его в угоду своего жизненного понимания.

В начальной школе Вы стали посещать художественные кружки, которые впервые открыли для Вас мир изобразительного искусства. А первые конкурсы, в которых Вы стали принимать участие, приносили Вам призовые места. Что стало для Вас самым ярким воспоминанием того времени?

С 6 лет я начала посещать художественные кружки, на которых нас уже более профессионально знакомили с изобразительным искусством и преподавали его как прикладное ремесло. Мне это нравилось, и у меня это получалось неплохо. Помню, что я очень серьёзно относилась к занятиям в художественной студии и ко всему, что мы там делали. Рисование для меня – это что-то абсолютно естественное, такая же потребность, как дышать. И такая же естественная потребность – экспериментировать и совершенствоваться в живописи в любой технике и в работе с любыми материалами.

В какой момент своего творческого пути Вы вдруг решили посвятить себя музыке? Почему? Что подтолкнуло Вас на это решение: желание писать музыку или что-то ещё?

Закончив третий класс, я неожиданно для себя открыла музыкальную школу, потому что меня туда пригласили мои одноклассницы. И я захотела там обучаться игре на фортепиано. Родители меня поддержали, но так как занятия в художественном кружке и музыкальной школе для ребёнка моего возраста было тяжело освоить, мне пришлось сделать выбор в пользу одного из занятий. Я выбрала музыку, о чём ни разу не пожалела. Потому что годы спустя, после того как я овладела музыкальной грамотой, мои стихи превратились в полноценные песни. Музыка остаётся со мной по сей день: я играю произведения своих любимых композиторов и одновременно с этим пишу уже свою музыку и песни. Музыка способна достигать глубины сердца, и в 14 лет она стала для меня ярким смыслом и способом выражать свои чувства и понимать при этом чужие.

Но даже несмотря на музыкальную школу, в которую Вы продолжали ходить день ото дня, рисование Вас не отпустило. Вы продолжали изрисовывать листы бумаги в надежде на то, что всё же рисование вытеснит музыку из Вашей жизни, или Вам тогда было тяжело сделать выбор в пользу чего-то одного?

Выбор был сделан, но рисование продолжало сопровождать меня всю жизнь, даже несмотря на то, что я уже не посещала художественную школу. Одно другому не мешало. Тем более меня всегда в жизни окружали преподаватели изобразительного искусства. В школьные годы я рисовала особенно много, так что альбомы разрисовывались один за другим. В то время я увлеклась портретами, и, вооружившись карандашом, день за днём совершенствовала навыки. В школе получать пятёрки по рисованию было само собой разумеющимся, а похвалы одноклассников питали мою уверенность в своих способностях.

После окончания школы Вы всё-таки выбрали творческую профессию или снова нет? Как в студенческие годы возникла художественная школа в Вашей жизни и почему Вы бросили её, так и не закончив?

Я хотела получить высшее образование и выбрала для этого экономический факультет. На третьем курсе университета я возобновила посещение художественной школы, так как в моем окружении было много художников. Вместе с ними я рисовала, делилась советами и навыками по рисованию, ходила на пленэр с этюдами. Хотя я и посещала каждый день занятия в художественной школе, мне было их мало, и хотелось ещё больше знаний, практики и вдохновения. Дело в том, что копирование пейзажей на уроках в художественной школе не могло удовлетворить мою жажду и страсть к рисованию. В итоге я решила закончить там своё обучение.

Что Вам дала эта художественная школа и какие работы, в каком стиле Вы стали писать?

В школе любимые занятия были по академическому рисунку, и там, работая над формой, тенями и полутонами, я вдруг осознала, что из-за особенностей моего зрения мне сложно передать чёткость формы, даже в самом обычном натюрморте. Астигматизм не даёт видеть формы в чётком изображении, а соответственно, и изображать их. Природа моего зрения позволяет мне видеть не чёткость и резкость очертаний, а оттенки, движения, игру света и теней, некое сияние вокруг объектов. А для того чтобы детально изображать мир, чтобы показать, каким он был и есть, я использую фотографию. Фотография помогает мне зафиксировать моменты видимого окружающего мира. В то время я писала пейзажи и портреты. Но осознание того, что из-за моего зрения мне никогда не увидеть чёткие формы, заставило меня задуматься о том, что действительно нравится мне изображать, что я хочу писать, что для меня искусство и что я ценю в картинах. Я начала размышлять и анализировать о том, что значат картины для других и для меня самой. Тогда своего стиля у меня ещё не было, так как нас учили копировать чужие работы.

С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться на своём творческом пути и как Вы их учились преодолевать? Что Вам придавало сил и вдохновляло Вас не сдаваться, а продолжать дальше свой путь художника?

Знаете, есть такое известное слово – муза. Но понимание того, что же это такое, пришло ко мне после длительного анализа и изучения пройденного опыта своей жизни. Именно творческий порыв, который хочет быть реализованным, можно назвать словом "муза". Потому что у этого порыва творчества есть сила и энергия себя проявить. И это позволяет творцу – художнику, музыканту – творить и вдохновляться, быть в потоке.

-2

Что стало переломным моментом в Вашем творчестве, и как на это повлиял Художественный музей в городе Чебоксары, который Вы посетили? После каких картин Вы точно определили для себя, что искусство для Вас – это в первую очередь про эмоции и только потом про чувства, которые нам хотел передать художник? И как это впоследствии отразилось на Вашем творчестве?

В свои студенческие годы я часто посещала фотовыставки и выставки картин. Переломный момент случился после того, как я посетила Художественный музей в городе Чебоксары. Рассматривая там работы великих мастеров, анализируя чувства и эмоции, которые во мне пробуждают их стиль, цветовая палитра и манера исполнения, я осознала и поняла, чем именно я восторгаюсь в живописи. А две картины, увиденные мною там, как бы подтвердили мои выводы. На одной был изображен какой-то сложный сюжет с чёткими, тонкими линиями, проработанными до мельчайших деталей. Сама картина была очень похожа на фотографию. Несмотря на то, что художник потратил много времени и сил на своё творение, картина меня ничем не зацепила. Для меня это была всего лишь фотография, детально и реалистично передающая жизнь людей той эпохи. Напротив же другая картина просто тронула меня до глубины души. На ней было изображено дерево, написанное грубыми, размашистыми мазками, словно трёхлетний ребёнок в порыве эмоций нарисовал чёрной краской унылый серый пейзаж с примитивным деревом-«морковкой» с кривыми ветвями. Серое небо вокруг также было написано грубыми мазками, очерчивающими контуры ветвей. Картина была невероятно простой и примитивной, но при этом всё выглядело очень эмоционально и смело. Холст словно пылал чувствами художника, его взрывной энергией. Чувствовалась даже скорость, с которой он наносил эти резкие мазки. Очевидно, картина была написана в мгновение ока, словно спонтанный выплеск монохромных красок на холст. Для меня было огромным удовольствием смотреть и чувствовать эту картину. Впоследствии я поняла, что именно это я и ценю в искусстве – возможность ощутить эмоции, почувствовать страсть художника. По сути, полотно – это передача чувств. И нам либо нравятся эти чувства, либо нет. То же самое касается музыки. Музыка может зацепить, а может оставить равнодушным. Можно создать гениальную мелодию, которая станет популярной. Критики будут её возносить. Но если она не вызовет никаких эмоций, если я внутри ничего не почувствую, то какое значение будет иметь эта музыка для меня? Равнодушие? Даже если весь мир будет ею восхищаться. И это стало началом моего анализа искусства в подобном ключе.

Откуда черпаете вдохновение для своих будущих работ? Посещаете музеи, путешествуете, фотографируете или что-то ещё?

Я часто посещаю выставки и музеи. Как и любой, кому нравится живопись, я люблю прочувствовать картины, попытаться понять замысел автора, его ход мыслей, восторгаться линиями, невероятным и магическим переходом теней, сочетаниями и яркостью красок на полотне. Живопись тесно переплетается с моей любовью к фотографии. Именно через фотографию я познаю красоту окружающего мира. Фотография помогает разглядеть детали, построить композицию, уловить те самые волшебные моменты света и тени – всё то, на чём строится живопись. Наблюдение через объектив помогает мне зафиксировать сюжеты для будущих картин.

Параллельно с живописью Вы много фотографируете. А Ваш любимый жанр – живопись. Когда Вы впервые взяли в руки фотоаппарат? После какого кадра Вы поняли, что именно фотография помогает Вам увидеть мир, который потом найдёт отражение на Ваших полотнах?

Да, фотография – неотъемлемая часть всей моей жизни. Это моя страсть. Я очень много фотографирую. Не знаю, как это объяснить, но я по-настоящему счастлива, когда фотографирую. Мой любимый жанр – это пейзажи. Я стараюсь каждый месяц выезжать на живописные локации: чаще в горы и к морю, а если поближе – к водоёмам и лесам, и запечатлеть все удивительные и гармоничные сочетания окружающего мира. Если мне удаётся найти интересный, фотогеничный кадр, я могу часами любоваться этой красотой и ландшафтным дизайном, созданным природой, и сделать огромное количество снимков. И для меня всегда непростой выбор – из всего этого великолепного многообразия выбрать несколько снимков для своих социальных сетей.

Однажды встреча с художником помогла Вам посмотреть на живопись совсем непривычным взглядом и понять, какие картины Вы будете сами писать в будущем.

Необычная встреча произошла с таинственным уличным питерским художником, которого я встретила на набережной ещё в студенческие годы, когда старалась всё свободное время посещать новые места. Он показался мне каким-то очень таинственным. Я не сказала ему, что сама рисую, но он обратился ко мне и сказал, что мы, художники, должны уметь видеть то, чего не видно. В качестве примера он привёл реку: мы смотрим на её поверхность, но не видим дна и не знаем, что там может быть на дне, а художник может это изобразить и должен уметь это сделать. Его слова были очень глубокими и, безусловно, повлияли на создание тех картин, которые написаны не с натуры, а из собственных образов. Это происходит, когда определённая внутренняя настройка заставляет прислушиваться к всепроникающему миру вокруг нас и в нас. И, почувствовав это сокровенное открытие, я стараюсь излить эти идеи в виде образов на холст. Главное здесь – не бояться выразить эту идею и дать идее воплотиться в жизнь.

Спустя годы именно семейная багетная мастерская стала для Вас местом безграничных экспериментов и поиска своего собственного стиля. Как эти два события в жизни повлияли на Вас как на художника?

Багетная мастерская поистине стала моей творческой мастерской, где я могла безгранично экспериментировать с техниками, красками и материалами: от тонкой бумаги до росписи на стекле и керамике, от акварели до масляных красок. Там я оформляла в рамы под стекло сухоцветы, создавая бессмертные композиции, которые я собственноручно выращивала, и до сих пор храню коробку с богатым урожаем. Ещё я там работала с пастелью, акрилом и красками с металлическим эффектом. Всячески использовала в работах витражные контуры. Даже создала множество объёмных картин из акриловой пасты и декорировала цветочные горшки. Безграничная свобода для фантазии и страсть к творчеству помогли мне создать картины, ставшие впоследствии моей визитной карточкой и отражением моего внутреннего мира. У меня появились картины, которые нравились не только мне, но и другим.

Как картина "Изначалие", которую Вы написали в 2014 году, повлияла в целом на написание картин и воплощение идей через внутреннее намерение, некую страсть к воплощению задуманной идеи?

В 2014 году я написала картину под названием "Изначалие". На картине, словно в эпицентре взрыва, сходятся все мыслимые цветовые оттенки, наложенные крупными, уверенными мазками. И посреди этого хаоса – ослепительное белое сияние, окаймлённое нежным золотом. Это сияние – символ духовного начала, пробивающегося сквозь кромешную тьму. И это божественный белый свет, расщеплённый на цветной спектр. Суть в том, что картина, можно сказать, сама была пропущена потоком сквозь меня, словно откровение. Я лишь доверилась потоку, желанию материализовать идею, рождённую внутри. Признаюсь, результат меня ошеломил. Особенно те смелые мазки, которые смогли передать динамику этого центрального сияния — искру, вырвавшуюся из плена красок. С тех пор я научилась настраиваться на особое состояние, необходимое для работы.

И с этой картиной я участвовала в Международной выставке-конкурсе абстрактного и интерьерного искусства "Мир Абстракции", который проходил в июне 2025 года в ТГК "Киевский" в Москве, где я заняла 3-е место в номинации "Абстракция и философия".

-3

А были ли у Вас ещё подобные картины, которые рождались сначала где-то внутри Вас, а потом находили отражение уже на бумаге? Какие у Вас любимые сюжеты, которые Вы любите писать?

Подобных картин у меня было много. К примеру, картина «Поляна цветов». Есть секрет, как рождаются эти работы, но главное — это особое состояние. Когда картина завершена, я это чувствую, кладу кисть, а затем отхожу в сторону и вижу, как передо мной возникает «Поляна цветов», или вдруг появляется некий космос, или расцветают цветы. Так воплощаются идеи, рождённые в голове, а затем материализованные на холсте. И, честно говоря, я испытываю восторг от результата.

В основном мне нравится изображать идеи через космические образы, и большая часть – это мои интерпретации космических вихрей. Эти вихри преследовали меня с самого начала, но я не знала, во что они выльются и как впоследствии их изобразить. Была картина, где яркие цвета закручивались в вихрь – миллиарды разноцветных точек, имитирующих звёзды и вселенную. Это смешанная техника с использованием контуров для витражных работ. Есть галактические вихри и туннели, магнитные вселенные. Какие-то образы сами приходили, над некоторыми приходилось работать и дорабатывать их до состояния: «Вот оно!»

-4

Как Вы определяете для себя самой: это удачная работа или над ней ещё стоит поработать какое-то время?

Удачными я считаю те свои работы, в которых первоначальная идея смогла воплотиться, а образ основной идеи удалось передать. Каждая картина – это грань души, способная раскрываться по-разному в зависимости от состояния человека и времени его жизни, когда он соприкасается с ней. Так же происходит с интересными встречами или книгами: мы получаем знания, можем что-то не понять, а спустя время, переосмыслив, увидим новые грани и интерпретируем их уже по-своему.

Как выглядит Ваш творческий процесс? Без чего он у Вас никогда не начинается? Может, Вы привыкли писать на свежем воздухе, под любимые мелодии, или же этот процесс начинается внезапно, как будто из ниоткуда в голове зарождается сюжет, Вы берете в руку кисть и начинаете творить?

Любая работа рождается с огромного сильного импульса и порыва — начать творить. Не всегда ясно, что сейчас будет. Это просто жажда творить. И главное — достать все художественные принадлежности и найти удобное место.

Но основной процесс был запущен раньше, с детства, с постоянного поиска ответов на вопросы: «Что это за мир? Где мы? Для чего мы?» Стоит их начать задавать, и ответы начинают приходить, включая образы рождения мира, смены форм, движения и развития того, что я могу понять. Ведь многое здесь сложно описать или даже осознать. Конечно, бывают работы, когда есть идея, и хочется её воплотить. Но без должного настроя и смелости работа получается сухой, схематичной, лишённой той искры, что цепляет взгляд. У меня тоже были такие картины, и они не имеют для меня особой ценности, поскольку не удовлетворили меня саму своей живостью.

Однажды, загоревшись идеей написать «Букет маленьких цветов», я создала картину, вызывающую умиление и наполненную эмоциями. И, представьте себе, её сразу же приобрели, и она уехала в Европу. Когда я пыталась повторить что-то подобное, получалась уже схематичная работа, совсем не такая, как оригинал. Однажды я хотела изобразить образ галактического вихря, но не того, который мы все знаем. И на холсте 80×80 см я пыталась изобразить это движение. И лишь спустя множество попыток получилось сказать: «Вот оно!». Это был один из последних штрихов, рожденный внутренней подсказкой. Без внутреннего импульса и без поддержки музы сложно изобразить сложные космические и другие образы.

Какие материалы используете при написании картин?

Я люблю писать картины любыми средствами, но акрил стал моим излюбленным материалом благодаря его быстрому высыханию. Картину можно сразу же вешать, дарить, вывозить и делать с ней всё, что тебе угодно. Но писать маслом я тоже люблю. В этом есть что-то тёплое и земное. Только невыносимо долго ждать, когда оно высохнет. Люблю акварель за прозрачность и тонкость. Через акварель можно передать нежность в пейзажах. Она идеальна для изображения тумана, нежных цветов вишни или утра на море. Люблю пастель, сепию, витражные краски. Всё зависит от моего замысла и настроения.

Что, по Вашему мнению, должны нести в себе картины? Красоту, тёплые воспоминания, ностальгию, радость, счастье?

Моё мнение о картинах: они должны нести красоту, по возможности что-то светлое, приятное, тёплое и ни в коем случае не негативное и психически неуравновешенное. Можете бросать в меня тапки, но всё негативное, выплеснутое на холст, не стоит показывать людям, чтобы не погружать их в тот же негатив. Художник, делясь своими картинами с миром, несёт ответственность за своё творение, за те чувства и эмоции, которые оно вызовет. Поэтому нужно стремиться вызывать позитив и высокие вибрации. Мы должны сделать мир вокруг себя лучше, обращая внимание на то, что следует развивать и совершенствовать.

Какие работы художников Вас восхищают и являются для Вас теми самыми лучшими работами, к которым Вы сами стремитесь?

Я очень люблю работы художников, будь то великие известные, будь то великие, но не известные, современные и просто люди, чьи кисти выражают и говорят о чем-то прекрасном. Люблю те работы, от которых хочется радоваться и понять что-то глубокое в сердце: светлое, вызывающее радость, теплое сочувствие, величие или свободу. А еще картины, которые окрыляют. Для меня настоящий творец — тот, кто может словом, картиной или музыкой улучшить состояние людей через внутренний стержень — сердце. Мне очень близки по духу стили постимпрессионизма и абстрактного экспрессионизма, обожаю романтиков и реалистов. Они меня вдохновляют. Особенно такими талантами полна Третьяковская галерея. Я, если честно, могу долго обсуждать шедевры великих художников, которыми я восхищаюсь. Отмечу для примера расписные двери картины Верещагина "Двери Тимура", которыми можно долго любоваться. Его работы наполнены светлыми нотами, несмотря даже на картины с изображениями войны и последствий битвы. Но кисть автора наполнена добротой и состраданием.

Какие у Вас планы на будущее?

Что касается планов, то планирую выставлять свои работы как можно чаще, так как передать посыл и глубину через онлайн-площадки сложнее. Картины все-таки желательно видеть вживую. Поэтому будет очень здорово, если как можно больше зрителей смогут познакомиться с моими работами и творчеством

Бывали ли у Вас моменты, когда хотелось всё бросить? Как справляетесь со сложностями и где берёте силы продолжать делать то, что делаете? Что обычно в эти минуты чувствуете, какие эмоции проживаете?

Я очень люблю науку и технологии. И считаю, что когда-то они смогут заменить краски и холсты. Но у меня есть внутренний голос, проводник, который заставляет меня писать картины, и ради этой внутренней Музы, я всё и делаю. Картины, висевшие в семейной багетной мастерской, нравились людям. Я видела, какие эмоции они вызывали. Каждая из них находила отклик в чьих-то сердцах; покупатели видели в них искорки, находили что-то синхронное с собой и приобретали их. Именно красные яркие искры как-то приобрела женщина, которая увидела эту картину в багетной. Искры были алыми на фоне чёрного космоса. Покупательница долго ходила и любовалась работой. Цветы кувшинки, написанные с огромной энергией внутри, тоже быстро нашли владельца. Также я люблю писать горы, потому что восхищаюсь ими, потому что люблю походы в горы, считаю покорение вершин восхитительным процессом. А одна из моих работ с горами даже была приобретена моей знакомой художницей. Художники часто восхищаются друг другом и покупают работы, которые откликаются в сердце, вызывают восторг и радость. Как же здорово, что существует такое ремесло, дарящее столько позитивных эмоций. Именно то, что работы имеют возможность радовать людей, что у них есть место, где их созерцают, является стимулом продолжать проявлять идеи и творить.

-5

Какой бы Вы могли дать совет нашим читателям?

Сначала я бы хотела поблагодарить всех, кто дочитал статью до конца. Благодарю за внимание.Дорогие читатели, слушайте своё сердце, свой внутренний зов и стремитесь завершить то, что приносит вам истинное счастье. Окружайте себя любящими и поддерживающими вас людьми. Сейчас прекрасное время для того, чтобы проявить любой свой замысел в своём неповторимом стиле и найти своего зрителя. Если, посещая выставки или показы, вы вдохновитесь создать что-то своё — не откладывайте. Позвольте своему творчеству раскрыться, и, возможно, именно ваш уникальный стиль станет началом вашей собственной коллекции. Верьте в себя, и у вас всё получится.Желаю вам всех благ!

Журналист: Марина Кузякина