Найти в Дзене
#PRO:Право_PRO:Жизнь

👥 Эволюция потребительского спектра информационных технологий/Информационное право

Исследовательский анализ дает возможность идентифицировать последовательные фазы экспансии инновационных информационных технологий 🚀: Первая фаза 💻 — Генерация разнообразных модификаций автоматизированной обработки и дистрибуции информационных потоков (специализированные вычислительные центры, репозитории данных и базы познаний, информационные сетевые структуры). Вторая фаза 🌐 — Формирование инновационной информационной инфраструктуры, которая обеспечивает кооперативное функционирование компьютерных систем и телефонных аппаратов, спутниковых каналов связи и альтернативных новейших аппаратных средств. Третья фаза 🔗 — Конвергенция информационных сетевых структур, ассоциированная с интеграцией возможностей различных технических средств коммуникации. Четвертая фаза 🌍 — Создание глобализационными процессами предпосылок для экспоненциального роста информационных сетевых структур и интернет-технологий. Сетевые образования конституируются по зональному, функциональному и проблемному прин
Оглавление

Исследовательский анализ дает возможность идентифицировать последовательные фазы экспансии инновационных информационных технологий 🚀:

Первая фаза 💻 — Генерация разнообразных модификаций автоматизированной обработки и дистрибуции информационных потоков (специализированные вычислительные центры, репозитории данных и базы познаний, информационные сетевые структуры).

Вторая фаза 🌐 — Формирование инновационной информационной инфраструктуры, которая обеспечивает кооперативное функционирование компьютерных систем и телефонных аппаратов, спутниковых каналов связи и альтернативных новейших аппаратных средств.

Третья фаза 🔗 — Конвергенция информационных сетевых структур, ассоциированная с интеграцией возможностей различных технических средств коммуникации.

Четвертая фаза 🌍 — Создание глобализационными процессами предпосылок для экспоненциального роста информационных сетевых структур и интернет-технологий. Сетевые образования конституируются по зональному, функциональному и проблемному принципам организации.

Пятая фаза 🌏 — Формирование глобальной инфраструктуры международного информационного обмена, провоцирующее развитие системы информационных услуг и сервисов.

👥 Эволюция потребительского спектра информационных технологий

Первоначально основными заказчиками и потребителями информационных технологий выступают системы государственного администрирования, банковские учреждения, издательские дома, образовательные институции 🏛️. Впоследствии на данном фундаменте эволюционирует обширная сеть потребительских информационных сервисов: справочных, консультативных, посреднических и прочих услуг 📊.

В настоящее время ими пользуются даже студенческая аудитория и школьники, домохозяйки и лица с ограниченными возможностями 🎓. Массовость потребления информационных услуг детерминируется развитием системы коммуникаций конкретного государства 📡.

🗺️ Географическая дистрибуция информационных технологий

География распространения сетевых структур и инновационных технологий на сегодняшний день демонстрирует следующую картину: подавляющее большинство из них локализовано в Северной Америке, Западной Европе и Японии, затем следуют Китай и Восточная Европа 🌎.

Радикальные трансформации в сфере международного информационного обмена происходят стремительными темпами ⚡. Государства, которые еще недавно находились на начальной стадии информационного развития, способны через незначительный временной интервал совершить качественный скачок вперед 🚀. К примеру, за короткие сроки в число передовых в области информатизации вошли Сингапур и Южная Корея 🇸🇬🇰🇷.

📚 Теоретические концепции информационного общества

Рассматривая историческую эволюцию как трансформацию трех стадий формирования социума (традиционное — индустриальное — постиндустриальное), приверженцы теории информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, З. Бжезинский) ассоциируют его становление с доминированием «четвертого» сектора экономики (информационного), последующего за аграрным хозяйством, промышленным производством и экономикой сервисов 🏭.

Э. Тоффлер полагал, что на смену индустриальному придет супериндустриальное общество 💡. Собственно информационный сектор («информационная экономика») инкорпорирует телекоммуникационные системы, массовое вещание и компьютерные сервисы, производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, информационные товары и услуги 🖥️.

🎯 Пять сфер влияния информационной экономики

«Информационная экономика» непосредственно воздействует на пять областей социальной жизни 📈:

Техническая сфера 🔧 — масштабное внедрение информационных технологий в производственные процессы, бытовую деятельность, образовательную систему

Социальная сфера 👔 — генерация новых трудовых позиций, автоматизация производственных процессов, существенные трансформации происходят в сфере занятости и трудоустройства населения

Экономическая сфера 💰 — научно-техническая информация все масштабнее инкорпорируется в товарно-денежные отношения; информационные продукты трансформируются в основной экономический ресурс наравне с оборотом товаров и услуг, становятся источником прибыли; информация существенно воздействует на качество жизнедеятельности населения планеты

Политическая сфера ⚖️ — свобода доступа к информационным ресурсам влияет на политический процесс, что ассоциировано с возможностью «электронного» голосования и «электронного» правосудия

Гуманитарная сфера 🎭 — конституируется новое информационное сознание, связанное с трансформацией системы норм и ценностей, соответствующих потребностям развития отдельного индивида и общества в целом

🎓 Информационное общество: концептуальная дефиниция

Итак, информационное общество представляет собой социологическую и футурологическую концепцию, в фундаменте которой лежит производство и использование научно-технической и альтернативной информации, поэтому особое значение приобретает уровень образования его членов 📖. Бурное развитие получает «индустрия знаний» и дистрибуция последних 🌟. Преобладающую роль здесь играет интеллектуальная собственность и информационная деятельность 💎.

Следовательно, весь спектр разнообразных видов информационной деятельности в пяти рассмотренных сферах образует информационный сектор экономики, который имеет две составляющие: функциональную и обслуживающую компоненты 🔄.

🧠 Функциональная составляющая информационного сектора

Основным продуктом функциональной составляющей информационного сектора выступает познание 📚. Информационная деятельность удовлетворяет потребности в познании за счет его переработки и создания информационных продуктов или предоставления информационных сервисов 🎯.

В продуктах и услугах воплощается уникальное, специализированное, общедоступное, общественно полезное познание ✨. Оно может быть исключительно дорогостоящим или практически бесплатным, его получение способно занять годы или долю секунды ⏱️.

📊 Классификация видов информационной деятельности

Возможно идентифицировать несколько разновидностей информационной деятельности 🔍:

  • Научная и научно-техническая деятельность, порождающая фундаментальное познание, необходимое для будущих поколений 🔬
  • Информационная посредническая деятельность, необходимая для текущих производственных и управленческих процессов 💼
  • Информационная деятельность, производящая продукты конечного потребления (компьютерные программы, средства защиты данных, веб-сайты и другие) 🖥️

🛠️ Обслуживающая составляющая информационного сектора

Другим существенным элементом информационного сектора экономики является обслуживающая составляющая 🎪. Она характеризуется значительным потенциалом использования инновационных информационных технологий в сфере обслуживания и потребления населения 🌟.

Следует обозначить несколько направлений деятельности, ассоциированных с информационным обслуживанием населения (некоторые из них раскрыты подробнее в последующих разделах курса) 📋:

1️⃣ Информационное обеспечение системы государственного администрирования 🏛️

2️⃣ Информационное обеспечение образовательной системы 🎓

Обучение дистанционным методом, а также внедрение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта 🤖

3️⃣ Информационное обеспечение системы здравоохранения 🏥

Телемедицина или медицинская информатика представляет собой приоритетное направление 💊. Процессы информатизации системы здравоохранения имеют ярко выраженные характеристики в Японии и США, а также в государствах ЕС, что непосредственно воздействует на качество и продолжительность человеческой жизни 💚.

Проникновение информатики в медицинскую сферу осуществляется либо по траектории автоматизации отдельных процессов, либо посредством создания интегрированных информационных систем, которые могут быть ориентированы на хранение генетической, а также альтернативной социальной информации, диагностику и консультирование пациентов и специалистов, информационное обеспечение или медицинское обслуживание 🔬.

Наиболее существенная проблематика, стоящая перед медициной сегодня, — принятие решений в комплексных ситуациях 🎯. Очевидно, что ЭВМ позволяет моделировать сотни различных ситуаций и осуществить многочисленные симуляции 💻. Автоматизация обработки информации в сфере здравоохранения трансформирует само понятие «медицинское обслуживание» 🏥.

🇷🇺 Российский опыт медицинской информатизации

Поисковые и диагностические информационные системы в медицинской сфере получают все большее распространение и в России, причем на локальном уровне 🏙️. К примеру, в г. Москве на базе станции скорой и неотложной медицинской помощи давно функционирует АИС «Госпитализация»; создана единая общегородская АИС «ОРУИБ», которая обеспечивает централизованный учет и регистрацию инфекционных заболеваний, а также интегрирует автоматизированные поисковые системы «Вирусные гепатиты», «Туберкулез», «Грипп и ОРВИ» 🦠.

В подавляющем большинстве московских поликлиник введены в эксплуатацию локальные системы сбора, хранения и вывода электронной информации 📊. Несмотря на обстоятельство, что ведение медицинских карт до сих пор осуществляется вручную, информация должна дублироваться в базах данных в формате формализованной электронной медицинской карты 📝. Это позволяет врачу во время приема пациента вывести на экран монитора сведения об уже назначенных ему видах лечения, в том числе и другими врачами 👨‍⚕️.

4️⃣ Информационное обеспечение культурной сферы 🎨

В Государственной Третьяковской галерее давно функционирует информационно-поисковая система памятников изобразительного искусства, открываются веб-сайты и виртуальные презентации консерваторий, музеев, театров 🖼️. На протяжении многих лет хорошо зарекомендовала себя автоматизированная система «Гостиница», с помощью которой решались задачи резервирования и бронирования гостиничных мест, вопросы заселения и расчетов с проживающими 🏨.

5️⃣ Информационное обеспечение сферы занятости и трудоустройства 💼

Широкое распространение получили как локальные, так и федеральные государственные автоматизированные системы 🖥️. К примеру, система «Социальное партнерство», которая ведется Федеральной службой по труду и занятости, содержит сведения о всех зарегистрированных коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях, принятых в нашей стране 📋.

Автоматизированная информационная система «Трудоустройство» имеет связи с федеральным и региональными центрами занятости, содержит список профессий и должностей 📝. При помощи этих систем региональные центры занятости формируют собственные списки вакансий, которые перепечатывают различные электронные и бумажные издания (к примеру, газеты «Работа сегодня», «Парад вакансий» и другие) 📰.

6️⃣ Информационное обеспечение сферы бытовых услуг 🏪

Данная сфера имеет внушительные перспективы для развития в нашей стране, где традиционно наблюдается значительное отставание 📉. Значительный вклад в развитие потребительских информационных услуг (информационно-справочных, посреднических, консультирующих) вносят крупные корпоративные структуры 🏢. Это ассоциировано прежде всего с развитием сферы цифровой экономики 💻.

Информационные посредники, сетевые магазины, сайты-клиентуры создают актуализированные репозитории данных, информационно-справочные и поисковые системы 🔍. Имеет значение и развитие социальных сетевых платформ: службы знакомств, брачные агентства, различные клубы и рестораны напрямую используют современные информационные технологии в собственной работе 💕.

Появилось и множество информационных посредников, оказывающих рекламные услуги: радио-, теле- и кинореклама, изготовление видеоклипов, печатной и сувенирной рекламной продукции, художественно-оформительские работы, организация выставок и конкурсов 📺. Основная нагрузка в сфере потребительских информационных услуг лежит на телефонном обслуживании, прежде всего на мобильной телефонии 📱.

Проникновение Интернета в мобильную связь обеспечивает широкие перспективы развития 🌐. Развивается целый комплекс информационных услуг, способных удовлетворять самые разнообразные информационные потребности: компьютерное обучение, современные развлечения (электронные игры, кабельное телевидение), информационное обеспечение бытового обслуживания, оформление различных видов документов и оказание услуг при обращении в многофункциональный центр (МФЦ) 🎮.

🌟 Формирование рынка информационных услуг

Итак, формирование рынка современных информационных услуг в нашей стране напрямую ассоциировано с развитием информационной культуры общества, а также детерминируется становлением национальной информационной инфраструктуры связи, перспектив развития компьютерной техники, мобильной телефонии, глобальных сетей международного информационного обмена 🌍.

🏗️ Архитектура информационного общества

Структура информационного общества имеет собственную архитектуру, которая инкорпорирует два уровня организации 📊.

Первый уровень: Интересы и ценности 💎

Первичным фундаментальным элементом любого социума выступают интересы и ценности, которые локализуются на первом этаже (уровне) структуры информационного общества 🏛️.

Интересы — это причины действий или поступков, а также выражение значимости объектов окружающего мира для индивида 🎯.

Ценности — это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений, то есть «ориентиры деятельности человека» 🧭. Они бывают «предметные» (материальные) и «субъектные» (духовные) 💫.

Ценности возможно классифицировать по различным критериям: по субъектам (индивидуальные, групповые, общечеловеческие), сферам жизнедеятельности общества, по их роли и значению в конкретном социуме 📚. Сегодня в информационной сфере особое значение имеют общечеловеческие ценности, которые возникают вследствие деятельности всех людей, имеют определенную значимость для всего сообщества и которыми могут быть охрана окружающей среды, борьба за мир и безопасность народов, борьба с ксенофобией, противодействие экстремизму и терроризму 🌍.

Информационное общество способствует процессу трансформации системы ценностей ⚡. Следовательно, модифицируется и поведение индивидов, так как смена системы ценностей, свойственной определенной культуре, преобразует и отдельную личность 🎭.

🆕 Новые информационные ценности современности

Более того, в новом веке возможно идентифицировать существенную тенденцию: наряду с традиционными ценностями (к примеру, товарами, предметами потребления и другими) появляются и инновационные информационные сущности (к примеру, цифровые валюты, редкости, мемы), а также новые ценности, например, это человеческие впечатления 💭.

Нужно отметить, что «индустрия впечатлений» существует давно, но приобретает особую значимость именно сегодня 🎪. За эти впечатления индивиды, входящие в систему общественных связей информационного общества, платят новой валютой, а именно — собственным вниманием (к примеру, «лайки» в Интернете, количество посещений конкретного веб-сайта) 👍.

Следовательно, модифицируется и поведение индивидов, так как трансформация системы ценностей, характерной определенной культуре, преобразует и отдельную личность 🔄.

Второй уровень: Индивиды, территория и социальные структуры 👥

На втором этаже информационного общества локализуются индивиды, территория и социальные структуры 🏙️.

Индивиды — основным элементом любого общества выступает именно индивид, который в информационном обществе обладает большей самостоятельностью в принятии управленческих и иных решений 🎯. Его информационно-правовой статус более конкретен, он в меньшей степени детерминируется капризами природы и случайных ситуаций 🌟.

В связи с этим закономерен вопрос: модифицируется ли человек в информационном обществе? ❓ Дать четкий ответ пока невозможно 🤔. Скорее всего, сам человек не трансформируется (если эти изменения и происходят, то крайне медленно), однако модифицируются его представления 💭.

В качестве иллюстрации возможно привести жителя Великобритании средних веков, который, вероятно, не смог бы выжить в современном Лондоне: для него этот мегаполис оказался бы совершенно чужеродным, прежде всего из-за отсутствия зависимых людей 🏰. Аналогичное происходит с жителем традиционного общества в сравнении с членом общества информационного, где необходимо иметь не только познания, но и умения по их применению 📚.

Территория — вторым существенным элементом информационного общества выступает территория, на которой возникают и развиваются социальные связи людей 🌍.

Территория — это фундамент социального информационного пространства 🗺️. Характеризуя информационное общество, следует вести дискурс об образуемом не одним, а многочисленными государствами в трансграничном информационном пространстве, которое представляет собой сообщество лиц, вступающих друг с другом в различные связи и отношения по поводу информации, циркулирующей в мировой информационной инфраструктуре, к примеру в Интернете 🌐.

Возможно рассуждать о формировании определенного сообщества граждан разных государств и континентов, существующего без четко определенных национальных границ, а также территории в привычном их понимании 🌏. Таким образом, вопрос о правовом статусе такого коллективного, «множественного» лица является ключевым вопросом информационного права ⚖️.

Социальные структуры — способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей — отличительная характеристика информационного общества, поэтому последнее характеризуется значительным разнообразием социальных структур, которые становятся его важнейшим стабилизирующим фактором 🏗️.

Под социальными структурами интерпретируются устойчивые социальные образования, социальные общности и социальные институты 🏛️. К ним могут относиться производственные общности (производители информации, сервис-провайдеры, интернет-магазины), политические общности (государство, общественные объединения) и территориальные общности (город, область, край) 🏙️.

Одни элементы социальной структуры (к примеру, классы) складываются объективно и существуют независимо от воли и сознания людей, альтернативные же создаются людьми сознательно и целенаправленно (веб-клуб, блогосфера) 💻.