- 1 Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
- 2 Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
- 3.Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
1 Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела...
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».
Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом...
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: «О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»
Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова.
(А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
1.Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
2 Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
3.Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
4Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
5. Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»?». Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.
6 Выпишите из текста слово, которое означает: «честь, хвала, признание чьих-то заслуг».
7. соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
А) «как сон, как утренний туман»
Б) нетерпеливая душа
В) тихой славы
1) Олицетворение
2) Оксюморон
3) Эпитет
4) Сравнение
8. Как различные поэтические средства помогают выразить идею стихотворенияА. С. Пушкина «К морю» ?
9. Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
1. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К морю» со стихотворением А. Н. Апухтина «Прощание с деревней».
2..В стихотворениях А. С. Пушкина и Алексея Николаевича Апухтина звучит тема прощания. В чём отличие двух стихотворений?
10. Сопоставьте стихотворения Н. М. Рубцова «Зеленые цветы» с приведенным ниже стихотворением И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Зеленые цветы
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь... чего-то не хватает...
Недостает того, что не найти.
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы...
Н. М. Рубцов
***
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
И. А. Бунин
1.Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Пояснение 1.
Этот род литературы называется эпос. Дадим определение.
Род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).
Ответ: эпос или эпический.
2 Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
Пояснение 2.
Такой жанр называется мемуары. Воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежат лицам, игравшим видную роль в истории, иногда охватывая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.
Ответ: мемуары.
3 Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
Пояснение 3.
Диалог — разговор двух или более лиц. В литературном произведении, особенно в драме, диалог — одна из основных форм речевой характеристики персонажей.
Полилог (греч., букв. «речь многих») — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
Ответ: диалог или полилог.
4 Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
Пояснение 4.
Такое средство называется метафора. Дадим определение.
Метафора — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Ответ: метафора.
5.Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»?». Соберите материал к сочинению, выполнив задание 5.
Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.
Пояснение 5.
1. Вступление.
В эпиграф повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду».
2. Основная часть.
2.1. Главная идея сочинения (тезис).
Чувство долга, искренность, преданность — из этих качеств складывается личность Гринева, который с детства усвоил уроки отца, учившего, что верность присяге и честь превыше всего.
2.2. Обоснование идеи (аргументация).
Перед Гринёвым встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы. Герой боится и сомневается, но старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей.
2.3. Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).
Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв. Вместе с тем, обращение к бунтовщику, против которого воевал сам Гринёв, присягнувший царице, было очень рискованным. Петр Андреевич, рискуя жизнью, всё же смог сохранить честь и достоинство, ведь он был с Пугачёвым правдив, смел и не изменил присяге в угоду человеку, от которого зависели жизни его и Маши. Находясь в одних санях с самозванцем, не давал ему повода думать, что он с ним заодно, открыто отвечал бунтовщику: «Я офицер и дворянин...»
3. Заключение.
Приведённый фрагмент романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» иллюстрирует эпиграф к произведению «Береги честь смолоду».
6 Выпишите из текста слово, которое означает: «честь, хвала, признание чьих-то заслуг».
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (А. С. Пушкин, 1818)
Пояснение № 6.
Слово «слава» употреблено в тексте стихотворения в значении «честь, хвала, признание чьих-то заслуг».
Ответ: слава.
7 к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
А) «как сон, как утренний туман»
Б) нетерпеливая душа
В) тихой славы
1) Олицетворение
2) Оксюморон
3) Эпитет
4) Сравнение
Пояснение 7.
А — 4. Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства. Пример: «как сон, как утренний туман».
Б — 3. Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). В 7-й строке эпитет — «нетерпеливая душа».
В — 2. Оксюморон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия: «тихой славы».
Ответ: 432.
8 Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания — не менее 50 слов.
Пояснение 8. 8 Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
По содержанию, жанру и композиции стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» представляет собой разновидность произведений ораторского искусства, хотя и остаётся посланием. Высокий эмоциональный настрой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создаётся свойственными ораторскому стилю средствами.
Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью: пятнадцать простых предложений образуют четыре сложных. Призывные интонации создают и обращения:
Мой друг, отчизне посвятим…
Пушкин использует слова высокого стиля (внемлем, отчизны, упованья) и общественно-политические термины, распространённые в дворянских революционно настроенных кругах (гнёт, самовластье, вольность).
В стихотворении много слов и выражений, создающих подтекст: это и сравнения (как сон, как утренний туман), и эпитеты (роковой власти, святой вольности), метафоры (свободою горим, недолго нежил нас обман).
Все перечисленные поэтические средства помогают выразить основной смысл стихотворения: оно о прошлом, настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX века.
Пояснение 9.
9.Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
1. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К морю» со стихотворением А. Н. Апухтина «Прощание с деревней».
2..В стихотворениях А. С. Пушкина и Алексея Николаевича Апухтина звучит тема прощания. В чём отличие двух стихотворений?
В элегии А. С. Пушкина «У моря» лирический герой стихотворения мечтает о свободе, размышляет о несовершенстве мира, куда ему скоро предстоит вернуться.
Вот почему стихотворение пронизано грустью. Расставание с морем для лирического героя — это расставание со светлыми мечтами о свободе. Однако герой Пушкина настроен оптимистично, ведь воспоминания о море он возьмет с собой, чтобы они согревали его душу:
В отличие о лирического героя Пушкина, герой Алексея Николаевича Апухтина сомневается, что после его возвращения будет все по-прежнему, как бывало в самые счастливые дни. Стихотворение «Деревня» проникнуто грустью, светлые надежды в нём не звучат:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы
В стихотворении «К морю» много тропов, и каждый из них гармонично занимает своё место. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — легкое, прекрасное, одухотворенное.
Безусловно, нельзя не отметить и роль эпитетов. «Своенравные» порывы, «свободная» стихия, «гордая» краса — эти эпитеты подчеркивают мощь морской стихии.
Великое море не могло обойтись простыми эпитетами. Художественных средств в произведении немало, ведь поэт описывал природу. Образ моря создаётся с помощью метафор:
«И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег».
Александр Сергеевич наделяет море качествами живых существ. Оно одушевлено.
Олицетворение призвано очеловечить море «И блещешь гордою красой».
Прощай, свободная стихия! Обращение «стихия» передают безграничную свободу,
Сравнение говорит об отношение лирического героя к морю, подчёркивает тему прощания. (Как зов его в прощальный час)
2. Лирический герой герой Пушкина настроен оптимистично, ведь воспоминания о море он возьмет с собой, чтобы они согревали его душу.
А герой Алексея Николаевича Апухтина сомневается, что после его возвращения будет все по-прежнему, как бывало в самые счастливые дни. Стихотворение «Деревня» проникнуто грустью, светлые надежды в нём не звучат:
Еще одним отличием двух стихотворений является то, с чем конкретно прощается герой. Лирический герой Пушкина – уже состоявшийся поэт, который понимает разницу между романтизмом и реализмом, поэтому Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.
Лирический же герой Апухтина – молодой человек, впервые покидающий родной дом, поэтому его прощание с деревней наполнены и чувством тревоги, и чувством ожидания одновременно.
В отличие о лирического героя Пушкина, герой Алексея Николаевича Апухтина сомневается, что после его возвращения будет все по-прежнему, как бывало в самые счастливые дни. Стихотворение «Деревня» проникнуто грустью, светлые надежды в нём не звучат:
Увы, в последний раз в тоскливом упоенье
Гляжу на этот сад, на дальние леса;
Меня отсюда мчит иное назначенье,
И ждут иные небеса.
Таким образом, тема прощания в приведенных стихотворения звучит по–разному.
10. Сопоставьте стихотворения Н. М. Рубцова «Зеленые цветы» с приведенным ниже стихотворением И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Зеленые цветы
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь... чего-то не хватает...
Недостает того, что не найти.
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы...
Н. М. Рубцов
***
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
И. А. Бунин
Пояснение 10. Сопоставьте стихотворения Н. М. Рубцова «Зеленые цветы» с приведенным ниже стихотворением И. А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Первые две строки стихотворения И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» представляют собой назывное предложение, состоящее из однородных подлежащих, соединённых повторяющимся союзом «и». Эпитетов нет, а между тем перед нами предстаёт яркая, красочная, цветущая картина середины лета – жаркого июля.
Мы видим цветущий луг со скромными полевыми цветами, сочные земные травы, звенящие колосья ржи, наслаждаемся созерцанием чистой небесной лазури, слышим жужжание шмелей над луговым многоцветьем и многотравьем, ощущаем полуденный зной. После первого предложения – многоточие – фигура умолчания. Поэт словно даёт время увидеть все те предметы, которые он перечислил, и почувствовать его восторг перед красотой летнего дня.
Тон стихотворения сдержанный, поэт избегает экспрессивного выражения чувств. Чередование четырёх- и трехстопного анапеста с перекрёстной рифмовкой создаёт мерное, неспешное, плавное течение стиха. основная тема стихотворения звучит в вопросе, который Господь задаёт лирическому герою: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
В чём же видит лирический герой счастье? Счастье для него заключается в простой возможности видеть, слышать, чувствовать, дышать, жить. Видеть красоту природы
В заключительных строках первой строфы звучит библейский мотив последнего срока, когда человек предстанет перед Высшим Судией.Лирический герой не успел ответить Господу – этому помешали сладостные слёзы. Эпитет «сладостные» говорит сам за себя – это слёзы умиления, благодарности за величайший божественный дар – жизнь земную, - выше и лучше которой нет. а само движение героя «К милосердным коленям припав» тоже говорит о благодарности, о счастье, об умилении. Но неужели не было горя, страданий, несчастья, зла в жизни героя? Были. Но всё дурное, тягостное, недоброе забывается, стоит лишь вспомнить «полевые пути меж колосьев и трав».
Тема природы и человека, человека и Бога, тема жизни и смерти, тема человеческого счастья сливаются воедино.
Полевые пути меж колосьев и трав…
Летом 1967 года Николай Михайлович Рубцов отдыхал в гостях у своего доброго друга Сергея Чухина в деревне Погорелово Вологодской области, где сохранились остатки непременных атрибутов барской жизни – дома, пруда, сада. Окружающая обстановка породила у Николая Михайловича мысли о том, что находится вне времени, не подчиняется его власти. Так возник нетривиальный образ – зеленые цветы.
Главная тема стихотворения «Зеленые цветы» – то, что отыскать нереально, но можно представить. Лирический герой рассказывает о прекрасных прогулках на природе – среди полей и цветов дышать и жить намного легче. Бродит «многоцветным лугом» он один, либо с хорошим давним другом, не терпящим суеты.
По мнению лирического героя, мало есть в мире вещей, способных сравниться с неспешными прогулками по бескрайним лугам и полям средней полосы России. Впрочем, даже во время подобных променадов чего-то ему мучительно не хватает, чего-то недостает – неназванного, неизвестного, неизведанного. Это таинственное нечто поэт сравнивает с погаснувшей звездой и зелеными цветами.
Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле, «был ли счастлив ты в жизни земной?» В такие моменты особо осознаешь, что ты песчинка в этом огромном мире, что есть что-то более значимое и вечное. И это что-то — природа, которая дает понять,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы…
Этим рубцовским строкам в унисон звучат бунинские:
И забуду я все — вспомню только вот эти
«Зеленые цветы» – гимн грусти, имеющей вселенский масштаб. Высказанные в стихотворении мысли хоть раз приходили в голову каждому думающему человеку, но выразить их так точно, полно, образно сумел лишь выдающийся поэт.
Источники: https://pishi-stihi.ru/category/analiz-stihotvorenij