Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Летописец городов Российской империи — Пётр Петрович Верещагин

Среди пейзажистов середины XIX века был Пётр Петрович Верещагин (1834—1886). Он написал виды многих русских городов, изображая архитектурные панорамы вместе со сценами повседневной городской жизни. Родился П. П. Верещагин 14 января 1834 года в городе Перми. Отец и дед его были местными живописцами-ремесленниками. Вместе с Петром росли его младшие братья — Василий (родился в 1835 году) и Митрофан (родился в 1842 году). Все они подростками стали учиться живописному ремеслу. После смерти отца в 1843 году наставником их стал другой местный живописец, дед по матери, И. В. Бабин. В городской книге в записях «о цеховых» о Петре Верещагине сказано «готовится в мастера по живописному ремеслу, а братья его обучаются сему же ремеслу». Пётр Петрович поступил в Академию художеств позже своих братьев — в 1858 году. Своей специальностью он избрал ландшафтную живопись. В 1860 году на академической выставке были экспонированы его произведения с изображением перспективного и внутреннего видов церкви на

Среди пейзажистов середины XIX века был Пётр Петрович Верещагин (1834—1886). Он написал виды многих русских городов, изображая архитектурные панорамы вместе со сценами повседневной городской жизни.

 Пётр Петрович Верещагин (1834—1886).
Пётр Петрович Верещагин (1834—1886).

Родился П. П. Верещагин 14 января 1834 года в городе Перми. Отец и дед его были местными живописцами-ремесленниками. Вместе с Петром росли его младшие братья — Василий (родился в 1835 году) и Митрофан (родился в 1842 году). Все они подростками стали учиться живописному ремеслу. После смерти отца в 1843 году наставником их стал другой местный живописец, дед по матери, И. В. Бабин. В городской книге в записях «о цеховых» о Петре Верещагине сказано «готовится в мастера по живописному ремеслу, а братья его обучаются сему же ремеслу».

Дарьяльское ущелье. Холст, масло. 66 x 44 см. Витебский художественный музей, Беларусь
Дарьяльское ущелье. Холст, масло. 66 x 44 см. Витебский художественный музей, Беларусь

Пётр Петрович поступил в Академию художеств позже своих братьев — в 1858 году. Своей специальностью он избрал ландшафтную живопись.

В 1860 году на академической выставке были экспонированы его произведения с изображением перспективного и внутреннего видов церкви на острове Валааме. 

Интерьер Спасо-Преображенского собора Межигорского монастыря.
Интерьер Спасо-Преображенского собора Межигорского монастыря.

Как ученик Академии, Пётр Верещагин за пейзажи был удостоен серебряных медалей в 1862–1863 годах. На академической выставке 1863 года были показаны его пейзажи «Москва. Спасская башня» и «Толкучий рынок в Москве», а в 1864 году — двенадцать видов примечательных мест, зданий и окрестностей города Ревеля, написанных в летние месяцы того года. Кроме точного рассказа о предметах, образующих пейзаж, художником запечатлены различные в каждом случае состояния природы.

Толкучий рынок в Москве. 1868Холст, масло. 64 x 84 см. Государственный Исторический музей, Москва
Толкучий рынок в Москве. 1868Холст, масло. 64 x 84 см. Государственный Исторический музей, Москва

Академия художеств от пейзажистов в эти годы требовала «представляемые картины обставлять фигурами и животными». Верещагин не сочиняет фигуры для своих картин, а включает в них то, что подметил в жизни.

В 1865 году П. П. Верещагин вышел из Академии художеств со званием классного художника третьей степени, присуждённым ему за пейзаж «Вид в Нижнем Новгороде».

С 1866 по 1870 год он был преподавателем рисования, черчения и чистописания в городе Люцине, Витебской губернии. Написанные им здесь «Вид в окрестностях Люцина» и «Ветряная мельница в Люцине» были показаны на академических выставках 1867 и 1870 годов. В свободное от учебных занятий время художник путешествовал по стране.

Рынок в Нижнем Новгороде. 1867Холст, масло. 66 x 106 см Нижегородский государственный художественный музей
Рынок в Нижнем Новгороде. 1867Холст, масло. 66 x 106 см Нижегородский государственный художественный музей

В 1867 году П. П. Верещагин написал ряд видов Нижнего Новгорода. О творческих исканиях художника хорошо говорит его произведение «Рынок в Нижнем Новгороде». В нём переданы непосредственные наблюдения того, что было в натуре. Первое место отведено людям. Изображены сцены, типичные для рыночного быта. Цельную с людьми картину образуют каменные двухэтажные магазины и мелкие торговые лавочки. Лавочки прилепились и у стен большого белокаменного храма. За ним ещё церковь. Поднимающаяся в гору улица заканчивается в глубине у башни и стен Кремля.

Включая бытовой мотив в видовую картину, художник ставит целью добиться точности в изображении пейзажа города. 

Вид на Кремль. Холст, масло. Частное собрание
Вид на Кремль. Холст, масло. Частное собрание

Вид Московского Кремля. 1879 Холст, масло. 53 x 107 см Ярославский художественный музей
Вид Московского Кремля. 1879 Холст, масло. 53 x 107 см Ярославский художественный музей

Вид на Кремль с Москворецкого моста
Вид на Кремль с Москворецкого моста

Стремление передать в городском пейзаже сложный комплекс многих бытовых сцен приводит художника к исполнению картины «Толкучий рынок в Москве». За эту и за картину «Московский Кремль» П. П. Верещагин в 1868 году получил звание классного художника первой степени.

Рынок в Нижнем Новгороде. 1872  Холст, масло. 90 x 140 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рынок в Нижнем Новгороде. 1872 Холст, масло. 90 x 140 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Самой значительной работой П. П. Верещагина, совмещающей вид города с изображением массы людей, явилась картина «Рынок в Нижнем Новгороде» 1872 года. Это повторение картины 1867 года, но отличается более живописной трактовкой всей панорамы, более тщательным изображением групп людей. Один из крупных городов страны очень умело воспроизведён на этом полотне с его достопримечательностями и в характерном для того времени облике, с той повседневностью, которая типична для уличной городской жизни. Ни социальных, ни моральных вопросов художник не ставит. П. П. Верещагин остаётся по преимуществу видописцем.

В начале 70-х годов он написал виды некоторых зданий Петербурга и создал серию красивых видов Крыма.

Вид на Ай-Петри, холст, масло, 1883
Вид на Ай-Петри, холст, масло, 1883

Севастополь. Холст, масло. 24 x 35 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Севастополь. Холст, масло. 24 x 35 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Цикл работ, посвящённых Крыму, завершается большим полотном «Общий вид Севастополя» 1871 года. За это удачное произведение и ряд других видовых картин художник в 1873 году получил звание академика.

Вид Севастополя со стороны Малахова кургана, 1871 Холст, масло. 156,5 x 380,5 см. Русский музей
Вид Севастополя со стороны Малахова кургана, 1871 Холст, масло. 156,5 x 380,5 см. Русский музей

Вид Севастополя написан художником на полотне около четырёх метров шириной. В центре огромной панорамы — море с несколькими кораблями; по берегам на склонах гор, широко раскинулся город. Видны набережные и улицы, дымят трубы прибрежного завода, среди городских построек высятся крупные здания.

Весь передний план представляет собой часть возвышенности, от которой открывается панорама города. Справа на земле лежат две пушки — немые свидетели героической обороны 1854 года. В глубине женщина кормит кур, рядом играют двое детей. 

Художник написал также виды Петербурга, Москвы, Киева, Нижнего Новгорода, Перми, Тифлиса, Баку, Пскова, Владимира, Казани, Выборга.

Сухум-Кале. Холст, масло. 63 x 107 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сухум-Кале. Холст, масло. 63 x 107 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Зимой 1873/74 года он написал около сорока этюдов Кавказа. Два из них были посланы на Лондонскую всемирную выставку.

Мцхета. Долина Куры. Вторая половина XIX века. Холст, масло. 45 x 70 см Государственный Литературный музей, Москва
Мцхета. Долина Куры. Вторая половина XIX века. Холст, масло. 45 x 70 см Государственный Литературный музей, Москва

Вид на Тифлис, 1874
Вид на Тифлис, 1874

Чтобы вернее охарактеризовать виды различных мест, художник варьирует приёмы изображений. Типичные бытовые сцены с купцами и перевозчиками товаров заполняют вид торговой улички Тифлиса. Состояние тишины и покоя передано им в картине «Батумский порт».

Вид на Баку, 1877 Музей искусств Азербайджана
Вид на Баку, 1877 Музей искусств Азербайджана

Архиповка. 1870-е Холст, масло. 22 x 44 Частное собрание
Архиповка. 1870-е Холст, масло. 22 x 44 Частное собрание

Урал. Станция Чусовая. 1870-1880-е. Холст, масло. 53 x 105 см. Государственный Литературный музей, Москва
Урал. Станция Чусовая. 1870-1880-е. Холст, масло. 53 x 105 см. Государственный Литературный музей, Москва

В 1875–1876 годах П. П. Верещагин написал много этюдов на реке Чусовой и в других местах Урала, вдоль строившейся здесь железной дороги. По многочисленным этюдам в 1876-1881 годах он написал картины, передающие красивые пейзажи Урала.

В ряде картин воспроизведены: город Пермь, Нижнетагильский и Верхне — нейвинский заводы, деревни Подволочная, Кирпичная, Шалгина. 

Большинство уральских живописных работ П. П. Верещагина передают реку Чусовую с высокими скалистыми горами на берегах.

 Камень "Писанный" на реке Чусовой
Камень "Писанный" на реке Чусовой

Река Чусовая. Камень "Красный". 1870-е. Холст, масло. 53 x 106 см. Пермская государственная художественная галерея
Река Чусовая. Камень "Красный". 1870-е. Холст, масло. 53 x 106 см. Пермская государственная художественная галерея

Камни Столбы
Камни Столбы

Его картины «Камень Писанный» (1877), «Камень Мултык» 1880 года и «Камень Красный» содержат детальный рассказ о реке, перерезающей Уральский хребет, о древних каменных великанах, вплотную подступивших к реке и преграждающих ей путь, о безмерных хвойных лесах, образующих пейзаж Чусовой. 

Вид Санкт-Петербурга
Вид Санкт-Петербурга

«Вид Невского проспекта в Санкт-Петербурге», 1876
«Вид Невского проспекта в Санкт-Петербурге», 1876

Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним днем. Холст, масло. 42 x 72 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Вид на набережную Невы у Академии художеств в Петербурге летним днем. Холст, масло. 42 x 72 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

В 1876 году П. П. Верещагин написал ряд видов Петербурга, из которых — «Дворцовая площадь» и «Площадь с Александровской колонной» — были показаны на Всемирной выставке в Филадельфии 1876 года. 

На Кавказе. 1880-е. Холст, масло. 125 x 85 см Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
На Кавказе. 1880-е. Холст, масло. 125 x 85 см Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Много путешествуя, художник писал этюды и зарисовывал в альбомы характерные виды и достопримечательные места. В Русском музее хранится более шестидесяти карандашных рисунков П. П. Верещагина, большинство из которых является зарисовками волжских городов 1881 года.

Старая Москва, 1878 Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Старая Москва, 1878 Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Астрахань. 1879 Холст, масло. 82 x 125 Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.
Астрахань. 1879 Холст, масло. 82 x 125 Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.

На протяжении трёх десятилетий П. П. Верещагин упорно работал над видописанием городов и ландшафтов родной страны. В этой области никакой другой живописец того времени не может сравниться с ним.

Внимание к родной природе и быту народа дало ему возможность создать правдивые панорамы городов и ландшафтов и тем самым внести свой вклад в развитие русской пейзажной живописи.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.