Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. Сколько мостов над Чулышманом?

Сколько мостов над рекой Чулышман? Те, кто путешествовали по долине Чулышмана от Кату-Ярыка до южного берега Телецкого озера, скажут, что над Чулышманом 1 мост. Те, кто бывали в верховьях Чулышмана, скажут, что мостов 2 или 3. Фото Ольга Шадрина Я же отвечу, что над Чулышманом было сооружено 6 мостов. 5 мостов из шести я видела своими глазами и фотографировала их. Так, какие это мосты - сейчас разберемся. Я считала все мосты, которые были сооружены. Может, были и другие, но я о них не знаю на момент написания этой статьи. Над Чулышманом есть один действующий автомобильный мост. Два действующих пешеходных моста, сооруженных на одном месте. Один недействующий на конной тропе. Один недействующий скотопрогонный. Один - существовавший по данным литературных источников. Рассмотри все подробнее. Начну с последнего - мною перечисленного выше, остатков которого на сегодняшний день не осталось. О нем есть лишь упоминания в источниках литературы. В 19 веке в урочище Язула жили только кочевые ал

Сколько мостов над рекой Чулышман?

Те, кто путешествовали по долине Чулышмана от Кату-Ярыка до южного берега Телецкого озера, скажут, что над Чулышманом 1 мост.

Те, кто бывали в верховьях Чулышмана, скажут, что мостов 2 или 3.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Я же отвечу, что над Чулышманом было сооружено 6 мостов.

5 мостов из шести я видела своими глазами и фотографировала их.

Так, какие это мосты - сейчас разберемся.

Я считала все мосты, которые были сооружены.

Может, были и другие, но я о них не знаю на момент написания этой статьи.

  • Над Чулышманом есть один действующий автомобильный мост.
  • Два действующих пешеходных моста, сооруженных на одном месте.
  • Один недействующий на конной тропе.
  • Один недействующий скотопрогонный.
  • Один - существовавший по данным литературных источников.

Рассмотри все подробнее.

Начну с последнего - мною перечисленного выше, остатков которого на сегодняшний день не осталось. О нем есть лишь упоминания в источниках литературы.

В 19 веке в урочище Язула жили только кочевые алтайцы. В те времена в 1,4 км ниже по течению Чулышмана от современного автомобильного моста был расположен мост. Находился он в устье реки Нижний Тартагай (Тардай).

Семенов-Тянь-Шантский в 1895 году коротко упоминает в своих описаниях этот мост. «В Язулу есть мост через Чулышман, опирающийся на скалы обоих берегов.

Верещагин В. И. в своем дневнике пишет, что «через Чулышман около устья р. Нижний Тардай устроен хороший мост. Для постройки моста воспользовались скалой, торчащей посреди реки. В этом месте река, вырываясь из глубокого ущелья, узкая, но очень глубокая…»

Теперь расскажу о двух мостах, которые можно увидеть и сегодня. Один – старый, разрушенный, другой – новый, относительно старого, действующий, автомобильный. Располагаются они рядом, так сказать – бок о бок.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Старый мост существовал до 1990 года – времени постройки автомобильной дороги к селу Язула бригадой А. А. Уханова.

Через этот старый мост проходила конная тропа от Язулы до села Саратан и далее на Улаган. Правда, по взгляду на разрушенный мост (фото выше), у меня была убежденность, что он тоже автомобильный.

Второй – новый мост появился в 1991 году для проезда по нему автомобилей. Этот современный, действующий мост называют Язулинским.

Он деревянный, трехпролетный, с двумя опорами – срубами. Длина его 70 м, ширина – 4 м. Мост оборудован перилами. Его грузоподъемность 8 т.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Четвертый мост в моем описании – это скотопрогонный, пешеходный мост через Чулышман в его верховьях. Располагается он относительно недалеко от села Язула. Его называют «Чертовым» или «Солдатским».

Сегодня он обветшал. Представляет собой несколько переброшенных через узкий каньон Чулышмана лиственничных стволов.

Под этим мостом расположен живописный порог под названием «Чертов мост».

По одной из версий этот мост построен в 30 – х годах прошлого века пограничным отрядом, который базировался в Язуле. Именно поэтому второе название моста – «Солдатский».

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

По второй версии – мост был построен в начале 20 века силами местных жителей для перегона скота на пастбища левого берега Чулышмана и освоения обеих берегов Чулышмана.

И, наконец, речь пойдет о мостах, которые располагались, а современный и располагается, в долине Чулышмана на расстоянии 2,9 км от спуска с перевал Кату-Ярык в сторону Телецкого озера.

Старый мост был снесен наводнением в 2014 году. Восстановлен мост был в 2015 году. Оба моста – пешеходные, правда по последнему можно перегонять скот, что и делают.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Старый - называли «мостом Санаа». Его сооружали для целей местных жителей, и связаны эти цели были с перегоном скота и проведением сельскохозяйственных работ. Здесь на правом берегу Чулышмана его долина широкая, покрытая лугами. Это урочище Кату-Ярык.

Арсеений Васильевич Санаа был директором совхоза «Советский Алтай» Улаганского района. Предположительно первый мост был сооружен в 1980 г., хотя есть и другие даты.

Сегодня подвесным мостом пользуются и туристы для посещения местных достопримечательностей, и, особенно, водопада Джелузу (Чул-Оозы, Дьол-Оозы, есть и другие названия) на реке Кату-Ярык.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина
Как сообщили в комментарии, над Чулышманом появился ещё один, 7 мост. Он подвесной, сооружен под перевалом Кату-Ярык. Целью его создания является туристическое освоение правого берега Чулышмана и посещение достопримечательностей.

Раньше до водопада Куркуре добирались посредством лодочной переправы.

Рубрика «А знаете, ли Вы?»

11

«В пещерах Алтая находят костяные останки ныне не существующих животных: саблезубых тигров, мамонтов, пещерных медведей, винторогих антилоп (водятся только в Африке) и многих других животных»

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

Буду признательна вам за донаты.