Найти в Дзене

4-Николай в Забайкальском государственном университете

Первые три серии читайте в https://dzen.ru/a/aRIxT2viZE3eaJns, https://dzen.ru/a/aRr2uJKD9TZMABIa, https://dzen.ru/a/aRAnj77jhF1wwPFC, Почему вопрос о преподавателе решал партийный комитет института? В те времена по всем важным вопросам развития страны сначала принимал решения Центральный Комитет Коммунистической партии. Широкое участие общественности при выработке этих решений было просто невозможно. Других партий просто не было. А в конституции СССР было записано, что Коммунистическая партия - руководящая и направляющая сила для всего советского общества. Поэтому предоставить окончательное решение другому органу при решении чисто научных, но очень важных для развития страны проблем, например, руководству Академии Наук означало бы... нарушение конституции. И безграмотные решения научных проблем шли просто потоком: особенно отличились в генетике и в кибернетике. Философы-коммунисты решили, что не может машина, созданная человеком, быть умнее самого человека, поэтому кибернети
Оглавление

Первые три серии читайте в https://dzen.ru/a/aRIxT2viZE3eaJns, https://dzen.ru/a/aRr2uJKD9TZMABIa, https://dzen.ru/a/aRAnj77jhF1wwPFC,

Почему вопрос о преподавателе решал партийный комитет института?

В те времена по всем важным вопросам развития страны сначала принимал решения Центральный Комитет Коммунистической партии. Широкое участие общественности при выработке этих решений было просто невозможно. Других партий просто не было. А в конституции СССР было записано, что Коммунистическая партия - руководящая и направляющая сила для всего советского общества. Поэтому предоставить окончательное решение другому органу при решении чисто научных, но очень важных для развития страны проблем, например, руководству Академии Наук означало бы... нарушение конституции.

И безграмотные решения научных проблем шли просто потоком: особенно отличились в генетике и в кибернетике. Философы-коммунисты решили, что не может машина, созданная человеком, быть умнее самого человека, поэтому кибернетика - буржуазная лженаука. А кибернетика привела к созданию электронных вычислительных машин. Когда стало понятно, что Запад вырвался вперёд, то отложить внедрение вычислительной техники в образовательный процесс по техническим дисциплинам означало - отстать ещё на один год.

Решение лидеры компартии приняли незамедлительно, и оно пришло в университет в июне, когда шли экзамены. А в сентябре уже нужно было читать студентам дисциплину "Применение численных методов в Строительстве", т.е. методов, которые использовали все ЭВМ ( электронные вычислительные машины). Но трудность заключалась в том, что с этого же момента начали создавать и учебники для технических специальностей и даже министерские программы по этим дисциплинам. Было, в общем, понятно, что преподаватель начнёт учебный год без учебника. А программа изучения дисциплины была очень желательной, но уже в сентябре нужно вести лекции и практические занятия на первых ЭВМ, поступающих в университет (марки "НАИРИ", занимающих треть, а то и половину, аудитории для практических занятий).

С теоретическим курсом можно было, как Николай поступал и раньше, почти параллельно изучать его самому и затем учить студентов. Но не было учебника, конкретно, для Строительства. Поэтому для практических занятий надо было готовить учебные задания самому и, прежде чем выходить к студентам, отладить их на ЭВМ. Для этого нужен запас времени. Нужно было начинать работу незамедлительно, не ожидая ни министерской программы, ни учебника.

Конечно, надо было отказаться. Николай и сказал на партбюро института, что в научной работе, кроме него, ЭВМ применяет ещё один преподаватель. А он только что овладел, по настоящему, сопротивлением материалов. Но коммунист,- работавший на той же кафедре, что и Николай,- ответил, что и он, и партком, считают, что с таким заданием до сентября можешь справиться из наших преподавателей только ты, Николай. И заставить любого преподавателя тоже ведь невозможно. А он, его товарищ по кафедре, уже поручился, что Николай не только справится, но и не станет отговариваться, понимая, что это- единственный реальный выход для факультета. Николай подробно привёл этот разговор для того, чтобы показать, что коммунисты всё же умели работать с людьми. Николай сократил свой отпуск. И неплохо приготовился к началу учебного года. Министерская программа пришла где-то в ноябре и существенно не отличалась от той, которую он сам составил. А учебное пособие пришло только в конце учебного года и оно не удовлетворило Николая. Он посчитал, что его курс более интересен. и ближе к практическому использованию студентами.

Эпилог

Выпускникам университа Николай Андреевич запомнился: как преподаватель, знающий информатику и вычислительную технику не хуже, чем преподаватели кафедры информатики; знающий математику не хуже, чем преподаватели кафедры Высшей математики; и один из наиболее эрудированных преподавателей самой кафедры Сопротивление материалов.

Но больше всего тем, что совершенно не был похожим на преподавателя

Музыкальное продолжение:

1. Влад Павлецов_ Кабачок уютный https://music.yandex.ru/track/137290105 utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

2.Таганка _ https://music.yandex.ru/track/33330694?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

3. Мурка _ https://music.yandex.ru/track/33330689?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

4. Я Мишу встретила на клубной вечериночке _ группа "Американка" _ https://music.yandex.ru/track/24896312?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

5. Про жизнь _ группа "Божья коровка" _ https://music.yandex.ru/track/5336227?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

5. Брызги шампанского _ Лариса Рыбальская _ https://music.yandex.ru/track/36816043?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link

6. Вот тронулся поезд _ группа "Последний переулок" _ https://music.yandex.ru/track/24896224?utm_source=desktop&utm_medium=copy_link