Найти в Дзене
Музыкальное чтиво

Кабинет истории

Кабинет истории Почему первые грампластинки были на 78 оборотов Если вы когда-нибудь держали в руках старую пластинку, то могли заметить надпись — 78 rpm (revolutions per minute, «оборотов в минуту»). Почему именно 78? Почему не 70 или 80? На самом деле за этой цифрой стоит не магия, а инженерная логика и технические ограничения эпохи. Конец XIX века: первые звуковые носители — восковые цилиндры Эдисона — вращались на скоростях около 120 оборотов в минуту, но стандарта не существовало. Когда Эмиль Берлинер в 1890-х изобрёл граммофон и заменил цилиндры дисками, каждая фабрика выпускала их со своей скоростью — от 60 до 100 оборотов. Всё зависело от ручного завода и стабильности механизма. Ситуация изменилась в 1920-х, когда в производство пришли электрические моторы. Их частота вращения напрямую зависела от электросети: в США — 60 Гц, в Европе — 50 Гц. При такой частоте синхронный мотор с простейшим редуктором выдавал примерно 78 оборотов в минуту (точнее, 78,26 в США и 77,92 в Европ

Кабинет истории

Почему первые грампластинки были на 78 оборотов

Если вы когда-нибудь держали в руках старую пластинку, то могли заметить надпись — 78 rpm (revolutions per minute, «оборотов в минуту»). Почему именно 78? Почему не 70 или 80? На самом деле за этой цифрой стоит не магия, а инженерная логика и технические ограничения эпохи.

Конец XIX века: первые звуковые носители — восковые цилиндры Эдисона — вращались на скоростях около 120 оборотов в минуту, но стандарта не существовало. Когда Эмиль Берлинер в 1890-х изобрёл граммофон и заменил цилиндры дисками, каждая фабрика выпускала их со своей скоростью — от 60 до 100 оборотов. Всё зависело от ручного завода и стабильности механизма.

Ситуация изменилась в 1920-х, когда в производство пришли электрические моторы. Их частота вращения напрямую зависела от электросети: в США — 60 Гц, в Европе — 50 Гц. При такой частоте синхронный мотор с простейшим редуктором выдавал примерно 78 оборотов в минуту (точнее, 78,26 в США и 77,92 в Европе). Эта цифра оказалась удобной для инженеров и вскоре закрепилась как стандарт скорости воспроизведения.

Но важно уточнить: первые «78-ки» вовсе не были виниловыми. Материалом служил шеллак — твёрдая, хрупкая смола, из-за которой пластинки легко ломались и вмещали всего около трёх минут музыки на сторону. Именно это физическое ограничение и сформировало привычную длину радиохитов — трёхминутный формат не из маркетинга, а из инженерной необходимости.

Лишь после Второй мировой войны появился винил (ПВХ) — прочный, гибкий и более ёмкий материал. В 1948 году Columbia Records представила формат 33⅓ rpm (LP) для альбомов, а RCA в 1949-м — 45 rpm (single) для синглов. Это ознаменовало переход от шеллаковых дисков к современным винилам, но наследие «78» ещё долго сохранялось в проигрывателях и каталогах.

Итак, 78 оборотов — не произвольная цифра и не ностальгический символ. Это продукт электромеханической эры, компромисс между физикой моторов и скоростью звука, из которого вырос весь XX век звукозаписи.

Музыкальное чтиво