В будущих войнах решающую роль будет играть экономическая мощь и технологическое превосходство. При этом в развитии технологий основные усилия будут направлены на качественное улучшение ситуационной осведомленности, управления и поражения, превосходство в электромагнитном спектре и киберпространстве, а также энергоэффективность.
Ключевые позиции будут занимать цифровые технологии и искусственный интеллект (ИИ) в частности, внедрение которых в технические системы военного назначения существенным образом изменит характер военных действий, минимизируя участие в бою человека и превратив процесс управления в наблюдение и предиктивную аналитику.
В данной статье рассмотрены основные тенденции развития технологий для войн будущего:
1. Внедрение технологий искусственного интеллекта
Объем технологий ИИ на мировом рынке вооружений в 2025 году составил порядка порядка 11 млрд долларов США. В период с 2026 по 2030 годы среднегодовой рост примерно 13%.
Автоматизированные системы с использованием технологий ИИ повышают эффективность принятия решений. Анализируя сложные наборы данных, они прогнозируют передвижения противника, оптимизируют логистику, автоматизируют задачи разведки и поражения.
Системы управления используют искуссвтенный интеллект для анализа данных в режиме реального времени и позволяют быстрее и более обоснованно принимать решения.
Обучающие программы с ИИ сокращают время обучения до 40%, повышая боеготовность войск и эффективность комплектования личным составом.
Прогностическое обслуживание на основе искусственного интеллекта сокращает время простоя вооружения и военной техники на регламенте или ремонте, повышая готовность к выполнению задач.
Робототехнические комплексы с элементами искусственного интеллекта (техническое зрение и автоматическая навигация) все чаще выполняют разведывательные, логистические и ударные задачи.
2. Автономные боевые системы
Прогнозируется, что к 2028 году объем рынка автономного оружия достигнет 24,07 млрд долларов США, а среднегодовой темп роста в период с 2025 по 2028 годы составит 10,4%.
Увеличение доли автономных систем обусловлено в первую очередь необходимостью уменьшения потерь личного состава и повышения результативности выполнения высокорискованных задач.
Широкое применение автономного оружия позволит существенно повысить эффективность выполнения различных миссий (например вести разведку и выдавать целеуказание в сложной обстановке, точно и быстро поражать объекты противника без привлечения своего личного состава). Функция человека в данном случае может быть ограничена тем, чтобы удаленно разрешить или запретить применение оружия по выбранной роботом цели.
Кроме того, рядом развитых стран ведутся работы по групповому управлению подразделениями автономных роботов. Когда в подразделении дронов будут автоматически распределяться частные задачи для выполнениния одной общей (например оптимальное целераспределение по множественным объектам атаки или разделение в функциональные подгруппы (иммитации, прикрытия, прорыва и т.п.).
Темпы развития цифровых технологий (ИИ в частности) и автономных систем дают основания полагать, что примерно через 20 лет появится множество разнородных роботов (воздушных, наземных, морских), которые будут сведены в единые автономные боевые сети под централизованным управлением ИИ (ввиду физиологических ограничений человек будет не способен управлять этими сетями так быстро, как это необходимо).
В декабре 2024 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по системам автономного оружия, отражающую глобальную обеспокоенность их потенциальным неправомерным использованием и правовыми последствиями в соответствии с международным гуманитарным правом.
Кроме того, существуют опасения по поводу системных ошибок и потенциального использования негосударственными субъектами.
По сравнению с ядерным оружием никаких запретов по использованию технологий искусственного интеллекта и автономного оружия не существует.
С коммерческой доступностью распространение этих технологий становится все шире и быстрее, создавая равных конкурентов как на государственном уровне, так и среди негосударственных субъектов (от частных лиц до корпораций). И чем дальше, тем труднее будет заключить соглашения о нераспространении, чтобы не допустить попадания опасных технологий в чужие руки.
3. "Военный интернет вещей"
Прогнозируется, что рынок "военного интернета вещей" вырастет с 25 млрд долларов США в 2025 году до примерно 50 млрд долларов США к 2034 году, увеличиваясь в среднем на 10,65% в год .
"Военный интернет вещей" (англ. Military Internet of Things, МIoT) или «Интернет военных вещей» (англ. Internet of Military Things, IoМT) — это класс интернета вещей (IoT), предназначенный для боевых операций и ведения войны.
Данная технология позвляет объединить в единую информационно-коммуникационную сеть множество разнородных устройств (датчиков, систем наблюдения, автономных, дистанционно управляемых и пилотируемых систем вооружения и др.).
Технология "военного интернета вещей" обеспечивает оперативную коммуникацию и обмен информацией между подключенными к сети устройствам, а система управления призвана консолидировать всю эту информацию в рамках единой цифровой "экосистемы".
Это обеспечивает получение полной ситуационной осведомленности и контроля над различными зонами конфликтов и районами боевых действий, многократно сокращает время реакции, повышает качество и оперативность принятия решений.
"Военный интернет вещей" предполагает подключение к нему таких средств, как наземные транспортные средства, воздушные, надводные и подводные суда, в том числе автономные, космические аппараты, системы вооружения, а также систем датчиков (способных контролировать условия окружающей среды, отслеживать перемещения, обнаруживать угрозы, измерять производительность или предоставлять информацию о состоянии людей и оборудования), обменивающихся данными в режиме реального времени.
С использованием технологий ИИ такая интеграция позволяет собирать и обрабатывать сверхбольшие массивы данных из множества распределенных источников, обеспечивая всестороннее и целостное представление о поле боя, обеспечивая высокие скорость и эффективность действий командования и боевых подразделений.
Кроме того, на основе данных о состоянии субъектов, подключенных к сети, обеспечивается предиктивное обслуживание, что повышает надежность военной техники, сводя к минимуму время простоя и обеспечивая эксплуатационную готовность.
4. Глобальная связь с большой пропускной способностью
Для объединения в единую сеть большого количества разнотипных средств, распределенных на больших территориях (на разных континентах) требуются системы связи, которые обеспечили бы глобальный охват и обмен большим количеством разнородной информации в реальном масштабе времени.
В качестве таких систем связи расматриваются многоспутниковые низкоорбитальные системы, а также мобильная связь пятого поколения (5G) и выше.
Многоспутниковые низкоорбитальные системы связи в настоящее время представлены такими проектами, как:
StarLink (США), состоящая из 6000 космических аппаратов;
Amazon Kuiper (США), проект на стадии развертывания, планируется запуск 3236 космических аппаратов, первые 27 аппаратов группировки были выведены на орбиту 29 апреля 2025 года;
OneWeb (Великобритания), состоит из 650 космических аппаратов;
Qianfan (Китай), группировка первого этапа будет включать 1296 спутников на орбите высотой 1160 км, развернуто порядка 300 космических аппаратов.
Указанные системы позволяют с минимальной задержкой (10–40 мс) передавать в многоканальном режиме большие объемы разнообразной информации (изображения, видео, в том числе потоковое, текст, техническая информация и др.) со скоростями 0,2–1 ГБит/с на любые расстояния в пределах Земли.
Еще одним перспективным направлением для военных нужд является мобильная связь 5G.
Улучшенная связь на поле боя и потребности в эффективном управлении автономными системами на базе искусственного интеллекта стимулируют развитие 5G в интересах военных.
Технологии 5G обеспечивают сверхвысокие скорости (до 10 Гбит/с) и низкую задержку (менее 1 мс). Это обусловливает их использование для дистанционного управления системами вооружения, видеонаблюдения в реальном времени и периферийных вычислений для уменьшения времени реакции в боевых ситуациях.
Сейчас ведутся работы по интеграции систем спутниковой связи и 5G для использования в интересах "военного интернета вещей". Это должно обеспечить сверхнадежную мобильную широкополосную связь с малой задержкой, а также массовую межмашинную связь на глобальных дальностях.
5. Радиоэлектронная борьба и кибербезопасность
С развитием указанных выше систем количество информационных датчиков и каналов обмена данными в различных физических полях возрастет многократно. Существенно обострится борьба в электромагнитном спектре и киберпространстве.
Тенденции к киберэлектронной конвергенции, которая улучшит обработку сигналов, повысит защиту от помех и безопасность связи, диалектически обусловливают необходимость совершенствования методов и средств радиоэлектронной борьбы. Так, рассматриваются совместные действия в электромагнитном спектре и киберпространстве (например внедрение вредоносного кода в автоматизированные системы с помощью радиосигналов).
Киберэлектронная конвергенция – это процесс интеграции киберпространства (сферы компьютерных сетей, программного обеспечения и данных) и радиоэлектронных систем (устройств, использующих электромагнитный спектр, таких как радиосвязь, радары и сенсоры).
Простыми словами, это означает, что традиционно отдельные области – компьютерные технологии и радиоэлектроника становятся взаимозависимыми и начинают работать как единое целое. Появляются новые возможности, не доступные в указанных областях по отдельности
Отмечается развитие когнитивных систем радиоэлектронной борьбы, осуществляющих обнаружение угроз и управление спектром на основе ИИ.
Повысится роль самонаводящегося на излучение оружия и средств функционального поражения, которые позволят выводить из строя радиоэлектронные средства противника мощным СВЧ излучением.
Радиоэлектронная обстановка существенно усложнится. Кроме возросшей концентрации радиоэлектронных средств военного назначения, доступ к недорогим электронным компонентам обусловит массовое использование различных радиоэлектронных средств (включая средства радиоэлектронного подавления) негосударственными субъектами.
Зависимость от цифровой инфраструктуры обусловит высокий спрос на передовые решения в области кибербезопасности.
В современных условиях киберпространство все чаще используется в качестве поля боя. Возросшая интенсивность кибератак по всему миру обусловливает необходимость усиления оборонительных и превентивных мер кибербезопасности.
Отмечается интеграция систем безопасности с нулевым доверием и облачных решений для защиты критически важной военной инфраструктуры от киберугроз.
Для обнаружения киберугроз в режиме реального времени и быстрого реагирования на них внедряются технологии искусственного интеллекта, машинное обучение и интернет вещей.
6. Оружие в космосе
Несмотря на существование договора Организации Объединенных Наций 1967 года, призывающего к мирному использованию космоса, предпосылки к размещению вооружений (в том числе наступательных) в космическом протсранстве очевидны и заключаются в следующем.
Резкий рост количества космических аппаратов двойного назначения обусловил усиление конкуренции в околоземном пространстве. Более 70 стран в настоящее время имеют на орбите собственные космические аппараты. С развертыванием многоспутниковых систем космос становится еще более "тесным".
Ударные вооружения, размещенные в космосе обеспечат внезапность, минимальное подлетное время и обход любой системы раннего предупреждения.
Обеспечивается возможность вынести свои стратегические силы за пределы собственной территории и содержать их в высокой готовности к боевому применению.
Наличие так называемых серых зон, связанных с доступностью космических технологий, включая технологии вывода и возврата полезных нагрузок, негосударственным субъектам (частным компаниям и корпорациям) создают соблазн их использования для бескомпроматного размещения ударных средств в космосе.
В результате группировка космических аппаратов станет выполнять не только обеспечивающие функции (разведка, связь, навигация, картографирование, метеообеспечение, радиоэлектронная борьба), но и пополнится значительным числом ударных спутников. Часть из них будет предназначена для нанесения ударов по наземным, а другая часть – для борьбы с космическими аппаратами противника.
Уже сейчас в рамках американской программы противоракетной обороны Golden Dome предусматривается разместить перехватчики баллистичсеких ракет в космосе. Вполне подходит для выполнения ударных задач и космический беспилотник X-37B.
7. Иммерсивные технологии
Иммерсивные технологии – это технологии, которые создают эффект погружения и присутствия в альтернативном пространстве. Они сочетают цифровой и физический миры, создавая иллюзию присутствия в другом пространстве.
Прогнозируется, что объем иммерсивных технологий на мировом рынке вооружений вырастет с 12,80 млрд долларов США в 2025 году до 92,17 млрд долларов США к 2034 году со среднегодовым темпом роста 24,52% .
Внедрение виртуальной и дополненной реальности, а также технологий обучения на основе симуляций также существенно корректирует содержание военных действий. Эти технологии повышают ситуационную осведомленность, качество планирования и эффективность обучения.
Системы виртуальной реальности создают реалистичную, воспроизводимую и безопасную среду для моделирования боевых действий, репетиций боевых задач и обучения работе с техникой. Это снижает затраты и минимизирует риски, связанные с учениями в реальных условиях.
Системы дополненной реальности повышают ситуационную осведомленность на поле боя, предоставляя наложение критически важных данных в режиме реального времени для ускорения принятия решений и достижения тактического превосходства. Эти технологии также применяются для планирования операций с использованием трехмерных карт местности и смоделированных условий.
Растущая потребность в экономически эффективных решениях для обучения, оптимизации процессов обслуживания и сетецентрических подходов к ведению боевых действий дополнительно стимулирует внедрение данных технологий.
8. Энергоэффективность
Цифровизация вооружения, рост числа электронных устройств военного назначения, робототехнических комплексов (дистанционно-управляемых и автономных), процессы машинного обучения и др. обуславливают потребность в генерации большого количества энергии и оптимизации энергообеспечения.
Технологические достижения в области аккумуляторов высокой емкости, компактных ядерных энергоблоков и систем возобновляемой энергии позволяют во многом снизить зависимость от топлива и повысить эффективность энергообеспечения. Эти технологии поддерживают беспилотные транспортные средства, системы связи и портативные устройства, одновременно снижая логистические сложности в удаленных районах.
Новые тенденции в военной электрификации включают гибридные платформы, водородные топливные элементы и адаптивную зарядную инфраструктуру с использованием технологий искусственного интеллекта.
Адаптивная зарядная инфраструктура – это система управления зарядкой потребителей, которая оптимизирует процесс зарядки с учетом различных факторов в реальном времени. Цель – повысить эффективность работы зарядных станций, снизить нагрузку на сеть и обеспечить персонализированную зарядку.
Надежное электроснабжение предусматривается обеспечить за счет комплексного адаптивного использования различных источников энергии.
Кроме того, для обеспечения бесперебойного электроснабжения на передовых оперативных базах внедряются микросетевые решения.
Микросетевые решения – это локализованные энергетические сети, которые могут работать независимо или совместно с основной энергосистемой. Обычно они объединяют различные ресурсы распределённой энергии, такие как солнечные панели, ветряные турбины, аккумуляторные батареи и дизельные генераторы.
9. Биотехнологии и расширение возможностей человека
Прогнозируется, что к 2028 году объем мирового рынка услуг по дополнению человеческих возможностей достигнет 545,1 млрд долларов США, а среднегодовой темп роста в период с 2023 по 2028 год составит 16,5%.
Развитие экзоскелетов, инструментов улучшения когнитивных способностей и дополненной реальности повышают физические возможности, ситуационную осведомленность и выживаемость на поле боя.
Достижения в области синтетической биологии, белковой инженерии и технологий редактирования генов, таких как CRISPR-Cas9, преобразуют возможности человека применительно к военной сфере. К ним относятся устойчивость к инфекционным заболеваниями, датчики для обнаружения химических и биологических угроз, а также программируемые биоматериалы для адаптивных систем защиты.
Биотехнологический сектор лидирует в области передовых терапевтических лекарственных препаратов, генной терапии и решений на основе тканевой инженерии. Это имеет важное значение для военного здравоохранения и травматологии. Эти прорывы улучшают качество оказания медицинской помощи в полевых условиях, ускоряют заживление ран и повышают скорость восстановления поврежденных живых тканей.
К 2035 году интеграция методов генной инженерии и нейрокомпьютерных интерфейсов может кардинально изменить военные операции. Эта трансформация может превратить солдат в живое оружие с улучшенной физической силой, когнитивными способностями и возможностью нейронной связи с системами оружия в режиме реального времени.