Найти в Дзене
#PRO:Право_PRO:Жизнь

🎓 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В результате освоения данной темы студент должен: Знать 🧠: Уметь 🎯: Владеть 💪: Отталкиваясь от понятий «информационная политика» и «информационно-правовой механизм», существенно обратиться к информационной среде, под которой интерпретируется сфера деятельности, ассоциированная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации 🔄. Данная правовая категория впервые была введена ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» 📜. Термин «информационная сфера» в области информатики используется в различных программных актах 📋. К примеру, согласно разделу I Доктрины информационной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, информационная сфера представляет собой совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий 💻, субъектов, деятельность которых ассо
Оглавление

Образовательные результаты изучения темы 📚

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать 🧠:

  • Что репрезентирует собой информационная сфера социума и ее под системные образования
  • Основные подходы к интерпретации информационного права
  • Что представляет собой модель комплексного регулирования социальной сферы
  • Пять признаков, по которым автор курса отграничивает информационное право от альтернативных отраслей

Уметь 🎯:

  • Обосновать положение о том, что информационное право репрезентирует собой комплексную отрасль российского права
  • Выявлять основные функции и цели информационного права в системе российского права
  • Определять основные тенденции становления и эволюции информационного права на современном этапе

Владеть 💪:

  • Понятийным аппаратом информационного права
  • Знанием о том, каким образом развивается информационная сфера общества и каковы методы правового воздействия на информационные отношения

🌐 Концепция информационной сферы общества

Дефиниция информационной среды 💡

Отталкиваясь от понятий «информационная политика» и «информационно-правовой механизм», существенно обратиться к информационной среде, под которой интерпретируется сфера деятельности, ассоциированная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации 🔄. Данная правовая категория впервые была введена ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» 📜.

Термин «информационная сфера» в области информатики используется в различных программных актах 📋. К примеру, согласно разделу I Доктрины информационной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, информационная сфера представляет собой совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий 💻, субъектов, деятельность которых ассоциирована с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений 🛡️.

Компоненты информационной сферы 🧩

В ее состав инкорпорируются как минимум несколько компонентов:

  • Субъекты информационного взаимодействия 👥
  • Общественные отношения, в которые вступают субъекты 🤝
  • Информационная инфраструктура, без которой эти отношения возникать и полноценно развиваться не могут 🏗️
  • Информационные технологии 💻
  • Сама информация, по поводу которой возникают общественные связи субъектов 📊

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизнедеятельности общества, активно воздействует на состояние политической, экономической, оборонной и альтернативных составляющих безопасности Российской Федерации 🇷🇺.

Цифровая среда как специфическая область 🌐

Отдельно следует несколько слов сказать о цифровой среде 💎. С нашей точки зрения, Интернет и альтернативные сети формируют особую информационную сферу, ассоциированную с оборотом цифровой информации 🔄. Ее возможно назвать интернет-сферой или цифровой средой 🌍.

Сама интернет-сфера может быть рассмотрена нами как определенный срез в исследуемом объекте (информационной сфере) 🔍. Она в определенных условиях может быть репрезентирована и как виртуально окружающая нас среда 🌫️. Среда, с нашей точки зрения, представляет собой функциональное понятие и обозначает все альтернативные системы, которые окружают исследуемую ⚙️.

🏭 Секторы информационной индустрии

Выделяется несколько секторов информационной индустрии, в которых осуществляется нуждающаяся в регламентации деятельность субъектов информационного права 📋:

  • Информационные службы (агентства печати, библиотеки, банки данных) 📚
  • Производство носителей информации: книг, газет, фильмов, звуко- и видеозаписей 🎬
  • Информационные технологии (ЭВМ, терминалы) 💻
  • Интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи) 🔧
  • Средства связи (радио, телефон, телевидение) 📡
  • Каналы связи (почта, телеграф, спутниковая связь) 📞
  • Каналы массовой коммуникации (радио- и телевизионные сети, системы доступа к базам и банкам данных) 📺

При этом информационная сфера с точки зрения информационного права может быть как естественной (устная речь, жесты, мимика) 🗣️, так и искусственной (знаки, символы, письменность) ✍️.

📊 Предметные области информационного права

Первоначальная «матрица отношений» 🎯

Как объект правового регулирования информационная сфера изначально подразделялась на пять основных предметных областей, называемых «матрицей отношений» информационного права:

1️⃣ Область создания и распространения исходной и производной информации 📝

2️⃣ Формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных сервисов 💼

3️⃣ Реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации 🔍

4️⃣ Создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 💻

5️⃣ Создания и применения средств и механизмов информационной безопасности 🛡️

Современная расширенная модель 🌟

Анализ показал, что количество областей с каждым годом эскалирует: на сегодняшний день их, входящих в информационную сферу общества и совпадающих с предметной областью самого информационного права, возможно идентифицировать уже десять 🔟:

1️⃣ Область международного информационного обмена 🌍

2️⃣ Реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере ⚖️

3️⃣ Организации и деятельности средств массовой информации 📰

4️⃣ Связи и массовых коммуникаций (сюда же инкорпорируем и проблематики Интернета) 🌐

5️⃣ Электронного документооборота 📄

6️⃣ Электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий 🛒

7️⃣ Формирования и обработки персональных данных 🔒

8️⃣ Библиотечного дела, архивного дела 📚

9️⃣ Обеспечения информационной безопасности России 🛡️

🔟 Рассмотрения конфликтов и информационных споров ⚖️

Новые формирующиеся блоки 🚀

На сегодняшний день активно конституируются инновационные блоки информационной сферы, ассоциированные со становлением и развитием современных информационных («диагональных») отношений 💡. На эти области государство пока не осуществляет детальное правовое воздействие с помощью правовых средств, но они являются предметом научного анализа 🔬:

  • Область взаимодействия человека и искусственного интеллекта (сфера когерентных информационных отношений) 🤖
  • Оборот инновационных цифровых сущностей (цифровое право) 💎
  • Оборот геномной информации (lex genomica) 🧬
  • Цифровые следы и инновационные механизмы следообразования 👣
  • Цифровая индустрия впечатлений 🎪

🎯 Информационная сфера как объект регулирования

Итак, информационная сфера может быть рассмотрена как «среда оборота информации (производство — распределение — потребление), где субъекты реализуют собственные потребности и возможности по отношению к информации и информационным системам» 🔄.

Нормы информационного права в том или ином виде активно воздействуют на всю информационную сферу общества, то есть на всю сферу социальной деятельности, ассоциированной с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации 📊. Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих на фундаменте информационного и иного законодательства такую деятельность, которая позволяет решать конкретные информационные задачи в правовой системе общества и ее подсистемах, включая и сам механизм правового регулирования рассматриваемой области ⚖️.

📜 Нормы информационного права: специфические признаки

Норма информационного права, в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает сугубо собственными специфическими особенностями и признаками, к важнейшим из которых возможно отнести последующие 🎯:

Первый признак 💡

Нормы информационного права, в отличие от альтернативных социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных информационных образований и сообразно воле государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — информационные отношения 🔗, особенность которых состоит в наличии не исключительно правовых субъектов и объектов воздействия, но и информационных взаимоотношений и фактов в широком смысле слова 📊.

Второй признак 🏛️

Нормы информационного права всегда подготавливаются и издаются с санкции государства и экспрессируются в установленной законодательством либо общепризнанной форме 📜. К примеру, они могут выступать в форме норм-принципов Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства, нормативных договоров и так далее 📋.

Третий признак 🛡️

Нормы информационного права не исключительно санкционируются, но и охраняются государством, которое заинтересовано в действенном их исполнении ⚖️.

Четвертый признак

Нормы информационного права, в отличие от альтернативных социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания 📖. Сама норма в этом отношении есть некая информационно-правовая модель, мера, эталон, масштаб идеального поведения тех или иных участников информационных отношений 🎯.

Помимо общепризнанных компонентов она может инкорпорировать в себя нечто противоположное гипотезе, иногда логический результат, программную и прогностическую информацию 🔮.

Становится очевидным, что в информационно-правовой норме всегда экспрессируется определенное предписание о том, как должны участники рассматриваемых правоотношений поступать в различных ситуациях 🎭. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме информационного права независимо от того, экспрессирована она в законодательном акте, в обычае или в ином положении 📜.

🎬 Информационно-правовая деятельность

Следовательно, содержание информационного права характеризует также и специфическая информационно-правовая деятельность, являющаяся с правовой точки зрения определенной совокупностью совершаемых конкретными субъектами и требуемых информационным законодательством информационно-правовых действий 🎯, имеющих юридическую цель, без констатации которой они теряют собственное содержание ❌.

На практике информационно-правовые действия (шире — информационно-правовая деятельность) ориентированы на сбор и обработку правовой и иной информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и так далее 💻. В процессе этой деятельности решаются задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства на нарушителя накладываются взыскания в определенном регламентирующем порядке ⚖️.

Формы информационно-правовой деятельности 🔄

Информационно-правовая деятельность (как составная часть информационной деятельности в целом) состоит из внешней и внутренней формы 🎭:

  • К внешней форме возможно отнести результаты правотворческой деятельности (нормативные правовые акты) 📜
  • Внутреннюю форму характеризует поведенческий аспект 👥

Он напрямую ассоциирован с предметным и поведенческим (деятельным) критериями обособления данной отрасли 🎯. Именно особая информационная деятельность субъектов позволяет точно конструировать предметную область информационного права 🏗️.

Цели информационно-правовой деятельности 🎯

Информационно-правовая деятельность ориентирована на обеспечение реальных условий для защиты прав владельцев информационных продуктов 🛡️, создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей 🌐, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России 🇷🇺; создание условий для эффективного информационного обеспечения граждан и альтернативных потребителей информации 📊, обеспечение национальной безопасности в области информационных технологий и многое другое 🛡️.

⚙️ Особенности механизма правового регулирования

Таким образом, возможно дискутировать о последующих особенностях механизма правового регулирования информационных отношений в обществе 🎯:

1️⃣ Информация обладает уникальными качествами и свойствами: для каждого физического или юридического лица она составляет фундамент жизнедеятельности и повседневной деятельности в нынешнем столетии 💎; каждый человек, организация, цифровая платформа, торговая интернет-площадка может генерировать информационные продукты и быть участником оборота этой информации 🔄

2️⃣ Деятельность субъектов информационных отношений базируется на инновационных, ранее неизвестных для правовой науки понятиях 🌟 — «сайт в сети Интернет», «большие данные», «облачные вычисления», «цифровая валюта», «распределенный реестр», «экосистема цифровой экономики», «искусственный интеллект», «интернет вещей», «электронное голосование», «дистанционная работа», «базы данных», «доменное имя», «электронные денежные средства», «цифровой рубль» и другие 💻

3️⃣ Информационно-правовая деятельность государственных органов, организаций, граждан и иных субъектов в отношении информации должна осуществляться в интересах государства и личности, но преобладающими при этом являются общественные интересы 🤝

4️⃣ В процессе правоприменения выявляются компьютерные и иные правонарушения, а виновные привлекаются к ответственности на фундаменте норм национального законодательства ⚖️, при этом правоохранительные органы должны пресекать нарушения информационного, гражданского, уголовного и иных видов законодательства 🚨

5️⃣ Информационно-правовая деятельность различных субъектов права в исследуемой сфере нередко носит международную окраску и осуществляется на базе норм международных договоров и национального законодательства 🌍. В связи с этим следует законодательно закрепить такие блоки информационных отношений, как цифровая экономика, электронная торговля, правовое регулирование Интернета, защита авторских и смежных прав на информационные продукты и другие 📋

🔬 Синтез нового знания о механизме правового регулирования

Синтез инновационного знания показывает, что механизм правового регулирования информационных отношений представляет совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется централизованное и децентрализованное правовое воздействие в информационной сфере и ее подсистемах ⚙️.

Регулятивное воздействие норм права на общественные отношения осуществляется в целях упорядочения поведенческих механизмов людей в кибернетическом пространстве и в альтернативных пространствах, где возникают, модифицируются и прекращаются информационные отношения 🔄.

Элементы механизма правового регулирования 🧩

В качестве элементов механизма правового регулирования сюда объективно инкорпорируются особые юридические нормы, нормативные правовые акты, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, акты официального толкования, правосознание 📚.

Среди очевидных особенностей данного механизма для интернет-сферы следует выделить наличие:

  • Сетевых юридических фактов (а также комплексных юридических составов) 🌐
  • Инновационных видов информационных правоотношений 🔗
  • Инновационных цифровых сущностей 💎
  • Сочетания правового регулирования и саморегулирования в кибернетическом пространстве (сорегулирования) ⚖️
  • Особого вида субкультуры и информационного правосознания 🎭

🚀 Перспективы развития информационной сферы России

Характеризуя состояние информационной сферы общества, нужно иметь в виду, что в обозримом будущем перед Россией встанет непростая задача вхождения в цивилизованное информационное общество и ликвидации отставания в развитии информационно-коммуникативных технологий страны 🇷🇺, поэтому предстоит значительная законотворческая работа в области подготовки международных актов и договоров, касающихся регулирования собственного сегмента всемирного кибернетического пространства 🌍.

Из этого следует, что информационное право должно стать важнейшим компонентом глобального информационного общества и правового демократического государства ⚖️.

Приоритетные направления развития 🎯

Более того, в условиях признания России страной с рыночной экономикой, ее вхождения в ВТО нам предстоит решить ряд крупных проблематик, ассоциированных с дальнейшей демократизацией многочисленных сфер общественной жизнедеятельности 💪. Прежде всего нужно содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций 📡; изыскать дополнительные возможности, включая доступ через открытые для широкой публики учреждения 🏛️; уделить приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных регионах 🌄; уделить особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующихся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан и осуществить меры, ориентированные на предоставление им более простого доступа к информации 👥; способствовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного обмена и другие 🌐.

🎓 Заключение

Все указанное должно учитываться при разработке проблематик и особенностей предмета информационного права 📚. Это позволит по-новому взглянуть на современную концепцию теории информации и права 🔍, оперативно осуществлять различные виды информационно-правового воздействия в обществе, и прежде всего регулирование отношений в сфере связи и массовых коммуникаций на базе новейшего законодательства и последних достижений информатики 💻.

#НаучноТехническийПрогресс

#РеволюцияВНауке

#ИнформационнаяРеволюция

#ТехнологическийПрорыв

#ПарадигмаКуна

#НаучныеРевОлюции

#ИсторияНауки

#ИнновацииИТехнологии

#КнигопечатаниеГутенберга

#КритическаяМасса

#НаучноеСообщество

#СменаПарадигм

#ФордИАвтомобили

#ЯпонскиеТехнологии

#КремниеваяДолина

#SiliconValley

#СтэнфордИБеркли

#ГаражныеСтартапы

#Apple

#Intel

#Google

#CiscoSystems

#ИнформатизацияОбщества

#ЦифроваяЭкономика

#ИнформационноеОбщество

#НоосфераВернадского

#Биосфера

#ЭлектронноеГосударство

#МахлупИХаяши

#МасудаИнформационноеОбщество

#ПостиндустриальноеОбщество

#ИнформационнаяИнфраструктура

#ИнформационныйРынок

#МеждународныйИнформОбмен

#ОкинавскаяХартия

#СтратегияРазвитияРФ

#ЦифровизацияРоссии

#ИнформационнаяПолитика

#ТаможенныйСоюз

#РоссийскиеТехнологии

#КритерииИнформОбщества

#УровеньОбразования

#ПродолжительностьЖизни

#ЗдравоохранениеИИТ

#КачествоЖизни

#СоциальнаяИнформация

#ТелекоммуникационныеТехнологии