Внедорожник ИЖ-14 появился раньше легендарной «Нивы» и имел уникальные технические решения, которых не было у ВАЗа. Однако вместо всемирной славы проект ждало забвение. Разбираемся, в чем этот автомобиль превосходил конкурента и почему так и не попал на конвейер.
Хотя лавры первого в мире комфортабельного кроссовера с несущим кузовом достались ВАЗ-2121, инженеры из Ижевска вступили в эту гонку первыми. Их разработка могла изменить историю советского автопрома, но стала жертвой аппаратных игр и сложной экономики СССР.
Как «Оборонка» решила делать джипы: история создания
В конце 1960-х годов Совет министров СССР поставил задачу: создать комфортабельный автомобиль повышенной проходимости для жителей села. В борьбу вступили три гиганта: АЗЛК (Москвич), ВАЗ (Жигули) и ИжАвто.
Ижевский завод, в отличие от сугубо гражданского ВАЗа, входил в систему оборонной промышленности (Министерство оборонной промышленности). У местных конструкторов было меньше бюджетного финансирования на «гражданку», но больше свободы в инженерных экспериментах.
Началом пути стал прототип ИЖ-5, созданный совместно с институтом НАМИ. Однако к началу 70-х стало ясно, что для серийного производства нужна новая модель. Ею стал ИЖ-14 – компактный джип с несущим кузовом, первый ходовой макет которого выехал из цеха в 1972 году (по другим данным – облик был сформирован к концу 1970-го, но доработан позже).
Технический прорыв: чем ИЖ-14 удивлял инженеров
ИЖ-14 не был просто «лифтованным Москвичом». Это была попытка создать универсальный автомобиль, сочетающий комфорт седана и проходимость вездехода.
Ключевые особенности конструкции:
- Двигатель: Уфимский мотор УЗАМ-412 (1.5 л, 75 л.с.). Чтобы уместить высокий агрегат под низкий покатый капот внедорожника, конструкторам пришлось изменить геометрию впускного коллектора.
- Трансмиссия (раздаточная коробка): в отличие от будущей «Нивы», ижевцы реализовали схему Part-time (подключаемый полный привод). Основным был задний привод, передний подключался при необходимости.
- Уникальное управление: Ижевские инженеры совершили эргономический прорыв. Вместо леса рычагов, торчащих из пола (как позже будет у УАЗа и Нивы), в ИЖ-14 управление раздаткой осуществлялось одним рычагом. Он отвечал за подключение переднего моста, включение понижающей передачи и блокировок.
Важно: инженеры ИЖ-14 смогли избавиться от главной «болезни» советских джипов – промежуточного вала между КПП и раздаткой. Коробки соединили жестко, что существенно снизило уровень шума и вибраций в салоне. У «Нивы» эту проблему частично решали десятилетиями.
ИЖ-14 против «Нивы»: битва 1974 года
Моментом истины стали государственные испытания 1974 года. На полигоне встретились предсерийные образцы ВАЗ-2121 «Нива» и прототипы ИЖ-14. Сравнивать их было сложно, так как машины находились на разных стадиях готовности, но выводы комиссии оказались жесткими.
В чем ИЖ уступал ВАЗу?
- Тип привода. «Нива» приехала с революционным постоянным полным приводом (Full-time 4WD). Это давало лучшую управляемость на скользких дорогах и в грязи. ИЖ-14 с подключаемым «передком» вел себя как классический заднеприводный автомобиль и закапывался быстрее.
- Динамика и комфорт. ИЖ был сырым прототипом. Качество сборки, отработка подвески (сзади у ИЖа в итоге оставили рессоры ради унификации с «Москвичом», в то время как Нива щеголяла пружинами) и общая надежность были не на высоте. ВАЗ-2121 разгонялся быстрее и лучше преодолевал глубокий снег.
- Технологичность. У ВАЗа уже были готовые линии для штамповки оригинальных кузовных панелей. ИЖ собирали буквально «на коленке».
Почему проект закрыли: танки или деньги?
Распространен миф, что производство «зарубили» военные, которым танки были важнее легковых авто. Это лишь часть правды. Судьбу ИЖ-14 решил отраслевой типаж Минавтопрома.
Согласно плановой экономике СССР, государство не могло позволить двум заводам выпускать машины одного класса. Нужно было выбрать одного победителя.
- Аргумент за ВАЗ: огромные мощности в Тольятти, современные станки, валютное финансирование и практически готовая к конвейеру конструкция (постоянный полный привод сыграл решающую роль).
- Аргумент против ИЖа: заводу требовались колоссальные инвестиции для запуска новой платформы. Унификация с устаревающим Москвичом-412 тянула проект вниз.
Дмитрий Устинов, курировавший оборонку, понимал, что бюджет не потянет два джипа. Выбор был сделан в пользу более прогрессивной и готовой «Нивы».
Что осталось от легенды?
Проект ИЖ-14 был закрыт, а вся документация отправлена в архив. Опыт работы над полным приводом и лифтованными версиями позже пригодился заводу при создании ИЖ-2126 «Ода» и его полноприводных версий, но это случилось спустя много лет.
До наших дней сохранился лишь один выставочный образец ИЖ-14. Сегодня на него можно посмотреть в музее «Автомобили мира» в Москве. Это молчаливый памятник смелости ижевских конструкторов, которые видели будущее, но не смогли до него доехать.