📖 Общедоступная информация и ее использование
Общедоступная информация может использоваться гражданами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения указанной информации 📋.
Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации (ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») 🔍.
🚫 Категории информации, доступ к которой не может быть ограничен
Не может быть лимитирован доступ к следующим категориям информации 📜:
1️⃣ К нормативным правовым актам, которые подлежат обязательному опубликованию ⚖️
2️⃣ Информации о состоянии окружающей среды 🌍
3️⃣ Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) 🏛️
4️⃣ Информации, аккумулируемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией 📚
5️⃣ Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами 📄
Дополнительные категории информации (Модельный кодекс СНГ) 🌐
Помимо этого, ст. 49 Модельного информационного кодекса стран-участников СНГ, принятого в Санкт-Петербурге 3 апреля 2008 г., инкорпорирует в данный перечень информацию о чрезвычайных ситуациях (происшествия, катастрофы, стихийные бедствия), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах 🚨; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц ⚠️; состоянии борьбы с преступностью и другое 🔒.
🏛️ Обязанности государственных органов по обеспечению доступа к информации
Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают доступ к информации о собственной деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ 🇷🇺. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения 📋.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд ⚖️.
В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством 💰.
Бесплатное предоставление информации 💚
По общему правилу гражданину предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная этими органами в информационно-телекоммуникационных сетях 🌐; затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица ✅; иная установленная законом информация 📊.
🔒 Информация ограниченного доступа
Дефиниция информации ограниченного доступа 🛡️
Под такой информацией интерпретируются сведения, распространение которых в Российской Федерации ограничивается или запрещается в интересах обеспечения национальной безопасности, а также в соответствии с законодательством о государственной тайне (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне») 🔐.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны 🛡️.
Международные стандарты ограничений 🌍
Согласно ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. такие ограничения могут быть также введены в интересах охраны территориальной целостности или общественного порядка ⚖️, в целях предотвращения беспорядков или преступлений 🚨, защиты репутации или прав других лиц 👥, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально 🤐, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия 🏛️.
Законодательством РФ определены условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение 📋.
🔐 Правовой режим тайны
Следует отметить, что сама тайна, а не исключительно совокупность определенных сообщений или сведений, как периодически ее пытаются репрезентовать в литературе, представляет собой определенный правовой режим информации 🎯. Таким образом, содержание информации, находящейся в тайне, способно перманентно модифицироваться, а режим ограниченного доступа может распространяться и на инновационные сведения 🔄.
Поэтому данному правовому режиму доступа к информации присущ ряд признаков:
1️⃣ Отсутствие свободного обращения со сведениями, находящимися в тайне 🚫
2️⃣ Значимость такой информации для заинтересованных лиц 💎
3️⃣ Наличие охранительных мер и механизмов защиты этих сведений от посягательств со стороны третьих лиц 🛡️
Профессиональная тайна 👨⚕️
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица в соответствии с законодательством возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности 🔒.
Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральным законодательством и (или) по решению суда ⚖️.
Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть лимитирован только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе 📝.
Защита частной жизни 🏠
Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе составляющей личную или семейную тайну, а также получать подобную информацию помимо его воли 🚫.
Отказ в предоставлении может иметь место в отношении информации о частной жизни другого лица без его согласия ❌; об осуществлении оперативно-розыскной и следственной деятельности 🔍.
Кроме того, не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера 📋.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» 📜.
Документированная форма информации 📄
Говоря о документированной форме представления информации, следует отметить, что она не составляет особого режима доступа, так как документированная информация может локализоваться как в свободном, так и ограниченном доступе 🔄. Эта форма представления указывает прежде всего на связь информации с материальным носителем, на котором она закреплена (записана, зафиксирована) 💾.
📊 Классификация информации
Информацию возможно классифицировать по последующим основаниям и признакам 🎯:
- Функциональное назначение и характер информационных систем (информация правового регулирования, правотворчества, организации борьбы с преступностью и так далее) ⚖️
- Отношение сообщения к данному объекту (выделение внутренней, внешней и независимой информации в ходе обмена между субъектами) 🔄
- Тип связи субъекта интернет-отношений и внешней среды (выделение информации, циркулирующей в прямой и обратной связи) 🌐
- Отношение к целевой функции (выделение сообщений относительно заключения внешнеэкономической сделки и сообщений о средствах ее выполнения) 💼
- Физическая форма представления информации (текст закона, нормативный акт, документ, сайт, карта, таблицы, графики и другое) 📝
- Логическое содержание правовой и иной информации (информация об объектах, свойствах, отношениях) 🧩
- Процедура преобразования информации в компьютерных сетях (моделирующие, вычислительные, эвристические, нравственные и другие) 💻
- Степень преобразования информации в информационных системах (основная информация, которая характеризует понятие показателя; совокупная информация, характеризующая понятие статистической совокупности) 📈
- Время и периодичность возникновения и обработки информации (оперативная и текущая правовая информация, информация о прошлых, настоящих, будущих юридических событиях и другое) ⏰
Классификация по источнику происхождения 🔍
По источнику происхождения или формирования идентифицируются также первичная (исходная) и вторичная (производная, отраженная) 📋; внутренняя и внешняя информация 🔄.
Внутренняя, или «структурная», информация присуща всем (подавляющему большинству) объектов живой и неживой природы в силу их создания (к примеру, модификация температуры тела в течение суток, фаза активности головного мозга, женский репродуктивный цикл, фаза цветения растений и так далее) 🌿.
Внешняя информация (относительная, оперативная или рабочая) тесно ассоциирована с отражением первичной информации, только что полученной из первоисточника, в биологических и иных системах (к примеру, действие прилива влияет на скопление на берегу насекомых, птиц) 🌊. Подобная информация получается благодаря ее непосредственному (живая речь) или опосредованному извлечению (для человека это радио, телевидение) 📻.
Классификация по типу связи с носителем 💾
По типу связи информации с носителем возможно идентифицировать свободную, связанную и так называемую мертвую информацию:
Свободная информация беспрепятственно циркулирует между различными материальными носителями (прямой эфир телевидения, живая речь и другое) 📺.
Связанная информация обычно прошла стадию опредмечивания (к примеру, генетическая информация, эстетическая информация живописи, архитектуры, скульптуры) 🎨.
Указанные два вида информации могут свободно трансформироваться одна в другую 🔄.
«Мертвая» информация представляет собой ценные сведения, которые по каким-то причинам не используются в данный момент времени, и является промежуточной 💤.
Классификация по роли в правовой системе ⚖️
По роли информации, которую она выполняет в правовой системе, возможно идентифицировать: правовую информацию и неправовую информацию 📜. При этом правовую информацию возможно подразделить: на нормативную правовую и ненормативную правовую информацию 📋.
Специальные классификации 🎯
По степени влияния информации на цены финансовых инструментов (иностранная валюта, эмиссионные ценные бумаги и другое) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделяет: инсайдерскую информацию и неинсайдерскую информацию (ст. 2 Закона) 💰.
По степени воздействия информации на здоровье и развитие детей Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вводит возрастной критерий ограничения по доступу к информации этой категории лиц 👶. В связи с этим происходит маркировка информационной продукции согласно последующим категориям возрастов: 6+; 12+; 16+; 18+ 🔞.
С точки зрения направленности правового воздействия на информационные отношения в сфере оборота информации возможно идентифицировать информацию с морально-этической составляющей и информацию с политической составляющей 🎭.
Дополнительные основания классификации 📚
В сфере информационного права могут быть идентифицированы и альтернативные основания и признаки классификации информации 🔍. Среди них возможно назвать способ передачи (телефон, телеграф, человек, почта) 📞, вид преобразователя (человек, машина, человек-машина) 🤖, степень достоверности (достоверные сообщения, недостоверные сообщения) ✅❌, участие в вычислительном процессе (исходная, постоянная, переменная, промежуточная, конечная и другое) 💻, алфавит информации (буквенная, цифровая, буквенно-цифровая) 🔤 и другое.
Приведенная классификация достаточно элементарна, но, вероятно, в будущем она будет усложняться, поскольку может иметь многоступенчатое строение, при котором отдельные группы информации, выделенные в пределах основного классификационного признака, дополнительно разбиваются на подгруппы по частным основаниям и признакам 🏗️. Более того, не всегда мы будем иметь возможность четко дифференцировать сообщения по тем или иным основаниям и признакам, а затем сводить их в отдельные классы 🎯.
📜 Общая характеристика основных информационных прав и свобод человека и гражданина
Исторические документы 🏛️
Изначально информационные права и свободы были инкорпорированы в основополагающие документы, посвященные правам и свободам человека и гражданина ✨. Эти акты и сегодня служат долгосрочным ориентиром развития позитивного права многочисленных государств 🌍.
Так, Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. в ст. 11 устанавливает, что свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека 💎; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом 📝. Статья 16 Декларации гласит, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции ⚖️. Эти базисные статьи составляют фундамент международной системы защиты прав человека и его основных свобод, в том числе и в информационной сфере 🌐.
Билль о правах 15 декабря 1791 г. и Поправка I Конституции США устанавливает, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб 🇺🇸.
Уровни закрепления информационных прав 🌟
Основные информационные права и свободы закреплены как на международном, так и на национальном уровне 🌍.
Конституция РФ отдает приоритет именно ратифицированным международным документам, к которым наша страна уже присоединилась 🇷🇺. Перечислим некоторые акты, в которых в общем виде (в силу их комплексности) закрепляются нормы-принципы, посвященные правам и свободам в информационной сфере 📋.
🌍 Международный уровень
1️⃣ Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашает в преамбуле в качестве высокого стремления людей создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды 🕊️. Помимо этого, данный документ закрепляет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) 🙏; право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право инкорпорирует свободу беспрепятственно придерживаться собственных убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19) 🌐.
2️⃣ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. устанавливает право каждого свободно экспрессировать собственное мнение, инкорпорирующее свободу придерживаться собственного мнения и свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей (ст. 10) 🗣️.
3️⃣ Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. относит к свободному выражению собственного мнения распространение любой информации, идей, любыми способами по собственному выбору (ст. 19) 📢.
🇷🇺 Национальное законодательство
Национальное законодательство инкорпорирует нормы Конституции РФ, а также положения федеральных и иных законов, в которых находят закрепление основные информационные права и свободы 📜.
1️⃣ В Конституции РФ, в частности, закреплены:
- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23) 🏠
- На защиту собственной чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23) 🛡️
- На тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23) 📧
- На пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26) 🗣️
- Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28) 🙏
- Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29) 💭
- Право на свободу выражения собственных мнений и убеждений (право свободно выбирать, иметь и распространять любые убеждения (ст. 28) 🎯
- Никто не может быть принужден к выражению собственных мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29) 🚫
- Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29) 🔍
- Свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29) 📰
- Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) 📝
- Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42) 🌳
- Право на образование (ч. 1 ст. 43) 🎓
- Свобода всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44) 🎨
- Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) 🎭
- На получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) ⚖️
Ограничения информационных прав ⚠️
Информационные права и свободы личности, закрепляемые в Конституции РФ, могут быть лимитированы только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства 🛡️. Кроме того, их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 55, 17 Конституции РФ) ⚖️.
2️⃣ Федеральные и иные законы 📚
Среди федеральных и иных законов, устанавливающих информационные права и свободы, следует особенно выделить:
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 📰
- Федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 💻
- От 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» 🔒
- От 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 👶
- От 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ✍️
- От 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (ст. 141.1 «Цифровые права» ГК РФ) 💎
- От 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о краудфандинге) 💰
- От 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 🪙
- От 23 мая 2020 г. № 151-ФЗ и № 152-ФЗ о дистанционном электронном голосовании и другие 🗳️
Часть информационных прав и свобод получила подтверждение в документах стран-участников СНГ, в частности в Модельном информационном кодексе от 3 апреля 2008 г., в Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и другие 🌐.
🔄 Расширительное толкование информационных прав
Некоторые авторы несколько расширительно трактуют информационные права и свободы, указывая на обстоятельство, что часть конституционных прав и сама возможность их реализации непосредственно ассоциированы с информационными правами граждан 🎯.
К примеру, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию 💼. Однако для того, чтобы реализовать это конституционное право, необходимо обладать информацией, касающейся характера и специфики той или иной трудовой функции, профессии 📊.
Аналогичное относится к ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, где установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь 🏥. Данное право возможно реализовать, только обладая определенной медицинской информацией и так далее 💉.
Таким образом, то или иное конституционное право сопрягается и дополняется информационным правомочием 🔗.
#НаучноТехническийПрогресс
#РеволюцияВНауке
#ИнформационнаяРеволюция
#ТехнологическийПрорыв
#ПарадигмаКуна
#НаучныеРевОлюции
#ИсторияНауки
#ИнновацииИТехнологии
#КнигопечатаниеГутенберга
#КритическаяМасса
#НаучноеСообщество
#СменаПарадигм
#ФордИАвтомобили
#ЯпонскиеТехнологии
#КремниеваяДолина
#SiliconValley
#СтэнфордИБеркли
#ГаражныеСтартапы
#Apple
#Intel
#CiscoSystems
#ИнформатизацияОбщества
#ЦифроваяЭкономика
#ИнформационноеОбщество
#НоосфераВернадского
#Биосфера
#ЭлектронноеГосударство
#МахлупИХаяши
#МасудаИнформационноеОбщество
#ПостиндустриальноеОбщество
#ИнформационнаяИнфраструктура
#ИнформационныйРынок
#МеждународныйИнформОбмен
#ОкинавскаяХартия
#СтратегияРазвитияРФ
#ЦифровизацияРоссии
#ИнформационнаяПолитика
#ТаможенныйСоюз
#РоссийскиеТехнологии
#КритерииИнформОбщества
#УровеньОбразования
#ПродолжительностьЖизни
#ЗдравоохранениеИИТ
#КачествоЖизни
#СоциальнаяИнформация
#ТелекоммуникационныеТехнологии