Цирцея – одна из самых могущественных ведьм в древнегреческой мифологии – весьма захватывающий образ. Она занимает видное место в «Одиссее» Гомера и вдохновила собой на бесчисленные пересказы своей легенды на протяжении всей истории. Её влияние выходит далеко за рамки литературы, проникая и в искусство, где множество художников создали потрясающие образы Цирцеи.
Продолжайте читать нашу сегодняшнюю статью, чтобы узнать о многочисленных способах изображения этой величественной ведьмы в изобразительном искусстве на протяжении целых столетий!
1 место. Джон-Уильям Уотерхаус – «Завистливая Цирцея»
- Дата создания: 1892 год
- Размеры: 179 х 85 сантиметров
- Место нахождения: Художественная Галерея Южной Австралии (Аделаида, штат Южная Австралия, Австралия)
Художники-прерафаэлиты были просто очарованы Цирцеей, и Джон-Уильям Уотерхаус (годы жизни 1849-1917) был одним из самых известных мастеров, изображавших её. На протяжении своей творческой карьеры он создал сразу несколько ярких образов ведьмы. Одна из его самых известных картин – это «Завистливая Цирцея», она изображает собой ревнивую Цирцею, накладывающую злые чары. Это произведение было вдохновлено «Метаморфозами» (2-8 годы нашей эры) Овидия (годы жизни 43 до нашей эры-17 нашей эры), в которых рассказывается история, предшествовавшая «Одиссее» Гомера.
В мифе бог Главк влюбляется в нимфу Сциллу и просит Цирцею помочь ему завоевать её сердце. Однако Цирцея сама влюбляется в него, но Главк отвергает девушку. Разгневанная ведьма отравляет воду, в которой купается Сцилла, превращая бедную нимфу в ужасающее шестиголовое чудовище из «Одиссеи». На картине выше взгляд Цирцеи злобный, но пристальный, в этот самый момент она выливает свой яд в воду. Интересной деталью композиции является то, что она изображается верхом на гигантском соме, хотя некоторые учёные и полагают, что на самом деле это может быть Сцилла в процессе превращения.
2 место. Ангелика Кауфман – «Цирцея Соблазняет Одиссея»
- Дата создания: 1786 год
- Размеры: 110 х 88 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
На картине кисти Ангелики Кауфман (годы жизни 1741-1807) Цирцея изображается в роли советчицы, что перекликается с феминистской интерпретацией образа Цирцеи от писательницы Мадлен Миллер (родилась в 1978 году). Хотя Цирцея так и остаётся привлекательной, она, вполне вероятно, даёт Улиссу (римское имя Одиссея) советы о его дальнейших шагах. Её руководство оказывается для героя необходимым.
К примеру, ведьма советует ему отправиться в Подземный мир и обратиться к пророку Тиресию. Кроме того, она обучает его, как безопасно пройти мимо Сциллы и Харибды. Её ведьминская натура тонко проявляется в палочке, которую она держит в своей левой руке.
3 место. Райт Баркер – «Цирцея»
- Дата создания: примерно 1889 год
- Размеры: 138 х 188 сантиметров
- Место нахождения: Художественная Галерея Картрайт-Холл (Брэдфорд, графство Западный Йоркшир, Англия)
Одно из самых захватывающих изображений Цирцеи в искусстве – это картина Райта Баркера (годы жизни 1863-1941). В этой работе он изображает её с властной и величественной наружностью. Цирцея – гостеприимная хозяйка, приглашающая зрителя в свой дом. Со всех сторон её окружают прирученные дикие животные, в левой руке девушка держит лиру, символизирующую её творческую сущность.
Хотя в её одежде и дизайне дома прослеживается влияние древнегреческого стиля, общая картина кажется более экзотической и восточной. Интригующая деталь – разбросанные на ступенях маки. На первый взгляд они могут напомнить нам брызги крови, лишний раз подчёркивающие её таинственный характер ведьмы.
4 место. Джон Кольер – «Цирцея»
- Дата создания: 1885 год
- Размеры: 133 х 219 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
На этой картине кисти Джона Кольера (годы жизни 1850-1934) Цирцея изображается весьма изящно, но как объект вожделения, если всматриваться в неё глазами мужчины. Вместо львов, как упоминается в «Одиссее», её окружают тигры, что придаёт сцене экзотический, восточный колорит.
Хотя мы и привыкли к динамическим изображениям Цирцеи, сия работа показывает нам её как пассивную красотку, а не как активную силу, управляющую собственной судьбой.
5 место. Луи Шалон – «Цирцея»
- Дата создания: 1888 год
- Размеры: 91 х 65 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Согласно мифу, Цирцея – дочь бога солнца Гелиоса. На этой картине Луи Шалон (годы жизни 1862-1915) изображает её на фоне огромного солнца. Место действия – отдалённое, обрамлённое тёмным порталом, где её ленивые жертвы – грязные свиньи – возятся и барахтаются в тенях. Тем временем Цирцея наслаждается славой своего царственного солнечного наследия, окружённая восточными символами магии и власти. Её трон включает в себя египетские элементы, и вся сцена отлично сочетает в себе колониальные влияния с символами различных цивилизаций.
Эта картина перекликается с «Одиссеей», где Гомер помещает остров Цирцеи на востоке. Некоторые учёные предполагают, что её происхождение может быть ближе к анатолийским или же шумерским традициям, чем к греческим. Кроме того, прямо перед ней на мерцающей воде плавают кувшинки, напоминая нам о её материнской линии – её мать по имени Перса была нимфой-океанидой.
6 место. Доссо Досси – «Цирцея и Её Возлюбленные в Пейзаже»
- Дата создания: примерно 1525 год
- Размеры: 129,2 х 164,5 сантиметра
- Место нахождения: Национальная Галерея Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)
Картина Доссо Досси (годы жизни 1490-1542) была вдохновлена мифами, изображающими Цирцею вечно невезучей в любви, постоянно влюбляющейся в отвергнутого кем-то мужчину, и впоследствии жаждущую мести. В другой истории из «Метаморфоз» Овидия Цирцея влюбляется в героя по имени Пик.
Когда он начинает презирать её, ведьма превращает парня в дятла. Название этой картины предполагает собой, что все животные в композиции, окружающие Цирцею – это её бывшие любовники – существа, которых она поймала и поместила в свой личный зверинец.
7 место. Чарльз Херманс – «Цирцея-Искусительница»
- Дата создания: 1881 год
- Размеры: 199 х 123,4 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Это одно из самых уникальных изображений Цирцеи, отлично сочетающее в себе роскошь и декаданс конца XIX столетия. Конкретно здесь Цирцея носит на себе яркое красное платье, а её глаза тёмные и пронзительные.
В произведении Чарльза Херманса (годы жизни 1839-1924) нет аллегорий диких животных или же каких-либо отсылок на магию; вместо этого его основное внимание уделяется свинскому поведению жертвы ведьмы, находящейся под воздействием наркотиков.
8 место. Сьюзен Седдон-Булет – «Без Названия (Цирцея)»
- Дата создания: 1975 год
- Размеры: 31 х 44 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Сьюзен Седдон-Булет (годы жизни 1941-1997) была современной художницей, отлично известной своими радужными фантастическими фигурками и животными. Она использовала преимущественно французскую масляную пастель, накладывая её слоями для того, чтобы создавать тем самым сказочных персонажей и красочные картины. Седдон-Булет черпала своё вдохновение в мифологии, поэзии, психологии Карла-Густава Юнга (годы жизни 1875-1961) и духовных традициях всего мира.
Таким образом, Цирцея стала для неё весьма подходящим сюжетом, поскольку она частенько писала богинь и мистических женщин. В этой работе ведьма появляется на воздушном фоне пурпурных, зелёных и синих оттенков, а её яркая золотистая кожа символизирует собой солнечное наследие героини.
9 место. Борис Вальехо – «Без Названия (Цирцея)»
- Дата создания: 1991 год
- Размеры: 65,4 х 50,2 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Борис Вальехо (родился в 1941 году) – это перуанский художник, известный своими картинами и иллюстрациями в жанрах фэнтези и эротики. Его визуально яркие работы охватывают многие книги в жанрах научной фантастики и фэнтези.
Сия иллюстрация представляет собой современный взгляд на Цирцею. Она мускулистая и чувственная, с сильным, готовым к бою телом, демонстрирующим нам её великое множество звериных сил.
10 место. Алан Ли – «Цирцея, Чарующая Царица Ээи»
- Дата создания: 1995 год
- Размеры: 26,5 х 24 сантиметра
- Место нахождения: иллюстрация к книге Розмари Сатклиф «Странствия Одиссея: История Одиссеи», выпущенной издательством «Frances Lincoln Publishers Ltd» в 2008 году
Алан Ли (родился в 1947 году) – ещё один знаменитый книжный иллюстратор и дизайнер концептуальных фильмов. Среди его самых популярных иллюстраций рисунки к книгам Джона-Рональда-Руэла Толкина (годы жизни 1892-1973) «Властелин Колец» (1954 год) и «Хоббит, или Туда и Обратно» (1937 год). Преимущественно он использует акварель, которая придаёт его иллюстрациям мягкость и мечтательность. В этом произведении из серии «Странствия Одиссея» (2008 год) в рассказе Розмари Сатклиф (годы жизни 1920-1992) Цирцея изображается почти как эльфийка.
Данный образ может напомнить нам замысловатые, воздушные украшения, которые носили на себе эльфы Лотлориэна из «Властелина Колец». Художник остаётся верным оригинальной истории, окружая Цирцею свиньями – её преобразованными жертвами.