Музыка – один из древнейших видов искусства, любимый к тому же почти всеми. Неудивительно, что для ее исполнения люди испокон веков ухитрялись изобретать самые разные устройства, добиваясь нового уникального звучания. С наиболее необычными музыкальными инструментами со всего мира познакомимся ниже.
Сигарбокс-гитара
Сигарбокс как таковой – это деревянная прямоугольная коробка для хранения сигар. А история ее использования в музыкальной сфере берет начало в середине XIX века на американском Юге. Отслужившие свое сигарбоксы обычно выбрасывались хозяином, но обретали вторую жизнь в руках рабов, у которых не было денег на покупку музыкальных инструментов. Пустую коробку использовали как резонатор (условную гитарную деку), крепили к ней деревянную планку, на которую натягивали струны. Получалась такая своеобразная маленькая гитарка.
Интересно, что именно с сигарбокс-гитары начинали свой музыкальный путь многие будущие звезды блюза и рок-н-ролла. А в наши дни этот инструмент получил новую жизнь. Его усовершенствовали путем добавления эквалайзеров, звукоснимателей и так далее. А самые ранние сигарбокс-гитары – настоящий раритет и находятся в частных или музейных коллекциях.
Стеклянная гармоника
Этот редкий музыкальный инструмент представляет собой несколько стеклянных полусфер разного размера, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Полусферы частично погружены в емкость с разбавленным уксусом. Это обеспечивает постоянную увлажненность их краям, что необходимо для извлечения звука. Играют пальцами.
Первые стеклянные гармоники появились в Европе в XVII столетии и были довольно примитивны. Честь их улучшения принадлежит известному политическому деятелю Бенджамину Франклину: именно он придумал нанизывать сосуды на ось и использовать резервуар с водой. Кстати, звучит инструмент поразительно красиво и чисто, так что многие известные композиторы (Бетховен, Штраус, Рубинштейн, Глинка) писали свои произведения, в том числе, и для стеклянной гармоники или использовали ее в некоторых партиях.
Ханг и глюкофон
Ханг – ударный музыкальный инструмент, сделанный из двух металлических «тарелок», соединенных между собой. В верхней половине находятся ударные зоны с различной высотой тона, в нижней проделано резонаторное отверстие. Играют на ханге обычно пальцами, держа инструмент на коленях.
Особенностей у ханга две: во-первых, он имеет очень необычное, приятное, почти гипнотическое звучание. Поэтому его часто используют для исполнения этнической, медитативной, экспериментальной музыки и эмбиента. А во-вторых, каждый инструмент изготавливается вручную и является уникальным. Поэтому купить оригинальный ханг в обычном музыкальном магазине практически невозможно.
Вариант попроще – глюкофон. Он имеет похожее строение, но зона звукоизвлечения оформлена в виде «лепестков» разного размера. Звук более «металлический» и менее насыщенный, чем у ханга. Играют на глюкофоне специальными молоточками. Уникальность инструмента в том, что он заранее настроен на специальную тональность. Почти в любых комбинациях ноты звучат гармонично, на нем практически невозможно сфальшивить. Поэтому играть на глюкофоне может даже человек без музыкального образования.
Диджериду
Диджериду (ударение на последний слог) – это духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Он же считается одним из старейших музыкальных инструментов в мире. Диджериду выполнен в виде длинной трубки, играют на нем методом передувания.
Инструмен имеет большое значение для мифологии аборигенов: он символизирует радужную змею Юрлунгур. Игра на нем сопровождает различные ритуалы и способствует вхождению в транс. Интересно, что чаще диджериду звучит всего на одной ноте («дрон», гудение), при том что на самом деле обладает огромным диапазоном звучания – примерно как орган. Как и ханг, инструмент нередко используется в современной эмбиент-музыке.
Эолова арфа
Эолом звали персонажа древнегреческой мифологии, повелителя ветров. В его честь получила название целая группа шумовых инструментов – эолофонов. Они имитируют звук ветра и раньше часто использовались в театре и кино для создания специальных шумовых эффектов.
К этой группе инструментов относится и так называемая эолова арфа – струнный эолофон. Она была изобретена в XVII веке немецким ученым Афанасием Кирхером и была особенно популярна в Англии XVIII столетия и среди поэтов эпохи романтизма, символизируя слияние природы и человека.
Струны эоловой арфы колеблются не за счет игры руками, а благодаря дуновениям ветра. Чем сильнее ветер, тем более богатое обертонами звучание издает инструмент. Часто такие арфы размещают в наиболее ветреных местах – на крышах и фронтонах зданий, в оконных проемах, парковых беседках-ротондах, гротах или где-то в открытой местности.
Вотерфон и пирофон
Продолжаем развивать идею использования природных стихий для создания музыки. Следующая на очереди – вода. Вотерфон состоит из чаши-резонатора, сделанной из нержавеющей стали, и разноразмерных бронзовых стержней по ее краям. В чашу наливают воду и извлекают звук, постукивая по ее стенкам. Звучание вотерфона торжественное, «неземное». Иногда его сравнивают с пением китов. Вотерфон был запатентован в 60-х годах и даже использовался в саундтреках к некоторым фильмам, включая «Матрицу».
Огонь тоже умудрились приспособить для музицирования. Инструмент назывался пирофон и был изобретен в 1873 году Ойгеном Кастнером. Автор описал свое открытие в книге «Поющее пламя». В основе инструмента – клавиатура и стеклянные трубки. При пропускании пламени в трубках возникала разница температур и воздух начинал вибрировать, создавая резонанс и затем звук. В общем, инструмент получился довольно опасным: один из первых пирофонов взорвался и ранил исполнителя. Неудивительно, что он так не был поставлен на поток и остался лишь в истории.
Варган
Этот совсем небольшой, но очень интересный инструмент тоже заслуживает места в нашей подборке. Его название произошло от старославянского «варга» – «рот» или же от греческого «органон» – «инструмент». Варган представляет собой небольшую рамку с язычком. Язычок приводят в действие, дергая за соединенную с ним веревочку или просто пальцем.
Для игры варган устанавливают в области рта, ротовая полость служит резонатором. Тембр инструмента меняют за счет дыхания и работы ротового аппарата. Уникальность варгана – в его древности (ему около 4 000 лет), простоте конструкции и широких музыкальных возможностях. Он имеет выразительное звучание, может имитировать гул ветра, пение птиц, шелест листвы и другие звуки, в зависимости от типа инструмента.
Варган был распространен на огромных территориях от Океании до Сибири и имеет свыше тысячи национальных названий. Например, туркменский варган именуется гопус, башкирский – кубыз, якутский – хомус. Кстати, якутский хомус является одним из важнейших инструментов якутов и широко применялся шаманами в их практиках.
Сталактитовый орган
И завершает подборку инструмент, являющийся единственным в своем роде. К тому же он – рекордсмен Книги Гиннесса как самый большой литофон (то есть, инструмент из камня). Сталактитовый орган расположен в Лурейских пещерах штата Виргиния, США. Он был создан математиком и ученым Лиландом Спринклом в 1956 году.
По легенде, Спринкл однажды посетил пещеру в качестве туриста со своим сыном. И сын ударился головой о низко висящий сталактит. Отец удивился тому, какой мощный звук вызвал этот удар. Он решил, что грех пропадать уникальной пещерной акустике, и в течение нескольких лет строил здесь каменный орган.
Для этого Спринкл тщательно обработал каждый сталактит и присоединил к ним молоточки, управляемые от обычной органной клавиатуры. Сталактитовый орган и поныне действует, во время игры его звучание разносится по всей площади пещеры (14 кв. км). Регулярно он проходит техническое обслуживание для обновления систем.
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: