Травяные чаи, разнообразные меды, румяные блины, тряпичные куклы, яркие шали, расписные подносы, песни, пляски, наглый Петрушка... Всего не перечесть. Шумит, гуляет Покровская ярмарка в Омске.
Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый
Покров знаменовал переход от лета к зиме. Неслучайно говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». Впрочем, в этот раз зима поторопилась и началась в канун праздника: как раз в первый день ярмарки, организованной сотрудниками Сибирского культурного центра, все вокруг замело снегом. Хорошо, что на следующий день повезло – обошлось без снегопада…
На три дня бульвар Мартынова в центре Омска превратился в многоцветную ярмарочную площадь. Чего здесь только нет! Глаза разбегаются. Когда еще увидишь посреди современного города столько людей в традиционных нарядах и услышишь столько народных песен?
Покров Пресвятой Богородицы
В Х веке жил в Константинополе Андрей Юродивый. Согласно Житию этого святого, однажды, во время всенощного бдения, ему во Влахернской церкви было видение: Богородица в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и множества святых прошла через Царские врата иконостаса и остановилась вблизи амвона. Богородица сняла с себя омофор и держала его над людьми, молящимися в храме. При этом омофор испускал сияние. В тот момент Константинополь был осажден врагами. После чудесного явления Богородицы поднялась сильная буря, разметавшая корабли неприятеля, и город был спасен.
Церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы известен с XII века и отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю). Ему посвящено много храмов, самый известный из них – церковь Покрова на Нерли. Праздник приходится на время, когда все полевые работы завершены и урожай собран. С давних времен на Руси на Покров устраивали ярмарки, а после него играли свадьбы. Девушки просили: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, – женишком!» Для молодежи Покровское гулянье было последним игрищем в году, дальше начинались вечёрки.
Несмотря на холод и ветер, народ шел на ярмарку сплошным потоком. Все нарядные, улыбающиеся, многие в красивых шалях. Я, кстати, тоже с удовольствием повязала свою любимую бирюзовую шаль, здесь она куда уместнее привычного берета.
На ярмарке царит праздник! Со сцены несутся веселые «самоварные частушки» с забавным припевом: «Чай, чики-брики, самовар, чики-брики, всю посуду, чики-брики, перечикибрикали…» Самоваров на сцене, правда, не наблюдалось. Они дышали жаром в лавке неподалеку, их отливающие серебром и медью бока были украшены длинными ожерельями из баранок. Однако всех желающих их попробовать предупреждали: «Они с нами три года по ярмаркам ездят!» Может, кто и решился разгрызть баранку, но я этого не видела.
Между тем со сцены уже гремит новая песня: «Меня мама ругала, // Лен прясть заставляла, // Я ботиночки обула, // на вечёрочку удула, // Хоровод водила…» А после того, как строгая матушка забрала ботиночки, находчивая девица сначала обула чирки, потом лапти, а потом и вовсе прибежала на вечёрку босиком! Крошечная девчушка, укутанная поверх теплого комбинезона шалью, раскрыв рот, завороженно слушает песню. Рядом – ожидающие своего выступления ребята из фольклорного коллектива приплясывают, хлопают в ладоши. Надо же как-то согреться в очереди…
БАНЯ, ПЕТРУШКА И МЕДВЕДЬ
Иду и вижу впереди надпись «Баня». И точно – баня. А в ней – колоритные банщицы, в простынях поверх курток и с березовыми вениками. Интересуюсь: «Жарко ли вам, девицы, жарко ли вам, красные?» А в ответ: «В самый раз! Заходите попариться!» Кстати, баня здесь совсем неслучайна: на второй день свадьбы молодожены шли в нее мыться.
Подождите, какая же ярмарка без Петрушки? Тут их было даже несколько! Один, особенно активный, отличался редкой прытью и без устали звал замуж всех встречных женщин и девиц: «Пойдем замуж! Пойдешь? А корова у тебя есть?» Услышав отрицательный ответ, завидный жених трясет головой, бубенчики на шапке задорно звенят: «Никак нельзя без коровы жениться. Буду дальше искать». А когда бесстыжий Петрушка встречал мужчин, то отпускал довольно скабрезные шуточки, от которых многих бросало в краску. Впрочем, на ярмарках такое всегда было в порядке вещей.
«Подходи, покупай, нигде лучше не купишь!» – кричит румяный от мороза зазывала, приглашая гостей в свою палатку с товарами. «Ага, прям так и не купишь! У меня-то товар лучше! Посмотри, посмотри, разуй глаза-то!» – надрывается конкурент. Люди останавливаются, смотрят, улыбаются и задумываются, чей же товар предпочесть. Может, кто что-нибудь и купит.
Медведь на этой ярмарке тоже обнаружился, правда, из раскрашенной фанеры. Но возле него охотно фотографировались.
ПТИЧКИ, ПЕСЕНКИ, ИГРУШКИ
Мастерица в синей шали наигрывает на балалайке, а развешенные на ниточках в палатке птички наблюдают за своей хозяйкой черными глазками-бусинками. Птички всех цветов и сами все в бутонах и соцветиях, потому что раскрашены в технике урало-сибирской росписи, главным элементом которой являются как раз цветы. Эта роспись раньше была распространена по всей Омской области. Мы разговорились с хозяйкой лавки. «Я увлеклась урало-сибирской росписью после занятий в Сибирском культурном центре. Конечно, не постоянно этим занимаюсь, а по возможности. Работаю в школе учителем изобразительного искусства и музыки. Мне эта роспись очень нравится, я дома расписала себе кухню и буфет. Постепенно, понемножечку… Я ведь еще театром увлекаюсь», – рассказывает Елена Левочкина из поселка Любинский. Можно представить, какая красота на той кухне… А главное – роспись не исчезла, живет и приносит людям радость.
Кстати, о птичках. В другой палатке были сороки, но я их не увидела – «улетели». Точнее, раскупили их уже. И немудрено. Хозяйка сорок рассказала, что ребятишкам они уж очень понравились: «Мальчик подошел, увидел сороку, сразу прижал к сердцу…» Разумеется, птичка так и осталась у него.
Вообще, игрушек на прилавках много: коники большие и маленькие, похожие на деревянных лошадок, которыми играли многие поколения ребятишек. У маленьких внизу пуговки – они вместо колесиков, чтобы можно было катать. А вот тряпичный мячик – классическая народная игрушка. «Он сделан как бы из маленьких подушечек. Их набивают, сшивают, а потом соединяют вместе, получается мячик. В середине у него остается пустое пространство, туда насыпают гречку или горох», – рассказывает Татьяна Коваленко. Кстати, мастерица занимается в Сибирском культурном центре в студии «Этностиль», где изучают народный костюм. Это можно понять даже по ее внешнему виду: самостоятельно сшитые жилет и юбка, традиционный тканый пояс… Залюбуешься!
На сцене к тому времени женщин сменили мужчины. Поют громко и красиво, так что заслушаешься. Закончив одну песню, начинают другую. «Пока стоят люди – будем петь, как упадут – пойдем», – говорит сибирский казак. За ними наблюдает девушка. А когда концерт все-таки заканчивается, она подходит к певцам: «У меня дядя на гармони играет, а мне всегда нравилось петь!» – «Приходите к нам. Я петь учу», – отвечает один из певцов. Они еще долго и увлеченно беседовали о народных песнях, достали телефоны и обменялись контактами. Как знать, не выйдет ли эта девушка на эту же сцену на следующей Покровской ярмарке?
КАПУСТНИК И НЕ ТОЛЬКО
Возле Терема (так заслуженно называют живописное здание Сибирского культурного центра) нарядные сибирячки рубят сечкой капусту в деревянном корытце. Попробовать может любой желающий. В старину говорили: «Не жди Покров – секи капусту». В эти дни женщины собирались в большой избе, чтобы вместе делать заготовки на зиму. Такие собрания назывались Капустником или Капустной вечёркой.
Пожилой мужчина, в очередной раз наколов щепок, растапливает самовар с огромной трубой и предупреждает: «Чая пока нет, но скоро, наверное, будет».
Рядом стоят расписные разноцветные двери – глаз не оторвать. Подхожу, спрашиваю: «Продаются?» – «Сама не купишь, не подойдут, – со вздохом отвечает продавец. – У них высота – 2 метра 30 сантиметров».
Эх, ничего не поделаешь. В обычной квартире они просто не поместятся. А вот в домах сибиряков-старожилов такие были в самый раз!
Поблизости на снегу лежат бревно и двуручная пила. «Бревно продается?» – интересуется кто-то из толпы. «Да нет, оно для сугрева!» А что? Хорошая разминка! «Интерактив» тут же облюбовали две девчонки. Взялись за пилу, дергают туда-сюда, но безрезультатно. Тут же обнаруживаются советчики. «Да ты вот так пилу бери!» – кричит один. «А ты – тяни!» – подсказывает другой.
Как ни странно, дело пошло на лад.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Вдоль палаток стали встречаться снеговики разных размеров: народ не только гуляет и торгуется, но и лепит снежных баб – благо снега достаточно.
А я, заприметив палатку с тагильскими подносами (яркие цветы на темном фоне), не смогла пройти мимо. Ведь этому народному промыслу в следующем году исполнится 280 лет. Понятное дело, привезли их гости из Нижнего Тагила. «Люди подходят, интересуются. Наши подносы и жостовскими называют, и хохломой. А ведь они появились раньше жостовских, – рассказывает Светлана Харина. – На кисть набираются две краски – светлая и темная, они смешиваются на палитре, чтобы получился плавный переход от одного оттенка к другому. У нас лепестки и листочки пишутся одним мазком. Это – маховая тагильская роспись!»
Среди классических «цветочных» подносов вдруг замечаю изображение нашего знаменитого сантехника Степаныча (памятник в Омске. – Прим. ред.), который вылезает из люка прямо на тротуаре посреди Любинского проспекта. «Да это же Степаныч! Как он попал на тагильский поднос?» – «Это просто эксперимент такой был», – смеется Светлана. Помимо подносов в Тагиле расписывают броши, сережки, шкатулочки, расчески, магнитики на холодильник… Промысел живет и развивается.
А еще на Покровскую ярмарку приехали со своими товарами гости из Тюмени, Томска, Перми. И конечно, мастера и фольклорные коллективы из разных районов Омской области. В общем, получился настоящий съезжий праздник, как оно и было в старину.
Иду дальше и замечаю красивые варежки с удивительными узорами. Подхожу, знакомлюсь. Оказывается, мастерица из села Седельниково Марина Дроздова вяжет варежки много лет, на ее счету уже 400 пар! Узоры самые разные: белорусские, эстонские (кстати, в Седельниковском районе были эстонские деревни), латышские, норвежские. «Вязать один и тот же узор я не люблю, мне хочется освоить много узоров», – говорит Марина Петровна. Как-то она увидела схему узора варежки латышской невесты и загорелась идеей связать такую. Три года ушло на поиск ниток, подходящих по толщине и цвету, еще полмесяца – на вязание. Очень трудоемкая работа оказалась, ведь в одном ряду может использоваться до шести цветов.
Нашлись на ярмарке юбки, платки и даже сумки, сшитые из набивных тканей. В основном красные и синие с белым рисунком. Старая технология сегодня переживает второе рождение: набойка по-прежнему делается деревянными штампами-манерами (см.: «Русский мир.ru» №12 за 2022 год, статьи «На свой манер» и «Узорочье русской набойки»), а вот краски мастера используют современные – акриловые. «Рисунки для штампов мы заимствуем с тканей, которые в музеях хранятся», – рассказывает омичка Татьяна Бондаренко.
На симпатичной сумке обосновался лебедь с псковского столешника, то есть со старинной скатерти. Впрочем, встречаются в набойке и персонажи лубочных картинок. Вот, например, медведь пляшет с козой…
В палатке Муромцевской «Школы ремесел» с современными изделиями, выполненными в старинном стиле, соседствуют предметы, доставшиеся от прабабушек. Колышется на ветру роскошная шелковая шаль с кистями (такие носили в Сибири еще в начале ХХ века), лежат узорные свадебные вожжи, которые можно принять за очень красивую разноцветную тесьму.
Кстати, на ярмарке можно не только увидеть готовые изделия, но и понаблюдать за процессом их создания. Например, посмотреть, как плетут корзины из ивовых «лент». Корзинки получаются красивые, будто кружевные. Ольга Никода из села Сорочино берет толстый ивовый прут и раскалывает его на три части специальным колунком. Получаются «шинки», то есть заготовки. Каждую пропускают через станочек, чтобы убрать сердцевинку. А затем эту ленту протягивают через другой станок, чтобы обрезать по нужной ширине. «Все, ленточка у нас готова. Теперь ее можно использовать в работе, – поясняет мастерица и тут же вплетает ее в будущую корзину. – Эту корзину я прямо на ярмарке плести начала».
ФОЛК-ГАСТРОНОМИЯ
На Покров, как на всякий большой праздник, устраивались застолья. В этом году на ярмарке угощений хватало: гости из районов Омской области приехали с кушаньями, приготовленными по народным рецептам.
Например, Знаменский район представил чалдонский праздничный обед (чалдонами называли себя сибирские старожилы. – Прим. ред.). Первое блюдо – хлебный кисель «тюпка». «Кто будет пробовать? Сейчас мы всех накормим. Вам с сахаром или с хлебушком?» – заманивают продавцы. Я попробовала тюпку с сахаром. Жидкий, пахнущий хлебом кисель оказался теплым и вкусным. «Рецепт мы записали в деревне Семеновке у Татьяны Яковлевны. Когда ее мама ставила кисель на стол, то говорила: «Иди, чалдон, ешь свою похлебку», – рассказывают колоритные поварихи, пока я уплетаю кисель.
Второе блюдо – зимняя версия картовника. Делался он так: картофель варили в мундире, чистили и толкли. Добавляли вытопленное сало и много зелени – укроп, черемшу, зеленый лук. А потом запекали в русской печи до румяной корочки. Правда, в зимней версии зелени нет, только репчатый лук.
А к чаю здесь подавали знаменитые наливные калачи! Называются они так потому, что жидкое тесто наливают в форму. Причем заполняют ее только наполовину, кладут ломтик картошки или кусочек масла и сверху снова заливают тестом. «Такие калачи всегда готовили на Николу Зимнего (день памяти святого Николая Чудотворца, 19 декабря. – Прим. ред.). Складывали в большие корзины, выносили в сени, там они и хранились. А когда приезжали гости, их заносили домой и всех угощали. Наливные калачи у нас готовит весь район. Рецепт у всех отличается только количеством молока и яиц», – поясняет радушная хозяйка.
Кстати, традиционными чалдонскими рецептами уже интересуются профессиональные повара. В отдельной палатке они жарят блины в «полевых условиях». Подхожу: «А что у вас за блины, попробовать можно?» – «Блины гречневые, с припеком, по рецепту из Муромцевского района», – слышу в ответ. «Из гречневой муки?» – допытываюсь я. «Да нет, в блинное тесто мы добавляем разварную гречку и зелень!» Пришлось подождать, но оно того стоило. Блин оказался не только вкусный, но и очень сытный. Смакую его и слушаю шеф-повара. «Рецептами традиционной кухни я занялась недавно. Меня удивляет, как наши предки продукты обрабатывали. Вот, допустим, сушеный творог я бы не додумалась в суп положить», – рассказывает София Комарова.
Вы не поверите, но щи с сушеным творогом достойны отдельного рассказа! О наличии в супе этого ингредиента без подсказки не догадаешься, на вкус он напоминает… шкварки.
Кстати, книгу рецептов чалдонской кухни, подготовленную Сибирским культурным центром, можно найти в интернете.
КАЛАЧИНСКАЯ СВАДЬБА
После Покрова играли свадьбы. Потому на ярмарке можно увидеть и фрагменты традиционного свадебного обряда. В каждой деревне он был свой.
У голубя у сизого золотая голова,
У голубушки его – позолоченная.
У голубушки его позолоченная,
Черным шелком, черным шелком перестроченная,
Алой лентой, алой лентой перевязанная.
Это разворачивается на ярмарке калачинская свадьба, песня записана как раз в Калачинском районе.
Вот гости нахваливают жениха и невесту: «Жених у нас рукодельный, умеет и гвоздь забить, и дрова напилить, и баню затопить». – «Невеста жениху под стать. Она и крючком вяжет, и спицами, и вышивает крестиком. А еще она мастерица печь блины да пироги». Кстати, картина, вышитая крестиком, представлена тут же.
Потом молодым повязывают руки старинным рушником и чествуют их – ведут по кругу перед гостями под еще одну старинную свадебную песню, «Виноград в саду цветет».
«Очень радует, когда к нам приходят и просят дополнить свадебную церемонию традиционными элементами. Тогда мы в ЗАГСе славим молодых, дарим им кукол-неразлучников на долгую счастливую жизнь и наш свадебный калач. Он вареный, не печется, а варится в масле», – рассказывает директор калачинского Центра традиционной культуры «Радовесть» Валентина Мезенцева.
То есть традиции живут!