Найти в Дзене
Русский мир.ru

Как во Омске да на Покров…

Травяные чаи, разнообразные меды, румяные блины, тряпичные куклы, яркие шали, расписные подносы, песни, пляски, наглый Петрушка... Всего не перечесть. Шумит, гуляет Покровская ярмарка в Омске. Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый Покров знаменовал переход от лета к зиме. Неслучайно говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». Впрочем, в этот раз зима поторопилась и началась в канун праздника: как раз в первый день ярмарки, организованной сотрудниками Сибирского культурного центра, все вокруг замело снегом. Хорошо, что на следующий день повезло – обошлось без снегопада… На три дня бульвар Мартынова в центре Омска превратился в многоцветную ярмарочную площадь. Чего здесь только нет! Глаза разбегаются. Когда еще увидишь посреди современного города столько людей в традиционных нарядах и услышишь столько народных песен? Покров Пресвятой Богородицы В Х веке жил в Константинополе Андрей Юродивый. Согласно Житию этого святого, однажды, во время всенощного бдения, ему
Оглавление

Травяные чаи, разнообразные меды, румяные блины, тряпичные куклы, яркие шали, расписные подносы, песни, пляски, наглый Петрушка... Всего не перечесть. Шумит, гуляет Покровская ярмарка в Омске.

Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый

Покров знаменовал переход от лета к зиме. Неслучайно говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». Впрочем, в этот раз зима поторопилась и началась в канун праздника: как раз в первый день ярмарки, организованной сотрудниками Сибирского культурного центра, все вокруг замело снегом. Хорошо, что на следующий день повезло – обошлось без снегопада…

На три дня бульвар Мартынова в центре Омска превратился в многоцветную ярмарочную площадь. Чего здесь только нет! Глаза разбегаются. Когда еще увидишь посреди современного города столько людей в традиционных нарядах и услышишь столько народных песен?

Сибирское многоцветье
Сибирское многоцветье

Покров Пресвятой Богородицы
В Х веке жил в Константинополе Андрей Юродивый. Согласно Житию этого святого, однажды, во время всенощного бдения, ему во Влахернской церкви было видение: Богородица в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и множества святых прошла через Царские врата иконостаса и остановилась вблизи амвона. Богородица сняла с себя омофор и держала его над людьми, молящимися в храме. При этом омофор испускал сияние. В тот момент Константинополь был осажден врагами. После чудесного явления Богородицы поднялась сильная буря, разметавшая корабли неприятеля, и город был спасен.
Церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы известен с XII века и отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю). Ему посвящено много храмов, самый известный из них – церковь Покрова на Нерли. Праздник приходится на время, когда все полевые работы завершены и урожай собран. С давних времен на Руси на Покров устраивали ярмарки, а после него играли свадьбы. Девушки просили: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, – женишком!» Для молодежи Покровское гулянье было последним игрищем в году, дальше начинались вечёрки.

Несмотря на холод и ветер, народ шел на ярмарку сплошным потоком. Все нарядные, улыбающиеся, многие в красивых шалях. Я, кстати, тоже с удовольствием повязала свою любимую бирюзовую шаль, здесь она куда уместнее привычного берета.

На ярмарке царит праздник! Со сцены несутся веселые «самоварные частушки» с забавным припевом: «Чай, чики-брики, самовар, чики-брики, всю посуду, чики-брики, перечикибрикали…» Самоваров на сцене, правда, не наблюдалось. Они дышали жаром в лавке неподалеку, их отливающие серебром и медью бока были украшены длинными ожерельями из баранок. Однако всех желающих их попробовать предупреждали: «Они с нами три года по ярмаркам ездят!» Может, кто и решился разгрызть баранку, но я этого не видела.

Между тем со сцены уже гремит новая песня: «Меня мама ругала, // Лен прясть заставляла, // Я ботиночки обула, // на вечёрочку удула, // Хоровод водила…» А после того, как строгая матушка забрала ботиночки, находчивая девица сначала обула чирки, потом лапти, а потом и вовсе прибежала на вечёрку босиком! Крошечная девчушка, укутанная поверх теплого комбинезона шалью, раскрыв рот, завороженно слушает песню. Рядом – ожидающие своего выступления ребята из фольклорного коллектива приплясывают, хлопают в ладоши. Надо же как-то согреться в очереди…

Погода торгу не помеха
Погода торгу не помеха

БАНЯ, ПЕТРУШКА И МЕДВЕДЬ

Иду и вижу впереди надпись «Баня». И точно – баня. А в ней – колоритные банщицы, в простынях поверх курток и с березовыми вениками. Интересуюсь: «Жарко ли вам, девицы, жарко ли вам, красные?» А в ответ: «В самый раз! Заходите попариться!» Кстати, баня здесь совсем неслучайна: на второй день свадьбы молодожены шли в нее мыться.

Подождите, какая же ярмарка без Петрушки? Тут их было даже несколько! Один, особенно активный, отличался редкой прытью и без устали звал замуж всех встречных женщин и девиц: «Пойдем замуж! Пойдешь? А корова у тебя есть?» Услышав отрицательный ответ, завидный жених трясет головой, бубенчики на шапке задорно звенят: «Никак нельзя без коровы жениться. Буду дальше искать». А когда бесстыжий Петрушка встречал мужчин, то отпускал довольно скабрезные шуточки, от которых многих бросало в краску. Впрочем, на ярмарках такое всегда было в порядке вещей.

«Подходи, покупай, нигде лучше не купишь!» – кричит румяный от мороза зазывала, приглашая гостей в свою палатку с товарами. «Ага, прям так и не купишь! У меня-то товар лучше! Посмотри, посмотри, разуй глаза-то!» – надрывается конкурент. Люди останавливаются, смотрят, улыбаются и задумываются, чей же товар предпочесть. Может, кто что-нибудь и купит.

Медведь на этой ярмарке тоже обнаружился, правда, из раскрашенной фанеры. Но возле него охотно фотографировались.

"Заходите попариться!"
"Заходите попариться!"

ПТИЧКИ, ПЕСЕНКИ, ИГРУШКИ

Мастерица в синей шали наигрывает на балалайке, а развешенные на ниточках в палатке птички наблюдают за своей хозяйкой черными глазками-бусинками. Птички всех цветов и сами все в бутонах и соцветиях, потому что раскрашены в технике урало-сибирской росписи, главным элементом которой являются как раз цветы. Эта роспись раньше была распространена по всей Омской области. Мы разговорились с хозяйкой лавки. «Я увлеклась урало-сибирской росписью после занятий в Сибирском культурном центре. Конечно, не постоянно этим занимаюсь, а по возможности. Работаю в школе учителем изобразительного искусства и музыки. Мне эта роспись очень нравится, я дома расписала себе кухню и буфет. Постепенно, понемножечку… Я ведь еще театром увлекаюсь», – рассказывает Елена Левочкина из поселка Любинский. Можно представить, какая красота на той кухне… А главное – роспись не исчезла, живет и приносит людям радость.

Чего тут только не увидишь на прилавках!..
Чего тут только не увидишь на прилавках!..

Кстати, о птичках. В другой палатке были сороки, но я их не увидела – «улетели». Точнее, раскупили их уже. И немудрено. Хозяйка сорок рассказала, что ребятишкам они уж очень понравились: «Мальчик подошел, увидел сороку, сразу прижал к сердцу…» Разумеется, птичка так и осталась у него.

Вообще, игрушек на прилавках много: коники большие и маленькие, похожие на деревянных лошадок, которыми играли многие поколения ребятишек. У маленьких внизу пуговки – они вместо колесиков, чтобы можно было катать. А вот тряпичный мячик – классическая народная игрушка. «Он сделан как бы из маленьких подушечек. Их набивают, сшивают, а потом соединяют вместе, получается мячик. В середине у него остается пустое пространство, туда насыпают гречку или горох», – рассказывает Татьяна Коваленко. Кстати, мастерица занимается в Сибирском культурном центре в студии «Этностиль», где изучают народный костюм. Это можно понять даже по ее внешнему виду: самостоятельно сшитые жилет и юбка, традиционный тканый пояс… Залюбуешься!

Продавцы — залюбуешься!
Продавцы — залюбуешься!

На сцене к тому времени женщин сменили мужчины. Поют громко и красиво, так что заслушаешься. Закончив одну песню, начинают другую. «Пока стоят люди – будем петь, как упадут – пойдем», – говорит сибирский казак. За ними наблюдает девушка. А когда концерт все-таки заканчивается, она подходит к певцам: «У меня дядя на гармони играет, а мне всегда нравилось петь!» – «Приходите к нам. Я петь учу», – отвечает один из певцов. Они еще долго и увлеченно беседовали о народных песнях, достали телефоны и обменялись контактами. Как знать, не выйдет ли эта девушка на эту же сцену на следующей Покровской ярмарке?

Матрешкино царство
Матрешкино царство

КАПУСТНИК И НЕ ТОЛЬКО

Возле Терема (так заслуженно называют живописное здание Сибирского культурного центра) нарядные сибирячки рубят сечкой капусту в деревянном корытце. Попробовать может любой желающий. В старину говорили: «Не жди Покров – секи капусту». В эти дни женщины собирались в большой избе, чтобы вместе делать заготовки на зиму. Такие собрания назывались Капустником или Капустной вечёркой.

Пожилой мужчина, в очередной раз наколов щепок, растапливает самовар с огромной трубой и предупреждает: «Чая пока нет, но скоро, наверное, будет».

Лучший способ согреться
Лучший способ согреться

Рядом стоят расписные разноцветные двери – глаз не оторвать. Подхожу, спрашиваю: «Продаются?» – «Сама не купишь, не подойдут, – со вздохом отвечает продавец. – У них высота – 2 метра 30 сантиметров».

Эх, ничего не поделаешь. В обычной квартире они просто не поместятся. А вот в домах сибиряков-старожилов такие были в самый раз!

Капустник под открытым небом
Капустник под открытым небом

Поблизости на снегу лежат бревно и двуручная пила. «Бревно продается?» – интересуется кто-то из толпы. «Да нет, оно для сугрева!» А что? Хорошая разминка! «Интерактив» тут же облюбовали две девчонки. Взялись за пилу, дергают туда-сюда, но безрезультатно. Тут же обнаруживаются советчики. «Да ты вот так пилу бери!» – кричит один. «А ты – тяни!» – подсказывает другой.

Как ни странно, дело пошло на лад.

Цветы среди снега
Цветы среди снега

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Вдоль палаток стали встречаться снеговики разных размеров: народ не только гуляет и торгуется, но и лепит снежных баб – благо снега достаточно.

А я, заприметив палатку с тагильскими подносами (яркие цветы на темном фоне), не смогла пройти мимо. Ведь этому народному промыслу в следующем году исполнится 280 лет. Понятное дело, привезли их гости из Нижнего Тагила. «Люди подходят, интересуются. Наши подносы и жостовскими называют, и хохломой. А ведь они появились раньше жостовских, – рассказывает Светлана Харина. – На кисть набираются две краски – светлая и темная, они смешиваются на палитре, чтобы получился плавный переход от одного оттенка к другому. У нас лепестки и листочки пишутся одним мазком. Это – маховая тагильская роспись!»

Самовар с "заслуженными" баранками
Самовар с "заслуженными" баранками

Среди классических «цветочных» подносов вдруг замечаю изображение нашего знаменитого сантехника Степаныча (памятник в Омске. – Прим. ред.), который вылезает из люка прямо на тротуаре посреди Любинского проспекта. «Да это же Степаныч! Как он попал на тагильский поднос?» – «Это просто эксперимент такой был», – смеется Светлана. Помимо подносов в Тагиле расписывают броши, сережки, шкатулочки, расчески, магнитики на холодильник… Промысел живет и развивается.

А еще на Покровскую ярмарку приехали со своими товарами гости из Тюмени, Томска, Перми. И конечно, мастера и фольклорные коллективы из разных районов Омской области. В общем, получился настоящий съезжий праздник, как оно и было в старину.

Иду дальше и замечаю красивые варежки с удивительными узорами. Подхожу, знакомлюсь. Оказывается, мастерица из села Седельниково Марина Дроздова вяжет варежки много лет, на ее счету уже 400 пар! Узоры самые разные: белорусские, эстонские (кстати, в Седельниковском районе были эстонские деревни), латышские, норвежские. «Вязать один и тот же узор я не люблю, мне хочется освоить много узоров», – говорит Марина Петровна. Как-то она увидела схему узора варежки латышской невесты и загорелась идеей связать такую. Три года ушло на поиск ниток, подходящих по толщине и цвету, еще полмесяца – на вязание. Очень трудоемкая работа оказалась, ведь в одном ряду может использоваться до шести цветов.

Мастерицы из села Крестики прямо на ярмарке "кладут" очередной ковер
Мастерицы из села Крестики прямо на ярмарке "кладут" очередной ковер

Нашлись на ярмарке юбки, платки и даже сумки, сшитые из набивных тканей. В основном красные и синие с белым рисунком. Старая технология сегодня переживает второе рождение: набойка по-прежнему делается деревянными штампами-манерами (см.: «Русский мир.ru» №12 за 2022 год, статьи «На свой манер» и «Узорочье русской набойки»), а вот краски мастера используют современные – акриловые. «Рисунки для штампов мы заимствуем с тканей, которые в музеях хранятся», – рассказывает омичка Татьяна Бондаренко.

На симпатичной сумке обосновался лебедь с псковского столешника, то есть со старинной скатерти. Впрочем, встречаются в набойке и персонажи лубочных картинок. Вот, например, медведь пляшет с козой…

"Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом"
"Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом"

В палатке Муромцевской «Школы ремесел» с современными изделиями, выполненными в старинном стиле, соседствуют предметы, доставшиеся от прабабушек. Колышется на ветру роскошная шелковая шаль с кистями (такие носили в Сибири еще в начале ХХ века), лежат узорные свадебные вожжи, которые можно принять за очень красивую разноцветную тесьму.

Кстати, на ярмарке можно не только увидеть готовые изделия, но и понаблюдать за процессом их создания. Например, посмотреть, как плетут корзины из ивовых «лент». Корзинки получаются красивые, будто кружевные. Ольга Никода из села Сорочино берет толстый ивовый прут и раскалывает его на три части специальным колунком. Получаются «шинки», то есть заготовки. Каждую пропускают через станочек, чтобы убрать сердцевинку. А затем эту ленту протягивают через другой станок, чтобы обрезать по нужной ширине. «Все, ленточка у нас готова. Теперь ее можно использовать в работе, – поясняет мастерица и тут же вплетает ее в будущую корзину. – Эту корзину я прямо на ярмарке плести начала».

Неугомонный Петрушка
Неугомонный Петрушка

ФОЛК-ГАСТРОНОМИЯ

На Покров, как на всякий большой праздник, устраивались застолья. В этом году на ярмарке угощений хватало: гости из районов Омской области приехали с кушаньями, приготовленными по народным рецептам.

Например, Знаменский район представил чалдонский праздничный обед (чалдонами называли себя сибирские старожилы. – Прим. ред.). Первое блюдо – хлебный кисель «тюпка». «Кто будет пробовать? Сейчас мы всех накормим. Вам с сахаром или с хлебушком?» – заманивают продавцы. Я попробовала тюпку с сахаром. Жидкий, пахнущий хлебом кисель оказался теплым и вкусным. «Рецепт мы записали в деревне Семеновке у Татьяны Яковлевны. Когда ее мама ставила кисель на стол, то говорила: «Иди, чалдон, ешь свою похлебку», – рассказывают колоритные поварихи, пока я уплетаю кисель.

Песни на ярмарке не смолкают
Песни на ярмарке не смолкают

Второе блюдо – зимняя версия картовника. Делался он так: картофель варили в мундире, чистили и толкли. Добавляли вытопленное сало и много зелени – укроп, черемшу, зеленый лук. А потом запекали в русской печи до румяной корочки. Правда, в зимней версии зелени нет, только репчатый лук.

А к чаю здесь подавали знаменитые наливные калачи! Называются они так потому, что жидкое тесто наливают в форму. Причем заполняют ее только наполовину, кладут ломтик картошки или кусочек масла и сверху снова заливают тестом. «Такие калачи всегда готовили на Николу Зимнего (день памяти святого Николая Чудотворца, 19 декабря. – Прим. ред.). Складывали в большие корзины, выносили в сени, там они и хранились. А когда приезжали гости, их заносили домой и всех угощали. Наливные калачи у нас готовит весь район. Рецепт у всех отличается только количеством молока и яиц», – поясняет радушная хозяйка.

Дегустация сибирских деликатесов
Дегустация сибирских деликатесов

Кстати, традиционными чалдонскими рецептами уже интересуются профессиональные повара. В отдельной палатке они жарят блины в «полевых условиях». Подхожу: «А что у вас за блины, попробовать можно?» – «Блины гречневые, с припеком, по рецепту из Муромцевского района», – слышу в ответ. «Из гречневой муки?» – допытываюсь я. «Да нет, в блинное тесто мы добавляем разварную гречку и зелень!» Пришлось подождать, но оно того стоило. Блин оказался не только вкусный, но и очень сытный. Смакую его и слушаю шеф-повара. «Рецептами традиционной кухни я занялась недавно. Меня удивляет, как наши предки продукты обрабатывали. Вот, допустим, сушеный творог я бы не додумалась в суп положить», – рассказывает София Комарова.

Вы не поверите, но щи с сушеным творогом достойны отдельного рассказа! О наличии в супе этого ингредиента без подсказки не догадаешься, на вкус он напоминает… шкварки.

Кстати, книгу рецептов чалдонской кухни, подготовленную Сибирским культурным центром, можно найти в интернете.

Импровизированная танцплощадка
Импровизированная танцплощадка

КАЛАЧИНСКАЯ СВАДЬБА

После Покрова играли свадьбы. Потому на ярмарке можно увидеть и фрагменты традиционного свадебного обряда. В каждой деревне он был свой.

У голубя у сизого золотая голова,
У голубушки его – позолоченная.
У голубушки его позолоченная,
Черным шелком, черным шелком перестроченная,
Алой лентой, алой лентой перевязанная.

Это разворачивается на ярмарке калачинская свадьба, песня записана как раз в Калачинском районе.

Вот гости нахваливают жениха и невесту: «Жених у нас рукодельный, умеет и гвоздь забить, и дрова напилить, и баню затопить». – «Невеста жениху под стать. Она и крючком вяжет, и спицами, и вышивает крестиком. А еще она мастерица печь блины да пироги». Кстати, картина, вышитая крестиком, представлена тут же.

"Кому блинчиков с пылу с жару?"
"Кому блинчиков с пылу с жару?"

Потом молодым повязывают руки старинным рушником и чествуют их – ведут по кругу перед гостями под еще одну старинную свадебную песню, «Виноград в саду цветет».

«Очень радует, когда к нам приходят и просят дополнить свадебную церемонию традиционными элементами. Тогда мы в ЗАГСе славим молодых, дарим им кукол-неразлучников на долгую счастливую жизнь и наш свадебный калач. Он вареный, не печется, а варится в масле», – рассказывает директор калачинского Центра традиционной культуры «Радовесть» Валентина Мезенцева.

То есть традиции живут!