Найти в Дзене
Театр, кино

«Добрый человек из Сезуана». Спектакль Театра имени Пушкина. Мир чёрен или бел? Возможно, сер?

В августе этого года трагически погиб театральный режиссер Юрий Бутусов. Эмигрировавший в Европу режиссер утонул в Черном море у берегов Болгарии. По словам очевидцев, ему не удалось справиться с волнами во время «легкого шторма». Нелепая трагическая смерть. Прощание состоялось в Москве. Сразу были организованы показы его фильмов-спектаклей в кинотеатрах нашей страны. Билеты разлетелись мгновенно. Дань памяти плюс бизнес. «Они любить умеют только мертвых…» - слова из «Бориса Годунова» Пушкина. Этот шепоток можно было услышать от зрителей, выходящих после сеанса. Юрий Бутусов – гений. Это было понятно задолго до этого. Первый признак гения – умение сплотить команду театральных актеров на манер монастырской общины. Только так достигается командный дух. «Да он сектант,» - поначалу шептались участники будущего спектакля «Добрый человек из Сезуана», которых он заставлял работать с утра до ночи, погружая в философию и эстетику Бертольда Брехта. Второй признак гения – умение вывести актера н
Александра Урсуляк и Александр Арсентьев
Александра Урсуляк и Александр Арсентьев

В августе этого года трагически погиб театральный режиссер Юрий Бутусов. Эмигрировавший в Европу режиссер утонул в Черном море у берегов Болгарии. По словам очевидцев, ему не удалось справиться с волнами во время «легкого шторма». Нелепая трагическая смерть. Прощание состоялось в Москве. Сразу были организованы показы его фильмов-спектаклей в кинотеатрах нашей страны. Билеты разлетелись мгновенно. Дань памяти плюс бизнес.

«Они любить умеют только мертвых…» - слова из «Бориса Годунова» Пушкина. Этот шепоток можно было услышать от зрителей, выходящих после сеанса.

Юрий Бутусов – гений. Это было понятно задолго до этого. Первый признак гения – умение сплотить команду театральных актеров на манер монастырской общины. Только так достигается командный дух. «Да он сектант,» - поначалу шептались участники будущего спектакля «Добрый человек из Сезуана», которых он заставлял работать с утра до ночи, погружая в философию и эстетику Бертольда Брехта. Второй признак гения – умение вывести актера на новую орбиту, новый профессиональный уровень. Возьми высокую планку – и ты в обойме ведущих актеров.

Спектакль вышел в 2013 году, завоевал награды. «Золотая Маска» 2014 г.: «Лучшая женская роль» Александра Урсуляк.

Да, она заблистала, как монета, очищенная от налета. Да, она – прима. Да, ей по плечу сильная мировая драматургия. Сразу ее стали сравнивать с Зинаидой Славиной, первой в России исполнительница роли Шен Те в легендарном спектакле 1964 года Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана». Спектакль-манифест Таганки.

Философия этой пьесы Брехта – рассуждение о мироустройстве, о справедливости, о природе человека. Он изначально добр или порочен? Можно ли его перековать? Шестидесятники отвечали на это вопрос оптимистично.

А сегодня?

Мир чёрен или бел? Возможно, сер?

Александра Урсуляк и Андрей Сухов
Александра Урсуляк и Андрей Сухов

Брехт верил в возможность построения справедливого государства. Но мысль о несовершенстве человеческой природы жалила его, как пчела. Он писал эту пьесу долгие 11 лет.

Бутусов задает тот же вопрос своим спектаклем. Его эстетика – трагическое кабаре. Люди то живут чувствами, то носят маски. Спектакль в черно-белой эстетике, с вкраплениями серого. Жесткий, мрачный, временами наивный, как детская сказка. Это и есть сказка для взрослых. Проститутка с доброй душой пытается всех спасти. Потом начинает жёстко менять мир вокруг, становясь оборотнем-мужиком.

Спектакль эстетский, изысканный. В жанре кабаре времён Веймарской республики. Стилистика 20-х годов прошлого века придает спектаклю особый шик. Зонги Брехта на музыку Пауля Дессау актеры исполняют с драйвом, на немецком языке, с переводом, бегущим на табло красной строкой.

Бонусом – мелодрама с сильной женской ролью. Лавстори в антураже социального дна, нищеты и ужасов выживания.

Александра Урсуляк и Александр Арсентьев зажигают.

Александра Урсуляк
Александра Урсуляк

Александра Урсуляк играет ярко. Не боится плакатного стиля. То мощная античная героиня, то нелепая клоунесса, похожая на Асясяй Вячеслава Полунина. А ее финальная фраза, сказанная голосом испуганной девочки: «Помогите…» просто режет слух своим надрывом и безысходностью.

Западает в память надолго. Возможно, мир сер, как шляпа ее персонажа в финале.

Серый цвет здесь играет сильную драматическую роль. Особенно, когда это серый мелкий песок, который под босыми ногами. Юродивый осыпает им себя из ведра. Вполне в духе античных трагедий.

Серый песок – аналог матери-земли, аналог праха, который вернется в эту землю.

Надо отметить, что более оптимистичной метафорой у театральных режиссеров бывают мешки с фасолью, с горохом. Как образ зарождающейся новой жизни.

Но здесь совсем другая история.

Кстати, от лица богов – а их в пьесе несколько – здесь одна персона: Богиня. Высшая сила как безучастный наблюдатель, как бессердечная директриса, отдающая приказы. Приказано быть добрым один разок в месяц. Это ли не смешно? И тут это «Помогите…» Страшновато жить в таком мире.

Александра Урсуляк
Александра Урсуляк
Старуха - Анна Бегунова
Старуха - Анна Бегунова
Александра Урсуляк
Александра Урсуляк