- Проекция — граница-контакт проницаема только изнутри наружу, «это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам. Приписываться могут собственные феномены восприятия, чувства и эмоциональные состояния, мысли, ценности, планы и т.д.».
- Признаки проекций сходны, независимо от их вида:
- Задача терапевта — перевести хроническую в острую ситуацию, возможны эксперименты или перемещения между модальностями «там и тогда» — «здесь и теперь».
Глава 6. Цикл статей «Симптом как язык тела и психики» - проявление симптомов в разных подходах.
Проекция — граница-контакт проницаема только изнутри наружу, «это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам. Приписываться могут собственные феномены восприятия, чувства и эмоциональные состояния, мысли, ценности, планы и т.д.».
Полезность проекций в том, что они как зеркала: они нужны, чтобы человек мог узнать себя. «Увидел в другом — ищи в себе», — говорят члены сообщества «Анонимные алкоголики». И каждый раз, когда мы используем свой прошлый опыт для решения сегодняшних задач, «мы проецируем свое собственное содержание на события настоящего момента».
Но если человек переносит что-то свое на другого, отчуждая это от самого себя и не признавая это в себе, или испытывает уверенность, что «дела обстоят именно так, и никак иначе», то мы, скорее всего, имеем дело с сопротивлением.
Существует три вида проекций.
1) Зеркальная — человек приписывает другим то, что он в себе принимает, или то, каким бы он хотел быть. Здесь часто страдают порядочные бизнесмены: ему в переговорах партнер пообещает что-то (а в нашем примере наш бизнесмен, если что пообещает, то обязательно выполнит), и он ждет этого же от партнера.
2) Катарсис — облегчение. Человек приписывает другим то, что принадлежит ему, но он в себе это не принимает. «Не я против этого мира, а мир против меня».
3) Дополнительная — человек приписывает другому то, что может оправдать присущее ему. Например, можно приписывать другому человеку агрессию по отношению к себе, чтобы оправдать свой страх.
Признаки проекций сходны, независимо от их вида:
· употребление местоимений «он», «она», «другие» вместо местоимения «я»;
· в речи в основном «ты-высказывания», оценки, интерпретации действий, мыслей, чувств другого;
· предположения о чувствах и мыслях других в свой адрес;
· поиск причин своего состояния во влиянии внешних факторов;
· предсказания, как будут развиваться события, с верой в то, что «так и будет».
Ретрофлексия — человек делает себе то, что хотел бы сделать другому (ретрофлексия катарсиса) или хотел бы получить от другого (зеркальная ретрофлексия). Например, я чувствую агрессию и при этом не выражаю ее вовне, а у меня сжимаются кулаки, ходят желваки — моя агрессия идет вовнутрь. В этом случае контакта человека с окружением не происходит, и, кроме того, энергия, направленная внутрь, может оказать на него разрушительное действие (например, могут возникнуть различные психосоматические заболевания).
Ретрофлексия может быть неосознанной (патологической) и осознанной (злость на гаишника, например, которую я не могу открыто ему выразить). Проявлений ретрофлексии очень много. На мой взгляд, формирование симптома является самым ярким случаем проявления ретрофлексии.
Девалидизация — обесценивание полученного опыта. Этот вид сопротивления проявляется на четвертой фазе цикла контакта — постконтакте. Когда цикл контакта практически пройден и взаимообмен энергией со средой состоялся, самое время присвоить приобретенный опыт, полученные результаты. Но «человек нередко обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них».
Пример. Когда супервизор говорит, что ему очень понравилось, как терапевт держит паузу, а терапевт начинает объяснять, что он это делал, потому что не знал, что делать дальше — тем самым обесценивая свою работу. Достичь своей цели и тут же обесценить свой вклад — в этом случае не происходит присвоение своего опыта.
Основные признаки девалидизации:
- суждения типа «ничего особенного не произошло», «ерунда» и т.д.;
- обесценивание, отказ от своего вклада в результат;
- ирония, подшучивание над собой.
Каждое из сопротивлений представляет собой изолированный феномен. При внимательном рассмотрении мы можем обнаружить, что они скорее являют собой некую систему, блок, где представлены в определенной последовательности, в виде пирамиды. Это последовательность называется «этажеркой сопротивлений». Отчасти «этажерка» отражает историю возникновения данного сопротивления, те этапы, которые человек прошел в своем развитии, создавая ту или иную привычку. Симптом вызывается повторяющимся срывом цикла контакта, мешающим удовлетворить значимую потребность. Именно это сопротивление будет первым.
В качестве верхнего звена пирамиды прерывания у моих клиентов выступает ретрофлексия (поворот против себя). Если его исследовать, то выясняется, что он существует вместе с проекцией, где, если спуститься вниз по этажерке, дальше уже будет интроекция («не могу», «боюсь», «не имею права»). Интроект родился из наличия конфлуэтной ситуации, конфлюэнции 1 рода либо конфлуэнции 2 рода. Отреагирование эмоций становится невозможным и их энергия в качестве объекта отреагирования избирает собственное тело — так появляется болезнь и проекция на орган. Контакта же с реальным объектом не возникает. Чувство не выполняет функцию контакта и разрушает собственное тело, накапливаясь, выражаясь в телесном напряжении, боли. Со временем такой способ контакта становится привычным, стереотипным, а боль из острой переходит в хроническую.
Для того чтобы объяснить, что собой представляет психосоматический симптом в гештальттерапии, необходимо описать механизмы его формирования.
Считается, что симптом формируется в теле за счёт образования в определенной области хронического напряжения низкой интенсивности, обусловленного ретрофлексивными процессами.
Хроническая ситуация низкой интенсивности — та, которая определяет сегодняшнюю «проблематичную» часть жизни нашего клиента; именно в ней человек занят симптомотворчеством. Она отчасти напоминает острую ситуацию высокой интенсивности, но чувства в ней приглушены, потребности и конфликты осознаются слабо, а мучения причиняют симптомы или личностную дезадаптацию. Если острая ситуация при всей своей мучительности все-таки оставляла какую-то надежду, то здесь надежда утрачена, и конфликт кажется не разрешимым.
Характеристики хронической ситуации низкой интенсивности:
• чувства приглушены;
• потребности и конфликты осознаются слабо;
• мучения причиняют симптомы или личностную дезадаптацию;
• конфликт кажется неразрешимым.
Задача терапевта — перевести хроническую в острую ситуацию, возможны эксперименты или перемещения между модальностями «там и тогда» — «здесь и теперь».
Острая ситуация высокой интенсивности — это периоды или моменты, когда человек в той или иной степени осознанно принимает решения, определяющие структуру его значимых сопротивлений / защитных стилей.
Характеристики острой ситуации высокой интенсивности:
• наличие неотложной потребности + высокая энергетика;
• сильная фрустрация при невозможности ее удовлетворить;
• негативные эмоции большого накала;
• мобилизация на повторные попытки.
То есть человек прерывает цикл удовлетворения потребности (цикл контакта), останавливая себя на одном из этапов, и, если остановка по тем или иным причинам повторяется снова и снова, процесс становится хроническим. Остановка импульсов и действий происходит за счет физиологических процессов. Импульсы, направленные на удовлетворение потребности, проявляются в виде напряжения в определенных группах мышц, и когда человек удерживает себя от какого-либо действия, то для остановки первичных импульсов задействуются другие группы мышц, по своей направленности противоположные первым. Хроническая остановка приводит к хроническому напряжению: «Для хронификации напряжения необходима его низкая интенсивность. Существование хронического напряжения в определенной части тела нарушает обменные процессы и создает телесную готовность для образования симптоматики».
Интересное свойства симптома, которое я заметила в работе с одним из клиентов, — симптом как бы наделяется жизнью, обретает черты, характер, поведение и, если спросить клиента в сессии о том, что симптом делает, то можно получить самые разные ответы: болит, ноет, зудит, колет, сжимает, распирает, жжёт, давит. Симптом через механизм проекции становится «кем-то» другим, на кого клиент проецирует свои импульсы, чувства и потребности, кем-то, кто, по сути, нападает, и от кого клиент начинает защищаться различными способами. Таким образом, происходит очень интересный процесс, который пошагово выглядит приблизительно так: клиент через ретрофлексию прерывает удовлетворение какой-либо своей потребности, через некоторое время в результате хронического напряжения формируется психосоматический симптом, с развитием симптома потребность и все проявления организма, которые с ней связаны, неосознанно вытесняются из жизни клиента, проецируются на симптом. При этом с развитием симптома у клиента устанавливаются своеобразные отношения с ним. Один из вариантов взаимоотношений человека с симптомом, когда потребности, а соответственно и симптому, нет места в жизни и системе отношений человека, все его усилия направляются на борьбу с симптомом или его уничтожение.
Приведу пример моей клиентки: «Муж опять хочет поехать на выходные на дачу, а я нет. Придется ехать, настроения совсем нет». Это не в первые — ситуация повторяющаяся. В итоге клиентка соглашается в очередной раз на поездку, решая не провоцировать конфликт. Это ее привычный способ поведения. Она сдерживает эмоции, и вот уже не в первый раз накануне поездки у нее начинается головная боль, как она уточняет: «Снова разыгралась моя мигрень». Она по разным причинам избегает взаимодействия с мужем, при этом взаимодействуя с симптомом, например, принимая таблетки от головной боли. И у нее получается справляться с симптомом самой, но все больше и чаще она начала ссылаться на головную боль и недомогание. Тогда симптом как бы встраивается во взаимоотношения с мужем, а она косвенно получает то, чего изначально хотела, так как по ее словам никогда не любила эту дачу. Этот пример показывает, как симптом превращается в своеобразную форму контакта. Таким образом, симптом является своего рода помощником в этой запутанной системе, но реального контакта между двумя людьми не происходит, так как возникающие эмоции не привнесены в отношения.
Телесная терапия / Тюмень-Москва
экспертный проект Kate Pestova Therapy -
www.katepestova.ru
vk.com/teloter - Ваш путь к гармонии через телесную терапию
для связи - wa.me/79528251717
Занятия проходят индивидуально по предварительной записи
Всё обо мне в ТГ канале t.me/astoldbykate