Найти в Дзене

«Тайные послания». Переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к 35-летнему юбилею. Часть I.

«Короли Рок-н-Ролла». История и обзор сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra.

Летом 1982 года активная гастрольная деятельность после завершения успешного международного концертного тура под названием «Time Tour» британской группы Electric Light Orchestra в поддержку студийной пластинки «Time» (дата выпуска - 31 июля 1981 года, номер по каталогу Jet RecordsJETLP 236) была приостановлена. Лидер музыкального коллектива Джеффри Линн (Jeffrey Lynne) вернулся в родной город Бирмингем, Великобритания, и заперся в своем доме по адресу: Шард-Энд-Кресент, 368 (368 Shard End Crescent). Свободное время музыкант решил провести в семейном кругу близких ему людей. Он сконцентрировался на отношениях со своей супругой Сэнди Линн (Sandi Lynne), а также активно ухаживал за двумя маленькими дочерьми: Лорой Линн (Laura Lynne), родилась в 1979 году, и Стефани Линн (Stephanie Lynne), родилась в 1981 году.

Британский рок-музыкант также занимался садоводством. Он ухаживал за обширным садом различных растений и цветов, а также следил за ремонтом отдельных экземпляров из его коллекции классических и винтажных автомобилей периода 1950-х 1970-х годов. Уединение и затворничество периодически им нарушалось, так как он наведывался на тренировки английского профессионального футбольного клуба «Бирмингем Сити» («Birmingham City Football Club»), которому оказывал финансовую поддержку на постоянной основе. Во время посещения спортивной арены Джефф Линн познакомился с новым главным тренером команды, футболистом Рональдом Сондерсом (Ronald «Ron» Saunders), который занял свой пост в феврале 1982 года.

Из-за тихого образа жизни и участия в спортивной деятельности футбольного клуба родного города Джеффа Линна, его коллеги по музыкальному коллективу Electric Light Orchestra находились в некотором недоумении из-за отсутствия конкретных перспектив творческой деятельности.

Барабанщик группы Бив Бивэн (Bev Bevan), который вырос и проживал в районе Спаркхилл Бирмингема в особняке на улице Стратфорд-роуд, недалеко от дома родителей вокалиста и основателя группы Black Sabbath Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), решил проявить инициативу по возобновлению деятельности Electric Light Orchestra. Он позвонил Джеффу Линну и поинтересовался его планами.

Оказалось, лидер и основной автор ансамбля всё время работал над новым амбициозным проектом, который планировал воплотить в виде «двойного» альбома с обновлённым современным саундом, отражающим эволюцию музыкального стиля Electric Light Orchestra. Он написал более двух десятков новых песен, объединённых общей концепцией. По его задумке, выпуск такого количества композиций в «двойном» формате должен подвести итог существованию группы и поставить точку в её истории, сделав вероятный уход на высокой творческой ноте.

В августе 1982 года Джефф Линн и Бив Бивэн приглашают ключевых участников группы, клавишника Ричарда Тэнди (Richard Tandy) и бас-гитариста Келли Гроуката (Kelly Groucutt), присоединиться к работе над новым альбомом. Предварительно музыканты рассматривают студию «Musicland Studios» в Мюнхене, Западная Германия, где ранее коллектив записывал студийные пластинки, начиная с пятого альбома «Face the Music» (дата выпуска – 6 сентября 1975 года, номер по каталогу United Artists RecordsUA-LA 546-G, United Artists RecordsUA-LA 546).

Рекорд-сессии нового музыкального проекта Electric Light Orchestra должен был зафиксировать на плёнку немецкий музыкальный продюсер и звуковой инженер Райнхольд Мак (Reinhold Mack), но он уже был вовлечен британской группой Queen для записи концертных выступлений в рамках их тура «Hot Space Tour» и американским музыкантом Билли Сквайером (Billy Squier) в рекламную кампанию альбома «Emotions In Motion» (дата выпуска – 23 июля 1982 года, номер по каталогу Capitol RecordsST-12217).

Квартет ELO решает сменить студийные помещения. Поиск и подбор новой студии был поручен участнику коллектива The Neoteric Orchestra Биллу Боттреллу (Bill Bottrell).

Джефф Линн и Ричард Тэнди выдвигают необходимые условия к музыкальному оборудованию, которое должно быть современным и отвечать требованиям музыкальной индустрии начала 1980-х годов. Кроме того, Биллу Боттреллу предложено стать ведущим инженером звукозаписи будущего альбома ELO. Последний предлагает несколько вариантов, включая стокгольмскую «Polar Studios», принадлежащую участникам поп-квартета ABBA, но в итоге избирается студия «Wisseloord Studios» общины Хилверсюм, Нидерланды.

После первого посещения студийных комнат «Wisseloord Studios» Джефф Линн остался доволен её оснащением. Он также оценил блюда и деликатесы ресторана «Wisseloord», расположенного при студии. За период работы по записи альбома музыканты ELO проведут в указанном заведении питания значительное количество времени.

Как только появилась определенность со студийными помещениями, лидер ELO предложил присоединиться к проекту британскому музыканту, гитаристу, вокалисту, верному другу Дэвиду Моргану (Dave Morgan) и дирижёру, аранжировщику, клавишнику Луису Кларку (Louis Clark), с которыми коллектив гастролировал во время концертного тура «Time Tour».

Первый этап рекорд-сессий сентября октября 1982 года заключался в работе над композициями «Beatles Forever», «Motor Factory», «No Way Out», «Train Of Gold». Во время записи вернулись разногласия между Джеффом Линном, Ричардом Тэнди с одной стороны, и Келли Гроукатом и Бивом Бивэном с другой, которые возникали еще в период гастролей 1981 – первой половины 1982 года.

Бас-гитарист обратился за помощью к юристам, которые, предвкушая значительный профит и выгоду, подготовили судебный иск на имя Джеффа Линна в целях получить для Келли Гроуката возмещения убытков якобы за сокрытие его гонораров и отсутствия авторских отчислений в ряде композиций с прошлых релизов музыкального коллектива. Отношения накалялись.

Несмотря на межличностные разногласия, наиболее активный период работы над альбомом, который получит название «Secret Messages», состоялся в ноябредекабре 1982 года. В разном составе, в том числе с привлечением гитариста Дэвида Моргана, были записаны основные композиции, которые должны были составить набор из двух полноценных пластинок, объединенных не только обложкой и оформлением, а общей концепцией.

К началу 1983 года Electric Light Orchestra подготовили двадцать два номера. Восемнадцать композиций отобрано для финального этапа работы и планировалось включить в «двойной» альбом «Secret Messages». Песни «Tears In Your Life», «Helpless», своеобразный опус «Who's That?» и инструментальная пьеса норвежского композитора Эдварда Грига (Edvard Hagerup Grieg) под наименованием «Grieg's Piano Concerto In A Minor» длительное время оставались незавершенными, пока в период 1999 2000 годов Джефф Линн не закончил их для обширной трёх дисковой компиляции «Flashback» (дата выпуска - 21 ноября 2000 года, номер по каталогу Legacy – 5009312000, EpicEPC 500931 2).

Сделаем паузу и послушаем пьесу «Grieg's Piano Concerto In A Minor» Эдварда Грига в исполнении Electric Light Orchestra:

Минимизируя взаимодействия с раздражёнными коллегами, стараясь не замечать их разногласия, лидер ELO концентрируется на студийной работе, заранее уведомляя участников коллектива, что после выпуска диска концертного тура в его поддержку не будет, а он, после сессий с британским исполнителем Дэйвом Эдмундсом (Dave Edmunds) над проектом «Information» (дата выпуска - 18 апреля 1983 года, номер по каталогу Arista205 348), планирует заниматься исключительно продюсерской деятельностью. Будущее группы находилось в неопределенности, и многие лица, вовлеченные в процесс записи альбома «Secret Messages», стали рассматривать его в качестве финальной точки существования Electric Light Orchestra.

С января по март 1983 года большинство записанных инструментальных и вокальных «основных дорожек» («backing track») песен подверглись предварительному микшированию (созданию «черновых миксов», «rough mix») инженером Биллом Боттреллом. Понимая структуру каждой песни будущего релиза под руководством Джеффа Линна и Ричарда Тэнди, а также при активном участии и контроле Луиса Кларка, проходят оркестровые сессии, осуществляются дополнительные наложения и создаются инструментальные интерлюдии, включая «тайные послания», композиционно соединяющие восемнадцать отобранных треков для четырех сторон двух виниловых пластинок.

В работе над оркестровыми партиями дирижёр Луис Кларк задействует музыкантов голландского «Филармонического оркестра Нидерландского радио» («The Hilversum Radio Orchestra and Chorus»), который базируется в городке Хилверсуме, недалеко от студии «Wisseloord Studios».

Однако сами рекорд-сессии по записи оркестровых наложений проходят не в «Wisseloord Studios», где Джеффом Линном и Ричардом Тэнди параллельно фиксируют на плёнку множественные звуковые эффекты, а в «Dutch VARA Radio Studio», также расположенной в центре общины Хилверсума. Лидер ELO тщательно выстраивал струнные и хоровые партии, характерные для саунда группы, пытаясь достичь технического звукового совершенствования.

Дополнительное микширование проводилось Джеффом Линном и инженером Биллом Боттреллом в студии «Soundcastle», Лос-Анджелеса, штат Калифорния, США, в марте 1983 года. Процесс был весьма активным, так как сводилось в единое музыкальное полотно «основные дорожки», множественные звуковые и оркестровые наложения. Лидер ELO стремился к объёму звучания, сочетая рок-инструменты с оркестровыми элементами. Джефф Линн самостоятельно выступал центральным архитектором звука группы, формировал звучание будущего релиза, сочетающее рок, поп и оркестровую эстетику.

Мастеринг треков для «двойного» альбома «Secret Messages» осуществлен техническим специалистом Брайаном Гарднером (Brian Gardner) на оборудовании студии «Allen Zentz Mastering» Лос-Анджелеса в период с 04 по 25 марта 1983 года.

04 марта 1983 года техник Брайан Гарднер изготовил первый набор ацетатных (тестовых) дисков, выполненных из алюминия с покрытием из нитроцеллюлозного лака, на поверхностный слой которых «нарезаны» звуковые дорожки непосредственно с оригинальной мастер-ленты с помощью специального рекордера.

В данной версии трек-лист «двойного» альбома «Secret Messages» выглядел следующим образом:

Пластинка / LP № 1, сторона «A» / side «А»: «Secret Messages» / «Loser Gone Wild» / «Bluebird» / «Take Me On And On»;

Пластинка / LP № 1, сторона «Б» / side «B»: «Stranger» / «No Way Out» / «Beatles Forever» / «Letter From Spain» / «Mandalay»;

Пластинка / LP № 2, сторона «С» / side «C»: «Train Of Gold» / «Danger Ahead» / «After All» / «Endless Lies» / «Hello My Old Friend»;

Пластинка / LP № 2, сторона «D» / side «D»: «Four Little Diamonds» / «Buildings Have Eyes» / «Time After Time» / «Rock 'n' Roll Is King».

Предварительные ацетатные копии «двойного» альбома «Secret Messages».
Предварительные ацетатные копии «двойного» альбома «Secret Messages».

После предварительного прослушивания лидер Electric Light Orchestra решает изменить порядок ряда композиций. Инженером Биллом Боттреллом готовится новый микс второй, третьей и четвертой стороны пластинок. Некоторые промежуточные фрагменты были переставлены, добавлены или удалены. 11 марта 1983 года техник Брайан Гарднер «нарезает» обновленные двенадцатидюймовые ацетатные копии альбома (данный микс, за исключением композиции «Beatles Forever», был использован для первого официального издания «двойного» альбома «Secret Messages» в 2018 году).

В конце марта 1983 года работа над «двойным» альбомом «Secret Messages» была завершена. Казалось, можно расслабиться и спокойно ждать тиража виниловых пластинок.

Джефф Линн направляет второй вариант альбома «Secret Messages» на ацетатных дисках руководству лейбла «Jet Records» и его дистрибьютору «CBS Records». Изучив материал нового релиза ELO, президент лейбла «CBS Records» Уолтер Йетникофф (Walter Yetnikoff) направил группе за своей подписью рекомендацию по сокращению альбома «Secret Messages» до одинарного диска из-за высоких затрат на производство, скорректировав и сократив количество песен практически в два раза.

Музыканты Electric Light Orchestra, которые к тому моменту были уже разобщены внутренними конфликтами, на решение босса «CBS Records» отреагировали практически безразлично. Джефф Линн поручил техническим работникам подготовить отобранные им песни для «одинарного» релиза, по факту была переделана лишь вторая сторона диска. В итоге в финальную версию вошли не все записанные треки. Некоторые из них позже были выпущены как на сторонах «Б» синглов данного периода группы, а часть будут включены в массивную компиляцию ELO «Afterglow» (дата выпуска – 15 июня 1990 года, номер по каталогу Epic AssociatedZ3K 46090), но миксы треков, представленные в данном сборнике, были радикально изменены и отредактированы.

Когда на стадии планирования «двойного» альбома «Secret Messages» были подготовлены первые матрицы для тестовых ацетатных (транскрипционных) дисков, тогда же Джефф Линн нанял американского арт-директора Марка Ларсона (Mark Larson) для оформления будущего релиза. Тот подготовил «рукопожатный дизайн» («handshake design») конверта, где изображены силуэты двух здоровавшихся за руки мужчин на фоне звуковых антенн и небес. На предполагаемом конверте были указаны название альбома «secret messages», в том числе шрифтом Брайля, и группы «ELO».

Оригинальный «рукопожатный дизайн» («handshake design»)  «двойного» альбома «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra, подготовленный арт-директором Марком Ларсоном.
Оригинальный «рукопожатный дизайн» («handshake design») «двойного» альбома «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra, подготовленный арт-директором Марком Ларсоном.

Из-за последующей переработки концепции и сокращения треков пластинки было решено полностью изменить оформление. Обложку «Secret Messages» группы ELO разработал арт-директор и музыкант Дэвид Коста (David Costa) из фирмы «Jubilee Graphics». Он же отвечал за дизайн линейки синглов с долгоиграющего диска. Для оформления использовались снимки британского фотографа, известного под творческим псевдонимом «Хэг» (Hag). Его снимки тонировались вручную графическим художником и дизайнером Ким Харрис (Kim Harris).

Сама же обложка «Secret Messages» выполнена в виде коллажа с богатой детализацией и многослойностью. Она стилизована под классическую европейскую живопись XVIII века, в частности, под эстетику рококо. В классический пасторальный антураж неожиданно вставлены современные и даже футуристические элементы, что создаёт чувство диссонанса и недосказанности.

В оформление заложены и спрятаны анаграммы, скрытые буквы и даже образы, намекающие на альбомы группы The Beatles (прямая отсылка к композиции «Beatles Forever», которая изначально планировалась для включения в альбом) и истории самих Electric Light Orchestra.

Релиз оригинального «одинарного» альбома «Secret Messages» состоялся 24 июня 1983 года на лейбле «Jet Records» (номер по каталогу Jet RecordsJETLX 527). Также это был первый альбом группы, выпущенный параллельно виниловому изданию на компакт-диске.

Практически моментально, 02 июля 1983 года, диск поднялся до позиции № 4 в национальном хит-параде Великобритании, продержавшись в списках более 15 недель. По итогам года пластинка получила «золотую» сертификацию.

В «US Billboard 200» США альбом «Secret Messages» поднялся до строчки № 36, а в «Canada Top Albums / CDs» Канады - № 20. В этих странах диск также получил «золотой» статус.

Выпуск альбома «Secret Messages» был популярен и востребован в других странах. Он попал в «десятку» лучших – в Нидерландах, Германии, Норвегии. В «двадцатку» - Австралии, Австрии, Финляндии, Новой Зеландии, Испании, Швеции, ЮАР и других странах.

Для продвижения продаж основного альбома «Secret Messages» были выпущены синглы, которые частично содержали материал, отвергнутый лейблом «Jet Records» и дистрибьютором «CBS Records» для «двойной» версии:

- «Rock 'n' Roll Is King» / «After All» / «Time After Time» (дата выпуска - 18 июня 1983 года, номер по каталогу Jet RecordsTA 3500). Наивысшая позиция - № 13 «UK Official Singes Chart» в Великобритании и № 19 американских чартов «US Billboard Hot 100» и «US Billboard Top Tracks».

Подробнее о релизе в отдельной статье «ЭКИРА»: «Короли Рок-н-Ролла». История и обзор сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra;

- «Secret Messages» / «Buildings Have Eyes» (дата выпуска – 26 августа 1983 года, номер по каталогу Jet RecordsA 3720). Наивысшая позиция в хит-параде Великобритании № 48. Пластинка также добралась до строчки № 14 в ирландском чарте «Irish Singles Chart» и № 5 в польском – «Polish Singles Chart»;

- «Four Little Diamonds» / «Letter From Spain» / «The Bouncer» (дата выпуска – 4 ноября 1983 года, номер по каталогу Jet RecordsTA 3869). Релиз достиг № 84 хит-парада Великобритании и № 86 – «US Billboard Hot 100» США;

- «Stranger» / «Train of Gold» (дата выпуска – 28 ноября 1983 года, номер по каталогу Jet Records JETA 4070, Jet RecordsA 4070). Семидюймовая пластинка издана только в странах Европы, США и Канаде. Позиции в чартах: № 33 – «US Billboard Adult Contemporary» США и № 15 – «Polish Singles Chart» Польши.

В июне 2018 года альбом «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra отмечал тридцатипятилетний юбилей с момента выхода в свет. Простое переиздание диска на виниловой пластинке или в формате CD было бы слишком простым решением, так как «одинарная» версия альбома периодически переиздавалась и была представлена в коллекциях многих меломанов.

Джефф Линн решает восстановить историческую справедливость и обращается к концепции «двойного» альбома «Secret Messages», а именно версии от 11 марта 1983 года, подготовленной техником Брайаном Гарднером. Однако им из окончательного трек-листа изымается композиция «Beatles Forever», которая ему не нравилась из-за явного раболепства и угодничества перед музыкой The Beatles.

Лидер ELO поручает технику Марку Уайлдеру (Mark Wilder) подготовить новый мастеринг на оборудовании и технике компании «Battery Studios, New York» на основе оригинальных лент марта 1983 года.

Изначально Джефф Линн планировал выпустить исключительно ограниченный виниловый тираж «двойного» альбома «Secret Messages» на двух пластинках. В этих целях мастер по тиражированию Марк Сантанджело (Mark Santangelo) осуществил нарезку матрицы (лакер-диска) для релиза. Когда же численность предварительных заказов на переиздание превысило количество планируемых экземпляров, то был осуществлен полноценный тираж.

В итоге издание, посвященное тридцатипятилетию альбома, было выпущено лейблом «Legacy Recordings» на двух пластинках и стриминговых сервисах в августе 2018 года. Релиз полностью соответствовал формату и длине, первоначально задуманным Джеффом Линном для выпуска в 1983 году, но опять же за исключением композиции «Beatles Forever». Другие существенные изменения по сравнению с оригинальным релизом 1983 года включают в себя перенос концовки альбома с трека «Rock 'n' Roll Is King» на «Hello My Old Friend».

Варианты переиздания «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею с момента оригнального выпуска в июне 1983 года.
Варианты переиздания «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею с момента оригнального выпуска в июне 1983 года.

Дата первого выхода переиздания «Secret Messages» в виде «двойного» альбома, представленного исключительно на двух виниловых пластинках и на цифровых стриминговых сервисах, - 3 августа 2018 года. 12 августа 2018 года релиз занял позиции № 49 национального хит-парада Великобритании и седьмую строчку в категории продаж виниловых пластинок «Official Vinyl Album Chart».

Выпуск переиздания «Secret Messages» к тридцатипятилетнему юбилею также достиг позиции № 68 в Шотландии «Scottish Albums (OCC)».

Полный трек-лист «двойного» 1983 года и переиздания 2018 года альбома «Secret Messages» рок-группы Electric Light Orchestra:

Пластинка / LP№ 1, сторона «A» / side «А»:

01. «Secret Messages» - 4:43

02. «Loser Gone Wild» - 5:27

03. «Bluebird» - 4:13

04. «Take Me On and On» - 4:59

Пластинка / LP № 1, сторона «Б» / side «B»:

05. «Stranger» - 4:27

06. «No Way Out» - 3:23

BT. «Beatles Forever» (Unreleased Song) - 4:30

07. «Letter From Spain» - 2:51

08. «Danger Ahead» - 3:52

Пластинка / LP № 2, сторона «С» / side «C»:

09. «Four Little Diamonds» - 4:05

10. «Train of Gold» - 4:20

11. «Endless Lies» - 3:24

12. «Buildings Have Eyes» - 4:04

13. «Motor Factory» / «Rock 'n' Roll Is King» - 3:10

Пластинка / LP № 2, сторона «D» / side «D»:

14. «Mandalay» - 5:20

15. «Time After Time» - 4:01

16. «After All» - 0:41

17. «Hello My Old Friend» - 8:30 (на виниловом издании продолжительность трека обозначена 7:50; последние сорок секунд - фактическая реприза заглавной композиции «Secret Messages»).

Продолжительность звучания полной версии альбома - 76 минут 02 секунды.

Автор всех композиций - Джефф Линн.

Состав музыкантов группы ELO, приглашенных участников и технического персонала, принявших участие в записи всех песен «двойного» альбома «Secret Messages»:

Джефф Линн (Jeff Lynne): ведущий и дополнительный вокал, бас, электрогитары, синтезаторы, фортепиано, перкуссия, электронная драм-машина марки «Oberheim DMX», продюсирование;

Ричард Тэнди (Richard Tandy): вокальные гармонии, синтезаторы, рояль, электронное фортепиано, губная гармошка, электронная драм-машина марки «Oberheim DMX»;

Келли Гроукат (Kelly Groucutt): бас-гитара, вспомогательный вокал на композициях «Train of Gold», «Rock'n' Roll Is King», «No Way Out» и «Beatles Forever»;

Бив Бивэн (Bev Bevan): ударные инструменты и перкуссия;

Мик Камински (Mik Kaminski): электроскрипка на композиции «Rock 'n' Roll Is King»;

Луис Кларк (Louis Clark): клавишные, аранжировка и запись струнной секции для композиций «Buildings Have Eyes», «Danger Ahead», «Stranger», «Train Of Gold», «Time After Time», «Hello My Old Friend»;

Дэвид Морган (Dave Morgan): электрогитары, звуковые эффекты, дополнительный вокал на композициях «Beatles Forever», «Bluebird», «Train of Gold», «Loser Gone Wild», «Rock'n' Roll Is King» и «Time After Time»;

Сэнди Линн (Sandi Lynne): женский вокал на композиции «Time After Time»;

Билл Боттрелл (Bill Bottrell): технический специалист и инженер звукозаписи;

Брайан Гарднер (Brian Gardner): технический сотрудник, мастеринг оригинальных записей 1983 года;

Марк Уайлдер (Mark Wilder): технический сотрудник, мастеринг записей для выпуска в 2018 году;

Марк Сантанджело (Mark Santangelo): нарезка матрица (лакер-диска) для тиража пластинок 2018 года.

Разбираем содержание альбома «Secret Messages» 1983 года группы Electric Light Orchestra. Рассмотрим историю создания композиций, вникнем в их смысл и значение. Послушаем записи, посмотрим видеоклипы, обратим внимание на физические и цифровые релизы.

Альбом открывает титульная композиция «Secret Messages» с быстрым темпом, загадочной мелодией и уникальной аранжировкой начала 1980-х годов.

Джефф Линн написал композицию летом 1982 года. Песня стала ироничной реакцией автора на обвинения со стороны фундаменталистской христианской организации США в том, что на альбоме группы «Eldorado: A Symphony by the Electric Light Orchestra» (дата выпуска – 28 сентября 1974 года, номер по каталогу Warner Bros. RecordsK56090, Warner Bros. Records WS 4558) якобы были скрытые сатанинские послания, которые следовало воспроизводить в обратном порядке. Эти обвинения многократно и решительно отрицались участниками ELO на протяжении многих лет.

На растущее неистовство американского общества по поводу «тайных посланий» и скрытых сообщений в рок-записях ELO музыканты группы ответили саркастично. Они умышленно стали вставлять звуковые эффекты, шумы, шёпот, маскируя их глубоко в миксе под специальным саундом. Шутки ради Джефф Линн вставил настоящее реверсное сообщение: «Музыка обратима вспять, но время — нет. Переключай обратно.» в композицию «Fire On High» из альбома «Face the Music» (дата выпуска – 6 сентября 1975 года, номер по каталогу Jet RecordsACB 0246, United Artists Records2310 414).

Указанные действия музыкантов ещё больше ожесточили полемику с христианскими радикалами США. Обвинения привели к слушаниям в Конгрессе США в начале 1980-х годов, которые окончились безрезультатно, так как все обвинения против группы были надуманными и пустыми. В ответ лидер ELO и сочинил композицию «Secret Messages», которая при записи в студии наполнилась скрытыми посланиями в виде обратного звука («backmasking»), часть из которых очевидна, а другая — нет.

Как следствие, смысл песни «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra связан с таинственной и часто подавляющей природой информации в современном мире, умением ею манипулировать в угоду личных интересов.

В песне описывается движущийся поток информации, словно это «текущая река иллюзии вперемешку с замешательством» («a flowing river of illusion / running with confusion»). Он вездесущ, «плывёт на ветру и не заканчивается» («calling to me endlessly / they call to me across the air»). Данный образ служит метафорой постоянного притока информации в жизни, особенно в цифровую эпоху. Сами же «тайные послания» описываются как шепчущие на ухо и зовущие повсюду, что указывает на их всепроникающий и навязчивый характер. Помните: не вся информация ясна или правдива.

Первые рекорд-сессии композиции «Secret Messages» состоялись в ноябре декабре 1982 года в студии «Wisseloord Studios». На данном этапе участие в работе принимают Джефф Линн - ведущий вокал, электрогитара, фортепиано, синтезатор и перкуссия; Ричард Тэнди - рояль, синтезатор, электропианино; Бив Бивэн – ударные инструменты и перкуссия; Келли Гроукат – бас-гитара. Когда «основная дорожка» («backing track») была завершена, композиция была отложена до февраля 1983 года.

Джефф Линн и Ричард Тэнди возвращаются к работе над треком, но значительно его изменяют. Лидер ELO частично удаляет партию бас-гитары Келли Гроуката, записывая новую ведущую линию самостоятельно. В свою очередь, Ричард Тэнди сильно редактирует партию ударных инструментов Бива Бивэна, заменяя их на чёткий ритм электронной драм-машины марки «Oberheim DMX».

Когда барабанщик ELO услышал окончательный вариант финального микса «Secret Messages» на готовой пластинке, то не мог скрыть своего разочарования. В интервью американскому журналу «Hit Parader» он откровенно сообщил: «Иногда мне хочется заявить: «К чёрту всё это!». Эта группа может быть крайне раздражающей. Чрезмерный контроль, который Джефф Линн оказывает на всё и всех, может действительно подавить творческие соки. Ненавижу, когда меня низводят до роли сессионного барабанщика в группе». Такой подход Джеффа Линна и Ричарда Тэнди серьёзно отразился на взаимоотношениях с одним из основателей Electric Light Orchestra Бивом Бивэном и бас-гитаристом Келли Гроукатом.

Секретные сообщения и «тайные послания» от музыкантов ELO «всплывают» на различных отметках песни. Композиция «Secret Messages» начинается со странных эффектов и звучащего потустороннего голоса, который произносит вступительную фразу «добро пожаловать на шоу» («welcome to the show»). Затем следует азбука Морзе, а затем начинается собственно песня с отрывистой клавишной партией Ричарда Тэнди, за которой следуют барабаны Бива Бивэна, драм-машины и гитара Джеффа Линна, что особенно заметно в стаккато-штрихах на отметке около 35-й секунды песни.

Сам автор эффективно ведёт повествование в непринуждённой вокальной форме, которое контрастирует с оживлённым исполнением, создавая подходящее загадочное начало альбома «Secret Messages».

Трек был издан отдельно на втором сингле группы с оригинальной пластинки. Релиз «Secret Messages» / «Buildings Have Eyes» добрался до позиции № 48 в национальном хит-параде Великобритании. Такое рейтинговое место обусловлено отсутствием каких-либо эксклюзивных форм физического тиража. Спустя несколько месяцев, в целях повышения уровня спроса и стимулирования продаж, лейбл «Jet Records» издал специальный семидюймовый диск (номер по каталогу Jet RecordsWA 3720) с рисунком на поверхности пластинки («Picture Disc»).

В Великобритании сингл продавался с ироничной наклейкой: «Осторожно! Содержит тайные послания задом наперед!». Американское пуританское общество эту шутку не восприняло, и стикер был удалён из оформления пластинки.

Ремастированная версия 2018 года композиции «Secret Messages», подготовленная американским инженером Марком Уайлдером (Mark Wilder) на оборудовании студии «Battery Studios, New York», убирает сторонние артефакты оригинальной записи 1983 года. Кроме того, данный трек обладает уникальной редакцией для «двойного» альбома, над которой работал Джефф Линн и инженер Билл Боттрелл (Bill Bottrell). За счёт этого данный вариант имеет отличия в звуковом оформлении, начальной и финальной подаче.

Запись представлена в наиболее чистом саунде, без дефектов архивной плёнки и особенностей мастеринга начала 1980-х годов. Для многих слушателей и ценителей музыки обновлённое звучание покажется чрезмерно «стерильным», но именно такой формат подачи наиболее соответствует оригинальному авторскому замыслу песни «Secret Messages», её студийному оформлению и тексту.

Разбираем смысл «тайных посланий» в композиции «Secret Messages» (Remastered 2018):

Для поддержки уровня продаж альбома «Secret Messages» и одноименного сингла был снят видеоклип на научно-фантастическую тематику с космическими, мистическими инопланетными пейзажами.

Некоторые фрагменты на песню «Secret Messages», в которой появляется радиотелескоп, были сняты в обсерватории «Джодрелл-Бэнк» («Jodrell Bank») в графстве Чешир, Англия.

Несмотря на разногласия и противоречия в коллективе, Джефф Линн настоял, чтобы в кадре появились все участники квартета Electric Light Orchestra, включая Келли Гроуката.

Совместно с музыкантами в клипе «Secret Messages» также снялись девушки-модели. Одна из них - актриса Кэрол Энн Стивенсон (Carole Anne Stevenson), известная по ролям в британских кинокомедиях «Смысл жизни по Монти Пайтону» («Monty Python’s The Meaning of Life», дата премьеры – 31 марта 1983 года) и «Монахини в бегах» («Nuns on the Run», дата премьеры – 16 марта 1990 года).

Вторая модель промо-клипа – актриса Сэди Фрост (Sadie Frost), которая снималась в нескольких музыкальных роликах других исполнителей, например, у британской соул-группы Simply Red.

Смотрим видеоролик на композицию «Secret Messages» группы Electric Light Orchestra на канале «ЭКИРА»:

Композиция «Loser Gone Wild» появилась в августе 1982 года после ряда экспериментов Джеффа Линна с последними современными образцами звукозаписывающей техники. Благодаря технологиям он решил уместить в одной песне разные размеры музыкальных тактов, меняя количество долей и длительность каждой доли. Когда мелодия оформилась, он написал двусмысленный текст.

С одной, более очевидной, стороны, песня «Loser Gone Wild» наполнена любовной тематикой, а сюжет повествует историю молодого человека, который страдает без возлюбленной и пытается забыть о своём одиночестве, скитаясь по безлюдным улицам ночного города.

С другой стороны, текст наполнен скрытыми намёками, «тайными посланиями» и печальными мыслями о бренности славы и связанных с ней жертвах. Композиция «Loser Gone Wild» вдохновлена личным опытом автора и его чувствами разочарования в индустрии звукозаписи конца 1970-х и начала 1980-х годов.

Запись «основной дорожки» состоялась в декабре 1982 года в «Wisseloord Studios». В сессиях приняли участие: Джефф Линн - электрогитара, фортепиано и ведущий вокал; Ричард Тэнди – фортепиано; Келли Гроукат – бас-гитара; Дэвид Морган - вспомогательный вокал, синтезатор; Бив Бивэн – ударные инструменты.

При оформлении припева использовалось параллельное наложение дорожек синтезатора «Wurlitzer» Ричарда Тэнди и живой «лающей» партии синтезатора марки «Dennis DEK-61mini» Дэвида Моргана.

Месяц спустя, в январе 1983 года, Ричард Тэнди также добавил партии электрического пианино и губной гармошки, а Джефф Линн «обновил» басовую дорожку и выстроил ровные ударные с помощью электронной драм-машинки «Oberheim DMX».

В двадцатых числах февраля 1983 года инженер Билл Боттрелл готовит финальное сведение (микширование) звуковых дорожек песни, объединяя вступление «Loser Gone Wild» с финальными аккордами первого трека альбома «Secret Messages». В таком «объединённом» виде обе композиции будут включены во все версии релиза: «одинарный» и «двойной».

Эффектная мелодика «Loser Gone Wild» отражает личные переживания Джеффа Линна. Для выражения драматического тона вокал был сильно обработан специалистом Биллом Боттреллом реверберацией и наполнен отдающим эхом, которое по мере воспроизведения дорожки становилось громче и яснее.

Ремастеринг 2018 года «Loser Gone Wild» поднимает звучание средних частот, снижая количество ревербераций, присущих оригинальному релизу 1983 года, делая ведущий вокал и гармонии намного ярче, что порой они перекрывают инструментальное сопровождение.

Весьма спорное решение, так как изначально сами музыканты желали «погрузить» вокал в миксе с доминированием эхо-эффектов. По всей видимости, инженер мастеринга 2018 года Марк Уайлдер сделал такие изменения целенаправленно, так как трек после релиза 1983 года получил изрядную долю критики от меломанов из-за нестабильного уровня громкости, который под финал весьма продолжительной по времени воспроизведения (пять с половиной минут) композиции начинал раздражать. В данной ситуации предпочтения, какую версию выбрать в качестве основной, на стороне слушателей.

Гоним неудачи прочь с «Loser Gone Wild» (Remastered 2018):

По воспоминаниям Джеффа Линна, композиция «Bluebird» была написана им летом 1982 года на полифоническом аналоговом синтезаторе марки «Oberheim». Он стремился к «более электронному звучанию песен» для Electric Light Orchestra, так как хотел современного и легкого саунда при аранжировке номера.

Когда мелодия оформилась, автор добавил строчки текста о тоске, сожалении и неуловимой природе свободы. Песня «Bluebird» - это миниатюрный рассказ о молодом человеке, который застрял в монотонной и рутинной жизни, которая его не удовлетворяет. Он мечтает о побеге, но ему кажется, что это невозможно.

Каждый куплет «Bluebird» отражает чувства героя, описывая попытки вырваться из ограничений и найти утешение в абстрактном далёком идиллическом месте.

Группа начала работать над записью композиции в студии «Wisseloord Studios» в конце ноября 1982 года. Джефф Линн взял на себя основные функции вокалиста и инструменталиста, сыграв на записи на акустической и электрогитарах, фортепиано, синтезаторе и перкуссии. Ричард Тэнди задействовал множество клавишных инструментов: от рояля и пианино до синтезатора и электрооргана.

Вклад остальных музыкантов в запись песни «Bluebird» был гораздо меньшим. В декабре 1982 года Келли Гроукат добавил бас-гитару, Бив Бивэн – ударные инструменты и перкуссию, а Дэвид Морган – ритм-гитару и записал вокальную поддержку ведущей линии Джеффа Линна.

В январе 1983 года автор возвращается к аранжировке трека. Он записывает партию электрогитары, которая звучит во вступительной части песни. Такое сочетание звучания акустических и электрической гитар формирует романтичный и трогательный саунд, который пошатнёт даже самых сильных скептиков творчества группы Electric Light Orchestra.

Акустическая гитара звучит на общем фоне мелодии, но делает невероятные прерывистые медленные пассажи, наполненные паузой и тихими местами, что порой кажется, мотив «Bluebird» изменится и уведёт песню в другом направлении.

После выхода альбома «Secret Messages» летом 1983 года большинство слушателей и критиков сошлись в едином мнении, что бывает крайне редко, о высоком художественном уровне «Bluebird», который ставит произведение в один ряд с лучшими творениями группы Electric Light Orchestra.

Песня «Bluebird» нашла свою аудиторию на американских континентах и была включена в редкую подборку «ELO Classics» (дата выпуска – 9 октября 1990 года, номер по каталогу CBS Special ProductsA 21583) в отредактированном (сокращенном) виде, выпущенную для рынка США, Канады и Аргентины.

Новый мастеринг трека «Bluebird» 2018 года, подготовленный инженером Марком Уайлдером, исправляет ошибки и огрехи сведения трека 1983 года: с некоторым дисбалансом частот, недостаточной детализацией и конфликтом между акустическими и электрическими инструментами в одних и тех же частотных диапазонах.

Именно обновлённый саунд композиции позволил по достоинству оценить замысел и уровень технической записи «Bluebird», которая с позиции сегодняшнего дня слушается объёмно, совершенно и безупречно. Удивительно, так как песня была зафиксирована на плёнку более сорока лет назад, а спокойно превосходит по техническому совершенству многие современные релизы. Великолепно!

Пытаемся вырваться из рутины повседневности с «Bluebird» (Remastered 2018):

Баллада «Take Me On and On» сочинена Джеффом Линном после того, как он, находясь дома, увидел телевизионный документальный фильм о создании и запуске космического шаттла «Колумбия» по программе «Спейс Шаттл» для выполнения исследовательской и опытно-конструкторской миссии «STS-4», который состоялся 27 июня 1982 года на полигоне «НАСА».

Текст песни в какой-то степени косвенно описывает размышления автора о том, каково находиться в космосе под аккомпанемент подходящей, неподвластной времени музыки.

Автор мечтает в «Take Me On and On» об освобождении от повседневности, о желании путешествия в неведомое вместе с близким человеком. Мелодия песни наполнена тоской и надеждой. Фраза «забери меня с собой, куда угодно» («take me on and on») повторяется как мантра, словно герой песни обращается к своей спутнице (здесь опять заложены «тайные послания», так как текст содержит несколько понятий: близкого человека, или любви, или мечты), прося не отпускать и унести с собой — в пространстве, времени и воображении.

Предлог «on» в названии и припеве может пониматься не только как «вперёд» или «дальше», но и как бесконечное движение, путешествие, без определённой цели — лишь бы вдали от текущей реальности. Это делает песню особенно поэтичной и универсальной в интерпретации, «напичканной» секретными смыслами.

Когда журналист еженедельной газеты «Birmingham Post» поинтересовался в интервью с Джеффом Линном от 02 ноября 2012 года, какие самые любимые песни лидера Electric Light Orchestra, то он ответил: «Mr. Blue Sky» - мой любимый хит, но мне также нравится «Take Me On and On».

Рекорд-сессии нео-психоделического номера «Take Me On and On» в студии «Wisseloord Studios» растянулись на несколько месяцев, с октября 1982 года по февраль 1983 года, так как Джефф Линн, Ричард Тэнди и инженер Билл Боттрелл пытались придать особый саунд песни за счёт многочисленных наложений электронных устройств звукового синтеза и драм-машины. Как и на ряде других композициях альбома «Secret Messages», «живые» записи партий Келли Гроуката и Бива Бивэна были частично удалены, частично спрятаны в фоновое инструментальное сопровождение микса. Здесь также используется густой синтезаторный фон, многослойная аранжировка и наложенные вокальные эффекты, создающие ощущение полёта или сна.

Синти-роковая композиция «Take Me On and On» — прекрасный пример более «медитативной» стороны ELO, демонстрирующей не только их поп-рок энергию, но и умение создавать мечтательные звуковые пейзажи. Джефф Линн выступает здесь не просто как автор песни, но как архитектор целой звуковой вселенной.

Песня «Take Me On and On» завершает первую сторону «одинарного» и «двойного» вариантов альбома «Secret Messages». Таким образом, данная сторона всех изданий и выпусков диска фактически осталась без серьезных изменений и корректировки.

Главное отличие ремастированной версии песни «Take Me On and On» 2018 года заключается в улучшении общего фона звучания композиции, особенно по формированию инструментального баланса. Для достижения расширенной панорамы песни используются современные технологии.

Обновлённый вариант «Take Me On and On» обладает более чёткой и выделенной линией низких частот звука, но динамический диапазоном («dynamic range») несколько ограничен за счёт узкой стереокартины.

Осуществляем космическое путешествие с «Take Me On and On» (Remastered 2018):

Вторую сторону «двойной» версии альбома «Secret Messages» открывает композиция «Stranger», продолжающая космическую тематику, которая стала приоритетной для музыкантов Electric Light Orchestra на рубеже конца 1970-х и начала 1980-х годов. Произведение появилось жарким летом 1982 года, когда засуха достигла наивысшего пика, а Джефф Линн стал грезить о прохладе космоса. Он понял, что находится не на своём месте, ощутил себя неким «странником» («незнакомцем»), который прибыл на планету Земля и почувствовал её жар после холода космического пространства.

Песня «Stranger» рассказывает о путешествии в неизвестность, поиске своего места в мире и временном одиночестве. Герой ищет своё место в мире, но пока не находит его. Символика огней города, упомянутая в тексте песни, кажется красивой, но на самом деле подчёркивает отчуждённость героя. Он наблюдает за происходящим «глазами чужого», ощущая опасность и нерешительность. В конце песни герой повторяет, что никогда не вернётся назад, принимая своё новое состояние «странника» в поисках своего места в мире.

Сеанс звукозаписи космической мини-оперы «Stranger» состоялся в период с 05 по 25 декабря 1982 года. При записи номера Джеффом Линном использовались фортепиано, синтезатор и несколько видов гитар. Ричард Тэнди играл на рояля, пианино и синтезаторах моделей «Technics PX7», «Yamaha DX7» и «Roland Juno 2». Партия ударных инструментов и перкуссия Бива Бивэна была усилена с помощью устройства «Roland MC500» и модуля «Alesis SR16».

В феврале 1983 года инструменталист Луис Кларк подготовил красивую оркестровую часть композиции, которая была записана в самом большом студийном помещении «Dutch VARA Radio Studio».

В первые четыре секунды звучания композиции «Stranger» слышно очередное «тайное послание». Тихий, высокий и обработанный голос Джеффа Линна, произносящий фразу «вы проигрывайте меня задом наперёд», запущен задом наперёд. Также в треке появляется реверсное звучание колоколов и зловещего смеха, которые предупреждают героя путешествия об угрозах.

Великолепная, ёмкая и уместная струнная аранжировка дирижёра Луиса Кларка делают композицию о «страннике» одной из самых красивых, ярких и самодостаточных на альбоме «Secret Messages».

Именно благодаря указанным обстоятельствам она была издана отдельным синглом «Stranger» / «Train of Gold» в ноябре 1983 года для рынка Европейского континента, США и Канады. Пластинка с несколько отредактированной песней (убрана вступительная фраза и смех) попала в радиоротацию Америки, быстро стала популярна у женской части почитателей творчества ELO. Такой спрос помог пластинке достичь № 33 в американском «US Billboard Adult Contemporary».

Ремастеринг песни «Stranger» 2018 года студии «Battery Studios, New York» включал точную настройку частотного баланса трека для повышения чёткости звучания, снижения фонового шума старой версии композиции и променял компрессию для достижения равномерного уровня громкости. Такие действия инженера Марка Уайлдера корректируют динамический диапазон песни, сохраняя при этом суть исходного микса 1983 года. Вышло весьма изящно!

Знакомимся со «Stranger» (Remastered 2018):

В интервью британского онлайн-журнала «Far Out», посвященном независимой и альтернативной культуре, от 28 июня 2023 года, Джефф Линн назвал тринадцать самых любимых его музыкальных альбомов, которые повлияли на становление таланта автора, музыканта и продюсера. Помимо рок-энд-рольных и рок-пластинок, он назвал два диска соул-коллектива Don Covay And The Goodtimers под названием «Mercy!» (выпущен в августе 1965 года, номер по каталогу AtlanticSD 8104 / 8104) и американской женской вокальной группы The Marvelettes - «Sophisticated Soul» (выпущена летом 1968 года, номер по каталогу TamlaTS286 / S-286), содержащие записи указанных ансамблей более раннего периода.

Именно джазово-блюзовые ансамбли конца 1950-хначала 1960-х годов оказали сильное влияние на создание композиции «No Way Out», стилизованной под саунд прошлого, но записанной с технической безупречностью технологий начала 1980-х годов.

По информации сайта Genius Lyrics, песня «No Way Out» группы Electric Light Orchestra описывает чувство отчаяния, которое возникает после разрыва отношений.

Основная тема произведения «No Way Out» - это желание главного героя избавиться от токсичных отношений со своей бывшей возлюбленной, которая «жмёт, как старая туфля» («shakin' in my shoes»). В начале второго припева слышна «таинственная» фраза, произнесённая Бивом Бивэном басовым голосом: «Я ухожу» («I'm walking»), которая отсылает к названию номера.

Группа Electric Light Orchestra собралась в студии «Wisseloord Studios» в двадцатых числах ноября 1982 года для записи «No Way Out». Состав коллектива был полный: Джефф Линн - вокал, электрогитара, фортепиано; Ричард Тэнди – рояль, синтезаторы, электропианино; Келли Гроукат – второй вокал и бас-гитара; Бив Бивэн – речевое оформление, ударные инструменты и перкуссия.

Несмотря на противоречия и личные обиды, работа над треком проходила спокойно и расслабленно. Рекорд-сессии «No Way Out» стали последним коллективным сотрудничеством музыкантов квартета ELO.

В январефеврале 1983 года инженер Билл Боттрелл записал различные инструментальные наложения, включая партию Келли Гроуката на акустическом контрабасе. Музыкант присутствовал в студии уже в одиночестве.

Номер «No Way Out» обладает загадочным фальшь-финалом, который меняет восприятие от песни и выводит композицию на новую творческую высоту.

Джазово-свингующая композиция «No Way Out» благодаря своей атмосфере 1950-х годов несколько не вписывается в основную мелодику альбома «Secret Messages». Именно по этой причине она была убрана при финальной подготовке «одинарного» релиза 1983 года и длительное время оставалась на полках.

Номер «No Way Out» впервые издан в составе трёхдисковой компиляции ELO «Afterglow» (дата выпуска – 15 июня 1990 года, номер по каталогу Epic AssociatedZ3K 46090) в отредактированном виде с одним щелчком пальцами перед вступлением основной мелодии и гитарной партией.

На ремастированной версии альбома «Secret Messages» 2001 года (Epic – 502496 2, Legacy5024962000), где песня «No Way Out» добавлена дополнительным треком, присутствуют два щелчка пальцами.

Полный вариант «No Way Out», представленный впервые на ремастированном «двойном» альбоме «Secret Messages» 2018 года, содержит три щелчка пальцами перед первой музыкальной нотой. Из-за каждого последующего расширения трека песня добавляла две дополнительные секунды звучания.

Ремастеринг инженера Марка Уайлдера также увеличил громкость звучания басовых партий Келли Гроуката, сделав их основной ведущей линией «No Way Out», на которую «нанизаны» остальные инструменты и вокал. Завышенный нижний диапазон сказался на высоких частотах, слегка искажённых излишними колебаниями и звуковой реверберацией.

Ищем выход из положения с песней «No Way Out» (Remastered 2018):

Завершение первой части обзора на переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею со дня оригинального выпуска летом 1983 года. Продолжение следует...

Во второй части статьи «Тайные послания». Переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею» будут рассмотрены оставшиеся композиции диска, а также разобраны цифровой и физические релизы, включая виниловые пластинки и компакт-диски.

Продолжение и финал:

«Тайные послания». Переиздание «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года группы Electric Light Orchestra к тридцатипятилетнему юбилею. Часть вторая.