Найти в Дзене
kino-and-more

"Серафина из Санлиса": уборщица и прачка, ставшая художницей (не история успеха)

Если ожидать от этого фильма динамичного повествования и ярких сюжетных поворотов, то вас ждет большое разочарование. Также здесь не будет великой трагедии и истории любви. А будет жизнь маленького человека со своими странностями, каким-то чудом попавшего в энциклопедию искусства 20 века. Не крупными буквами, а мелким шрифтом - "Серафина Луи, французская художница, представительница наивного искусства". "Серафина из Санлиса", 2008 Серафина жила во Франции начала 20 века. Она была сиротой, религиозной и необщительной, без мужа и детей. Зарабатывала на жизнь тяжелым трудом - стиркой и уборкой, а в свободное время рисовала. Краски частично покупала, частично создавала сама. Рисовала не только кисточками, но и пальцами. Чаще всего это были деревья с повторяющимися элементами - листьями, цветами, плодами. Все это выглядело странно, экспрессивно: листья как будто светились, двигались и были похожи на насекомых. Еще Серафина гуляла на природе и обнималась с деревьями. Ее картины никому не н

Если ожидать от этого фильма динамичного повествования и ярких сюжетных поворотов, то вас ждет большое разочарование. Также здесь не будет великой трагедии и истории любви. А будет жизнь маленького человека со своими странностями, каким-то чудом попавшего в энциклопедию искусства 20 века. Не крупными буквами, а мелким шрифтом - "Серафина Луи, французская художница, представительница наивного искусства".

"Серафина из Санлиса", 2008
"Серафина из Санлиса", 2008

Серафина жила во Франции начала 20 века. Она была сиротой, религиозной и необщительной, без мужа и детей. Зарабатывала на жизнь тяжелым трудом - стиркой и уборкой, а в свободное время рисовала. Краски частично покупала, частично создавала сама. Рисовала не только кисточками, но и пальцами. Чаще всего это были деревья с повторяющимися элементами - листьями, цветами, плодами. Все это выглядело странно, экспрессивно: листья как будто светились, двигались и были похожи на насекомых. Еще Серафина гуляла на природе и обнималась с деревьями. Ее картины никому не нравились, всем казалось, что она занимается глупостями. Но однажды в городок приехал коллекционер Вильгельм Уде, который открыл для широкого зрителя Пабло Пикассо и Анри Руссо, и случайно увидел картину Серафины. И оценил.

"Серафина из Санлиса", 2008
"Серафина из Санлиса", 2008

Фильм о Серафине очень тихий, немногословный, задумчивый. В него нужно погрузиться как в воду, как в медитацию. Помните, у Тарковского трава колыхалась под водой, и это показывалось долго-долго? Вот и тут примерно такой же ритм. Комнатка Серафины, дом коллекционера, улочки города, природа вокруг - все красиво и аутентично. Как будто в начале 20 века все выглядело именно так и не иначе. У актрисы Иоланды Моро в роли Серафины получился образ, с одной стороны, простой женщины, грубоватой и наивной, а с другой - творца, вдохновенного и несгибаемого.

О чем я думала во время просмотра? О том, как же важно, когда в тебя кто-то верит, даже один человек, и говорит: "То, что ты делаешь, не зря! Продолжай!". Для Серафины таким стал коллекционер Уде, а для Ван Гога - его родной брат, без которого мы бы, скорее всего, ничего не узнали о Винсенте.

О том, как трудно женщине в начале 20 века было стать художницей. Особенно, если она - нищая сирота, прачка и уборщица. Почти невозможно. И какое нечеловеческое желание надо было иметь, какие прикладывать усилия, чтобы не бросить свое увлечение. Художнице Беатрикс Поттер, выросшей в небедной семье, и то было очень сложно доказать, что она имеет право рисовать и этим зарабатывать. Что уж говорить о бедной сироте Серафине.

Конечно, я думала и о странностях художников, о том, что гений и безумие всегда где-то рядом. Что в творчестве самое необычное создают люди, чей мозг устроен иначе, и именно поэтому им удается выйти за рамки привычного и удивить всех. Кроме того, эти люди, как правило, сосредоточены исключительно на своем деле, и окружающее их мало волнует. Таким был японский художник, который тридцать лет не выходил из дома, а точнее - из дома с садом. Там он лежал на земле и рисовал муравьев:

Наконец, я подумала о том, что каждый человек, даже самый маленький, незаметный, одинокий и странный, приносит свою краску в этот мир, оставляет свой след. Каждый важен, и это не просто слова.

"Серафина из Санлиса", 2008
"Серафина из Санлиса", 2008

Во Франции "Серафина из Санлиса" получила семь премий Сезар, включая Лучший фильм и Лучшая актриса. Сначала я удивилась, узнав об этом. Очень уж это кино неброское, негромкое. Но потом подумала, что "Серафина" стоит того.